Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 21:45, контрольная работа
Регулирование ростовой активности побегов осуществляется прежде всего условиями питания, что в свою очередь зависит от факторов среды: света, температуры, типа почвы и пр. Чрезвычайно важную роль в регуляции роста побега играют также физиологически активные вещества. В апикальной меристеме побегов в большом количестве вырабатываются ауксины, но они могут поступать в нее и из молодых листьев. После удаления молодых листочков содержание ауксинов в верхушке побега резко снижается.
«Применение
перспективных регуляторов
Регулирование ростовой активности побегов осуществляется прежде всего условиями питания, что в свою очередь зависит от факторов среды: света, температуры, типа почвы и пр. Чрезвычайно важную роль в регуляции роста побега играют также физиологически активные вещества. В апикальной меристеме побегов в большом количестве вырабатываются ауксины, но они могут поступать в нее и из молодых листьев. После удаления молодых листочков содержание ауксинов в верхушке побега резко снижается.
Наряду со стимуляцией роста в длину ауксины осуществляют и регулирование ветвления побега. Пока лист остается жизнедеятельным, он тормозит рост своей пазушной почки. Поэтому удаление листьев или их повреждение приводит к преждевременному прорастанию почки и появлению новых побегов. Решающая роль ауксинов в подавлении прорастания почек доказана опытами, в которых отрезалась верхушка проростка и на ее место накладывалась паста с гетероауксином. В этом случае боковые почки не трогались в рост.
Важную роль в росте стебля играют гиббереллины, которые у многих растений тормозят ветвление стебля, но иногда и стимулируют его. Обработка гиббереллинами растений с удаленной верхушкой вызывает сильное ветвление побегов. Применение гиббереллинов на саженцах плодовых культур проводится с целью ускорения роста, а также стимулирования образования боковых ветвей.
Европейские садоводы для получения разветвлений у саженцев яблони используют три основных препарата: промалин, патурил и арболин. Арболин представляет собой смесь бензолоаденина и гиббереллина А3. Опрыскивание рекомендуется проводить один раз за период вегетации, когда саженцы достигли высоты 50 – 60см. Применяют его в концентрации от 150 до 380 мл на 10 л воды, что определяется степенью ветвления сорта.
Одним из главных условий действия гиббереллинов является усиленное питание растений, как световое, так и корневое, и общий высокий уровень всех агротехнических мероприятий. Лучшим для обработки гиббереллинами является тот период, при котором сильное ускорение ростовых процессов сочетается у растений с их способностью к максимальному использованию условий питания.
В последние годы в мировом сельском хозяйстве уделяется значительное внимание разработке технологий применения физиологически активных веществ (регуляторов роста) при выращивании самых разнообразных культур. Синтетические регуляторы роста и развития растений - соединения, обладающие высокой физиологической активностью, способны в малых дозах оказывать влияние на метаболизм растений, что приводит к существенным изменениям в ходе роста в онтогенезе. В отличие от пестицидов регуляторы роста не фитотоксичны и характеризуются сравнительно меньшей токсичностью для человека и теплокровных животных. По своей природе препараты являются аналогами фитогормонов или веществами, способными изменять гормональный статус растений, оказывая влияние на биосинтез, передвижение и проявление физиологического действия фитогормонов. Использование регуляторов роста позволяет усиливать проявления полезных физиологических и биологических функций, и повышать устойчивость растений к неблагоприятным факторам среды. В конечном счете, это приводит к более полному проявлению потенциала продуктивности возделываемых культур при относительно не высоких энергозатратах. Все это дает основание рассматривать регуляторы роста как самостоятельное направление в химизации сельского хозяйства.
В садоводстве регуляторы роста находят, пожалуй, наиболее широкий спектр использования по сравнению с другими отраслями растениеводства, обладая специфически направленным воздействием.
Среди рострегулирующих препаратов, применяемых в культуре яблони, наибольшее распространение получили ретарданты, ускоряющие вступление в товарное плодоношение и повышающие урожайность молодых деревьев. В нашей стране рекомендовано для этих целей применение хлорхо-линхлорида двукратно, в концентрации 0,6% и 2,2% - диметилгидрозида янтарной кислоты однократно, в концентрации 0,2 - 0,3%.
В настоящее время достаточно полно разработана технология применения в плодоводстве регуляторов роста ретардантного типа. Однако их широкое использование в практике плодоводства связано с рядом трудностей. При этом немаловажное значение имеет то, что указанные регуляторы роста представляют определенный экологический риск и в связи с этим возникает необходимость их замены на более безопасные для окружающей среды и человека.
Последние годы появилось много новых синтетических экологически чистых регуляторов роста комплексного воздействия, к которым относятся: тидиазурон (дропп), соль крезоуксусной кислоты (крезацин) и смесь гиббе-реллинов (гибберсиб). Высокая биологическая активность этих классов при родных и синтетических регуляторов роста продимонстрировано уже многими исследователями на полевых и кормовых культурах.
Вопросы, связанные с применением регуляторов роста растений, имеют большое значение как для развития науки о растении, так и для сельскохозяйственной практики. При повышении уровня интенсификации растениеводства, фиторегуляторы становятся важным компонентом современных технологий выращивания многих культур. Так, если в 1975 году в мире было использовано регуляторов роста на сумму 200, в 1985г - 500, то в 1990 г она составила 900 млн. долларов США.
В мировой практике используются до 100 соединений, обладающих ре-гуляторными свойствами, что составляет лишь 10% всех промышленных аг-рохимикатов. По мнению многих ученых, в ближайшем будущем регуляторы роста растений будут пользоваться на рынке не меньшим спросом, чем гербициды и минеральные удобрения, и основная прибавка урожайности многих сельскохозяйственных культур в начале двадцать первого века будет получена за счет применения физиологически активных веществ.
В тоже время, это направление химизации сельского хозяйства сравнительно новое. Наши познания в этой области являются в большей мере следствием эмпирических исследований, чем научной теорией, позволяющей объяснить механизм их действия.
Для управления ростовыми процессами плодовых деревьев используют биорегуляторы роста, которые являются антагонистами гормонов растений – гиббереллинов и ауксинов. Наиболее эффективным в настоящее время является Прогексадион кальция (Регалис). Физиологическая основа и эффективность использования этого биорегулятора роста заключается в следующем (27,28):
Согласно современным представлениям, регуляция роста растений осуществляется комплексом фитогормонов, включающим ауксины, цитоки-нины, гиббереллины, брассины, абсцизовую кислоту и этилен. Изменение соотношений между фитогормонами в комплексе приводит к определенным изменениям в росте и развитии растений, а любое рострегулирующее воздействие на растение связано с воздействием на гормональный баланс.
К настоящему времени в качестве регуляторов роста и развития растений изучено несколько тысяч химических соединений, из которых в мировом растениеводстве нашли практическое применение регуляторов роста.
Среди применяемых в настоящее время в практике сельскохозяйственного производства регуляторов роста растений наиболее широкое распространение получили вещества, подавляющие рост и усиливающие генеративные процессы - ретарданты. Это связано с тем, что повышение уровня интенсификации растениеводства предполагает увеличение объемов применения минеральных удобрений и другие приемы, стимулирующие ростовые процессы. Ретарданты в большинстве случаев способны тормозить избыточный вегетативный рост, вызывать усиленное развитие генеративной сферы, что приводит к увеличению урожая.
У плодовых растений эти соединения задерживают рост побегов в длину, как правило, подавляют апикальное доминирование и тем самым оказывают значительное влияние на размер и структуру кроны плодовых деревьев. В целом действие регуляторов усиливает генеративные функции у растений и проявляется это не только в ускорении начала плодоношения, но и в лучшем завязывании плодов и в индуцировании формирования плодоносных побегов.
Хотя основная функция ретардантов - стабилизация роста осевых органов растений, каждый из них обладает высокой спицефичностью действия и отличается большой селективностью по отношению к отдельным видам и сортам растений. Так, паклобутрозол и даминазид высокоактивны на плодовых, зерновых и декоративных культурах; фосфон-Д оказывает ретардантное действие на цветочные культуры; хлорхолинхлорид (ССС) эффективен на зерновых, овощных, плодовых, технических культурах и т.д.
Можно полагать, что использование регуляторов роста в растениеводстве должно быть направлено, прежде всего на решение важнейших задач - увеличение урожайности сельскохозяйственных культур и повышение их устойчивости к неблагоприятным факторам среды. При этом, естественно, возникает вопрос о том, что отмеченные задачи во многих отношениях взаимосвязаны. Так, увеличение урожайности может быть следствием повышения экологической устойчивости.
Важно иметь в виду и то, что использование регуляторов роста не ограничивается решением указанных задач. Их применение перспективно и с целью снижения энергозатрат на единицу сельскохозяйственной продукции и повышение производительности техники и ручного труда, с целью более рационального использования удобрений и улучшения качества продукции, а также по другим направлениям.
Информация о работе Применение перспективных регуляторов роста в садоводстве