Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:03, реферат
С начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет. Второе удвоение произошло в 1900 году – через 150 лет. Третье - к 1950 году – через 50 лет. Сегодня объем знаний на планете удваивается каждый год, и темп их прироста постоянно ускоряется. Информация становится стратегическим ресурсом современного общества, важнейшим фактором экономического развития и политической власти. А общество становится информационным. Все, кому приходится заниматься анализом развития современного общества, признают, что в нем чрезвычайно возросла роль информации и информационных технологий. Даже беглый взгляд убеждает, что сегодня мы сталкиваемся, например, с существенно большим, чем ранее, количеством графических образов и способов их распространения.
Введение……………………………………………………………………...……3
1. Сущность идеи нового информационного порядка………………...………..4
2. Глобализация информации, ее последствия……………………………..……8
3. Новое пространство – пятое измерение ……………………………..……….11
Заключение………………………………………………………..………...…….14
Список литературы…………………………………………………………..……15
Для примера возьмем американскую базу данных НЕКСИС, обслуживающую банки, коммерческие предприятия и журналистов. Она содержит полные тексты 8 млн. статей из 125 газет, журналов и других источников. Ее журналистские файлы включают в себя тексты статей, публиковавшихся на страницах четырех основных ежедневных газет США, текущие обзоры российской прессы и сообщения телеграфных агентств Соединенных Штатов, Великобритании, Японии, Китая. Эти файлы еженедельно пополняются примерно сорока тысячами статей.
Глобализация информационного пространства имеет и ряд социальных последствий. Давно ли мы приветствовали так называемый новый информационный порядок? Собравшиеся в 1976 году главы государств и правительств неприсоединившихся стран высказались за расширение сотрудничества и укрепление международной безопасности, создание национальных и региональных систем подготовки журналистов, развитие обмена между неприсоединившимися странами в целях повышения доли их участия в международном обмене информацией, ограничения деятельности печатных монополий.
Казалось бы, ничего необычного. Просто развивающиеся страны озабочены положением, при котором они оттеснены на задворки информационной среды и вынуждены довольствоваться теми крохами информации, которые передают им мировые агентства.
Но в 1981 году в Таллуаре состоялась иная конференция, выступившая с так называемой «Таллуарской антидекларацией». Дело в том, что протекающие в массмедиа сложные процессы рассматривались здесь с точки зрения «плюрализма Запада», смысл которого сводится к простой формуле: распространяет информацию тот, у кого она есть и у кого есть деньги на ее распространение.
Естественно, за последние годы в мире многое произошло, серьезно изменив информационную картину планеты.
Как отмечала профессор Санкт-Петербургского государственного университета С.М. Виноградова, среди множества исследований в области информации особое место принадлежит докладу Комиссии Шона Макбрайда «Много голосов – один мир», опубликованному в 1980 году. В докладе была представлена информационно-коммуникационная картина, сложившаяся в 1970-е годы. Этот доклад получил глобальный резонанс. В начале 90-х годах многих авторов вновь заинтересовало то, насколько «сработали» выводы и прогнозы, содержащиеся в докладе Макбрайда, в контексте событий, характерных для массово-коммуникационных процессов, развернувшихся в 80-х годах нашего столетия. Исследуя «движение Макбрайда», Л. Зассман (США) рассматривает присущую этому движению «гегелевскую диалектику». Согласно диалектике самого Зассмана, противоположности – «старый порядок» со свойственной ему гегемонией Запада (1946 – 1976 годы) и «новый порядок», отразивший устремления «третьего мира» и СССР (1976–1981 годы), «снимаются» в новом «новом порядке», в рамках которого условия игры диктует техника, объединившая телефон, телефакс, персональную ЭВМ со спутниковыми, оптиковолоконными и компьютерными сетями. Возникает своеобразный механизм саморегуляции: государство и конкуренция сдерживают частные коммерческие интересы, а индивидуальные «малые» средства информации, в свою очередь препятствуют формированию государственной монополии; коммуникационные технологии открывают всем и каждому доступ к информации, расширяют возможности кросс-культурного взаимодействия в мировом масштабе.
С. Бим (США) приводит большой объем статистических данных, позволяющих выяснить, сохранилось ли информационное неравенство, зафиксированное докладом Макбрайда. Исследование демонстрирует, что в целом информационно-коммуникационная оснащенность ранее отсталых регионов улучшилась: увеличилось, хотя и незначительно, количество газет, возросла численность радиоприемников и телевизоров. Но сдвиги эти носят, как правило, догоняющий характер: индустриальные державы продолжают оставаться далеко впереди (хотя и здесь не обошлось без сюрпризов: в 1988 году на Бермудах было 904 телевизора на 100 человек, тогда как в США – 812).
В свое время основатели ЮНЕСКО предложили считать «свободное распространение идей при помощи слова и изображения» существенным фактором развития сотрудничества между народами. Но, к сожалению, этот принцип был неосуществим в условиях холодной войны.
В связи с изменениями на международной арене, произошедшими в 1980-х годах, ЮНЕСКО был выработан новый подход к средствам массовой информации, который соответствует потребностям современного устройства мира и новых демократических государств. В ноябре 1989 года на сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была единогласно принята «новая стратегия коммуникации», цель которой состоит в «обеспечении свободного потока информации на международном, а также национальных уровнях и ее более широкого и сбалансированного распространения без каких-либо препятствий свободе слова».
ЮНЕСКО активно поддерживает
действия межправительственных и неправительственных
организаций, занимающихся защитой
основных свобод: свободы слова и
свободы печати. В 1990 году при ЮНЕСКО
был создан Сектор культуры и коммуникации,
который начал работу над 42 проектами
для развивающихся стран, среди
которых профессиональная подготовка
журналистов, помощь молодым демократиям
в создании собственных программ,
выпуске газет и журналов. «Новая
стратегия коммуникации»
В связи с нарождающейся «эрой мультимедиа» ЮНЕСКО предоставляет международному сообществу арену, где могут быть опробованы возможности и действенность новых средств коммуникации и новых информационных технологий. Цели, которые ставит при этом ЮНЕСКО в области дистанционного обучения и непрерывного образования, очень высоки: образование и воспитание в духе ненасилия, терпимости, уважения прав человека и международного взаимопонимания. ЮНЕСКО и Международный союз электросвязи провели изучение телекоммуникационных тарифов - важного фактора в организации свободного обмена информацией, т.к. в случае высоких тарифов современные информационные супермагистрали могут оказаться заблокированными. ЮНЕСКО внесла свой вклад в создание Международной сети обмена информацией по проблеме свободы слова, дающей возможность пользователям сети Интернет ежедневно получать сведения о нарушениях свободы печати и случаях нападения на журналистов.
Таким образом, вторжение
научно-технического прогресса в
журналистику и издательское дело привело
к необратимым последствиям, глубину
и значение которых трудно переоценить.
Широкое внедрение электронно-
3. Новое пространство – пятое измерение
Во-первых, следует сказать о новом информационном пространстве - виртуальном. Это не просто данные, хранящиеся в компьютерах и объединенные сетью кабелей.
Это новая среда обитания. В Интернет представлены государства, компании, люди, как реальные, так и те, которые не существуют физически.
Здесь уместно дать определение Интернет. Существует два подхода: согласно первому, Интернет – это один из коммуникационных каналов, который отражает реальные общественные процессы. Согласно второму, Интернет понимается шире – как «совокупность различных сетей, объединенных общей технологией предоставления информации и создающих новую социальную ситуацию, не ограниченную национальными границами». Ключевым словосочетанием в последнем определении является для нас «новая социальная ситуация». Второй подход (мы разделяем его) позволяет говорить о новой сфере в структуре социальной (в широком смысле) – виртуальной (существует также понятие «киберпространство»).
На этой основе происходит виртуализация всей социальной сферы.
Например, виртуальное правовое пространство.
Рассмотрим такой пример:
«В 1999 году Олег Зезов проживающий в Алма-Ате и работающий в компании Kazkommerts Securities, с которой сотрудничала компания Bloomberg, воспользовался прорехами в системе Open Bloomberg и получил доступ к конфиденциальной информации. После чего под ником Alex обратился к владельцу компании, предоставив доказательства утечки информации. Аlex так же предложил Блумбергу латание "дыр" за весьма символическую для миллиардера сумму в $200 тыс., однако видимо Блумберг не оценил широкого жеста своего неизвестного "помощника" и обратился за поддержкой в ФБР. В результате переговоров Зезов вылетел в Лондон для личной встречи с Блумбергом, где и был задержан вместе со своим сообщником Игорем Яримакой, так же прилетевшим с ним из Казахстана, 10 августа 2000 года.
Суд над Зезовым начался 3 февраля нынешнего (2003) года. Основной уликой обвинения стала видеозапись со встречи Зезова с Блумбергом и переодетыми полицейскими в отеле Хилтон. Аргументы обвиняемого настаивающего на том, что он всего лишь хотел предложить свою помощь владельцу компании, щедро сдобренные ненормативной лексикой, суд не убедили, в результате чего все пункты обвинения были признаны действительными, а обвиняемый – виновным».
Сообщника тоже судили, но отдельно (позже).
«К 4 годам и 3 месяцам тюремного заключения приговорил федеральный суд Манхэттена во вторник жителя Казахстана Олега Зезова. (…) Осужденный также обязан выплатить пострадавшему (…) компенсацию в размере 1 млн долларов».
Это событие не было однозначно
воспринято общественностью, в том
числе общественностью
Проблема виртуализации правового пространства – это проблема юрисдикции государства в сети. В данном примере по национальным законам США осуждены граждане другого государства (причем, их хитростью выманили из страны и арестовали в Великобритании), совершивших преступление в виртуальном пространстве, которое неделимо в соответствии с государственными границами.
О правовом аспекте современных информационных процессов мы еще скажем отдельно, когда будем рассматривать институты. Здесь делаем акцент в первую очередь на несоответствии географических границ и юридических. Также можно найти несоответствия в других сферах, именно потому, что в них сформировался виртуальный сегмент.
Но на основе современных информационных и связанных с ними глобализационных процессов меняются и черты самого географического пространства.
Сегодня говорят о постмодернизации географического и политического пространства, что означает снижение значимости межгосударственных границ.
А.Аппадураи описывает этот процесс в 5-ти измерениях:
«Ethnoscapes: (…) «ландшафты личностей», определяющих характер неспокойного, меняющегося мира, в котором мы живем; это туристы, иммигранты, беженцы, эмигранты, иностранные рабочие и другие подвижные люди или группы людей. От них и их физико-географической неуспокоенности исходят существенные импульсы, ведущие к изменению политики внутри наций и между нациями (…).
Technoscapes: не признающее государственных границ движение технологий — развитых и устаревших, механических и информационных.
Financescapes: движение громадных денежных сумм через валютные рынки, национальные биржи и спекулятивные сделки с огромной скоростью, минуя национальные преграды.
Mediascapes: распределение возможностей производства и передачи электронных картинок.
Ideoscapes: образование цепи образов (картинок), часто в связи с государственными или оппозиционными идеологиями и идеями, коренящимися в эпохе Просвещения».
Также чертой географии постмодерна становится виртуализация пространства и так называемый «новый регионализм» - появление новых форм объединений и интеграций государств, которые часто условно называют себя (или их называют) регионами. Такая структура мира не совпадает с его региональным делением. «Новые регионы» могут наслаиваться один на другой. Одна и та же страна может одновременно участвовать в различных таких объединениях (принадлежать к нескольким «новым регионам») и обладать разным статусом в каждом из них. То есть страна может быть центром одного региона и периферией другого (слово центр, конечно, тоже не следует понимать в географическом смысле). Возможность преодолеть объективные рамки географического регионализма основана на появлении новых информационно-коммуникационных технологий.
Взаимодействие в рамках новых регионов основано, прежде всего, на экономическом интересе и способствует деидеологизации, рационализации международных отношений, развитию контактов и взаимодействий между странами, расширению возможностей интеграции все большего числа стан в эти отношения. В трансграничных регионах постепенно вопросы безопасности уходят из сферы взаимных интересов партнеров. На основе ИКТ начинает формироваться иная – многомерная - структура мира. Сегодня можно говорить о новой – информационной – географии, которая способна преодолеть проблемы несовершенного старого мира.
Заключение
Итак, развитие информационных технологий и средств коммуникации стало основой изменения всего мирового устройства.
Развитие ИКТ не просто меняет мир. Информатизация приводит к новому этапу интеграции мира, которая одновременно идет по двум направлениям:
Во-первых, это пространственная интеграция.
Во-вторых, интеграция различных сфер общества на основе информационного компонента.
Новые информационные технологии являются основным источником глобализации, они позволяют миру быть системой.
Современный информационный порядок является результатом не только стихийно развивающихся процессов. Все больше он формируется как результат политической игры. Игроки стремятся установить институциональный порядок в информационный сфере, такой порядок, который способствовал бы реализации их интересов.
Новейшие достижения в производстве журналов, газет, функционировании радио и телевидения, компьютеризация технологических, информационных и коммуникационных процессов позволяют с достаточно высокой степенью вероятности утверждать, что мы вступаем в новое информационное общество.
Вторжение научно-технического
прогресса в журналистику и издательское
дело привело к необратимым
Список литературы
Информация о работе Идея нового мирового информационного порядка