Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 17:16, реферат
Вышесказанное определяет актуальность темы. Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить и направленность дальнейшего развития, и степень адаптации студенчества к новым социальным условиям и его инновационный потенциал.
Целью работы является изучение основных направлений изменения ценностных ориентаций современного российского студенчества. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотреть понятие студенчества и его место в социальной структуре; 2) выявить изменения ценностных ориентаций у современного российского студенчества в результате реформ. Исследование проводилось по данным научной литературы и опубликованных социологических исследований.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Понятие студенчества и его место в социальной структуре. 4
1.1 Место студенчества в социальной структуре общества и в группе молодежи 4
1.2. Генезис студенческой молодежи как социальной группы.. 5
2. Ценностные ориентации и их особенности у студенческой молодежи. 14
2.1. Понятие ценности и ценностных ориентаций. 14
2.2. Факторы, определяющие ценностные ориентации студенчества и границы динамики. 16
2.3. Основные группы ценностных ориентаций современного российского студенчества. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
ЛИТЕРАТУРА.. 30
С появлением в русской культурной
жизни разночинцев студенчество сделалось
главным носителем революционных идей.[21]
В 60-70 гг. XIX в. учащаяся молодежь составляла
главный общественный слой, на который
опиралось революционное движение. Тогда
студенчество было авангардом и в революционной
борьбе и в развитии русской общественной
мысли. Но это было в тот период, когда
революционное движение было еще очень
слабо. А по мере того, как в России развивалась
классовая борьба, куда втягивались силы
широких общественных классов, роль застрельщиков
революции - учащейся молодежи - все более
отступала назад. Борющиеся классы вырабатывали
своих идеологов, своих вождей, которые
мало-помалу вытесняли с этих ролей студенчество.
На долю последнего все более стала выпадать
служебная, вспомогательная роль в движении.
Решительным моментом была революция
1905-1906 годов, во время которой ярко выявилось
стремление пролетариата и крестьянства
всерьез, до конца вести революционную
борьбу за свои классовые интересы, за
захват всей помещичьей земли, за социализм.
А эти требования совсем не отвечали интересам
студенчества. И студенчество, наряду
с другими слоями интеллигенции, уходит
из лагеря революции. Но и в буржуазном
лагере студенчеству, как политической
силе, делать нечего. Их аппарат состоит
из квалифицированных интеллигентов,
которых в рядах буржуазных партий не
мало. Недоучившийся студент, как общее
правило, здесь не нужен. Студенчество
может играть здесь только подсобную роль
статистов, "толпы". И студенчество
уходит из области политики; оно замыкается
в область "академизма". Когда вспыхнула
революция 1917 года, когда студенчеству
нельзя было оставаться в роли бесстрастного
к политике академизма, когда оно должно
было проявить свое политическое лицо,
оно в подавляющей массе стало в лагерь
буржуазных партий. Во время октябрьской
революции студенчество ушло в лагерь
ее противников, до меньшевиков и эсеров
включительно. Но и в этом лагере студенчество
не образовало особой характерной группы:
оно смешалось с прочими родственными
элементами в группе белогвардейских
добровольцев. А та часть студенчества,
которая, хотя и сочувствовала белогвардейцам,
но все-таки по тем или иным причинам осталась
в России, не играла никакой самостоятельной
роли. Вместе с прочей обывательской интеллигенцией
это студенчество высказывало недовольство
Советской властью, по мере возможности
саботировало работу, а больше всего думало
о пайках, о том, как бы сохранить свое
существование. Эта пассивная роль, это
тесное общение с обывательской интеллигенцией
не прошло даром для студенчества. У него
исчезли и порывы, и глубокий интерес к
науке, и увлечение ей. Это - серые обыватели,
которые уныло тянут лямку, чтобы стать
потом интеллигентами-ремесленниками.
Но революция не только больно, на смерть ушибла старое студенчество. Наряду с ним она создала и новое. Это молодежь, которая выросла в огне, в муках и в работе революции, которая до студенческой скамьи сплошь и рядом работала и воевала. Это развило в ней энергию, которая прежде убивалась жизнью на всем готовом. А наряду с ней появились совсем новые никогда не бывалые категории студенчества - рабфаки - молодежь, из рабочей или крестьянской среды, еще недавно работавшая на заводе у станка или в деревне за плугом. Революция создала новый тип студента. Однако жизнь часто надолго отторгала от обучения, при чем не только не усваивалось за это время ничего нового, но забывалось и старое. В силу всего этого уровень знаний большинства студентов был чрезвычайно низок как в области общего развития, так и в области наук, ими изучаемых. Но студенчество само чувствует и сознает недостаток своих знаний и всеми силами стремится восполнить его на разных курсах, недельных, месячных и годичных и т.д.[23]
Современное студенчество – это и объект социальной опеки, подобно детству и старости, малоимущим слоям населения и т.д., но, с другой стороны, это и субъект социального действия, а студенты скоро пополнят верхушку общества и станут "отцами нации". Имеет место диалектический баланс революционной активности студенчества и его правовой и экономической зависимости от государства и общества. С его правовым бесправием связаны и наиболее худшие качества студенчества, его "девиантно-делинквентное поведение"[24].
Таким образом, студенчество представляет собой не только передовой отряд молодежи, но и, будучи высокообразованной и высококультурной частью общества, студенчество выступает как инновационный резерв и потенциальная элита общества в целом, которая аккумулирует в своих идеях потенциал будущих политических, культурных и экономических преобразований в обществе.
2. Изменения ценностных
ориентаций у российской
Ценности - это общепринятые представления людей относительно целей и путей их достижения, которые предписывают им определенные социально-принятые способы поведения. Они составляют основу нравственных принципов. Каждый общественный строй устанавливает свою систему социальных ценностей. Осознание и усвоение ценностей осуществляется в процессе первичной социализации личности. После этого они остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды. Ценностные ориентации формируют установку субъекта деятельности, что в значительной степени предопределяет направленность социального поведения индивида в своей повседневной деятельности. Они выполняют интегративную роль в обществе, образуя самый устойчивый остов общественной системы. Выделяют индивидуальные и общественные ценности. Первые регулируют поведение индивида в повседневной жизни, вторые - его ценностные приоритеты относительно развития общества.[25]
Ценности выступают символами интеграции людей в человеческое сообщество. Так ценность "быть русским" интегрирует людей в общество россиян, ценность "быть китайцем" в китайское общество, ценность "быть христианином" в христианское общество. Ценности подразделяются на "интегрирующие — те, которые в основном консолидируют поведение субъектов, и дифференцирующие — те, которые разъединяют субъектов, выявляя их специфичность и особенность в поведении"[26].
В современных концепциях социологии под ценностью принято понимать любую рациональную цель сознания, стремление к которой наполняет эту цель смыслом. "Особое место в этом смысле занимает концепция "личностного смысла"... Дело в том, что изменение социально – экономических условий ведет к изменению жизнедеятельности человека. При этом деятельность человека исторически не меняет своего общего строения, но меняются соотношения целей и мотивов деятельности. Функция мотивов состоит в том, что они как бы "оценивают" жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств, придают им личностный смысл, который выполняет регулирующую функцию и определяется тем, в какой связи объект или явление находится с мотивами и ценностями субъекта. В личном смысле отражается не только само значимость, ее эмоциональный знак и количественная мера, но и содержательная связь объекта и явления с конкретными мотивами, потребностями и ценностями"[27]. Иначе говоря, ценность только тогда становится таковой, когда она наполнена смыслом.
В социологии "...ценности представляют своеобразную призму, через которую можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социальной системе, выявить их латентное содержание и направление функционирования"[28], поскольку "по системе ценностных ориентаций можно судить о характере развития общественных отношений, перспективах развития общества"[29]. Социологию ценностные ориентации интересуют, прежде всего, как определяющий фактор в регуляции социальных взаимодействий. В этом понимании ценности рассматриваются как основной элемент культуры, основа ценностно-нормативного механизма социальной регуляции поведения групп и общностей.
Изменение социальных ценностей извне оборачивается переоценкой ценностей изнутри, — "изменение личностного смысла объектов и явлений возможно либо путем переосмысления их места и роли в жизни субъекта, включения их в более широкий контекст смысловых связей с более разнообразными мотивами, потребностями и ценностями, либо в результате перестройки самих мотивов и ценностей."[30]
2.2. Факторы, определяющие
ценностные ориентации
По мнению Т.Э. Петровой студенчество можно интерпретировать как "социальную группу переходного (по существу маргинального характера) с "отложенным" включением в социальные отношения"[31]. Представляется более верной определение тех авторов, которые считают студенчество такой социальной группой, чьей основной характеристикой является "пограничность" (но не "маргинальность"). Ведь именно это фундаментальное свойство накладывает специфический отпечаток на формирование ценностных ориентаций. "Пограничность" делает студенчество самой динамичной частью общества, которая чутко реагирует на малейшие изменения в его структуре, его политические и экономические трансформации, быстро улавливает новые тенденции в культуре. Тот вроде бы малозначительный факт, что студенчество оперативнее, чем другие слои молодежной части общества, откликается на новые веяние в моде, литературе, кино, музыке, говорит об ее крайней восприимчивости к новому.[32] Иными словами, ценностные ориентации студенчества потенциально динамичны.
Студенчество, как социальная группа, уже освободилась от абстрактного содержания детства, но еще не наполнилось конкретным содержанием социальных функций зрелости и находится между двух полюсов. Оно, с одной стороны, является предметом образовательной опеки государства и воспитательно-культурной заботы общества, а, с другой стороны, способно принимать самое деятельное участие в общественной практике, включая экономическое производство и политическую деятельность. Его ценностные ориентации связаны с промежуточным положением студенчества между пассивным объектом социальной заботы и активным субъектом социального действия.
Академическое образование составляет тот культурный стержень, в котором конденсируется вся культурная память социума, элементом которого является система идеалов и ценностей народа. Поэтому студенчество несет в себе историю социального мира в виде совокупности теоретических знаний и перспективы его развития в качестве потенциала реализации этих знаний на практике. В соответствии с этим его ценностные ориентации носят, с одной стороны, отвлеченный, абстрактный, теоретический характер, почти не имеющий практического значения, а, с другой стороны, ценности и идеалы слабо выражены на практике по причине отсутствия возможности их приложения. Студенчество оказывается в ситуации как бы "подвешенности" между "небом" ценностей и "землей" общественной практики.
В этом смысле студенчество непрерывно несет реформаторский, инновационный потенциал общества, являя его наиболее динамический срез и очаг будущих преобразований. Студенчество, с одной стороны, уже не испытывает зависимости от "отцов", а, с другой стороны, еще не испытывает ответственности перед детьми. И эти независимость и безответственность представляют определенную опасность безудержного "революционаризма" студенческой "переоценки ценностей", как по отношению к "детям" (общество), так и по отношению к отцам (государство). В результате студенчество выводится за рамки набора традиционных ценностей, связанных с семейными ценностями и ценностями профессионального служения обществу. Именно, это промежуточность студенчества чревата патологическим вырождением в "вечное студенчество". Оборотной стороной этой промежуточности выступает возможность всплеска творчества, связанная с независимостью от авторитетов, с отсутствием привязанности к своим будущим профессионально-функциональным и "цеховым" ценностям. Это, в сочетании с девиантно-деленквинтная асоциальностью, связанная с безответственностью за плоды своей деятельности, образует шкалу ценностей, пределы амплитуды динамики ценностных ориентаций студенчества.[33]
Возрастно-демографический фактор[34] формирования ценностных ориентаций связан с определенным возрастом (17-28 лет), с социальным статусом и в известной мере зависимостью студенческой молодежи от опеки со стороны общества и государства. Возрастные характеристики обуславливает двойственность и еще непрочность усвоения ценностей и норм. Ценностные ориентации еще не стали внутренним законом, а поступки в определенной мере стимулируется страхом перед наказанием.
Зависимость от общества и государства вынуждает студенчество идти на поводу у государственных идеологий и общественных стереотипов, не давая ему возможности проявить свою самостоятельность в независимом выборе ценностных ориентаций, представляет собой вид конформизма, связанного с нуждой и экономической несамостоятельностью студенчества и носит откровенно негативный характер, что лишний раз доказывает связь политической свободы с экономической независимостью. Позитивным моментом возрастно-демографического фактора, влияющего на формирование ценностных ориентаций студенчества, можно считать то, что сознание молодого человека широко открыто для восприятия знания ценностной направленности.
Социальный статус студента неопределенен и отличается размытыми очертаниями, что связано с его относительной невысоким статусом в настоящем и возможностью получения высокого статуса в будущем, после периода реализации возможности полученных знаний и умений. Такое состояние не дает студенту возможность зафиксировать свой ценностные ориентации, вынуждая его к пассивному выжиданию, и в то же время будущий выпускник ВУЗа готов "поднять планку" своих ценностных предпочтений так высоко, насколько этому будет способствовать его социальный статус в будущем.
С другой стороны, теоретическое осознание своей свободы в реализации права на выбор профессии не подкреплено никакой практической базой и быстро утрачивается при столкновении с практической стороной профессиональной деятельности.
Девиантно-делинквентный фактор[35] опосредует асоциальные формы переоценки прежних ценностей и усвоения новых. Социальная фрустрация, кризис переходного возраста, коренная ломка инфантильных стереотипов, мучительной и болезненной адаптации к быстроменяющимся условия социального окружения, требования экономической самостоятельности и необходимость создавать, а потом содержать семью, — все это не может ни вызывать различные патологические формы отклоняющегося поведения, как-то: алкоголизм, наркомания, суицидальный синдром и т.д.
Такие патологии провоцируют пессимизм, апатию, вражду, неприязнь, депрессию, конфликтность в отношении к "навязываемым" обществом ценностей и норм. Именно этот асоциальный резерв делает студенчество заложником агрессивно-политических, радикальных и террористических сил общества. Девиантно-деленквинтная часть студенчества (по разным подсчетам, примерно 1-5%) легко склоняется к идеологиям фашизма, крайнего национализма, национал-большевизма (весьма распространенное явление среди студенческой молодежи Санкт-Петербурга)[36].
Информация о работе Изменения ценностных ориентаций современного российского студенчества