Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 16:28, доклад
В июне 1999 года в Болонье министрами образования 29 Европейских стран была подписана “Декларация о Европейском пространстве для высшего образования”. Долгосрочная цель программы действий - “создание общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентной способности европейского высшего образования”. Другими словами, ее цель - достижение единых стандартов высшего образования, основанного на двух уровнях (бакалавр и магистр). Конечной целью является взаимное признание дипломов вузов.
1. Сущность Болонской конвенции………………………………………………………....3
2. «Плюсы» Болонской конвенции для России………………………………………....….4
3. «Минусы» Болонской конвенции для России…………………………………………...8
Список использованной литературы……………
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский
государственный университет»
Кафедра
социологии
ДОКЛАД
«Болонская конвенция:
за
и против»
Выполнили:
студентка гр. Сл – 107
Катаргина А. А.,
Зоткина Т. А.
Принял:
Лукьянова
В. М.
Владимир
2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность
Болонской конвенции………………………………………………………
2. «Плюсы» Болонской конвенции для России………………………………………....….4
3. «Минусы»
Болонской конвенции для
Список
использованной литературы……………………………………………………
СУЩНОСТЬ БОЛОНСКОЙ КОНВЕНЦИИ
В июне 1999 года в Болонье министрами образования 29 Европейских стран была подписана “Декларация о Европейском пространстве для высшего образования”. Долгосрочная цель программы действий - “создание общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентной способности европейского высшего образования”. Другими словами, ее цель - достижение единых стандартов высшего образования, основанного на двух уровнях (бакалавр и магистр). Конечной целью является взаимное признание дипломов вузов. Для этого необходимо выработать общие критерии оценки качества преподавания в вузах стран-участниц и ввести образовательные кредиты.
Еще в 2003 году на конференции в Берлине министры образования европейских стран проголосовали за присоединение России к Болонской конвенции. В 2010 году дипломы российских вузов должны были стать конкурентоспособными на мировом рынке. Однако прежде нам пришлось изменить нашу систему образования, и эти изменения уже начались
Сейчас
под Болонской конвенцией стоят подписи
представителей 45 государств. Каждый из новичков
берет на себя обязательство ввести единый
учебный стандарт: 12-летнее школьное образование,
разделение высшего образования на две
ступени и научная деятельность в аспирантуре
с получением одной-единственной научной
степени — доктора. Кроме того, подписантов
обязывают ввести единую систему оценок —
так называемые академические кредиты
ECTS: за каждый семестр учащийся должен
набрать определенное число баллов, которые
складываются из посещения лекций и семинаров,
контрольных работ и научных изысканий.
Чтобы подстроиться под все стандарты,
нашей стране предстоит пройти еще долгий
путь, но два главных изменения уже произошли.
Введено всеобщее обязательное 11-летнее
среднее образование (которое в перспективе
должно стать 12-летним), и был принять закон
о разделении вузов на две ступени.
«ПЛЮСЫ» БОЛОНСКОЙ КОНВЕНЦИИ ДЛЯ РОССИИ
«Это решение важно для нашей страны — это знак интеграции России в Европу, — заявил председатель комитета Госдумы по образованию и науке Александр Шишлов в интервью радио „Маяк“. — Важно и для высшей школы России, для студентов и преподавателей, для тех, кто хочет, чтобы наше образование было достойным XXI века, чтобы оно продолжало традиции российского фундаментального высшего образования».
Действительно, если вы окажетесь за границей, у вас уже не будет необходимости в стажировках и пересдаче экзаменов: все дипломы будут иметь единый образец. Болонское соглашение означает увеличение мобильности студентов и преподавателей. Во время учебы можно будет беспрепятственно изменять страну или университет. То есть с 2010 года совершенно не обязательно учиться в одном вузе: какие-то дисциплины можно изучить, например, во Франции, какие-то в Германии, какие-то в Англии, после чего в одном из университетов получить диплом с европейским вкладышем. Единый европейский диплом упрощает трудоустройство наших граждан за границей, и это один из главных плюсов Болонского процесса.
Кроме свободы выбора вуза новая система дает свободу выбора собственно курса. Сейчас студенты учатся по заранее известному расписанию, утвержденному учебной частью. Студенты бакалавриата и магистратуры составляют себе расписание сами. Один абитуриент, например, в будущем хочет работать в банке — поступив в финансовый вуз, он с чистой совестью игнорирует курс по биржевой аналитике и все силы отдает бухгалтерскому практикуму. Его сокурсник намерен в будущем попрактиковаться в каком-нибудь аукционном доме — тут ему пригодятся и стандартное искусствоведение, и несколько курсов, скажем, по экономике или пиару. Занятия совершенно необязательно выбирать на своем же факультете и по своей узкой специальности — лишь бы в сумме набиралось достаточное для перехода на следующий курс количество баллов. Если по итогам трех лет обучения студент набрал по профильным предметам нужное для поступления в магистратуру число баллов, он может продолжить образование.
Чем еще болонская система удобнее нашего традиционного образования? Она позволит большему количеству людей раньше заниматься делом. По данным Минобразования, в России учатся и одновременно работают почти 50% студентов. Так что система даст возможность не очень заинтересованным в академической карьере третьекурсникам спокойно идти работать — не отпрашиваясь пару раз в неделю на семинары, которые «уж совсем нельзя пропускать», и не готовясь по ночам к сессиям в ущерб службе.
Ожидается, что присоединение к Болонской конвенции пойдет на пользу не только рядовым россиянам, которые смогут учиться и работать в европейских странах, но и государству, чей бюджет увеличится за счет доходов от открытого рынка образования, если на учебу в российские вузы будут приезжать граждане других государств. Это вполне вероятно, учитывая довольно низкую стоимость получения высшего образования в России по сравнению с США и Западной Европой.
Правда, российская профессорская среда в большинстве своем не готова к болонской революции: она не любит работающих студентов-платников и не хочет отказываться от привычной системы образования. К примеру, ректор МГУ Виктор Садовничий неоднократно высказывался против принятия болонской системы. Помимо того, что Садовничий рассматривает образование скорее как область культуры, чем область экономики, даже с прагматической точки зрения, по мнению ректора, за 3-4 года, отпущенные на бакалавриат, большинство российских вузов не успеют выучить квалифицированных специалистов. Этого мнения придерживаются и некоторые западные вузы. Например, в Санкт-Галленском университете в Швейцарии, который первым в Европе перешел на новую систему, большинство профессоров и доцентов открыто говорят, что реформа негативно отразилась на образовательном процессе. По мнению преподавателей, «познание сведено к охоте за баллами».
Доктор социологических наук Елена Мирская, занимающаяся социологией науки в РАН, считает, что болонская модель, может, и хороша, но не в нашей действительности. «На Западе вся жизнь другая: они по-другому учатся и начинают планировать свою жизнь уже на уровне 9-10-го класса. То есть у них нацеливаются кто на дальнейшее образование, кто на практику в среднем гораздо раньше, чем у нас, — уверена Мирская. — Но у нас другие установки, мы все равно будем считать бакалавров дипломированными неучами».
Студент вуза будет получать степень бакалавра за три-четыре года. Чтобы получить степень магистра, ему надо будет проучиться еще два года после бакалавриата. Причем бакалавриат будет рассматриваться как высшее образование, без добавления “незаконченное”. Для получения магистерского образования потребуется выбрать узкий профиль в полученной профессии, сдать экзамены и пройти конкурс, как при обычном приеме в вуз.
Российская
особенность новой системы
Между
тем российские студенты не изъявляют
особого желания учиться на бакалавров.
Таковы неутешительные результаты исследования,
которое провела среди студентов 11 ведущих
вузов страны Высшая школа экономики.
Пока готовы идти в бакалавры всего пять
процентов студентов. А ведь закон жестко
диктует: решать свое будущее надо уже
при поступлении в вуз. Дело в том, что
обучение с первого курса будет вестись
по разным программам. Можно представить,
насколько непросто будет абитуриенту
сделать выбор. Ведь пока он дойдет до
4-го курса, когда ему будут присваивать
степень бакалавра, у человека могут измениться
жизненные цели.
Нельзя сказать, что все в новой системе
образования так уж ново для наших вузов.
— Опыт многоуровневой подготовки специалистов
возник в Советском Союзе даже раньше,
чем на Западе, — говорит министр образования
и науки РФ Андрей Фурсенко. — Вспомните
знаменитую физтеховскую школу, когда
первые три года человека учили, давали
фундаментальные знания, а затем два-три
года он занимался практической работой,
проводя максимум времени не в базовом
институте, а в лабораториях. Это в некоем
смысле аналог системы “бакалавр — магистр”.
А в МГТУ им. Баумана сегодня есть и бакалавры,
и магистры, и дипломированные специалисты.
Здесь широко используется так называемая
“включенная схема обучения”, когда студент
в течение полугода-двух лет учится в вузе
другой страны и в результате получает
два диплома.
Переход
на новую систему предполагает введение
единой оценки знаний, перестройку
учебных планов, изменение соотношения
лекционных и практических занятий.
Каждый студент сможет уехать на один
семестр в любой западный университет
и сразу включиться там в образовательный
процесс.
Во многих чебоксарских вузах уже введена
новая система зачетных единиц. Для того,
чтобы быть допущенным к экзамену, студенту
необходимо набрать определенное количество
баллов за разные контрольные, экзаменационные,
исследовательские и другие работы, проходящие
в семестре.
А вот что говорит об “утечке мозгов” ректор МГУ им. М.Ломоносова Виктор Садовничий: “Пока мы не создадим условия комфортной работы для молодежи — будем терять умы и таланты. Нужно сделать так, чтобы молодой человек не стремился уехать туда лаборантом и там “зацепиться” только потому, что быть лаборантом там лучше, чем профессором у нас”.
Но
это уже проблемы власти. А для
рядового студента, конечно, признание
российского диплома в странах Болонской
конвенции и возможность продолжить обучение
за рубежом — это огромный плюс.
«МИНУСЫ» БОЛОНСКОЙ КОНВЕНЦИИ ДЛЯ РОССИИ
Теперь выделим минусы болонской системы.
Несмотря на то, что рассматривают данный процесс с различных точек зрения, все сходятся во мнении, что жесткие временные рамки реформ не обоснованы, и не учитывают условия современной российской действительности. Данный процесс является несвоевременным для России, где практически он начался без подготовительной базы. Для адаптации российской системы высшего образования к новым стандартам необходимы более длительные сроки, чтобы формальное введение новых норм соответствовало качественному изменению всего образовательного процесса. Также многие сходятся во мнении, что реализация положений Болонской конвенции приведет к потере самобытности и уникальности российского высшего образования и снижению качества знаний.
Резюмируя
вышесказанное, хочется ещё раз
подчеркнуть, что подписание Болонского
соглашения Россией является обоснованным
и разумным шагом, направленным на улучшение
отечественной системы образования. Тем
не менее, в любой реформе есть две важных
составляющих: содержание и механизм его
воплощения. Надеюсь, что нам удастся избежать
ситуации «хотели как лучше, а получилось
как всегда». Поживём-увидим, ведь Болонская
конвенция предусматривает создание единого
европейского образовательного пространства
уже к 2010 году.