Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 18:04, реферат
Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. Он не может не думать о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом выражается в понятиях Чести и Достоинства.
Если же самооценка неадекватна, начинаются те сложности, о которых мы говорили. При заниженной самооценке у человека обычно развивается комплекс неполноценности, неуверенность в себе, он недооценивает себя, излишне скромен, лишен всяких притязаний, отсюда и ориентация на средний результат и незаметное место в жизни. При этом не исключена глубокая внутренняя трагедия: неуверенность в своих силах мешает человеку предъявить миру и реализовать собственные достоинства, которые могли бы принести ему честь и славу.
Еще более сложным является соотношение чести и достоинства при завышенной самооценке. В этом случае человек явно переоценивает свои достоинства, возможности, личные качества, развивается претенциозность — ожидание и требование особого уважения и почтения к себе без всяких на то оснований. Преувеличенное чувство собственного достоинства — гипердостоинство — ведет к высокомерию, заносчивости, нетерпимости к чужим мнениям и позициям. Человек становится излишне подозрительным, всюду видит врагов, покушающихся на его честь и достоинство. Люди подобного рода малопривлекательны и конфликтны.
Сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки зрения общепринятых норм) понимании смысла чести и достоинства. В этом случае можно говорить об образовании таких феноменов, как лжедостоинство и псевдочесть.
Чаще всего они связаны с особого рода корпоративной моралью, проповедующей особые, отличные от общепринятых нормы и ценности. В результате возникают порой очень жесткие представления и требования, которые организуют жизнь и поведение в том или ином локальном мире.
Корреляция осложняется и возможностью относительной независимости чести и достоинства друг от друга, проявляющейся, например, в том, что утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Иными словами, обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному.
Вариант 1. Человек в этом положении и вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным».
Хотя и здесь «возможны варианты», например:
1) он может искренне считать, что действительно «недостоин», проявить смирение в своем бесчестье и начать пересмотр собственной самооценки и достоинств;
2) он может проявить внешнее смирение и согласие с унижением, внутренне упиваясь собственным самоуничижением и приходя к гордыне.
Вариант 2. Человек, несмотря на унижения и оскорбления, способен принимать бесчестье с достоинством, т.е. теряя честь, сохранять достоинство, активно защищая честь.
Людей, способных с глубоким внутренним достоинством и благородством принять бесчестье, называли великомучениками, страстотерпцами.
С другой стороны, именно сохранение собственного достоинства часто помогало и заставляло человека заботиться о возвращении утраченной чести: доказательством своей невиновности или дуэлью, как в XIX в.
В XX в. объяснено многое, прежде казавшееся необъяснимым, решены многие проблемы ядерной физики, генной инженерии, астрофизики. Но моральные проблемы, нравственные принципы, нормы человеческого поведения объяснить не всегда возможно. Их нужно просто выполнять, нельзя не выполнять, потому что мы, люди, связаны между собой теснее, чем это нам представляется.