Джунгарское ханство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 11:05, реферат

Краткое описание

Основу племенного союза ойратов, сложившегося в конце XIV века, составляли западномонгольские родоплеменные объединения - чорос (джунгары), дэрбэт, хошоут и торгоут. Последние в 1627-1628 гг. отделились от остальных ойратов и перекочевали в низовья Волги, заселив степи современной Калмыкии. Впервые упоминания о калмыках в русских летописях появляются в последней трети XVI века. Так, в одном из описаний Сибири сообщалось, что по берегам рек Тобола, Иртыша и Оби "жительства имеют мнози языцы: Тотаровя, Колмыки, Мугалы". "Калмаками" (русское - калмык) тюрки еще в конце XIV века называли своих монголоязычных соседей, живших к западу от Алтайских гор. Спустя два столетия это слово было заимствовано русскими и, немного видоизменившись, стало употребляться для обозначения населения, входившего в племенной союз ойратов.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ДЖ.docx

— 53.58 Кб (Скачать документ)

ДЖУНГАРСКОЕ (ОЙРАТСКОЕ) ХАНСТВО

 Государство ойратов в Джунгарии (1635-1758) на части территории современного Северо-Западного Китая. Ставка джунгарских ханов находилась в Илийской долине. В 1757-1758 гг. Джунгарское ханство завоевано маньчжурской династией Цин. В результате завоевания почти все население ханства было уничтожено.

 

 

    Основу племенного  союза ойратов, сложившегося в  конце XIV века, составляли западномонгольские родоплеменные объединения - чорос (джунгары), дэрбэт, хошоут и торгоут. Последние в 1627-1628 гг. отделились от остальных ойратов и перекочевали в низовья Волги, заселив степи современной Калмыкии. Впервые упоминания о калмыках в русских летописях появляются в последней трети XVI века. Так, в одном из описаний Сибири сообщалось, что по берегам рек Тобола, Иртыша и Оби "жительства имеют мнози языцы: Тотаровя, Колмыки, Мугалы". "Калмаками" (русское - калмык) тюрки еще в конце XIV века называли своих монголоязычных соседей, живших к западу от Алтайских гор. Спустя два столетия это слово было заимствовано русскими и, немного видоизменившись, стало употребляться для обозначения населения, входившего в племенной союз ойратов.  
    В ХV-ХVI веках ойраты кочевали в Западной Монголии, на территории от западных склонов Хангайских гор на востоке до Черного Иртыша и озера Зайсан на западе. Длительное время они были зависимы от восточномонгольских ханов, однако в 1587 году им удалось разгромить в верховьях Иртыша восьмидесятитысячную армию халхасцев. Эта победа положила начало военно-политическому усилению ойратов. В самом конце XVI века они добили остатки войск бежавшего от русских сибирского хана Кучума. Гибель Сибирского ханства позволила западным монголам продвинуть свои кочевья на север до верховий рек Ишима и Оми. По данным сибирских летописей, на рубеже XVI и XVII веков ойратские владения простирались до района современного города Омска. В том же месте отмечен "край калмыцкой степи" и на более поздних картах С.У. Ремезова. Помимо Западной Монголии кочевья ойратов охватывали в начале XVII века обширные пространства на левобережье Иртыша, "занимая в среднем течении Иртыша степи его правого и левого берегов" примерно до широты современного Новосибирска.  
    Важную роль в племенном союзе к этому времени стал играть правитель Чоросского княжества Хара-Хула (в русских документах "Каракула", "Каракула-тайша"). В ойратских исторических хрониках упоминание о чоросском князе Хара-Хуле встречается уже в рассказе о событиях 1587 года, когда западные монголы-ойраты подверглись нападению Алтын-хана, одного из восточномонгольских правителей. Тогда объединенное ойратское войско, в состав которого входили и шесть тысяч чоросов, смогло дать отпор нападавшим, выиграв сражение на берегу Иртыша.

 

    Военное противоборство  с ойратами, столь неудачно начатое  первым Алтын-ханом (он погиб в той битве), продолжалось с переменным успехом и в XVII веке. Известно, что в 1607 году дэрбэтские и хошоутские тайши обращались к русским властям в Сибири с просьбой "от Алтына-царя велети их оберегати, и ратных людей на него велети им давати, и город бы велети поставити на Оми реке от Тары 5 днищ, чтобы им тут кочевати было от Алтана-царя безстрашно". Вскоре после этого ойратам удалось одержать военную победу над Алтаю-ханом, однако в 1616 году русские послы свидетельствовали: " Емлют с колмаков китайской царь и Алтын-царь ясак по 200 верблюдов да по 1000 лошадей и овец на год со всякого тайши... И колмацкие люди от них в страхованье".  
    Государство Алтын-ханов (Монгольское ханство) располагалось на территории современной Монгольской Республики, в северо-западном углу Халхи, между озерами Убса-Нур и Хубсугул. На западе оно граничило с ойратскими княжествами. В конце ХVI-начале XVII веков Алтын-ханам удалось подчинить ряд мелких племенных групп и народностей Южной Сибири, обитавших близ северных границ их владений. В результате Алтын-ханы первыми из восточномонгольских правителей стали соседствовать с Русским государством и вступили с ним в разносторонние отношения.  
    Весной 1617 года послы Алтын-хана были приняты в Москве русским царем Михаилом Федоровичем. Перед отправкой в обратный путь им была вручена "жалованная грамота", извещавшая Алтын-хана о принятии его в русское подданство и о посылке ему "царского жалованья...- 2 кубка золочены да братину, 2 портища сукна скорлату (багряно-красного цвета), саблю, 2 пищали, лук". В ответном письме, направленном русскому царю в начале 1619 года, Алтын-хан просил обеспечить безопасность своим послам и торговцам. "И тому доброму делу помешку чинят меж нас калмыцкой Каракулы-тайша", - жаловался он царю, предлагая объединить силы для совместного похода "на тех воров на Каракулы-Тайшу н на его людей".

 

    Чоросский князь Харя-Хула, о котором шла речь, кочевал в верховьях Иртыша. До 1619 года он не вступал в контакты с русскими властями. Силой оружия и средствами дипломатии Хара-Хула медленно, но неуклонно укреплял свое могущество, подчиняя правителей соседних ойратских владений. Постепенная концентрация власти в руках джунгарского князя позволила ему возглавить борьбу ойратов против государства Алтын-ханов.  
    Готовясь к войне, Хара-Хула стремился обезопасить свои тылы и так же, как Алтын-хан, пытался заручиться поддержкой русского царя, для чего впервые направил в 1619 году специальную миссию в Москву. Этому предшествовало военное столкновение русских с ойратами, прикочевавшими осенью 1618 года на правобережье Иртыша между рекой Омь и озером Чаны. Тогда отряды, посланные воеводой города Тары, "многих колмацких людей... побили и улусы их погромили и полон многой поймали"

 

    Посольства Хара-Хулы и Алтын-хана были одновременно отправлены сибирской администрацией в столицу, вместе проделали весь многомесячный путь и в один и тот же день (29 января 1620 года) поочередно побывали на приеме у русского царя.  
    Послы Хара-Хулы объявили Михаилу Федоровичу, что их повелитель и его родственники "со всеми своими улусы... шерть учинили (присягнули), что быти нам под твоею царского величества высокою рукою в прямом холопстве навеки неотступными. И вам бы, великому государю, нас пожаловать, передавали просьбу Хара-Хулы послы, - держати под своею царскою высокою рукою... в повеленье и от недрузей наших во обороне и в защищенье".  
    В грамоте, врученной послам Алтын-хана в конце апреля 1620 года, царь Михаил Федорович дипломатично отклонил предложение о совместном военном походе против Хара-Хулы. Алтын-хану сообщалось, что, "жалея тебя, Алтына-царя", из Москвы послано "царское повеление к сибирским воеводам... тебя и твоей земли от колматцкого Каракулы-тайши и от его людей оберегать". Спустя месяц получили ответ и послы чоросского князя: им была дана "жалованная грамота" о принятии Хара-Хулы в русское подданство. "И мы, великий государь, тебя, Каракулу-тайша, и твоих улусных людей пожаловали, в нашу царскую милость и во оборону приняли, и в нашем царском жалованье и призренье держать вас хотим, и от недругов ваших сибирским воеводам нашим оберегать велели", говорилось в этом документе.

 

    Послы новоиспеченных  подданных русского царя еще  не успели вернуться к своим  враждующим правителям, а в "калмыцкой  степи" в начале осени 1620 года  уже полыхала новая война между  ойратами и Алтын-ханом. Летом 1621 года побывавшие в междуречье Оби и Иртыша русские разведчики сообщали, что там "кочуют черные колмаки: Талай-тайша, да Бабаган-тайша, да Мерген-тайша, да Шукур-тайша, да Саул-тайша и иные многие тайши со всеми своими улусы, потому что де задрали черные колмаки Каракул-тайша, да Мерген-Теменя-тайша Алтына-царя. И Алтын де царь их побил и идет де на черных калмаков войною, и те де тайши потаму кочюют меж Оби и Иртыша..." Имена ойратских предводителей, искаженные в русском документе, вероятно, обозначали главу дэрбэтов Далай-тайшу, Мерген-Тэмэнэ-тайшу, сына Хара-Хулы чоросского Чохур-тайшу и, возможно, хошоутского Баба-хана.  
   В первой четверти XVII века ойраты (телеуты) мигрировали на юг, в пределы Алтайского края. Умер Хара-Хула около 1635 года, незадолго до образования западными монголами-ойратами своего собственного государства - Джунгарского ханства.

 

   Во второй половине XVII в. взаимоотношения России и Джунгарского ханства были по большей части враждебными. Джунгарское ханство препятствовало развитию непосредственных торговых и дипломатических отношений России и Китая, блокируя наиболее прямые пути и вынуждая русские экспедиции использовать для связей более северные и восточные маршруты (См. Избрант Идес. Главы из "Записок о русском посольстве в Китай (1692-1695)").  
    Позднее обширные территориальные претензии ойратских ханов в Сибири, бесконечные споры по поводу права сбора дани с коренных народов Сибири, стремление джунгар воспрепятствовать присоединению народов Сибири к России, возникновение на этой почве вооруженных столкновений - вот что побуждало правительство и местные власти противодействовать укреплению позиций ойратов в Казахстане и Южной Сибири, заставлял их делать все возможное, чтобы не дать Джунгарскому ханству усилиться за счет поглощения соседних народов, прежде всего не допустить джунгаро-казахского сближения.

 

   В XVIII в. в своей политике по отношению к Джунгарии русское правительство исходило прежде всего из интересов обеспечения защиты Сибири, ее населения и богатств. В идеале ставилась задача любыми способами побудить правителей Джунгарии признать российское подданство. В худшем случае необходимо было добиваться "доброго соседства". Во внешней политике России в Центральной Азии в рассматриваемый период взаимоотношения с Джунгарией занимали ведущее место. Государство ойратов рассматривалось как противовес Цинской империи, как заслон на пути ее агрессивных устремлений в этом регионе Азии. Именно поэтому все попытки цинской дипломатии склонить царское правительство к союзу против джунгар, уговорить двинуть против ойратов калмыцкие войска потерпели неудачу.  
    Политика владетелей Джунгарского ханства по отношению к России в значительной степени определялась характером и состоянием отношений западных монголов с маньчжурской империей Цин: в период военных поражений правители Джунгарии стремились заручиться военной поддержкой со стороны русского правительства и даже поднимали, как это было в 1720 г., вопрос о российском подданстве. Однако, как только угроза разгрома и вообще военное давление со стороны Китая ослабевало, русско-джунгарские противоречия вновь обострялись.  
    В треугольнике - Китай - Россия - Джунгария положение российской стороны было наиболее предпочтительным. Цинская империя и Джунгарское ханство искали союза с Россией, однако последняя не извлекла из этого существенных выгод.  
    Воспользовавшись междоусобицами среди ойратских князей, Цинская империя в 157-1758 гг. буквально стерла с лица земли Джунгарское ханство и его население. Неверная оценка ситуации и слабость военных сил в Сибири определили политику невмешательства России в происходящие события, позволили Цинам беспрепятственно расправиться со своим доселе могучим противником. Лишь несколько десятков тысяч ойратов и алтайцев спаслись под защитой русских крепостей.

 

   После завоевания империей Цин Джунгарского и Яркендского ханств в 1757 г. границы китайского государства подступили к территориям современного Казахстана. В это же время Центральная Азия стала зоной интересов Российской империи. В первой половине XVIII в. состав Российской империи вошли Малый и Средний Жуз. После завершения присоединения восточных казахских земель (Большой Жуз) к России (1822-1882 гг.) встал вопрос о взаимных границах Российской и Цинской империй.

В эпоху правления династии Цин были подписаны три главных документа, относящихся к российско-китайской границе: Пекинский дополнительный договор от 2 ноября 1860 г., Чугучакский протокол от 25 октября 1864 г. и Санкт-Петербургский договор от 12 февраля 1881 г. Первый из них наметил лишь общее направление границы, а второй определял прохождение границы по основным общеизвестным географическим ориентирам. В 1881 г. Россия возвратила Китаю Илийский край, в связи с чем требовалось уточнить границу от Джунгарских Ворот до территории Киргизии, а также в районе озера Зайсан. В дополнение к этим основополагающим документам представителями синьцзянских провинциальных властей, с одной стороны, и Омской и Верненской администрации - с другой, были составлены и подписаны Хабарасуский протокол 1870 г., Бараталинский протокол от 16 октября 1882 г., Майкапчагайский протокол от 31 июля 1883 г., Алкабекский протокол от 23 августа 1883 г., Тарбагатайский (Чугучакский) протокол от 21 сентября 1883 г. Таким образом, линия границы была юридически оформлена в полном объеме.

на тему: История Джунгарского Ханства (в книге Златкина И.Я.)

 

План

 

Исторические предпосылки Джунгарского ханства

Образование Джунгарского ханства

Джунгарское ханство в конце XVI – начале второй половины XVII веке

Политика Галдана–Бошокту-хана

Джунгарское ханство в период своего наибольшего могущества

Общественный и политический строй Джунгарского ханства

 

Исторические предпосылки образования Джунгарского ханства

 

Конец XVI и первая половина XVII века занимают особое место в истории Западной Монголии. События этого времени подготовили и обусловили образование Джунгарского ханства, которое возникло не вследствие тех или иных случайных причин, а как закономерный результат объективных процессов, развивающихся в монгольском обществе.

Характерные для рассматриваемого периода длительная борьба ойратских феодалов против внешних противников и ожесточенные междоусобицы являются отражением указанных процессов и могут быть правильно поняты лишь в связи с ними.

Неизвестный иностранец, наблюдавший в XVII веке жизнь ойратов писал: « у них много лошадей, быков, а также буйволов и овец…этим они крупно промышляют, отправляясь, например в Китай…с подобными же табунами они ежегодно являются в Тобольск и Томск и меняют все это на товары.». Мы можем рассматривать это описание как дополнительное свидетельство огромных размеров скотоводческого хозяйства ойратских феодалов.

Рост численности стад и безостановочное дробление уделов толкали ойратских ханов и князей на путь территориальных захватов. Внутренние взаимоотношения и внешняя политика ханов и князей как восточной, так и Западной Монголии к середине XVI века стали определяться уже не только такими стародавними, можно сказать, традиционными факторами, как борьба за рынки и за господство над торговыми путями, но и новыми – борьбой за пастбищные территории, необходимые для разраставшихся стад и для удовлетворения требований многочисленных наследников владетельных князей. Указанные обстоятельства проливают свет на события непосредственно предшествовавшие образованию Джунгарского Ханства и обусловившие его рождение.

Окруженные со всех сторон сильными кочевыми и оседлыми феодальными ханствами и княжествами, стремившимися преградить им пути к меновым рынкам, овладеть их территорией и богатствами, ойратские феодалы в течение второй половины XVI века терпели военные неудачи, с трудом отстаивая свою собственную самостоятельность. Отступая под натиском одного противника, они попадали под удар другого. Остро нуждаясь в меновых рынках, наглухо отрезанные от Китая, ойратские ханы и князья пытались пробиться к рынкам Средней Азии, но встречали отпор могулистанских казахских ханов и султанов. Положение усугублялось растущей нехваткой как в связи с возросшими внутренними потребностями, так и еще больше в связи с неудачами на полях сражения.

Информация о работе Джунгарское ханство