Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 21:03, реферат
Явление эвтаназии, безусловно, можно назвать одной из «болевых точек» общественно-правового сознания населения. Разворачивается драматическая борьба среди юристов, философов, медиков, социологов, политологов, богословов. Жизнь священна и неприкосновенна, утверждают одни. Жизнь не должна превращаться в мучительное и бессмысленное существование, возражают другие. Основным аргументом в этой борьбе выступают правовые запреты и дозволения.
Известно, что термин «эвтаназия» составной и образован путем соединения двух греческих слов: прилагательного «ev» – т.е. благо и слова «thanatos», что значит «смерть».
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский национальный технический университет
Кафедра: « Тепловые Электрические станции»
Реферат на тему:
«Эвтаназия: за и против»
Выполнила: студентка гр.106420
Зенович А.Ю.
Минск 2013
Явление эвтаназии, безусловно, можно назвать одной из «болевых точек» общественно-правового сознания населения. Разворачивается драматическая борьба среди юристов, философов, медиков, социологов, политологов, богословов. Жизнь священна и неприкосновенна, утверждают одни. Жизнь не должна превращаться в мучительное и бессмысленное существование, возражают другие. Основным аргументом в этой борьбе выступают правовые запреты и дозволения.
Известно, что термин «эвтаназия» составной и образован путем соединения двух греческих слов: прилагательного «ev» – т.е. благо и слова «thanatos», что значит «смерть».
Выделяют 2 формы эвтаназии: активной и пассивной. В качестве основного критерия следует принять характер действий, направленных на умышленное умерщвление больного.
Пассивная эвтаназия (или, как её ещё называют, «метод отложенного шприца») выражается в том, что прекращается оказание направленной на продление жизни медицинской помощи, что ускоряет наступление естественной смерти.
Под активной эвтаназией («метод наполненного шприца») понимают введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, влекущие за собой быстрое и безболезненное наступление смерти (летальная инъекция).
При этом не является активной эвтаназией:
1) так называемое убийство из
«милосердия» - когда врач, не руководствуясь
просьбой безнадежно больного (как
правило, это больные,
2) «самоубийство, ассистируемое врачом» - когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью. Например, дает таблетки, после приема определенного количества которых наступает смерть. При этом решающие действия совершает пациент самостоятельно.
В первом случае отсутствует просьба пациента на причинение ему смерти; во втором, согласие имеется, но действия врача ограничиваются содействием (помощью) в самоубийстве, так как он лишь предоставляет средство, позволяющее больному покончить жизнь самоубийством.
Материальные предпосылки, при наличии которых деяние может быть отнесено к активной эвтаназии, следующие:
Критерии, при наличии которых деяние может быть отнесено к пассивной эвтаназии:
Историческое развитие идей об эвтаназии
Эвтаназия, как социально-правовое явление, имеет глубокие исторические корни. Впервые термин был использован в XVI веке английским философом Фрэнсисом Бэконом в сочинении «О достоинстве и приумножении наук» для обозначения "легкой", не сопряженной с мучительной болью и страданиями смерти, которая может наступить и естественным путем. Однако только к концу ХIХ века эвтаназию выделили в качестве объекта научного исследования оформив тем самым учение об эвтаназии в самостоятельное научное направление.
В истории развития идей эвтаназии можно выделить три этапа:
Первый этап включает учения Древнего мира (Платон, Аристотель, Сократ и др.), в которых эвтаназия рассматривалась как благо и неизбежность в определенных случаях. Жизнь человека принадлежит обществу. А поскольку человек - не самоценность, то он не может свободно распоряжаться собой. Следовательно относились к эвтаназии как к акту, не приносящему вреда обществу.
Второй этап связан с развитием политико-правовой мысли в Средневековье, в котором господство религиозного мировоззрения привело к отрицательному отношению к эвтаназии большинства мыслителей (Святой Августин, Фома Аквинский и др.) – от нетерпимого и осуждаемого церковью до отражения ее противоправности.
Третий начинается в Новое время и связан с появлением новой аргументации в пользу ее легализации, и продолжается в Новейшее время. В Новое время начинает утверждаться идея о том, что жизнь человека – это личный выбор каждого. Великие мыслители этого времени, такие как М. Монтень, Д. Юм, Д. Бэкон, Т. Гоббс, А. Шопенгауэр, отстаивали идею о том, что право на добровольную смерть является таким же естественным, как и право на жизнь, на собственность и т.д.
В Новейшее время большое влияние
на развитие западной философской мысли
стали оказывать такие
Аспекты эвтаназии
Явления, носящее название эвтаназия, включает в себя целый комплекс взаимосвязанных аспектов, которые дадут понять все «за» и «против».
Этический аспект:
Защитники идеи "хорошей смерти", считают, что жизнь не должна терзать неизлечимо больных людей изнуряющими процедурами, капельницами и т.д. только ради того, чтобы констатировать их естественную смерть, куда более неэтично, чем помочь им безболезненно уйти из жизни.
В зарубежной литературе предлагается много вариантов нравственной оценки эвтаназии. Большинство авторов поддерживает методы пассивной эвтаназии и отвергает любую возможность применения активной. Однако есть и прямо противоположное мнение. Наиболее известным его выразителем является крупный американский философ Дж. Рейгелс, который выступил с резкой критикой постановления Американской медицинской ассоциации от 4 декабря 1973 г., где сказано: «…Намеренное прекращение жизни одного человеческого существа другим – милосердное убийство – противоречит и самому предназначению медицинской профессии и политике Американской медицинской ассоциации».
Дж. Рейгелс считает, что если больной в сознании, понимает, что его дни сочтены, не может более терпеть физических страданий, и просит врача ускорить его смерть, и врач выполнит его просьбу, просто прекратив лечение (пассивная эвтаназия), страдания больного могут на это время усилиться. В этой ситуации смертельная инъекция (активная эвтаназия), по мнению Дж. Рейгелса, более гуманна.
Большинство учёных с ним не согласны, и прежде всего потому, что это противоречит принципам гуманизма и предназначения медицины. Ценность человеческой жизни побуждает бороться за неё даже вопреки объективным медицинским законам и в самых безнадёжных ситуациях (причём медицинская практика богата случаями исцеления самых безнадёжных больных).
Именно сильные боли и являются обычно причиной просьбы больного ускорить наступление смерти, а потому она является вынужденной и неискренней. Врач должен противостоять им с помощью богатого выбора обезболивающих средств, которыми сегодня располагает медицина, а не идти на поводу у больного. Другое дело, когда, например, человек длительное время находится в состоянии комы и его сознание уже потеряно безвозвратно, а современные медицинские технологии позволяют проводить жизнеподдерживающее лечение сколь угодно долго.
Более общим явилось мнение, что эвтаназия с моральной точки зрения допустима только в исключительных случаях, но в таких случаях следует её узаконить.
Юридический аспект:
В начале ХХ столетия в Германии юрист К. Биндинг и психиатр А. Гохе предложили называть эвтаназией уничтожение так называемых "неполноценных" жизней.
Такая чудовищная интерпретация понятия "эвтаназия" получила позже широкое распространение в фашистской Германии и в захваченных ею странах.
Начав с одобрения эвтаназии как привилегии для неизличимо больных арийцев, в сентябре 1939 года Гитлер подписал секретный указ, согласно которому эвтаназии следовало подвергуть все "формы жизни, которые недостойны жизни". Вопрос о "недостойности" в каждом случае решался врачебной "тройкой". В результате в течение 2 лет было уничтожено по разным источникам от 100 000 человек до 275 000.
Программа была формально закрыта после того, как 3 августа 1941 года епископ Клеменс фон Гален в своей проповеди назвал нацистскую эвтаназийную программу "чистейшим убийством". Международный военный трибунал в Нюрнберге квалифицировал эти действия как преступления против человечества. Вследствие этого, идея любой эвтаназии была очень серьезно скомпрометирована немецкими национал- социалистами. С тех пор один из главных аргументов противников эвтаназии - возможность злоупотреблений, вплоть до уничтожения всех недееспособных.
Медицинский аспект:
Умерщвление страдающего человека по его просьбе эмоционально кажется оправданным. Как с позиций медицинской этики, так и по закону человек - хозяин своего тела. Значит, теперь речь пойдет только о том, что он обращается к врачу с последним распоряжением о своем теле. Почему же тогда врачи отказываются от эвтаназии? Дело не только в законе, тут возникают проблемы для врача.
Аргументы медиков,
противников эвтаназии,
Во-первых, медицине известны факты "самопроизвольного излечения" о рака. И хотя такие случаи редки, исключать их возможность в каждой индивидуальной ситуации нельзя.
Во-вторых, практика военных врачей свидетельствует о способности человека приспособляться к жизни, несмотря на инвалидность (ампутация ног, рук). Адаптация и новое качество жизни, как правило, приводило большинство из них к негативной оценке своих прежних просьб к врачам об ускорении их смерти.
В-третьих, принятие смерти как "вида" медицинского лечения (боли, страдания) может оказаться мощным препятствием на пути развития самого медицинского знания, которое постоянно стимулируется "борьбой со смертью".
Врач изначально - спаситель жизни. Умерщвление противоречит этой роли. Если мы даже признаем за больным право распоряжаться своей жизнью, то это не значит, что врач обязан выполнить его волю. Вопрос об эвтаназии – один из сложных вопросов врачебной нравственности, профессиональной морали.
Немецкий
врач и теолог Манфред Лютц:
"То, что сегодня люди в опросах высказываются
за эвтаназию, объясняется только их страхом
в будущем зависеть от трубок и капельниц.
Конечно, их можно понять, но все же сохранить
табу на умерщвление необходимо. Устранение
табу может вызвать
тяжелейшие последствия для общества".
Министр юстиции
Германии Бригитте Циприс:
"Последний шаг к смерти пациент должен
делать только сам".
Вице-спикер
Государственной Думы РФ В.В. Жириновский:
"Мы не сможем контролировать
исполнение даже самого безупречного
закона об эвтаназии. Убийства, связанные
с наследством, недвижимостью, с любой
корыстью, получат законное прикрытие.
Мы добьемся только того, что увеличится
количество убийств".
Главврач
Первого московского хосписа
Вера Миллионщикова:
"Средства массовой информации могут
представить любое решение по любой проблеме
в таком свете, что люди становятся его
сторонниками. Но если эта проблема коснется
лично вас, вряд ли вы захотите принять
"хорошую смерть" от руки ближнего.
Я считаю, что человек рожден, чтобы жить,
поэтому отношусь к эвтаназии категорически
отрицательно".
Но врачи тоже люди, им тоже не чуждо чувство сострадания. Естественно, и среди врачей есть те, кто оправдывает эвтаназию, как способ избавления от мучений.
Врач, руководитель кафедрой факультетской хирургии Московского государственного медико-стоматологического университета, Эдуард Абдулхаевич Галлямов:
"Большинство
ученых мира пришли к выводу,
что эвтаназия не противоречит
общечеловеческим принципам,