Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 17:00, реферат
Искусство – неотъемлемая часть современного общества. Сегодня оно мало связано с религией, но ещё несколько веков назад связь между ними была очень сильной. Можно даже предположить, что искусство появилось благодаря религии, но это будет не совсем верно, скорее они развивались параллельно, взаимодействуя друг с другом. Религия использовала всю выразительность искусства, а оно в свою очередь так развивалось
Трактат«Читралакшаха» («Характерные черты живописи») дошел до нас лишь в тибетскомпереводе. Правила состоят из дхьян – стихов о характерах богов, лакшан – инструкцийо размерах, форме и пропорциях.
Созданиекультового изображения является одним из видов богослужения, поэтому передначалом работы мастер совершает ряд обрядов. Для лучшей передачи образа онпогружается в состояние медитации и старается интуитивно познать божество,которое он хочет воплотить в камне, бронзе или кости. Стиль изображений окрашенрелигиозным мышлением, проникнут стремлением выйти за пределы обычной жизни и,пройдя через кармические пороги и круговороты сансары, достичь духовной просветленности.
Искусствоотражало более глубокую реальность, чем окружающий мир. Идеал красоты форм былрассчитан и измерен. В шильпа-шастрах указаны поза бога, изгиб тела, количестворук, оружие и предметы в руках, украшения и другие атрибуты. До тонкостей былипродуманы жесты рук.
Основнымсимволом буддизма являются лотос. В индуизме с ним также связаны именанекоторых богов. Он символизирует чистоту и совершенство. В глубокой древностилотос был важным продуктом питания, из его семян делали муку, в пищу такжеупотреблялись корни, стебли и листья лотоса. Он является эмблемой солнца,космической силы, несущей жизнь, символом плодородия. В храмах скульптуры богов,как правило, восседают на тронах-лотосах. В искусстве часто встречаютсямедальоны и орнаменты с лотосом. Раскрывшийся лотос является эмблемой Индии.
Из Индии
В Бирмебуддизм по сей день остается государственной религией. Приход индийскихкультурных традиций во многом повлиял на развитие искусства в Бирме, этовлияние четко прослеживается в архитектуре, но есть и свои отличительныеособенности. Эпоха расцвета зодчества связана со столицей средневековогогосударства – Паганом. Знамениты своими формами и отделкой ступы Пагана.Буддийская ступа в Бирме, образцом которой является Швазандо (XI в.) состоит изкирпичной полусферы и стоящей над ней огороженной надстройки кубической формы,где находится камера для даров и святынь. На ней расположены сужающиеся к верхуконцентрические круги. Вся конструкция завершается конусообразным шпилем сэлементом тхи, напоминающем язычок пламени. Это украшение отличает бирманскуюархитектуру. Другие виды искусства развиты не так сильно, скульптура и живописьв основном служат для украшения зданий. Скульптуры, прежде всего, изображаютБудду. Для изобразительного искусства характерны растительный орнамент иэлемент тхи. Распространены также орнаменты с изображением зверей (львов,обезьян, газелей, лебедей), небесных танцоров, карликов, макар. Макара –мифологическое морское чудовище, соединяющее в своем облике черты рыбы икрокодила или слона, его изображение часто используется в убранстве храмов, онсчитается хранителем учения Будды, а также является персонажем многихбуддийских притч и легенд.
Древнейшимипамятниками искусства являются огромные буддийские супы дагобы. В отличие отиндийской ступы дагоба не имеет ограды с воротами, с четырех сторон к нейпристроены вахалькады – небольшие сооружения кубической формы. В них расположенысвоеобразные «ложные двери» – проходы, символизирующие врата во Вселенную.Каждая вахалькада украшена стрелой с рельефами.
Ихрасположение связано с разными периодами жизни Будды: восточная – с егорождением, южная – с просветлением, западная – с распространением буддизма,северная – с уходом Будды в нирвану. Как и в Индии, растительные орнаменты иизображения животных являются непременным дополнением. В III в. до н.э.Возводились гигантские сферические или колоколообразные дагобы из кирпича,например, Тхупарама. Другой вид – небольшая ступа, установленная на платформе,к которой ведут лестницы с четырех сторон. Характерная деталь – лунный камень –полукруг, украшенный полосами рельефов вокруг изображения листа лотоса. Такаяступа (четия-гхара) – объект поклонения как напоминание о нирване Будды.Бодхи-гхара и асана-гхара – ещё два вида буддийской архитектуры в Шри-Ланке.Бодхи-гхара сооружение, возведенное вокруг дерева Бо. В асана-гхара почитаетсяпустой трон – символ первой проповеди Будды. Эти буддийские символы игралибольшую роль в искусстве Индии, но лишь в Шри-Ланке были воплощены вархитектуре. В конце периода Анурадхапури возник новый тип сооружений – ДомСтатуи для скульптур, изображающих Будду, здесь верующие размышляли об учении.Сидящий, стоящий и лежащий Будда – основные мотивы скульптуры Шри-Ланки.Возводили статуи огромных размеров. Например, статуя лежащего Будды вПолоннаруве (XII в.) достигает 15 метров в длину. Влияние индийскогоискусства прослеживается в самом грандиозном ансамбле острова – царскойрезиденции Сигири (Львиная скала). Один из царей Шри-Ланки превратил скалу ввеличественное сооружение – огромный сидящий лев упирался мощными переднимилапами в равнину. Лев в искусстве Индии и Юго-Восточной Азии символ царскойвласти, а в буддизме – сам Будда. Поверхность скалы украшена великолепнымиросписями – фигурами небесных танцовщиц. Яркий растительный орнамент придаетизображениям ещё большую нарядность. Комплекс Сигири представляет собой уникальный,своеобразный и самобытный ансамбль, он оказал значительное влияние на искусствоЮго-Восточной Азии.
В Индонезии сраспространением буддизма усилилось влияние индийской культуры. На о. Ява храмназывают чанди. Он состоит из цоколя, святилища, где находится изображениебожества, и пирамидальной кровли. С одной или с двух сторон расположенвход-портал. Рельефы, украшающие храм, размещены на портале, которыйзавершается калой – маской, напоминающей львиную голову. Выдающимся памятником буддийскойархитектуры является Боробудур – архитектурный комплекс в Центральной Яве (VIII–IX вв.). Боробудуролицетворяет гору богов Меру – центр Вселенной, а также символизируетвосхождение наверх, отражая учение о пути к истине и просветлении. Этой идеевторит ступенчатое убранство ансамбля. В сценах на нижних ярусах – земная жизньБудды. Рельефы, украшающие следующие ступени – изображения бодхисаттв. Статуисидящего Будды на круглых террасах – олицетворение духовного совершенства.
Венчающаякомпозицию большая ступа – высшая ступень познания мира. Перед посетителямиразворачиваются страницы грандиозной иллюстрированной книги буддизма.Великолепный ансамбль Боробудур – уникальный пример совершенного воплощениярелигиозной идеи в искусстве.
4. Влияниешколы чань на искусство в Китае
Буддизм проник в Китай впериод расцвета государства Северная Вей. Буддийские монастыри стали игратьважную роль в культурной и политической жизни. По всей стране начали строить грандиозныемонастырские комплексы, вырубленные в скале, деревянные храмы и многоярусныебашни – пагоды для буддийских реликвий. Например, Юньган – Храм ЗаоблачныхВысот (IV–VI вв.),Лунмэнь – Ворота Дракона (VI–IX вв.). Искусство для образованныхлюдей Китая было настолько естественным приложением сил, как и общественная деятельность.Пагоды имели обязательно нечетное (счастливое) число этажей.
Слово «чань» (в Японии «дзен») произошло отиндийского «дхьяна» – сосредоточение, медитация. При исследовании вклада школы чань в китайскую литературу одним изпервых возникает вопрос об определении феномена «чаньская литература». Егообычно трактуют как «чань на бумаге», но если внимательно вглядеться влитературную традицию, то среди многообразия авторов и школ китайскойлитературы XII–XIII вв. можно разглядеть традицию, сложившуюся подвлиянием учения чань.
Например, при раскопках в храмовом комплексевблизи Дуньхуана (Северо-западный Китай) обнаружили 28 рукописей китайскогоавтора Ван Фаньчжи (VI–VII вв.), что доказывает популярность у широкого кругачитателей. Причина интереса не только в буддийских мотивах, но и в земномчувственном характере его стихов, в которых слились элементы народной культурыКитая с идеями тщетности людского бытья. Земной, фривольно-чувственный характерчаньской поэзии пробуждал в свое время у многих поэтов интерес кмировоззренческой платформе этого учения. Впоследствии возникла и обратнаясвязь, когда актуальные для творцов поиски воздействовали на характер чаньскоготворчества. В результате этого взаимодействия китайская литературная традиция XII–XIII вв.стала рассматривать поэзию как средство духовного самоуглубления и философскогоосмысления мира. «Просветление» же, проповедовавшееся школой чань, превратилосьв проникновение в сущность окружающей действительности на более высокомпоэтическом уровне. Поэтому для средневековой китайской поэзии нетипичнырелигиозно-ритуальные мотивы, чаньская литература содержит вместо теологическихканонов стихи светского содержания, притчи и диалоги, чья жизненностьоказывается порой на границе с гротеском. Это не ограничивалось областьюлитературного творчества, даже наиболее четко оно наблюдается в чаньскойархитектурной, живописной и иконографической традиции.
Художниквыступает в роли инструмента Абсолюта, Бога, а творчество его предстает какисполнение. Он словно бы не создает образы, а обнаруживает их.
Поэтомуискусство видеть сущность вещей, способность отыскивать живописное,эстетическое начало мира выступает как основной, более значительный момент, чемвоплощение определенного образа. Свойства мастера боевого искусства и творца содержатважнейший общий элемент: отстраненность от индивидуального момента втворчестве.
Историческисложилось так, что все виды боевых искусств Китая и других страндальневосточного региона в течение последней 1,5 тысячи лет развивались ифункционировали на высшем уровне мастерства на основе на основедаосско-чаньской психокультуры и психометодологии. В отличие от у-шу живописьне стала монополией психокультуры чань-буддизма, хотя психологическая традицияи связанная с ней техника живописи не прерывались и прослеживаются в творчествевыдающихся художников вплоть до новейшего времени. Охватив многообразный кругявлений, живопись отразила и преклонение перед красотой Вселенной, мир животныхи растений, городской быт. Самостоятельными жанрами живописи являются: жэньу(люди), хуа-няо (цветы-птицы), Шань-шуй (горы-воды). Философская идея «великогов малом» выражена в том, что одна ветка, один цветок или птица вмещали в себевсю Вселенную. Создание живописного свитка чаньским художником на психометодологическомуровне анализа можно сопоставить с актом «тамешивари» в карате (прием, когдакаратист ударом кисти руки ломает дощечку или кирпич). Для сознания художникахарактерно присутствие основных психологических компонентов: потеря ощущениясобственного «я» выход за пределы субъектно-объектных отношений, т.е. художникнаходится в состоянии медитации. Как и в боевых искусствах, гипнотическоевоздействие на сознание оказывается ритуализированная процедура подготовки кзанятию живописью. К художнику приходит чувство единства с природой,«растворение» в ней, пустотность сознания.
Техникаисполнения в чаньских боевых искусствах и живописи осуществляется на уровнебессознательного психического. Она вне медитации не осуществима. Мистическаяидеология боевых искусств и живописи отражает в философско-религиозной формеощущение творческой личности чаньской психокультуры.
Проникновениеэлементов мировоззрения структуры чань в творчество ряда авторов XII–XIII вв., влияниечаньского мировоззрения на создание художественных образов, представляют собойболее существенный признак влияния чань-буддизма на китайскую литературу, чемноминальное упоминание в ней буддийских терминов или персонажей, включениябуддийских духовных гимнов или религиозных трактатов в сочинения Вань Чжао, ВанВей, Бо Цзюйи. Тексты такого типа не всегда отвечают основным литературнымтрадициям художественности, и дискурсивный подход к толкованию религиознойдогматики в них не совместим с чаньским стремлением к «внесловесной» художественно– образной передаче достигнутых прозрений.
Доказательствадинамичного взаимодействия между развитием мировоззрения школы чань илитературными процессами времени обнаруживается на идейном, образном исемантическом уровнях в поэзии и эстетических сочинениях Гао Цяня, Се Линьюня,Лю Се, Ван Вея.
Обобщениечаньских идейно-эстетических принципов, их проявлений в письменных памятникахшколы и отражений в творчестве широкого круга авторов того периода даетвозможность очернить те новые тенденции, которые чаньские мироощущение итворческая практика утверждает в отношении человека и творца кдействительности.
Чаньпредлагал наиболее благоприятную платформу для творческого развития личности.Поэтому у него так много последователей среди разных слоев населения. Этипоследователи добивались на упомянутой платформе творческих достижении,необходимых на данном этапе развития культуры и общества. Так слияние с жизньюпревращало чань в одно из социально-культурных явлений зрелого китайскогосредневековья, отличало школу от замкнутых сектантских доктрин или видовкультовой практики. Так же, как искусство, философию, науку, социальныедвижения, стимулированные идейной базой европейской Реформации, нельзяидентифицировать с протестантизмом, так и эстетические и идейные явления наоснове чаньского мировоззрения выходят за рамки религиозной литературы икультуры.
5. Вкладучения дзен в искусство Японии
Дзен началиграть особую роль в самурайской Японии с XVII в. Это учениепородило целый ряд не существовавших до того и специфических для японскойкультуры видов искусств, а также придал традиционным занятиям творческуюраскрепощенность сознания, сделав их похожими на «беззаботные странствия беззнания дороги». Все это было названо «дзенскими искусствами»: каллиграфия,живопись, стихосложение, театр.
Дзен-буддизмпредельно ритуализирован. Мир самурайской культуры, пронизанный дзенскимивлияниями, глубоко символичен. Для японской культуры все связанное сдзен-буддизмом имеет символическое значение, т. к. представляет связьчеловека с небом. Возведение поединка, воинской тренировки, всего самурайскогообраза жизни в символ, в особого рода театрализованную мистерию придало стольхарактерный вид японским боевым искусствам: кэндо, айкидо, каратэ, сумо и т.д.По сути, все они носят театрализовано-игровой характер.
По учениюдзен сама природа – «тело Будды» – живое и одухотворенное целое. Японскоеэстетическое направление моно-но аваре («чувство вещах») позволяет человекуочаровываться неживыми предметами. Искусственное и ненатуральное вдругстановится символом абсолютной естественности, природной изначальности, образомупорядоченной структуры мира. Именно эту функцию выполняют «сады камней» или«сухие сады». Ландшафтные парки и сады, предназначенные также для медитации,располагаются, как правило, при храмах и монастырях. Они занимают небольшиепространства. Основные элементы несут в себе определенную символику: деревья,кусты, крошечный прудик, островок, мостик, извилистая тропинка, разноцветныймох, но главное камни, большие и маленькие, причудливых форм.