Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:57, контрольная работа
Мы сейчас живем в эпоху большого разнообразия религиозных взглядов. Религиозной жизнью человечество жило на протяжении всей своей истории. Поиск Бога, смысла жизни, ее предназначение всегда волновало человека. Это, главным образом, и отличает его от всех других живых существ на Земле. В данной работе будет рассмотрена тема «Представление о человеке религии Древней Греции».
Основными источниками информации о древнегреческой культуре и религии являются произведения Гомера и Гесиода. Поэтому для раскрытия темы настоящей работы необходимо изучить наиболее исторически ранние литературные памятники Древней Греции - произведения, созданные Гомером - «Илиада», «Одиссея» и Гесиодом - «Теогония», «Труды и дни».
Богоборчество. Гомеровский эпос - пример именно художественно-мифологического мировоззрения. В его центре - жизнь и история людей. Наряду с мыслью о зависимости людей от богов в эпосе имеются и богоборческие тенденции. Богоборец Диомед ранит Афродиту. Он готов сравняться с богами. Брешь между богами и людьми заполняют герои, полубоги-полулюди. Например, Ахилл - сын царя Пелея и богини Фетиды. Герои смертны. Они живут среди людей и как люди.
Элементы философии. Элементы философии в гомеровском эпос можно усмотреть в деантропоморфизации Океана и Судьбы, в подчинении богов безличной cудьбе, в богоборческих мотивах и в прославлении разумности. Это одно из высших человеческих качеств. Загробная жизнь хуже земной. В Аиде "псюхе" ведет призрачное существование, в Аиде "только тени умерших людей, сознанья лишенные реют" (Од. ХI, 475-476). Ахилл предпочитал бы быть батраком на земле, чем царем в подземелье.
Зелинский считает, что
настоящее понимание
Правда, не менее бесплодна и другая крайность — изуверство. Кто считает нехристями и нечестивцами всех людей иного вероисповедания, тому лучше не трогать греческой религии. И тут аналогией может служить искусство.
9. Мифы Древней Греции | Электронная библиотека. etextlib.ru
Мифы Древней Греции ... Грейвс Роберт. Жанры. Мифы. Легенды. Эпос.
10. http://philosophy.ru Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений
ун-тов. - М.: Высш. школа, 1981
Не только человек, лишенный художественного чувства — также и тот, кто односторонне и беззаветно отдался одному какому-нибудь из враждующих направлений, окажется неприспособленным для восприятия произведений греческого резца: кто не признает искусства вне сферы "Монны Иды", тому Пракситель ничего не скажет.
Итак, читатель, мы условились. Возожгите в вашем сердце яркий светоч религиозного чувства и оставьте дома тусклый фонарь конфессионализма; тогда величавый храм греческой религии покажет вам свои чудеса. Обожествление природы.
Основой — быть может, самой глубокой — религиозного чувства древнего эллина было сознание таинственной жизни окружающей его природы. И не только жизни, но и одухотворенности; и не только одухотворенности, но и божественности. И это — первое, что требует объяснения для современного человека.
Слово "жизнь" следует понимать не в том смысле, в каком мы обычно противополагаем "живую" природу, т.е. органический мир животных и растений, "мертвой", т.е. неорганическому царству минералов. Для греческого сознания мертвой природы не было: она вся была жизнью, вся — духом, вся — божеством. Не только в своих лугах и лесах, в своих родниках и реках — она была божественна также и в колышущейся глади своих морей, и в недвижном безмолвии своих горных пустынь. ( здесь даже более, чем где-либо. Здесь, где нас не отвлекают отдельные жизни рощ и лужаек — здесь сильнее чувствуется Единая жизнь Ее самой, нетленного источника всех этих отдельных жизней, великой матери-Земли. Ей поклоняются среди белых скал; она "Царица гор, ключ жизни вечный, Зевеса матерь самого" (Софокл).»»(11)
Эсхатология (от др.-греч. εσχατος, "последний"), религиозное учение о "конце света", входящее составной частью во многие религии; эсхатологические мифы - мифы о предстоящем конце мира. В противоположность большей части мифов, повествующих о важнейших событиях прошлого - времени мифологического, эсхатологические мифы содержат пророчества о будущем конце света.
«В Греции мы обнаруживаем два разных, но передающих одну идею мифологических предания:
Гесиод первым описывает последовательную
деградацию человечества в течение пяти
эпох («Труды»,109-201). Первая эпоха. Золотой
век, — при титане Кроносе — была своего
рода раем, люди жили долго никогда не старели,
и их существование казалось подобным
существованию богов. Теория циклов возникает
при Гераклите, который имел огромное влияние
на учение стоиков о Вечном возвращении.
Уже у Эмпедокла наблюдается связь этих
двух мифологических тем: мировые эпохи
и непрерывный цикл, возрождений и разрушений. Мы
не будем обсуждать различные формы, которые
эти теории приняли в Греции, особенно
под влиянием Востока.
11. www.krotov.info. Древнегреческая религия: Ф.Ф.Зелинский
Достаточно лишь напомнить, что стоики восприняли от Гераклита идею уничтожения мира огнем (ekpyrosis) и что Платон в «Тимее», в качестве альтернативы приводит уничтожение мира потопом.
Эти две катастрофы как бы ритмически делили весь год. Согласно потерянному тексту Аристотеля (Protept), обе катастрофы произошли во время двух солнцестояний, испепеление огнем — при летнем солнцестоянии, а потоп — при зимнем солнцестоянии.» (Элиаде).
В мифах о происхождении человека было рассказано следующим образом: что Прометей создал людей или что люди выросли из зубов дракона, что земля родила людей как лучшие из ее плодов именно в Аттике и что первым человеком был Алалкоменей, который вырос у Копаидского озера в Беотии еще до того, как появилась луна. Он давал советы Зевсу, когда тот ссорился с Герой, и воспитывал Афину, когда та была еще совсем девочкой. Эти люди звались Золотым поколением и поклонялись Крону. Жили они без забот и трудов, питаясь желудями, дикими фруктами и медом, который капал прямо с деревьев, пили овечье и козье молоко, никогда не старели, танцевали и много смеялись. Смерть для них была не более страшна, чем сон. Из них уже никого не осталось, но их духи еще существуют: они стали благостными демонами, дарителями удачи и защитниками справедливости. Затем были люди Серебряного века, которые питались хлебом, тоже имеющим божественное происхождение. Эти люди во всем подчинялись своим матерям и не смели ослушаться их, хотя и жили до ста лет. Они были сварливы и невежественны и никогда не приносили жертвы богам, но хороши уже тем, что не воевали друг с другом. Зевс уничтожил их всех. Затем пришли люди Медного века, ни в чем не схожие с прежними; все они были вооружены медным оружием. Ели мясо и хлеб, любили воевать, были грубы и жестоки. Черная смерть взяла их всех. Четвертыми людьми были тоже люди меди, но от своих предшественников они отличались благородством и добротой, поскольку являлись детьми богов и смертных матерей. Они покрыли себя славой при осаде Фив, во время путешествия аргонавтов и во время Троянской войны. Стали они героями, и «острова населяют Блаженных».Пятыми стали нынешние железные люди, недостойные потомки четвертого поколения. Они ожесточились, стали несправедливыми, злобными, нечестивыми к родителям и лживыми.» (12)
Р. Грейвс так трактовал это: «Хотя миф о Золотом веке восходит в результате к традиции племенного поклонения пчело - богине, дикость этого периода, предшествовавшего возникновению сельского хозяйства, ко времени Гесиода была уже забыта, осталась лишь одна идеалистическая убежденность, что когда-то люди жили в согласии, как пчелы. Гесиод был крестьянином и имел небольшой надел, а трудная жизнь сделала его мрачным и пессимистичным. Миф о Серебряном веке несет на себе следы матриархата, наподобие тех, которые еще в классическую эпоху существовали среди пиктов и черноморских моссиников, а также среди отдельных племен на Балеарских островах и на побережье залива Сирт. Мужчины все еще считались презренным полом, однако сельское хозяйство уже появилось и войны велись нечасто. Третьим народом были древнейшие эллины: пастухи бронзового века, которые отправляли культ богини и ее сына Посейдона, причем их культовым деревом был ясень. Четвертыми людьми были воины-цари эпохи Микен. Пятыми людьми были дорийцы XII в. до н. э., которые пользовались железными орудиями и уничтожили микенскую цивилизацию.
12. Электронная библиотека. etextlib.ru
Мифы Древней Греции ... Грейвс Роберт. Жанры. Мифы. Легенды. Эпос.
Алалкоменей — фиктивный персонаж, чье имя является формой мужского рода от Алалкомена — эпитета Афины («Илиада» IV. 8) как покровительницы Беотии. Он насаждал патриархальную догму, будто ни одна женщина, даже богиня, не способна на разумные действия без мужских советов.»(13)
Начало античной этики можно, пожалуй, вести от поэмы Гесиода "Труды и дни". Герои Гомера безнравственны. Taм есть лишь одна добродетель - мужество и лишь один порок - трусость. Одиссей не затрудняется в выборе средств. Укоры совести ему неведомы. Он хитер. Свою хитрость Одиссей унаследовал от cвoеro деда Автолика - обманщика и вора. Позднее, в 5 в. до н. э., Одиссей у Софокла в пьесе "Филоктет" - "полный негодяй". Это говорит о развитии к тому времени нравственного сознания эллинов. Такое развитие началось с Гесиода. Именно он выдвигает тезис о том, что человек тем и отличается от животного, что животное не знает, что такое добро и что такое зло, а человек знает. Геспод говорит: Звери... не ведают правды. Людям же правду Кронид даровал - высочайшее благо". Однако происходящее реальном мире противоречит и человеческой природе, и закону Зевса.
У Гесиода резко выражено противоречие между сущим и должным. В сущем ситуация такова, что "нынче ж и сам справедливым я быть меж людьми не желал бы, да заказал бы и сыну". Разрешить это противоречие Гесиод не может. У него ведь даже нет идеи загробного воздаяния. Награда и возмездие возможны только в этом мире. Гесиод рисует образ справедливого государства. Оно процветает. А несправедливое государство гибнет. Также и на уровне человека "под конец посрамит гордеца праведный". Но все это только в долженствовании. Гесиоду остается лишь выразить надежду, что "Зевс не всегда терпеть это будет". Реальный же моральный кодекс Гесиода сводится к норме соблюдения меры. Гесиод учит: "Меру во всем соблюдай и дела свои вовремя делай". Для Гесиода - мелкого собственника-земледельца - это означало соблюдение бережливости, расчет во всем, трудолюбие. Даже отношение с богами Гесиод подчиняет расчету: "Жертвы бессмертным богам приноси, сообразно достатку". Реальный моральный кодекс Гесиода сводится к предписаниям не обижать чужестранца, сирот, старого отца, не прелюбодействовать с женой брата.
Поэма "Труды и дни" пользовалась в Элладе большим успехом. Она сохранилась целиком. Для древних греков она была сокровищницей моральных сентенций и полезных советов. В ней отчетливо выражена психология крестьянина. Таким образом, труды Гесиода несут в себе зачатки социально-философского знания, не являясь лишь пересказом мифов, но собственной интерпретацией устройства мира и общества.
Труд - та общая сфера, где проявляется достоинство человека, - его arete. У Гомера боги неравно распределяют arete: одному посылают они воинские доблести, другому - мудрость в совете, и т.д. Гесиод же обращается ко всем в равной мере. Труд человека рассматривается вместе с его результатами. Подчеркивается и субъективная сторона труда ("не ленись"), и объективная (необходимость обращения к богам). Обе эти стороны берутся как одно целое. Человек относится здесь к земле как к естественному условию своего труда, и так же естественно он осознает себя существом общественным.
13. Электронная библиотека. etextlib.ru
Мифы Древней Греции ... Грейвс Роберт. Жанры. Мифы. Легенды. Эпос.
Человек, живущий в поселении и разделяющий труды своих соседей, должен, по мысли Гесиода, подчиняться законам (в данном случае речь идет об установлениях, которые исходят от басилеев), иначе невозможно обеспечить "жизнь сообща".
В «Теогонии» Гесиода интересует, как "зародились" земля, небо, море, звезды и т.д. Но он хочет получить ответ не только на это. Гесиода интересует, как зародился тот самый повседневный мир, в котором земля - это наша земля, "всеобщий приют безопасный", "кормилица стад", небо - "жилище богов всеблаженных" и в то же время "широкое небо над нами", и т.д. Это тот древний и вечно новый мир, в котором живет человек, это дом человеческого бытия, в котором присутствуют также и боги. Как зародился этот мир, включающий богов, и просит рассказать муз Гесиод. Назначение богов в природно-человеческом мире оговорено достаточно ясно: боги - "податели благ". Другая сторона вопроса о происхождении мира и родословной богов относится к разделу богатств и почестей между ними.
Примечательно, что Гесиод,
в отличие от Гомера, не обращается
к родословной героев. У Гомера
знатность происхождения
Информация о работе Представление о человеке религии Древней Греции