Особенности религиозно-философской системы даосизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:33, доклад

Краткое описание

Даосизм как одна из ведущих религиозно-философских течений Китая возник примерно одновременно с конфуцианством (VII в. до н.э.), а как целостная религиозно-философская система сложился в IV-III вв. до н.э. Основателем его считают древнекитайского философа Лаоцзы («Старая ребенок»), хотя многие синологов (китаеведов) сомневаются, что такое лицо существовала в действительности. По легенде, мать носила его несколько десятков лет, родив старым. «Цзы», правда, означает и «философ».

Содержание

Введение.
1. Истоки возникновения Даосизма
2. Особенности культа в даосизме
3. Трактаты даосизма
4. Расцвет Даосизма как учение
Заключение.
Литература

Прикрепленные файлы: 1 файл

Доасизм.docx

— 40.85 Кб (Скачать документ)

осно-вами теории бессмертия. Даосские гадатели и ликувальникы, получив начальное образование, расходились по Китаю и практически сливались с подданными Поднебесной, не отличаясь от них ни одеждой, ни образом жизни - только профессией. Последняя из ча-сом превращалась в наследственное ремесло. Для ово-ное владение им не было необходимости в специальном окружающую зна на стороне - необходимо было только подтвердить свой профессиональный уровень и получить от властей сер-тификатами на право заниматься собственным делом.

Даосизм ставит перед собой цель раскрыть перед человеком тайны  мироздания, вечные проблемы жизни  и смерти и становится понятно, почему он возник. Ведь за пределами конфуцианства  мистическое и иррациональное, не говоря уже о древней мифологии  и примитивные суеверия. А без  этого человек чувствует некоторый  духовный дискомфорт, некую пустоту  нужно заполнить и поэтому  все верования и обряды были объединены в рамках религии даосов, сформировавшейся параллельно с конфуцианством.

Одним из самых привлекательных  пунктов в учении Дао как для простого народа, так и для знати была проповедь долголетия и бессмертия для людей, познавших Дао. Эта идея настолько увлекала, что императоры даже снаряжали экспедиции за эликсирами бессмертия и финансировали работы даосских магов по их изготовлению. Таким образом даосизм смог выжить и укрепиться в условиях господства конфуцианства. При этом даосизм довольно сильно изменился, идея о Дао и Дэ была отодвинута на задний план, а на передний выдвинулись многочисленные маги, знахари, шаманы, примкнувшие к даосизму, умело синтезировали некоторые идеи даосизма с крестьянскими суевериями, и таким образом получив над ними (крестьянами) очень большую власть. Подтверждением этому стало крестьянское даосское восстание, произошедшее во время кризиса власти после конца династии Хань, которым руководил даосский маг Чжан Цзюнь. Он ставил своей задачей свержение существующего строя и замену его царством Великого Равенства (Тайпин). Он объявил год восстания началом эпохи нового'' Желтого неба'', поэтому его приверженцы носили желтые повязки. Восстание было жестоко подавлено сам Чжан Цзюнь убит, а остатки его приверженцев скрылись на западе, в горных приграничных районах, где действовала другая даосская секта Чжан Лу. Эта, теперь объединенная, секта после падения династии Хань превратилась в самостоялельтное теократическое образование, так же называют государством даосских пап-патриархов. Впоследствии с ними считались даже официальные власти. Власть в этом «государстве в государстве» передавалась по наследству, само оно состояло из 24 общин, возглавляемых епископами. Жизнь в этих общинах была организованна таким образом, чтобы каждый мог очиститься, покаяться и, пройдя через серию постов и обрядов, подготовить себя к бессмертию. Согласно Дао, тело человека представляет собой микрокосм-это скопление духов и божественных сил, результат взаимодействия мужского и женского начал. Стремящийся к достижению бессмертия должен прежде постараться создать для всех этих духов-монад (их около 36 000) такие условия, чтобы они не стремились покинуть тело. Даосы предполагали достичь этого за счет ограничения в еде, специальных физических и дыхательных упражнений. Так же чтобы достичь бессмертия, кандидат должен был сделать не менее 1200 хороших поступков, и при этом один плохой поступок сводил все на нет.

Сам акт перевоплощения почитался  настолько священным и таинственной, что его никто не мог зафиксировать. Просто был человек - и нет ее. Она не умерла, но исчезла, оставив свою телесную оболочку, дематериализувалася, вознеслась на небо, став бессмертным.

протяжении веков даосизм переживал взлеты и падения, поддержку и гонения, иногда становился официальной идеологией какой-либо династии. Но тем не менее он был нужен как образованным верхам, так и необразованным низам китайского общества. Образованные верхи обращались чаще всего к философских теорий даосизма, к его древнему культу простоты и естетественносты, слияния с природой и свободы самовыражения. Часто отмечалось, что китайский интеллигент (любой), будучи в социальном плане конфуцианцем, в душе всегда был немного даосом. Необразованные низы искали в даосизме другое. Их привлекали социальные утопии с уравнительным распределением имущества при жесточайшей регламентации жизненного распорядка. Эти теории играли свою роль как флаг в ходе средневековых крестьянских восстаний. Кроме того, с народными массами даосизм был связан обрядами, практикой гадания и лечения и т.п. Именно на этом, низшем уровне даосизма складывается тот гигантский пантеон, которым всегда отличалась религия даосов. В этот пантеон наряду с главами религиозных доктрин мог попасть любой незаурядный исторический деятель, даже простой чиновник, оставивший после себя хорошую память. Даосизм в Китае, как и буддизм, занимал скромное место в системе официальных религиозно-идеологических ценностей, однако в периоды кризисов, когда централизованная власть приходила в упадок, даосизм выходил на передний план, проявляясь в народных восстаниях, которые двигали утопические идеи даосизма.

протяжении веков даосизм переживал  взлеты и падения, поддержку и  гонения, а иногда, правда на короткое время, становился официальной идеологией какой-либо из династий. Даосизм был необходим и ос-виченим верхам, и малообразованным низам китайского суспильства.Громады даосов есть и в Украине, в частности в Киеве.

Даосы называют его «высшим Учителем», «небесным предком», «матерью мира" или "творцом вещей», но все они не ждут от него конкретной заинтересованности в их личной судьбе или судьбе Вселенной, ибо в мире все происходит «саме по себе », каждое мгновение времени и каждая частица бытия совершенно самодостаточны. Это означает, что именно Дао не является, в сущности, принципом мироздания. Дао, как утверждается в даосской литературе, "не может владеть даже собой", оно "обладает, не владея». Дао мгновенно и непрестанно изменяется, "теряет себя в мире конечного и временного». Но «поистине, нет ничего постийнишого за непостоянство» - в своем самопреобразования Дао будет вечным. Отсюда и то место, которое занимает в даосизме учение о космогенез - создание всего сущего.

Даосы учат, что мир возник из первозданого Хаоса, который они также называют Единственным дыханием (и ци), извечный дыханием (юань ци) или Великой пустотой (тай сюй). Сотворение мира является результатом спонтанного деления первичного Хаоса. Сначала Хаос, или Единое дыхание, распределился на два полярных начала - мужское - светлое, активное Ян и женское - темное, пассивное Инь; из «двух начал» видилился «четыре образа», которые отвечали четырем сторонам света, «четыре образа» породили «восемь пространств» мироздания и т.п. Эта схема записана в древнейшем китайском каноне «И цзин» («Книга Перемен»), который содержит общий для всей китайской традиции сборник графических символов мирового процесса Дао. Мир, по представлениям даосов, есть «превращенное Единое», плод метаморфозы Дао. В даосской традиции в этой связи говорилось и о перевоплощении первочеловека, которой считался полулегендарный основоположник даосизма Лао Цзы. Мир для даосов - это «превращенное тело» (хуа шэнь) Лао Цзы. А это значит, что между сердцем человека и телом предвечного Дао существует глубинный внутренний связь.

Человек и мир в даосизме нерасторжимы и взаимозаменяемы. Тема перевоплощения, творческих метаморфоз бытия - центральная тема даосской мысли.

Для даосов ни формы, ни бесформенных не являются реальными. Или, как рассказывается в даосских книгах, «пустота не может одолеть десять тысяч вещей». Подлинная реальность для даосов - это самое превращение. Даосы рассуждают в категориях не сущностей или идей, а отношений, функций, влияний. Для них в мире «ничего нет», но сами связи между вещами, несомненно, реальны. Истины, возможно, вообще нет. Но метафора истины, многочисленные отблески реальности точно существуют. Итак, даосская картина мира - это бесконечно сложный, действительно хаотичный узор явлений, где нет ни одного привилегированного образа, одной «единственно верной» идеи. Как писал Чжуан Цзы: «Все множество вещей - словно раскинутые сети, и нигде не найти начала». Для традиционной китайской философии была нехарактерной вера в бессмертие конкретно души. Реальной признавалась только единая психофизическая целостность живого существа. Сам дух понимался довольно натуралистически: как утонченная материально-энергетическая субстанция (ци). После смерти тела это "ци" рассеивалось в природе. К тому же даозизм унаследовал от шаманизма учение о множестве душ - животных (по) и мыслящих (хунь).

Тело выступало единственной нитью, связывала их воедино. Смерть тела приводила  к разъединению и гибели душ. Поэтому  уже в далеком прошлом большое  значение придавалось средствам  продления физической жизни, долголетие (шоу) стало одной из важнейших  ценностей китайской культуры. Однако даосизм не удовлетворился идеалом  простого физического, пусть даже и  бесконечного продления жизни. Истинный даосский бессмертный (сянь) в процессе движения по пути бессмертия радикально трансформировал, превращал свое тело, которое согласно даосским учением приобретало сверхъестественной силы и способности: умение летать по воздуху, становиться невидимым, одновременно находиться в нескольких местах и даже сжимать время. Но основная трансформация в процессе занятий даосской медитацией - духовная: бессмертный в полной мере ощущал и переживал даосскую картину мира, реализуя идеал единства со всем сущим и с Дао как таинственной первоосновой мира.

Путь к бессмертию по даосским учением  предусматривал занятия сложными методами особой психофизической тренировки, напоминавшей индийскую йогу. Она  предусматривала два аспекта: совершенствование  духа и совершенствование тела. Первый заключался в занятиях медитацией, созерцанием Дао и единства мира, единением с Дао. Использовались также и разнообразные сложные  визуализации божеств, которые символизировали  собой особые состояния сознания и типы жизненной энергии. Даосизм  иногда называют национальной религией Китая, но это определение не совсем верно. Во-первых, даосизм распространился  и среди некоторых других народов, живущих по соседству с китайцами. Во-вторых, даосы не только не проповедовали свою религию в обществе, но и, наоборот, тщательно скрывали свои секреты от непосвященных и даже не позволяли присутствовать на важнейших молебны. К тому же даосизм всегда был разделен на множество самостоятельных сект, где "искусство Дао» передавалось от учителя к ученику в тайне от посторонних. Тем не менее даосизм без преувеличения можно назвать истинным фокусом китайской культуры, ведь он обеспечивал преемственность между элитарной мудростью Дао и верованиями прсто люди, принципами внутреннего совершенствования и всем жизненным укладом китайцев. Для даосов их религия была лишь чем-то вроде «полезную иллюзию», ведь образцы богов, как и весь видимый мир, представляли собой, по их понятиям, только «блики» сокровенного Дао.

Вывод:

Говоря о китайской культуре, мы привыкли рассматривать ее как  нечто единое и цельное. Однако, это  совершенно неверно по отношению  к китайской древности. Подобно тому, как сам Китай (тогда царство Чжоу) был разделен, начиная с середины 1го тысячелетия до н.э. на множество отдельных царств, которые враждовали между собой, также и культура его являла собой картину значительного многообразия; существовало декулька типов культур, только позднее были сплавлены в большом Всекитайского синтезе.

всего отличались друг от друга культуры севера и юга Китая. Если для севера, которая дала начало конфуцианству, характерно внимание к этической проблематике и ритуалу, умственное стремления к рациональному переосмыслению архаических основ цивилизации, то на юге преобладала стихия мифопоэтического мышления, процветала экстатичность шаманских культов. И даосизм, созревший, видимо, на лоне южной традиции, тем не менее соединил экзальтированную архаику юга и рациональность севера.

Первая дала ему содержание, другая наделила формой, предоставил созданный  ею философский способ освоения действительности для выражения смутных и неосознаваемых творческих потенций. Без южной традиции даосизм не стал бы даосизмом, без  северной - не смог бы сказать о себе языком великой культуры и книжной  образованности.

Литература:

1.Васильев Л.С. «История религий  Востока»

2.Баканурский Г.Л. «История и  теория атеизма»

 


Информация о работе Особенности религиозно-философской системы даосизма