Проблема классификации знаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 20:04, реферат

Краткое описание

Вопросы, связанные с природой знака, знаковых систем и с возникновением языков общения, с древнейших времен интересовали лингвистов и философов. Еще в IV в. До н.э. древнегреческий философ Платон полагал, что слова отражают природу обозначаемых ими предметов и что имена, названия вещей органически связаны с обозначаемыми этими именами вещами.

Содержание

Введение
1. Понятие знака.
1.1 Признаки и свойства знаков.
2. Классификация знака.
2.1 Классическая классификация
2.2 Классификация на основе “базисного” знака.
2.3 Классификация на основе комбинации знаков.
Заключение

Прикрепленные файлы: 1 файл

pnazarkin.doc

— 200.00 Кб (Скачать документ)

     Термином  «знак» охотно и широко пользовался  Ф. Ф. Фортунатов, который писал: «Язык  представляет… совокупность знаков главным образом для мысли  и для выражения мысли в  речи, а, кроме того, в языке существуют также и знаки для выражения чувствований». Фортунатов рассматривает также и знаки для выражения отношений: «… звуки слов являются знаками для мысли, именно знаками как того, что дается для мышления (т.е. знаками предметов мысли), так и того, что вносится мышлением (т.е. знаками тех отношений, которые открываются в мышлении между частями ли мысли или между целыми мыслями.)»2

Важнейшие свойства знаков

     Важным  свойством знака является то, что  он может обозначать или замещать не единичный объект или конкретное явление, а целое множество объектов или явлений. В связи с этим вводится понятие объема знака. Чем больше конкретных объектов реального мира представляет данный знак, тем больше его объем. Например, слово «дерево» как языковой знак имеет значительно больший объем, чем слово «береза». В данном случае речь идет о денотате знака.

     Другим, не менее важным, свойством знака  является его способность вызывать у человека представления о характере  обозначаемого знаком объекта или  явления – концепт знака.

     Независимо от того, имеется ли в виду сфера специального, узкопрофессионального общения или же речь идет о передаче информации общедоступной, рассчитанной на самого широкого потребителя, знак, имеет преднамеренную, целенаправленную природу, он специально используется для передачи определенного смысла. Преднамеренность – первое из свойств знака. И отсюда же вытекает второе его важнейшее свойство: двусторонность. В самом деле, у знака обязательно должны быть две стороны. Это идеальная, внутренняя (то, что передается, - значение, смысл, или, еще по-другому, семантика)  и материальная, внешняя (то, чем передается, - форма).

     Материальная  сторона знака, его план выражения, может быть самой разной – лишь бы она воспринималась органами чувств: слухом, зрением, осязанием… Подавляющую часть информации о мире человек получает с помощью зрения. И не случайно те примеры знаковых ситуаций, что приводились выше, имели визуальную, зрительную природу. Но если говорить о знаке языковом, о единицах человеческого языка, то его основная материя, конечно же, звук. Это важно подчеркнуть, так как сегодня, в эпоху поголовной грамотности, человек привыкает к письменной форме языка. Привыкает настолько, что зрительный образ слова теснит в нашем сознании образ слуховой. И все же не будем забывать о том, что основная материальная форма существования языка – это звук, колебания воздуха. На протяжении сотен и сотен тысячелетий человеческий язык существовал исключительно в звуковой форме (еще ему, конечно, помогали жесты), и только в последние несколько тысячелетий этому способу передачи информации сопутствует письменность. Не забудем также о том, что еще совсем недавно целые народы пользовались языком исключительно в его устной, звуковой форме: письменности они просто не знали.

     Одни и те же предметы в разных языках называются по-разному. Получается, что в основе названия лежит договоренность, соглашение, конвенция. Мы, то есть коллектив людей, как бы решили придать данной звуковой форме данное содержание; так появляется знак. Конвенциональность – третье основное свойство знака.

     Но  знак никогда не существует изолированно, сам по себе. Он всегда входит в целую  систему, действует на фоне своих  «собратьев». Поэтому подписать  конвенцию, договориться о содержании знака на практике означает разделить  сферы влияния знаков: вот это обозначает то-то, а вот это – другое…

     И конвенциональность знака оборачивается  его обусловленностью: каждый знак – член своей системы. Обусловленность – четвертое свойство знака.

     Нетрудно  показать это и на примере языковых единиц. Так, слова в целом образуют систему, и эта система складывается из множества частных подсистем. Одна из них – названия цветов солнечного спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый…  Но вот что любопытно: во многих языках русским названиям голубой и синий соответствует одно слово. Например, для немца цвет чистого неба, василька и полоски леса на горизонте будет все blau. Der Blaufuchs – так по-немецки называется голубой песец (букв. ‘голубая лиса’), а die Blaubeere – черника (букв. ‘синяя ягода’): первая часть в этих немецких словах одинакова… Нет, конечно, при необходимости можно различить данные цветовые оттенки – скажем, при помощи определений himmelblau – ‘небесно-голубой’ и dunkelblau – ‘темно-синий’. Однако в огромном большинстве случаев немец скажет просто blau, без всяких уточнений. Не получается ли тем самым, что значение слова синий в немалой степени зависит от того, есть ли в данном языке слово голубой или нет? Если есть (как в русском), то объем его семантики сужается, если нет (как в немецком), то соответственно возрастает… Как писал Велимир Хлебников, «каждое слово опирается на молчание своего противника».

     Содержание знака обусловлено содержанием других знаков, всем устройством данной системы, лежащей в ее основе конвенцией. Можно сказать, что языковой знак есть производное от языка как целого. 
 
 
 

2. Классификация знака.

     Существует  значительное число классификаций  знаков, основанных на различиях формы, содержания, связи формы с содержанием  и других параметров. До настоящего времени сохраняет свое значение классическое (введенное Ч.С.Пирсом) разбиение знаков на три группы: иконы, индексы и символы. 

2.1 Классическая классификация Ч.С.Пирса

Американский  философ Чарлз Сандерс Пирс еще  в конце ХIХ в. создал классификацию  знака. Пирс считается одним из основателей со временной семиотики. Важнейшая его заслуга состоит в том, что во главу угла он ставил человека как создателя и интерпретатора знака.

     По  Пирсу, любой знак имеет три основные характеристики: 1) материальная оболочка, 2) обозначаемый объект, 3) правила интерпретации, устанавливаемые человеком.

     Данная  классификация основана на типологии соотношения формы и содержания.

Он разделил знаки на три группы:

     1. Иконические знаки - такие, план выражения которых похож на план содержания (форма и содержание сходны качественно или структурно).

Примером  может служить портрет, фотография, или, например, батальное полотно  или план сражения являются знаками-иконами, если считать их содержанием само сражение.

     2. Символьные (конвенциональные, условные) знаки - такие, план выражения которых не имеет ничего общего с планом содержания (связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, по соглашению, касающемуся именно данного знака).

Это большинство  слов любого языка. Слово "кошка" не похоже на кошку в отличие от изображения кошки.

     3. Индексальные знаки - такие, план содержания которых связан с планом выражения по смежности, то есть похож, но отчасти (форма и содержание смежны в пространстве или во времени).

     Примерами индексов могут служить знаки дорожной сигнализации. Следы на песке, позволяющие предположить о том, что ранее в этом месте кто-то прошел, дым, предполагающий наличие огня, симптомы болезни, предполагающие саму болезнь, – все это индексальные знаки. По-видимому, точнее было бы говорить не о смежности формы и содержания, как это принято традиционно, а о наличии между ними определенных причинно-следственных связей.

     Знак, запрещающий проезд, "кирпич" действительно  напоминает некую преграду, но он означает не саму преграду, а инструкцию "сюда въезд запрещен". Если на щите нарисованы черные очки, то это означает, что здесь следует пропускать слепых. Знак, представляющий собой две параллельные линии, сужающиеся к концу наподобие бутылки, означает, что дорога впереди сужается.

       Для иконических и индексальных знаков форма позволяет догадаться о содержании знака даже не знакомому с ним адресату. Что же касается символических знаков, то их форма сама по себе, т.е. вне специального договора, не дает никакого представления о содержании.

     Но  исчерпывающая теория знака на основе современных лингвистических и семиотических достижений так и не была создана, поскольку семиотика на протяжении ХХ века больше интересовалась не самим знаком, а последовательностью знаков - текстом.

     2.2 Классификация  на основе “базисного” знака.

     Задача семиотики заключается в определении критерия, позволяющего выделить различные типы знаков и других видов обозначения.

     Хорошо  известны две типологии такого рода: трихотомия Пирса "иконы, индексы и символы" и оппозиция "аналоговое - цифровое представление".

Обе эти  схемы оказываются недостаточными, если не неадекватными, когда они  сталкиваются с реально существующими системами обозначения",3- как считает Соломоник Абрам.

       Он пришел к выводу, что классификация отдельных знаков практически недостижима, да и нецелесообразна, и он решил заняться классификацией знаковых систем, но на основе базисного знака, их образующего. Таким образом ему удалось расклассифицировать и знаковые системы, и сами знаки, сведя последние всего к пяти основным видам.

     Все существующие знаковые системы Соломоник  распределил по пяти иерархически расположенным  типам знаковых систем. В порядке  своего появления в филогенезе человечества и в онтогенезе отдельного человека, а также по степени увеличивающейся абстракции лежащей в основании каждого типа основного знака, эти пять типов знаковых систем выглядят следующим образом:        

Вначале и в фило- и в онтогенезе появляются естественные знаковые системы, которые  все основаны на естественных знаках. Естественными знаками он называет такие реальные предметы или явления, которые сигнализируют о сопутствующих им предметах или явлениях, недоступных нашему непосредственному наблюдению. Примерами таких знаков являются данные спектроанализа, "говорящие" нам об элементах, находящихся в составе того или иного небесного тела, либо отметки на фотопластинках, поставленных на пути потока элементарных частиц в циклофазотроне. И в том, и в другом случае мы лишены возможности проверить на глаз наблюдаемые явления. Мы регистрируем их с помощью реально зафиксированных знаков и делаем на этом основании определенные выводы.        

И спектроанализ, и фотоанализ в мире элементарных частиц опираются на цельные и  хорошо проверенные естественные знаковые системы. Бывают и отдельные, не включенные в системы естественные знаки, и их достаточно много, намного больше, чем отдельных знаков в высших по иерархии системах. Так, например, стоя на пригородной платформе и еще не видя поезд, но слыша стук его колес, человек начинает потихоньку готовиться к штурму приближающегося вагона. Таких естественных знаков много, их миллионы, практически любой предмет или его свойство может стать в тех или иных обстоятельствах естественным знаком.

На заре цивилизации, до изобретения других типов знаковых систем, естественные знаковые системы были единственными помощниками человека в его взаимоотношениях с окружающей средой. Но и сегодня, когда системы более высокого иерархического уровня заняли подобающее им место, естественные знаковые системы продолжают играть колоссальную роль, особенно в повседневной жизни. Когда-то вся медицина основывалась только на симптомах болезни, которые врач мог видеть, слышать или ощущать своими органами чувств. Сегодня врач не поднимает голову от экрана компьютера, в который занесены данные множества анализов, полученных самыми хитроумными способами. Тем не менее, эти данные суть естественные знаки, опираясь на которые врач диагностирует болезнь и назначает курс лечения. 
        Более точным было бы сказать, что естественные знаки (при-знаки) врач получает часто с помощью различных систем изображения: ЭКГ обозначается ломаной линией, пульс виден на шкале замера, мочеиспускание для диагностики аденомы простаты демонстрируется точками и линиями, показывающими силу и продолжительность излияния струи мочи. Но, во-первых, сохраняются и непосредственно наблюдаемые симптомы болезни, а во-вторых, все эти значки раскрывают для нас те естественные явления и процессы, которые нам не дано почувствовать непосредственно. Иными словами, в конце концов и здесь все сводится к системам естественных знаков. 
        Между тем все эти точки, ломаные линии, диаграммы, рисунки и пр. являются знаками более высокого порядка по сравнению с естественными знаками. Они объединяются в системы, которые Соломоник предлагает называть образными и которые появляются в арсенале человечества много позже, чем первоначальные естественные системы. И в филогенезе, как об этом свидетельствуют данные эволюционной истории развития подростка и возрастной психологии, они появляются вслед за первичным освоением естественных систем знаков.

     Образные  знаковые системы основываются на базисном знаке, который называется образом (по-английски - image). Знак-образ отличается тем, что это уже не реальный предмет, свидетельствующий о каком-то целом, частью которого он является, как было в случае с рассмотренными нами естественными знаками. Это - изображение чего-то из реальности, связанное с ним отношением, близким к изоморфизму. Иначе говоря, знак-образ в той или иной степени похож по конструкции и/или по содержательным компонентам на изображаемое. Образы могут быть очень похожи на изображаемый предмет (фотографии), похожи как шарж, похожи на изображаемое как карикатура, похожи по навеваемому настроению (музыка) либо их сходство с предметом или явлением устанавливается конвенциональным путем, по соглашению (как, например, в геральдике лев изображает силу и мощь).

Информация о работе Проблема классификации знаков