Образцы публичного красноречия в «Слове о полку Игореве»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:59, доклад

Краткое описание

Древнерусская литература в корне отличалась от того, что мы привыкли понимать под литературой в настоящее время. Литература в Древней Руси теснейшим образом была связана с распространением христианской религии и служила орудием проповедования и закрепления христианства на Руси. Этим определялось особое отношение к книге, как к святому предмету, а к чтению, как к священному процессу приобщения к Божьему Слову.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Доклад для сына.docx

— 17.21 Кб (Скачать документ)

Доклад.

Образцы публичного красноречия в «Слове о полку  Игореве».

 

Древнерусская литература в  корне отличалась от того, что мы привыкли понимать под литературой  в настоящее время. Литература в  Древней Руси теснейшим образом  была связана с распространением христианской религии и служила  орудием проповедования и закрепления  христианства на Руси. Этим определялось особое отношение к книге, как  к святому предмету, а к чтению, как к священному процессу приобщения к Божьему Слову.

Широкое распространение  во всех средневековых европейских  литературах, в том числе и  в литературе Древней Руси, получили различные жанры ораторской прозы.

Одна из её разновидностей - “учительное”, или дидактическое, красноречие. Существовало множество “слов”, поучений, “бесед” на темы христианской нравственности. В них осуждались пороки - злоба, зависть, гордость, жадность, разврат, пьянство, сквернословие и т.д. и прославлялись добродетели - смирение, кротость, богобоязненность, соблюдение церковной обрядности, постоянная готовность к покаянию. Доминантой всех дидактических поучений была мысль о неизбежности “страшного суда” и необходимости для каждого человека соблюдать нормы христианской морали, чтобы избежать мучений в аду. Поэтому проповедники призывали творить добрые дела, остерегаться греховных поступков и замаливать их в постоянных искренних молитвах.

Слово - является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности  древнерусского красноречия служит "Слово о полку Игореве". Это произведение вызывает множество  споров по поводу его подлинности. Все  потому, что первоначальный текст "Слова  о полку Игореве" не сохранился. Он был уничтожен пожаром 1812 года. Сохранились лишь копии. С этого  времени вошло в моду опровергать  его подлинность.

Величайшая патриотическая поэма  Древней Руси посвящена страшному  поражению, в котором впервые  за всю русскую историю князь  оказался плененным, а войско почти  уничтоженным. Автор «Слова» смотрит  в глаза действительности, обращается ко всем русским князьям, призывает  их защитить Русскую землю, поэтому  в «Слове» нет уныния. «Слово»  лаконично, как обращения Игоря  к дружине. Это зов перед боем. Поэма обращена к будущему, пронизана  заботой об этом будущем. Победа –  это конец битвы, поражение же для автора «Слова» – это только начало битвы. Поражение должно объединить русских.

Исследователи предполагают, что автором "Слова о полку  Игореве" был один из участников описываемого похода. Споры о подлинности  этого произведения велись в частности  и потому, что оно выбивается из системы жанров древнерусской литературы необычностью используемых в нем  художественных средств и приемов. Здесь нарушен традиционный хронологический  принцип повествования: автор переносится  в прошлое, затем возвращается в  настоящее (это было не характерно для  древнерусской литературы), автор  делает лирические отступления, появляются вставные эпизоды (сон Святослава, плач Ярославны). В слове очень много элементов традиционного устного народного творчества, символов. Ощущается явное влияние сказки, былины. Политическая подоплека произведения налицо: в борьбе с общим врагом русские князья должны быть едины, разрозненность ведет к смерти и поражению.

Русская литература уже с  древнейших времен была пронизана высоким  патриотизмом, интересом к общественно-важным темам, связью с народным творчеством. И композиция «Слова» полностью  соответствует основной авторской  идее – идее объединения Руси. Произведение лирично и эпично одновременно. Автор  постоянно вмешивается в ход  событий, прерывает самого себя восклицаниями, сравнивает прошлое с настоящим, призывает князей к активным действиям. Исследователь И.П. Еремин писал: «Автор «Слова» заполняет собою все произведение от начала до конца. Голос его отчетливо слышен везде…» Такие черты особенно характерны для литературы XII–XIII веков – для «Слова о погибели Русской земли», «Повести о разорении Рязани Батыем». Автор «Слова» обращается к князьям-современникам и в целом, и по отдельности. Через ораторские обращения и восклицания передается авторское отношение к событиям. Это – характерная черта древнерусской литературы, которая еще подвергалась сильному влиянию стихии устной речи.

Одним из девяти мест в «Слове», где реализуется прямая речь, является  «Злато слово» князя Святослава, которое в начальной своей части находит себе относительно близкую параллель в летописном рассказе. Но литературный характер слова не подлежит сомнению уже потому, что летописная речь Святослава производит впечатление литературной переработки действительно сказанных Святославом слов. Отчетливо заметен след попытки летописца показать Святослава в характерном для «Слова» образе не только старца, оплакивающего приключившуюся с его «сыновьями» беду, но и политического патриарха Русской земли вопреки исторической правде.

«Золотое слово» Святослава может  послужить примером «вольного» перехода прямой речи в речь «автора», что  было типично для памятников художественной ораторской прозы. Здесь «автор»  систематически перебивает речь своего героя, то отбирая у него «злато слово», то возвращая назад. Вот почему попытка  ряда исследователей «Слова о полку  игореве» точно указать, где заканчивается  «золотое слово», представляется бесплодной.

 «Золотое слово» князя Святослава – это выражение объединительной идеи всего произведения. Оно занимает центральное место в композиции. «Злато слово» является примером замечательной художественности ораторского искусства, а также удивительным по своей патриотической силе лирическим излиянием не только действующего лица – князя Святослава, но и автора «Слова о полку Игореве».

Стиль «Слова» можно отождествить со стилем, называемым Цицероном в трактатах по ораторскому искусству "изящным", в отличие от "простого" и "высокого". Рассчитанный на подготовленного читателя любителя поэтических красот, он основан на игре со словом, для него характерны многочисленные "переносные и замененные выражения" - метафоры и символы, что делает речь иносказательной и загадочной.

Высокие художественные достоинства  «Слова» дают возможность с абсолютной уверенностью говорить о его авторе как о профессиональном поэте, книжнике, обладающем большим литературным талантом, хорошо знающем книжные памятники своего времени (в частности, летописи, на которые он опирается, повествуя о походе Игоря и событиях XI в.), а также народную и дружинную поэзию. Он прекрасно осведомлен в политической обстановке описываемого времени, в родовых связях князей, в военных вопросах своего времени. Все это указывает на то, что автор «Слова» - один из придворный риторов, книжников и поэтов, которые, как правило, являлись одновременно советниками (думцами) князя, выполняли посольские поручения, будучи членами старшей дружины.

 


Информация о работе Образцы публичного красноречия в «Слове о полку Игореве»