Иконография праздника Рождества Христова по евангельскому изложению и богослужебным текстам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:02, реферат

Краткое описание

Рождество Христово – это великое для христианина событие, празднуемое в честь пришествия в мир Христа Спасителя. Событие это имеет такой масштаб и значение, что даже Ангелы ужасаются, глядя на младенца Христа, и не могут постичь тайны Боговоплощения.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Иконография праздника Рождества Христова по евангельскому изложению и богослужебным текстам.docx

— 23.28 Кб (Скачать документ)

Иконография праздника  Рождества Христова по евангельскому  изложению и богослужебным текстам.

Чтобы воссоздать поврежденный образ,

 Божие Слово рождается для нас.

 Григорий Богослов

 

Рождество Христово – это великое для христианина событие, празднуемое в честь пришествия в мир Христа Спасителя. Событие это имеет такой масштаб и значение, что даже Ангелы ужасаются, глядя на младенца Христа, и не могут постичь тайны Боговоплощения.

Иконография Рождества Христова берет за основу Евангельское описание рождения в мир Богомладенца. Икона Рождества Христова, какой она сложилась за всю многовековую историю, представляет собой достаточно многосоставную, но ясно читаемую композицию, все элементы которой имеют глубокое символическое значение.

Икона являет собой и образ великой славы Христа и в то же самое время непостижимое вольное умаление Спасителя. Иконография праздника Рождества Христова соответствует кондаку праздника, который с предельной глубиной раскрывает смысл события. Он же является и центральным песнопением рождественской службы и говорит о рождении Пресущественного, о схождении на землю и вселении в малый вертеп Неприступного, и наконец, называет Превечным Богом – Отроча Младо. «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».(Кондак Праздника)

 Центральное положение в композиции Рождества занимает Богоматерь,  чем подчеркивается ее место и роль в устроении человеческого спасения. Она - Новая Ева, Ею изглаживается первородный грех. Спаситель "волею плоть приим от Девы, яд очистити змиевы главы" (тропарь 4 песни 2 канона Праздника). Богородица "упразднила... первую клятву Евину" (стихира на хвалитех, гл. 4, Праздника). Сверхъестественно чудо рождения Слова. Богородица "уставы прешла... человеческаго существа, Отчее рождши Превечное Слово, яко благоволи Сам запечатанную утробу проити истощанием странным" (тропарь 4 песни 2 канона Праздника). Она обычно представлена лежащей, что подчеркивает реальность Рождества и тем самым — Боговоплощения.

Рядом с Богоматерью лежит  младенец Христос, которого Пресвятая  Богородица спеленала и положила в ясли. «И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли…» (Лук 2:7). Вечный, повитый пеленами Бог, добровольно ставший младенцем, "младенствовав волею" (седален по 1 стихословии, гл. 1, Праздника), положен в скотские ясли: "Слово сый Пребезначальное Отчее и соестественное, в яслех возлег безсловесных, разрешил еси безсловесия ны" (тропарь 5 песни канона предпразднства), "не скиптры и престоли, но последняя нищета: что бо хуждше вертепа? Что же смиреншее пелен?" (Ипакои, гл. 8, Праздника). Эти светлые пелены противопоставлены темной пещере и уже напоминают нам о том, что Христос родился, чтобы упразднить смерть и взять грехи мира. Ведь подобные пелены увидят жены мироносицы во гробе. Здесь предельное умаление Христа, его истощание за нас, величайший урок смирения человечеству, который повториться на кресте.

Ангелы предвозвещают  пастухам, что они найдут младенца в яслях. «И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». (Лук. 2:12) Младенец в яслях изображен в пещере, которая символизирует собой чрево Богоматери, а сама гора, в которой пещера – символ самой Богородицы.  Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло  “Солнце правды” Христос. Темная пещера вертепа стала Небом, где совершилось соединение Бога с человеком. "Таинство странное вижу и преславное: Небо - вертеп, престол Херувимский - Деву, ясли - вместилище, в них же возлеже Невместимый - Христос Бог, Его же воспевающе, величаем" (ирмос 9 песни 1 канона Праздника).

Над лежащим в яслях  Младенцем склоняются вол и осел, по преданию, стоявшие около яслей и своим дыханием согревавшие Его. Это исполнение пророчества Исаии: «…Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет" (Ис. 1, 2-3).

Горнюю часть композиции венчают изображения славословящих  ангелов, которое получило широкое распространение с VIII-IX вв., причем в последующие столетия неуклонно росло их количество – если сначала изображались две-три фигуры, то в поздних русских памятниках мы видим уже целое небесное воинство, славословящее Господа. «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лук. 2:14)

Один из Ангелов, обращенный вниз обращается к пастухам. « И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 2, 10). Пастухи открытым чистым сердцем внимают Ангелу, изумляются и славословят родившегося Бога. "Тайно родился еси в вертепе, но Небо Тя всем проповеда" (тропарь, гл. 6, навечерия Праздника). Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя, — это простые, безыскусные души, “ничтожные мира сего”. Но Господь по Своем Пришествии возвысил образ пастуха,  сказав о Себе “Я есмь Пастырь добрый и знаю Моих, и Мои знают Меня.” (Иоан. 10:14) Интересно отметить фигуру пастушка, радующегося событию и играющего на рожке. Пастыри в изображениях Рождества  выражают тот удивительный детский восторг,  упоение чудом,  на которые способны лишь “чистые сердцем” и “нищие духом”. Эта деталь прямо соотноситься со службой Рождества на вечерне: «Господу Иисусу рождшуся от Святыя Девы, просветишася всяческая: пастырем бо свиряющим (то есть играющим на свирели), и волхвом покланяющимся, ангелом воспевающим, Ирод мятяшеся, яко Бог во плоти явися…»

Волхвов можно противопоставить пастухам. Это ученые, познавшие всю мудрость человеческую и доступную познанию язычников Премудрость Божию,  разлитую в природе. Удивительно, что эти мудрецы, изучавшие звезды и ожидавшие благовестие о рождении Того, Кто сказал о Себе «Я есмь Путь и Истина и Жизнь» явилось им в виде звезды. Господь, будучи Сердцеведцем привлекает всех к себе через те предметы, которые наиболее близки и понятны: волхвов через необычную звезду, рыбарей через удивительный улов рыб и т.д. Пришедшие поклониться Спасителю  мира  восточные  мудрецы составляют «начаток Церкви из язычников». "Начаток языков Небо Тебе принесе, лежащему Младенцу в яслех, звездою волхвы призвавый" (Ипакои, гл. 8, Праздника). Волхвы изображаются на иконе едущими на конях, показывающими на звезду и приносящими дары Богомладенцу. Путь волхвов - это путь постижения истины Божией. Новый свет ведения воссиял миру с рождением Христовым. Этот основополагающий смысл Праздника выражен в его тропаре 4 гласа: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе".

Постоянными элементами композиции Рождества являются пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу.  В сегменте неба на иконе находится изображение звезды,  из которого иногда исходит луч. Часто внимание нескольких групп персонажей оказывается сосредоточенным на звезде:  на  нее указывают волхвы как на свою путеводительницу ко Христу, ей дивятся пастыри,  вокруг нее славословят ангелы. Вифлеемская звезда, осеняющая Младенца, сама является таинственным прообразом Христа, по свидетельству Апокалипсиса: «Я есть корень и потомок Давида - звезда светлая и утренняя». (Откр. 22:16) Ориген понимал звезду как вполне материальное явление. Как пишет свт. Иоанн Златоуст, звезда была не просто физическим явлением, но особой разумной “ангельской силой».

Тайну Рождества Христова созерцает старец Иосиф, обручник Девы Марии, "Христову Божественному Рождеству (послуживый) во граде Вифлееме боголепно" (светилен Недели по Рождестве Христовом). Фигура задумчиво сидящего Иосифа отделена от центральной части иконы, иногда нимб праведного касается ложа Богоматери.

Среди встречающихся в  сцене Рождества персонажей недоумение вызывает загадочная фигура старца в  шкурах, беседующего с Иосифом. Н.В. Покровский считал, что это один из пастухов, пришедших поклониться Христу. Все русские иконописные подлинники называют фигуру в овечьей шкуре перед Иосифом пастырем, на многих иконах над ней соответствующая надпись. У пастыря суковатая, иногда процветшая палка, что связано с читающимся на Рождество Христово пророчеством Исаии: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис. 11, 1).

Младенца-Христа омывают  две женщины. Изображение женщин, купающих младенца Христа, и льющих воду в купель, еще раз подчеркивает истинность пришествия Бога во плоти, свидетельствует о действительном Боговоплощении. В купании Младенца можно видеть и намек на тайну Крещения Господня, прообраз его.

В заключении следует отметить особенное значение четвертой стихиры, обращеной непосредственно к нашей душе, изумленной раскрывающимся перед ней чудом. «Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли , яко человек, нас ради?», -спрашивает человек у Господа и, вместе с тем, у своей собственной души. «Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели – пение, небеса – звезду, волсви – дары, пастыри – чудо, земля – вертеп, пустыня – ясли.» Что же принесем мы, взирая на это многообразие даров, приносимых Господу благодарной тварью? Изумителен ответ, даваемый святым песнописцем: «Мы же  - Матерь Деву». В этих четырех словах заключается одно из самых сокровенных убеждений, пронизывающее собою весь духовный опыт Православной Церкви и получившее столь многообразное выражение в ее богослужении. 

Таким образом, осмысление многочисленных деталей иконографии и богослужебных текстов, понимание их значения - важно для осмысления изображаемого события, являющегося началом нашего спасения.

Список литературы: М. Скабалланович Христианские праздники «Рождество Христово»;

Праздник Рождества Христова (богословское содержание службы праздника) Прот. К.Константинов; Луковникова Е. Иконография Рождества Христова  // Альфа и Омега, 1994. №3.; Н.Н. Чугреева «Слово плоть бысть. Икона Рождества Христова.» //Даниловский благовестник», вып. 7, 1995.


Информация о работе Иконография праздника Рождества Христова по евангельскому изложению и богослужебным текстам