Дедовщина как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 09:48, реферат

Краткое описание

Тот факт, что характер и интенсивность, насыщенность, богатство взаимосвязей отдельного сообщества с широким социумом самым существенным образом влияют на процессы группообразования и личностного развития, уже экспериментально и теоретически обоснован в психологии. Понятно, что в этой связи в поле зрения социальных психологов попали и те реальные естественные малые группы, которые по тем или иным причинам функционируют в условиях ограничения контактов с широким социальным окружением

Содержание

1. Сущность и основное содержание
неуставных взаимоотношений.
2. Дедовщина.
3. Почему?
4. Заключение.

Прикрепленные файлы: 1 файл

дедовщина как социальное явление.docx

— 82.42 Кб (Скачать документ)

Вспомним знаменитый эксперимент Филиппа Зимбардо, которого заинтересовал вопрос: являются ли тюремные зверства порождением порочных преступников и злобных охранников, или сами роли охранника и заключенного ломают и ожесточают даже жалостливых людей?

Более глубокий урок, полученный из исследований «вживания в роль», касается того, как нереальная (искусственная) роль может превратиться в реальную. В новой должности – учителя, солдата или делового человека – мы выполняем роль, которая определяет наши установки. Возможно, человек, попавший в армии не способен сильно повлиять на уже сложившуюся структуру и вынужден выполнять ту роль, которую ему предложили.

Следующий вопрос, действительно ли такой механизм структуризации включается в закрытой группе. Оказывается, чем проще организована группа, тем проще механизмы, естественнее  (ближе к животным) -> стремление к выживанию  (как человек в состоянии аффекта).

Тот факт, что характер и интенсивность, насыщенность, богатство  взаимосвязей отдельного сообщества с широким социумом самым существенным образом влияют на процессы группообразования и личностного развития, уже экспериментально и теоретически обоснован в психологии. Понятно, что в этой связи в поле зрения социальных психологов попали и те реальные естественные малые группы, которые по тем или иным причинам функционируют в условиях ограничения контактов с широким социальным окружением. В этом плане понимание специфики закрытых групп оказывается неразрывно связано с проблематикой социальной деривации, т.е. исследованиями относительно (от мягкого, частичного до практически полного – изоляция) нарушения связей индивида или группы индивидов с обществом.

В типологии закрытых групп С.А. Алифанова закрытые группы классифицируются в зависимости от решаемых в них задач. В данной типологии воинские подразделения относятся к группам производственной направленности, члены которых рассматриваются как субъекты деятельности.

Режимная система в Российской армии ужесточает временную изоляцию призывников от социального окружения, что существенно обедняет вариативность социальной ситуации развития межличностных отношений.

Существует прямая зависимость между степенью закрытости группы и жесткостью статусной иерархии, определяющей жизнедеятельность ее членов. Прежде всего, на это указывает материал, наработанный в рамках школы «групповой динамики» и направленной на прояснение роли групповых границ в организации жизнедеятельности реально функционирующих сообществ (К. Левин, Р. Зиллер, Р. Кан, Д. Кац и др.). Чем в большей степени организация отделяется от окружающей среды, тем более вероятно развитие в ней дифференцированной структуры. По сути дела, такое углубленное дифференцирование закономерно задается самими условиями существования закрытых сообществ: во-первых, стоящих перед необходимостью решать все возникающие проблемы только своими силами, а во-вторых, лишенных возможности «сбросить» во вне накапливаемый негативный отношенческий заряд. Наряду с повышенной насыщенностью эмоциональных (особенно негативно окрашенных) контактов в таких группах, их внутренней конфликтностью, как правило, неблагоприятным, напряженным социально-психологическим климатом, исследователи отмечают еще и такую дезинтеграционную тенденцию их развития, как избыточную, разрушительную для единства любого сообщества внутригрупповую статусную поляризацию, бурное формирование обособленных, нередко противоборствующих подгрупп.

 

Глава 4

Направления и формы профилактической работы. 

 

Подход к определению целей стратегии борьбы с «дедовщиной» должны всегда быть дифференцированным по месту и времени (когда, на что, как и в какой степени оказывать воздействие) и предлагать оптимальное сочетание всех методов профилактической работы, планирование и организация которой должны учитывать следующие особенности:

1.    Функционирование ограниченного определенным социальным пространством социума индивидов мужского пола уже само по себе предполагает наличие негативных явлений в его среде. Выполнение же данным социумом специфических задач  и жесткая нормативная регламентация его деятельности в рамках определенного общества повышает вероятность проявления негативных явлений в самых извращенных формах.

2.    Помимо нормативно закрепленной, формальной (уставной) структуры, представляющей идеальный тип воинской организации всегда существует неформальная организация отношений военнослужащих. Под влиянием множества факторов общественного развития в нашей армии исторически сложилась неформальная система. К настоящему времени «дедовщина» носит застарелый характер.

3.    В основе «дедовщины» лежат единичные индивидуальные или групповые искаженные способы самоутверждения, поведения, взаимодействия; отрицательные привычки, лжетрадиции групп, подразделений; нервные срывы и реактивные состояния воинов, приводящие к унижению ими личного достоинства сослуживцев. При этом в самых опасных формах НУВ находят свое проявление в среде срочной службы.

4.    Необходимо учитывать, что даже при самой эффективной профилактической работе формы проявления НУВ, как сложнодетерминированного социального и социально-психологического явления, не исчезают полностью, а переходят в менее социально опасные формы и к тому же обладают репродуктивной функцией (при «благоприятных» обстоятельствах воспроизводятся в прежнем виде). Реальная работа командования подразделения и частей по преодолению «неуставного» поведения военнослужащих может вестись только за ограничение его проявлений, снижение их остроты. Отклоняющееся поведение, разновидностью которого является НУВ, приобрело характер социальной патологии в масштабе Вооруженных Сил.

5.    Для кардинальных изменений в вопросах профилактики НУВ (значительное снижение социальной опасности негативных явление или их полное искоренение) необходимо изменение социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране, при которой станет возможным комплектование Вооруженных Сил на контрактной основе, гарантированная законом защита прав и личного достоинства, решение социально-бытовых проблем обустройства войск и т.п.

Система профилактических мероприятий может дать конкретные результаты при ее реализации на всех уровнях государственного и военного управления. На самом низком, но ближайшем уровне непосредственного взаимодействия необходимо учитывать некоторые общечеловеческие ценности и этику в руководстве:

·   Распределение благ должно быть связано только со степенью трудового участия. Я должен быть уверен, что если пожертвовал своим интересом ради интересов группы, то о соблюдении моего интереса позаботится руководитель.

·   Особое отношение к сослуживцам, заболевшим или попавшим в беду. Хорошее отношение к такой категории сослуживцев необходимо не столько для них, сколько для здоровых.

·   А главное, решение бытовых вопросов должно быть в центре внимания руководителя с учетом особенностей в иерархии потребностей человека. (Пирамида Маслоу)

На уровне отдельно части (корабля) работа по предупреждению «дедовщины»  должна носить предметный и конкретный характер, планироваться и проводиться с учетом специфики решаемых задач и местных условий.

Также важно отметить, что активность – это все виды деятельности, которые ведут к достижению основной цели группы. И поэтому групповой процесс прекращается, когда люди выполняют основную задачу.

Обобщая содержащиеся формы и методы, можно предложить следующие наиболее эффективные направления профилактической работы:

·           Организация функционирования и жизнедеятельности войск в строгом соответствии с нормативно-правовыми требованиями: точное выполнение своих обязанностей всеми должностными лицами по укреплению воинской дисциплины, соблюдение медицинских и санитарно-гигиенических норм размещения военнослужащих, своевременное и полное обеспечение их всеми видами довольствия и т.п.

·           Продуманная система материального и морального стимулирования офицерского состава за высокий уровень дисциплины  в подчиненных подразделениях и военнослужащих срочной службы за добросовестное выполн6ение служебных обязанностей и личную дисциплинированность  (в том числе использование и нетрадиционных форм поощрения).

·           Постановка конкретных, реально достижимых целей профилактической работы (в любом случае речь может идти только об ограничении степени и масштабов проявления НУВ, снижении их остроты) поскольку невыполнимые задачи неизбежно вызывают разочарование и равнодушное отношение офицерского состава к решению настоящей проблемы.

·           Полное и всестороннее изучение и описание существующей в данной части системы НУВ (формы из проявления и механизмы функционирования – как предмет профилактической работы), а также оперативное отслеживание тенденций развития и «нововведения» в данной области: широкое использование данных материалов при обучении молодых офицеров формам и методам профилактической работы.

·           Поэтапное планирование и осуществление профилактической работы (координация в проведении всех мероприятий по месту и времени: когда, на что, как и в какой степени оказывать воздействие). В этой связи можно, например, работу по профилактике НУВ планировать исходя из степени социальной опасности и распространенности негативных явлений. При этом первоочередные мероприятия направляются на снижение остроты проявления тех форм физического и морально-психологического насилия, последствия от которых чаще всего носят тяжелый характер (гибель и увечья военнослужащих, самовольное оставление частей, суициды и т.п.).

·           Оптимальное и творческое сочетание всех методов профилактической работы, в том числе и нетрадиционных (например: вытеснение негативных явлений ритуалами и традициями положительной направленности: чествование старослужащих воинов в день выхода приказа об из увольнении в запас; использование самодеятельного творчества воинов и т.п.).

·           Выявление неформальных лидеров в воинских подразделениях и целенаправленная работа с ними (опора на лидеров положительной ориентации, назначение их на сержантские должности, привлечение в общественный актив подразделения; дискредитация и нейтрализация отрицательных лидеров – организаторов и носителей НУВ).

·           Обеспечение активности. Активность – это все виды деятельности, которые ведут к достижению основной цели группы. И поэтому групповой процесс прекращается, когда люди выполняют основную задачу.

·           Распределение благ должно быть связано только со степенью трудового участия. Я должен быть уверен, что если пожертвовал своим интересом ради интересов группы, то о соблюдении моего интереса позаботится руководитель.

Проявление положительного отношения к сослуживцам, заболевшим или попавшим в беду. Хорошее отношение к такой категории сослуживцев необходимо не столько для них, сколько для здоровых.

·           Решение бытовых вопросов должно быть в центре внимания руководителя, т.к. попадание возможности решения бытовых вопросов (особенно касающихся питания) нарушает равенство и дает ему возможность манипулировать.

·           Систематическое обучение офицерского состава эффективным методам профилактической работы, формирование у него правильного понимания всей социальной опасности негативных явлений для нормального функционирования воинской организации.

·           Организация оперативной и полной информации снизу об эффективности проводимых профилактических мероприятий и контрмерах, предпринимаемых организаторами НУВ.

·           Форсированный ввод в строй молодого пополнения (усиленная физическая подготовка, формирование у молодых солдат психологической готовности к встрече с негативными явлениями по приходу в подразделения, выработка алгоритма поведения в конфликтных ситуациях1 и т.п.).

·           Организация профилактической работы с неослабевающим упорством и постоянством (даже изжитые в подразделениях формы НУВ обладают свойством самогенерации и самовоспроизводства в случае ослабления профилактических воздействий).

Как показывает войсковая практика, эти и другие мероприятия дают ощутимый эффект только в случае сведения их в единую систему профилактической работы, созданную с учетом специфики вида и рода войск, решаемых частью (кораблем) задач, места из дислокации, качественных характеристик призывных контингентов.

Глава 5

Заключение. 

 

Исходя из всего выше изложенного, можно сделать следующие выводы:

1.    Среди существующих в воинских подразделениях разновидностей НУВ в настоящее время доминирующим является механизм их функционирования, основанный на неформальном разделении военнослужащих по сроку службы – «дедовщине», который в течение 1989-1992 годов вытеснил НУВ, основанные на неформальном разделении воинов по национальной принадлежности («землячество»). До конца текущего десятилетия такая разновидность НУВ, как "дедовщина", по-видимому, сохранит лидерство, однако в ближайшее время в рамках ее могут найти (и уже находят) проявление и другие формы НУВ с различными основаниями, лежащими в их основе (прежде всего – региональное «землячество», а также «культ силы, религиозный, криминогенный и общественно-политический и другие факторы).

2.    Среди всех сфер жизнедеятельности воинских коллективов (служебно-функциональной, общественной и социально-бытовой) социально-бытовая сфера жизнедеятельности войск является наиболее пораженной негативными явлениями, обострение которых происходит по мере возрастания нагрузок на личный состав вследствие ухудшения социально-бытовых условий жизнедеятельности и жизнеобеспечения войск (полевые условия быта, нарушение элементарных прав военнослужащих в удовлетворении их жизненных потребностей) и как следствие этого компенсация данных недостатков за счет искусственного увеличения трудозатрат молодого пополнения и лишения его законных материальных и духовных благ путем различных форм физического и психического насилия.

3.    В связи с сокращением в подразделениях количества неформальных групп, образованных по срока призыва, обусловленное переходом к полуторагодичному сроку службы (особенно остро эта проблема встала в 1992-1993 гг. – когда одновременно в воинских подразделения проходили службу военнослужащие полного и сокращенного периодов службы). Ввиду отсутствия маргинальной группы (военнослужащих второго периода службы), служившей своеобразным буфером между 3-4 периодами службы (организаторами и носителями  НУВ) и военнослужащими первого периода службы – объектом проявления форм физического и морально-психологического насилия, происходит перераспределение функций между данными неформальными группами. Так функции «обслуживания», присущие ранее двум младшим призывам переходят к одному призыву; второй период службы становится перед дилеммой осуществления функций «руководства», «воспитания» младшего призыва или ввиду его малочисленности, делить с ним обязанность по «обслуживанию третьего периода службы, который, в свою очередь наряду с «контролем» должен сосредоточивать в своих руках функции «руководства» и «воспитания». Положение будет усугубляться по мере некомплекта личного состава в подразделениях, увеличивающего служебные нагрузки на военнослужащих.

Информация о работе Дедовщина как социальное явление