Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:34, доклад
Однако многие столетия это были разрозненные знания об отдельных системных формах, представляющие собой частные моменты в познании мира. Люди разных исторических эпох, изучая явления объективного мира, не рассматривали их сознательно как системы. Однако это не значит, что восприятие людьми окружающего мира было несистемным. Системность восприятия изначально формировалась под влиянием следующих факторов:
- взаимодействие предметов и явлений окружающего мира;
- сознание человека, которое, будучи сформированным, в определенной культурной среде как бы преломляет восприятие окружающей среды через особую призму видения.
Таким образом,
всякий предмет подчиняется
Четвертое объективное измерение предмета берет его вместе со средой, с условиями его существования, раскрывает систему его внешних взаимодействий. И это, как доказала современная наука, абсолютно необходимо, ибо один и тот же предмет (явление) в зависимости от разнообразных эмпирических обстоятельств и естественных условий может обнаруживать вариации градации, которые можно понять лишь при помощи анализа этих эмпирически данных обстоятельств. Сегодня без этого «измерения» знание о предмете уже не может считаться полным и достоверным.
В более обобщенной форме обычно выделяется три основных уровня масштабности систем (таблица 5.1):
Таблица 5.1 − Основные уровни масштабности систем
Уровень систем |
Характеристика |
Форма бытия |
Макроуровень |
Всегда устанавливается относительно целостной системы |
Предприятие |
Мезоуровень |
Элементы системы средней масштабности относительно целостной системы |
Цех |
Микроуровень |
Предельно малые элементы системы относительно макро- и мезоуровней |
Отдельный работник |
Эффект многомерности именно потому и возникает, что каждый модус бытия имеет свои закономерности, которые автоматически нельзя свести к единому закону.
5.3 Естественный и искусственный мир Герберта Саймона
Человек, овладевая природными и общественными условиями своего существования, создает свою «вторую» природу. Сейчас человеческий мир, мир общественного производства, культуры и социальной жизни людей базируется на природе и вместе с тем составляет ту великую и своеобразную «прибавку», которая является исторически самой молодой и вместе с тем самой качественно сложной реальностью мироздания.
Почему мы
рассматриваем концепцию
Концепция Г. Саймона.
Мир в значительной мере является творением человеческих рук, чем природы, это гораздо более искусственный, нежели естественный мир. Так, в широком смысле слова сама человеческая цивилизация: язык, сознание, культура, наука, производства – суть явления, так сказать, сверхприродные, т.е. искусственные, созданные человеком и человечеством.
Естественное выступает перед человеком как «непосредственное данное», оно есть и изучается как таковое во всех его закономерностях, качествах, свойствах и отношениях. Искусственное же, прежде чем стать таковым, должно быть создано, т.е. спроектировано и произведено. В нем реализуются цели человека, оно функционально обслуживает его разнообразные потребности. Таким образом, всей целенаправленной продуктивной деятельности человека (умственной и физической) является решение задач «какими должны быть вещи» и, конечно, какими должны быть действия человека по достижению его целей.
Между познанием человека, направленным на естественный объект, и познанием и деятельностью человека, направленными на создание искусственных вещей, есть существенное гносеологическое различие. В первом случае в нем преобладает анализ, во втором – синтез. «К инженерной области, – пишет Г. Саймон, − мы относим задачи «синтеза», в то время как наука занимается «анализом».
Все многообразные виды созидательной деятельности человека: производственные, проектно-конструкторские, планово-прогностические, организационно-управленческие, а также педагогические, медицинские и даже такие, как сочинение музыки, имеют, согласно мнению Г. Саймона, то общее, что они используют различные по формам, но единые в своей сущности процедуры синтеза целого, собираемого из элементов, компонентов, блоков.
Самая общая, глобальная идея Г. Саймона заключается в том, что необходимо разработать некую универсальную теорию конструирования или основы методологии создания искусственного. Сам тип такой теории представляется ему подобным общей теории организации, общей теории управления или общей теории систем и т.д.
В основе идей Г. Саймона лежит теория о закономерностях создания и функционирования класса искусственных явлений, которая должна быть систематически разработана и как раздел современной картины мира, и как часть теории познания и методологии, и как междисциплинарная теория инженерных наук.
Поскольку мир, в котором мы живем, это творение человеческих рук, то многие его проявления условно можно назвать искусственными. Это, например, постоянная комфортная температура, в которой находится человеческое тело (20 градусов), культура общества, преобразования биологии (домашние животные, растения) и т.д.
Термин «искусственный мир» Герберт Саймон относит ко всему, что сделано или преобразовано человеком в противовес природно-естественному. При этом ученый, видя условность этого понятия, подчеркивает, что все искусственное создается только на базе естественного и может быть определено по следующим четырем признакам.
Четыре признака искусственного.
Искусственный объект имитирует реальный. Поэтому в ходе создания, конструирования каких-либо объектов мы должны следовать определенным принципам и формам моделирования.
Принципы моделирования
Создание искусственных систем требует глубокого знания систем естественных, поскольку они являются их необходимой составляющей. Отсюда также вытекает потребность в знании законов конструирования систем и инженерной деятельности.
Г. Саймон предлагает разработать специальную науку о конструировании, которая бы решала следующие проблемы и имела бы следующие подразделы:
Существует несколько десятков различных определений понятия «система». Самые распространенные подходы к определению «система»:
Цель, вытекающая из возникновения проблемы, дает объективный критерий для отбора того, что должно войти в систему из окружающей среды. Из бесконечного мира в систему включается только конечное число элементов, которое необходимо для функционирования системы, обеспечивающей достижение цели.
Система – это такая целостная совокупность элементов, свойство которой определяется характеристиками этих элементов, связями между ними и окружающей средой.
Свойство системы проявляется в ее общей функции, которая прямым или косвенным образом зависит от характеристик функций отдельных элементов системы. Существует ряд основных признаков системы:
- целостность;
- элементы;
- функция;
- связи между элементами;
- структура;
- цель.
Объект выступает, проявляет себя как система в том виде, в каком это задается его структурой, функция определяется структурой. Но имеет место и обратная зависимость. Ее мы наблюдаем в конструирующей деятельности, когда, исходя из заданной функции, мы создаем соответствующую структуру.
Большое значение имеет правильное понимание такого признака системы, как цель. Цель понимается как нечто более широкое, чем сознательная цель, которая ставится человеком. Сознательная цель – это высшая мера и в то же время частный случай в иерархии типов целесообразности, в объективной действительности. Существует два аспекта в понимании цели: объективный и субъективный.
Объективность цели – это состояние, к которому направлена тенденция изменения объекта. Субъективность цели – это уже то, что определяет собой желаемое состояние управляемого объекта через определенное время и дается на вход в виде модели желаемого.
Существует множество различных вариантов классификации систем. Выделяются основные виды конкретных систем, существующих в природе и обществе (социальные, биологические, механические и т.п.). Системы классифицируются по общим характеристикам, присущим любым системам, независимо от их материального выражения, − простые и сложные, детерминистские и вероятностные и т.п.
Наличие большого разнообразия структур заставляет ввести классификацию их типов. Можно рассматривать различные принципы классификации структур. Например, введем классификацию по характеру связей между элементами данной системы с другими элементами этой же системы и с внешней средой (рис. 5.1).
Рис. 5.1 − Классификация систем по характеру связей
Поскольку системы в своем проявлении весьма разнообразны, мы вынуждены прибегать к определенной систематизации и классификации систем.
Таблица 5.2 − Типы систем по количеству взаимосвязей и по составу компонентов
Монофункциональные системы (системы с одной функцией) |
Динамические развивающиеся (живые организмы) |
Полуфункциональные системы (системы с двумя и более функциями) |
Динамические функционирующие (любой механизм) |
Статические системы (с неизменяющейся, постоянной, устойчивой структурой) |
Детерминистские (с жесткими причинно-следственными связями, например, «часы») |
Случайные (с вероятностными связями) |
Простые, сложные |
Количественно все компоненты систем могут быть охарактеризованы как моно- (одно свойство, одно отношение, один элемент) и поли- (много свойств, отношений, элементов) компоненты.
По составу компоненты систем оцениваются как статические (находящиеся в состоянии относительного покоя) и динамические (изменяющиеся). В свою очередь, компоненты, охарактеризованные как динамические, делятся на функционирующие (изменение не ведет к смене качества соответствующего компонента) и развивающиеся (изменение приводит к смене качества).
Структурно по характеру отношений с другими явлениями компоненты систем оцениваются, во-первых, как детерминистские и случайные и, во-вторых, как простые и сложные. Система является детерминистской, если ее поведение обусловлено конечным множеством входящих в нее элементов и отношений между ними. Отсюда следует, что поведение детерминистских систем полностью объяснимо и предсказуемо на основе информации об указанном конечном множестве. Система является случайной, если в обусловленности ее поведения участвуют объекты, не входящие в конечное множество составляющих данной системы. Под вероятностью здесь понимается не степень предсказуемости поведения системы, но объективная случайность в ее поведении, «вторжение» в нее элементов, не являющихся необходимыми для ее направленного функционирования. Так что точнее было бы говорить о «случайностных» системах, о системах с элементами случайности.