Ораторское искусство Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:08, реферат

Краткое описание

Первый шаг развития русской риторики – риторика Древней Руси и доломоносовского периода. Россия имеет богатейшие риторические традиции. Ораторская практика еще в Древней Руси была довольно разнообразной и отличалась высоким уровнем мастерства.
Золотым веком древнерусского красноречия считается XII в. В это время появляется знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово Даниила Заточника», выдающийся памятник культуры «Слово о полку Игореве», проникнутый глубоким патриотизмом, призывающий к единению всех русских земель.

Прикрепленные файлы: 1 файл

0795631_D1C04_oratorskoe_iskusstvo_drevnei_rusi_publichnaya_rech.doc

— 54.00 Кб (Скачать документ)

 

Введение

 

Термины риторика (греч.retorike), ораторское  искусство (лат. orator < orare «говорить»), витийство (устар.,старославянск.), красноречие (русск.) синонимичны.

В основе слов оратор, ораторский и некоторых других лежит слово орис.

Орис (лат.) – рот.

Оратор (от лат. ораре – говорить) – 1) лицо, произносящее речь, 2) красноречивый человек, владеющий мастерством слова.

Ораторский – 1) относящийся к оратору, 2) соответствующий требованиям красноречия, красноречивый.

Еще в глубокой древности четко обозначились два подхода к восприятию ораторского искусства. Одни считали, что главное в ораторском искусстве – это идея (логос), содержание, т.е. риторика – это искусство убеждать. Например, теоретик греческого красноречия Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Другие рассматривали риторику как искусство украшения речи, основным достоинством речи считали ее форму и стиль. Большой популярностью пользовалась формула известного римского оратора Квинтилиана ars bene dicendi – «искусство говорить хорошо». Он считал, что речь оратора должна быть чистая, ясная, красивая, уместная. «Нам следует пользоваться богатым выбором слов умело, так как мы должны иметь перед глазами не рыночную болтовню, а настоящее красноречие», – писал он.

В русской риторической науке обычно подчеркивалось, что красота и выразительность речи нужны для ее убедительности. Так, М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» отмечал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению»

Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

История свидетельствует, что важнейшим условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой прогрессивных идей, критической мысли являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии».

 

 

Ораторское искусство Древней Руси

 

 Первый шаг развития русской риторики – риторика Древней Руси и доломоносовского периода. Россия имеет богатейшие риторические традиции. Ораторская практика еще в Древней Руси была довольно разнообразной и отличалась высоким уровнем мастерства.

Золотым веком древнерусского красноречия считается XII в. В это время появляется знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово Даниила Заточника», выдающийся памятник культуры «Слово о полку Игореве», проникнутый глубоким патриотизмом, призывающий к единению всех русских земель.

Крупным древнерусским оратором был Кирилл Туровский. Его поучения и проповеди – великолепные образцы красноречия. «Достопамятный вития наш XII века», «воссиявший паче всех на Руси», – так говорили о нем современники.

Первым древнерусским сочинением, рассказывающим о риторике, было «Сказание о семи свободных мудростях». Это произведение состояло из семи глав, в каждой из которых соответствующая наука («мудрость»), а именно: грамматика, риторика, диалектика, мусика, арифметика, геометрия, астрономия, – представляла себя, объясняла сущность своего учения, говорила о его пользе, связи с другими науками и т.д.

Большую роль в развитии русского красноречия сыграли труды выдающегося государственного и церковного деятеля, писателя, просветителя, сподвижника Петра I Феофана Прокоповича (1681–1736). В его сочинениях содержится много практических рекомендаций и советов для ораторов. Например, в одной из своих работ он пишет: «Следует соизмерять повествование и описание предметов с самими предметами, а не со словами или стихами. Но для ясности описания следует избегать двусмысленных слов и выражений, излишней изощренности, частых острот и нагромождения лиц и предметов. Для всех описаний общими и главнейшими являются два достоинства: ясность и краткость, причем та и другая способствуют наглядности предмета».

Значительный шаг вперед сделала риторика ломоносовского периода. Огромную роль в развитии риторики сыграл сам М.В. Ломоносов, которого Н.М. Карамзин назвал «отцом российского красноречия». С именем М.В. Ломоносова связано подлинное искусство публичного слова, отвечающее интересам общественного прогресса в России.

Первую краткую риторику он написал предположительно в 1743 г. Она называлась «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия».

«Риторика» М.В. Ломоносова представляет собой фундаментальный научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в ХVII в., но и в последующие периоды. В нем ученый уделяет существенное внимание истории риторики, анализу мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией.

«Риторика» содержит традиционные разделы: об изобретении, об украшении, о расположении, но в их рамках Ломоносов высказывает много новаторских идей – о классификации стилей, о взаимоотношениях русского и церковно-славянского языка, об особенностях национального языка и др.

В конце XVIII – начале XIX вв. сложилась риторическая школа Российской академии, а затем и университетская школа красноречия. Появился целый ряд значительных сочинений по риторике. Например, заслуживает внимания работа известного государственного и политического деятеля М.М. Сперанского. В 1792 г. им был написан курс словесности, который он читал в Петербургской духовной академии. В 1844 году (через пять лет после смерти автора) эти лекции были опубликованы под названием «Правила высшего красноречия». Особое значение М.М. Сперанский придавал эмоциональности речи. Значительное место в его работе отводится описанию экспрессивности в слове и анализу природы «страстей». Большое внимание он уделил стилистике индивидуальной речи, изложил собственную концепцию теории слога, в чем проявилась самобытность его сочинения. M.M. Сперанский советовал развивать собственное красноречие изучением правил, чтением образцов и упражнениями в сочинении. Большой вклад внес М.М. Сперанский в развитие делового стиля русского литературного языка.

Значительное место в истории отечественной науки о красноречии занимает «Риторика» первого ректора Харьковского университета, члена Императорской российской академии наук, доктора философии И.С. Рижского, написанная в 1796 г. Самым популярным стало 3-е издание его сочинения под названием «Опыт риторики, сочиненный и ныне вновь исправленный и наполненный Иваном Рижским» (М., 1809). По этому учебнику обучалось несколько поколений трех ведущих университетов страны – Московского, Казанского и Харьковского. Свои представления об ораторском искусстве И.C. Рижский самым тесным образом связывает с проблемами стилистики и правильности речи, что было чрезвычайно актуальным для конца ХVIII в.

 

Публичная речь

Принято считать, что публичная речь — это монологическая речь, которая в «Словаре лингвистических терминов» характеризуется как речь, обращенная, прежде всего к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию собеседника: «Монолог характеризуется более сложным синтаксическим построением и стремлением охватить более обширное тематическое содержание по сравнению с тем, которое характеризует обмен репликами в диалоге».

Как это понять «речь, обращенная к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию собеседника?» Такая речь, вероятно, возможна лишь в виде внутренней речи, речи «про себя», которая является смысловым базисом речи внешней, т.е. «речи для других». Речь же в ее общепринятом смысле, речь звучащая всегда рассчитана на собеседника и на его реакцию, которая выражается словами или проявляется в мимике, позе, жестах…

Публичная речь — монолог по форме, а по существу — диалог. И это создает оратору дополнительные трудности. Если в диалоге реакция собеседника выражается очень определенно, то при публичном выступлении о ней надо догадываться по поведению слушателей, их жестам, репликам, выражению глаз. Это надо делать одновременно с произнесением речи.

Публичное выступление — устная форма речи. И чем более ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее ее воздействие на слушателей. В то же время это речь подготовленная, базой для нее, как правило, служит написанный текст.

Характерной особенностью публичной речи является то, что она происходит в ситуации живого общения, в то время как письменный монолог от нее отстранен. Отсюда проистекают специфические трудности для каждой из этих форм.

Другая отличительная особенность — это живая интонация разговорной речи, т.е. возможность в устном монологе выразить свое отношение к произносимому не только словами, но и тембрально-тоновой окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой, жестом.

Конечно, ни у кого не вызывает сомнений, что речь свободная, не скованная никакими бумажками гораздо более действенна. Однако здесь есть опасность уйти в сторону, потерять логический стержень, рассыпать структурно-композиционное единство всего текста. И, конечно, более всего такая опасность грозит молодому лектору, не имеющему большого опыта выступлений и теряющемуся от самых малозначительных помех.

Вопрос этот не так прост, как кажется на первый взгляд. На всех стадиях своего становления как оратора разные лекторы используют различные формы подготовки к выступлению. Многие только на первых порах пишут текст лекции целиком, а затем переходят к конспекту, тезисному плану, простому плану, плану с рабочими материалами и т.п. Другие, не доверяя памяти и не будучи очень уверенными в себе людьми, всю жизнь пишут текст лекции и кладут его на кафедру перед собой «для уверенности». Иные, наоборот, в молодости никогда не пользовались написанным текстом, выступали без бумажек, «зажигаясь» в аудитории и вдохновенно импровизируя, а с годами, растеряв вместе с памятью и значительную часть своей самоуверенности, стали писать текст лекции целиком, да еще и заглядывать в него краем глаза во время выступления. В любом случае лектор должен говорить так, чтобы слушатели ощущали всю прелесть живой человеческой речи, которая несомненно отличается от написанной, но вместе с тем построена по правилам ораторской речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. - М.: Норма, 2001 (учебник и хрестоматия).

2. Волков А.А. Основы русской риторики. - М., 1997

3. Черторицкая Т.(сост) Красноречие Древней Руси – М., 1987

4. Библиотека литературы Древней Руси. В 20 томах. Том 4. XII век: — Москва, Наука, 2004 г.- 688 с.

 

 

 


Информация о работе Ораторское искусство Древней Руси