Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 18:00, реферат
Вторая причина стереотипизирования связана с защитой групповых ценностей как чисто социальной функцией, реализующейся в виде утверждения своей непохожести, специфичности. Образно говоря, стереотипы -- это крепость, защищающая традиции, взгляды, убеждения, ценности индивида, ему уютно за стенами этой крепости, ибо там он чувствует себя в безопасности. Поэтому любое посягательство на стереотипы есть покушение на безопасность индивида, он расценивает такие действия и как покушение на основы своего миропонимания.
Отсюда следуют два важных обстоятельства. Первое заключается в том, что функция защиты социальных (групповых) ценностей неизбежно требует от индивида пусть и непостоянного, периодического, импульсивного, но крайне необходимого обращения к вербальной форме подачи информации о ценностях своей группы и их отличиях от ценностей других групп
Введение……………………………………………….………..…………………...3
ГЛАВА 1. Характеристика этнических стереотипов поведения………………...5
ГЛАВА 2. Этнические стереотипы поведения мужчин и женщин………….….14
2.1. Значение этнических стереотипов мужского и женского поведения…...14
2.2. Значение этнических стереотипов мужского и женского поведения…...17
2.3. Гендерные стереотипы народов Северного Кавказа……………………..18
Заключение…………………………………………………………..….………….20
Список литературы………………………
Стандарты поведения в значительной степени коррелируют с реальной стратификацией общества. Тем не менее, социально одобряемые программы поведения не охватывают всей сферы поведения человека в обществе, поэтому некоторые стороны поведения, рассматриваемые традиционно как социально незначимые, остаются нерегламентированными, и именно они имеются в виду, когда говорится об индивидуальных особенностях субъекта деятельности, о своего рода «стилистике поведения» Платонов Ю.П. Народы мира в зеркале геополитики. На упорядочение разнородных вариантов поведения работает центростремительная тенденция унификации поведения, выработка общепринятых стандартов поведения.
Стандарты и нормы определяются как исторически сложившиеся правила поведения, которым присущ и оценочный смысл. Различные типы культур по-разному диктуют субъективную ориентированность на норму: в одних случаях высоко оценивается «правильное поведение», в других поощряется стремление к оригинальности и необычности, основанное на возможности альтернативного поведения. Следует отметить, что именно эта субъективно-культурная вариативность норм и дает возможность существовать различным этническим оценкам относительно тех или иных поступков, т. е. нормы выступают как выражение некоей внешней точки зрения, в соответствии с которой данный поступок может быть охарактеризован. В случае же необходимости оценивания поступков индивида, принадлежащего к иному этносу, вступают в действие законы межэтнического взаимодействия.
Согласно концепции этногенеза Л. Н. Гумилева, типов взаимодействия может быть несколько, в зависимости от уровня этнической истории, отражающегося на содержании и динамике этнических стереотипов:
1. В случае контакта
пассионарно-ненапряженного
2. Два или более слабо
пассионарных этноса в
3. Если контактирующие
суперэтносы сильно, но одинаково
пассионарны, то происходит метисация,
причем деформируется
4. Если же при контакте
сильных, одинаково пассионарных
этносов процесс метисации
Именно в межэтнических контактах на гранях субъект-субъектных отношений ярко проявляется такая особенность этнического стереотипа, как его антропостереотипичность, т. е. связанность с обликом индивида. Внешность, действительно, часто выступает практически важным признаком, несущим в себе информацию о национальности субъекта. Признаки, из которых слагаются и внешний облик, и поведение (в том числе все богатство невербальной коммуникации: жесты, мимика, позы, дистанция при общении и т. д.), могут иметь осведомительное значение и выполнять регулятивную функцию. Соответствие (несоответствие) стереотипных представлений о внешности той или иной национальности сильно влияет на живучесть этнических гетеростереотипов. На уровне обыденного сознания нередко связываются облик представителей инонациональностей и якобы присущие отдельным чертам внешности психологические качества человека. Из этого неизбежно вытекает соответствующий набор сценариев, наиболее характерный в отношениях между стереотипизирующей и стереотипизируемой группами. Наличие определенного физического сходства у представителей одного этноса «работает» и на автостереотип, так как укрепляет мнение о едином происхождении и неизменности этноса в исторически обозримое время. Интересно, что исключительно на внешность обращают внимание в основном лица с начальным образованием, использующие антропологические признаки как этноконсолидирующие или этнодифференцирующие, в то время как у лиц с высшим образованием определение этнической принадлежности строится, прежде всего, на социокультурных параметрах.
Результаты исследования американского психолога Э. Эриксона говорят о различиях в невербальных составляющих процесса общения между белыми и черными общинами в США. Несмотря на общность языка, общую историю, определенную общность культуры, негры и белые по-разному ведут себя в качестве партнеров по общению. Внешне негры меньше демонстрируют свой интерес к информации собеседника, но бурно, откровенно и адекватно включаются в те моменты общения, когда партнер ожидает от них эмпатии или поддержки. Белые же, напротив, откровенно заинтересованы в собеседнике, но в критические моменты усиление эмоций для них не характерно. Интересные особенности стереотипов поведения существуют и у других народов. Например, по обычаям карачаевцев, черкесов, абазинов, ногайцев и других народов Кавказа третьему лицу нельзя проходить между двумя собеседниками, как бы пересекая их визуально-психологическое единство. Этикет требует остановиться в отдалении и ждать, пока общающиеся не заметят ожидающего и не дадут возможность обойти себя.
К сожалению, в своем подавляющем большинстве этнические авто- и гетеростереотипы, национальные обычаи трудны для вербального и инокультурного усвоения. Это объясняется тем, что они не представлены в виде текстов, законов, правил, а транслируются через неофициальные традиционные каналы передачи информации, через «социальные представления», невербальное отвержение и т. п., что, в свою очередь, непосредственно влияет на глубину, направленность и характер процессов межэтнического общения.
Этнические стереотипы должны также рассматриваться как предмет семантико-информационного анализа. Они всегда социальны, т. е. их поведенческая составляющая реализуется в обществе через этнофора, который выступает частью общности со всей совокупностью присущих ей социокультурных механизмов и особенностей социальной организации. Стереотипы не существуют вне индивида, т. е. они психологичны по локусу существования, но носитель стереотипов всегда вариативен в поведении, как в историческом, так и в этническом пространстве. Это обусловливает семантическую неоднозначность реализующегося в субъект-субъектных отношениях стереотипа. а тем самым происходит своеобразный «коллективный отбор» и межпоколенная трансляция наиболее адекватных и полезных для данного этноса авто- и гетеростереотипов. Такое информационно-семантическое понимание стереотипа базируется на представлении об этносе как о своеобразном пространственно-ограниченном «сгустке» специфической культурной информации. Межэтнические контакты рассматриваются как обмен информацией, а этнический стереотип - как своеобразный элементарный сигнал. Информационно-семантическое понимание этноса имеет под собой основание в силу того, что информация является неотъемлемым свойством материи и может выступать как форма ее существования. Именно в рамках данного подхода и может быть разрешена проблема истинности этнических стереотипов.
ГЛАВА 2. ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
2.1 Значение этнических стереотипов мужского и женского поведения
Поведение мужчины и женщины имеет свою специфику, свои отличительные черты. Женщина не должна измерять мужчину своими мерками. Психология, характер у мужчин и женщин разные, и это всегда стоит учитывать. Существуют стандарты и стереотипы мужского и женского поведения, созданные всем ходом развития человечества.
Мужчина и женщина - противоположности, но противоположности взаимодополняющие и в своем сочетании образующие гармонию.
Они выступают, прежде всего, как два противоположных пола. Отсюда различия в динамике полового созревания, в физиологических циклах и ритмах. Однако в каждом человеке присутствует как мужское, так и женское начало, так как в зачатии плода участвуют как мужские, так и женские половые клетки. Следовательно, у женщин в той или иной мере присутствуют мужские черты, а у мужчин - женские. Поэтому, употребляемые социологами выражения «мужественные женщины» и «женственные мужчины» имеют под собой не только социальную, но и, прежде всего физиологическую природу.
Окончательное оформление стереотипов мужского и женского поведения происходит через семейное и общественное воспитание. Стандарты мужского и женского поведения закрепляются в семье, где растет ребенок. Именно родители являются для него первым образцом поведения. Манера общения, особые нюансы матери и отца отпечатываются на психике ребенка. Даже детские игрушки, будь то кукла для девочки или конструктор для мальчика, закрепляют стандарты и поведения полов. То же самое относится и к одежде.
В обществе сложились определенные образцы, «модели» мужского и женского поведения. Культура разных народов формировала, так сказать свои различия в женском и мужском поведении. Однако мы часто недооцениваем роль обычаев, народных нравов, моральных норм - этих важнейших регуляторов нашего поведения. А именно они и определяют стереотипы мужского и женского поведения.
Женский или мужской стереотип поведения - это сложившийся в ходе культурно-исторического развития стандарт, предписанный общественным мнением и формирующийся в процессе воспитания. Это дает нам основание в определенной мере говорить о культуре мужского и женского поведения, которая характеризует конкретный образ осуществления «в моральной практике помыслов и чувств, степень их превращения в повседневную норму поступка».
Таким образом, гендерные стереотипы в коллективном общественном сознании закреплены прочно и меняются медленно. Стереотипы-предрассудки в течение жизни воздействуют на каждого человека. Представления о мужественности и женственности и присущих им свойствах существуют в каждой культуре, им отводится важное место в фольклоре, обрядах, сознании.
Вместе с тем стереотипизация не одинакова в разных культурах. Также различаются социальные роли мужчин и женщин. Они, как правило, регламентированы; такая регламентация стереотипизируется, а затем функционирует в коллективном сознании по схеме «правильное - неправильное». Одним и тем же действиям человека в зависимости от его пола придается различное содержание в разных культурах; одно и тоже содержание находит различное выражение в поступках. Стереотип исполняет роль программы поведения, которую закладывает детям семья и окружение. С детства их не только одевают по-разному, но и по-разному к ним относятся в зависимости от того, мальчик это или девочка, а также устанавливают различные правила поведения: «Дай сдачи, ты же мальчишка!» - закладывая тем самым будущее агрессивное поведение; «Не плачь, ты же не девочка!» - провоцируя отношение к девочке как к слабому, «низшему» существу. Требование: «Будь опрятной, ты же девочка!» - как бы подразумевает, что мальчикам не следует быть чистыми и опрятными, а наставление: «Веди себя тише, будь скромнее, ты же девочка!» - накладывает ограничения на инициативу девочек, подразумевая, что это плохо. Примеры можно продолжить. Эти разные в зависимости от пола правила, затем поддерживаются всеми общественными институтами: начиная с детского сада, школы, армии и заканчивая различными государственными учреждениями Легенина Т.Б. Роль гендерных стереотипов в процессе воспитания // Мужское в современном и традиционном обществе. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2003. С. 40.. Не последнюю роль в этом процессе играет массовая культура. Так постепенно формируются стереотипные роли мужчины и женщины, которые и общество и сами носители начинают считать урожденными, исконно свойственными женщине или мужчине.
Рассмотрим этнические стереотипы мужского и женского поведения на примере различных народов.
2.2. Гендерные стереотипы в современной России
В общественном сознании россиян образ женщины однозначно ассоциируется с материнством, тогда как аналогичные ассоциации мужчины с родителем, как правило, отсутствуют. Кроме того, согласно ряду исследований (О.А. Гаврилица, 1998), у женщин, сочетающих обязанности материнства с выполнением профессиональных функций, нередко возникает чувство вины как следствие ощущения собственной несостоятельности в реализации своего «истинного предназначения». Однако у мужчин ничего подобного не наблюдается, поскольку общество определяет для них иное пространство приложения сил и возможностей. Тем самым мужчины оказываются вытесненными на периферию семейной жизни и процесса воспитания подрастающего поколения, хотя большинство из них в реальности являются отцами.
Информация о работе Этнические стереотипы поведения мужчин и женщин