Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 21:48, реферат
В. Эфроимсон собрал обширный материал. Проанализировав биографии выдающихся личностей он выделил ряд биологических и социальных факторов, позволяющих ему утверждать, что гениями рождаются. Утверждение основанное на тщательном изучении патографий (описание заболевания), творческой деятельности и жизненного пути. « Гениями рождаются — и здесь об¬ласть прежде всего биологическая, генетическая. Развитие гения — проб¬лема биосоциальная. Реализация его — социобиологическая».
Обнинский государственный
технический университет атомной энергетики Социально-экономический факультет. Кафедра психологии
реферат
«Взгляд В. Эфроимсона на проблему гениальности»
2008г.
Задавшись вопросом что же такое гениальность В. Эфроимсон поставил
вопрос о предположении, что какие-то природные факторы встречаются у
гениев чаще, чем среди всего остального населения.
«Мы решаемся утверждать, что на этот вопрос можно ответить только путем непосредственного изучения фактических данных, то есть самих гениев и их личностных особенностей. Всякий иной подход, кроме такого непосредственного, конкретного, уведет в схоластику и догматизм. Следовательно, при наличии подозрений в отношении роли какого-либо биологического фактора гениальности или необычно высокой интеллектуальной активности необходимо показать, что он имеется у гениальных людей чаще, чем среди населения в целом... Нужна, следовательно, статистика...» ( В. Эфроимсон « загадки гениальности.»).
В. Эфроимсон собрал обширный материал. Проанализировав биографии выдающихся личностей он выделил ряд биологических и социальных факторов, позволяющих ему утверждать, что гениями рождаются. Утверждение основанное на тщательном изучении патографий (описание заболевания), творческой деятельности и жизненного пути. « Гениями рождаются — и здесь область прежде всего биологическая, генетическая. Развитие гения — проблема биосоциальная. Реализация его — социобиологическая». В. Эфроимсон. У человеческого мозга огромные резервные возможности, но для того, что бы появился гений, эти возможности нуждаются в развитии, прежде всего раннем, волевой стимуляции и возможности реализации.
Импрессинг – восприятие действующее в особо чувствительный период, факторы создающие жизнеопределяющие впечатление. От импрессинга зависит выбор точки приложения индивидуальных талантов. Молодого Авраама Линкольна потрясла продажа на аукционе в Новом Орлеане красавицы негритянки. Этот случай сыграл немалую роль в том, что он последовательно боролся за освобождение негров. Именно характер импрессинга заставляет ребенка интересоваться или пренебрегать знаниями прививает этические или антисоциальные установки.
Замечено, что гении, замечательные таланты почти всегда появлялись вспышками, группами, но именно в те периоды, когда создавались социальные возможности для реализации их способности к неимоверному труду, их одержимости, стремления к совершенству. Одной из таких эпох был V в. до н. э. В Афинах тогда собрались гении мирового ранга: Перикл, Софокл, Сократ, Фидий. Ни а каком генетическом превосходстве говорить не приходится. Секрет заключался в факторе социальном— стимулирующей среде, социальной преемственности, творческом общении друг с другом.
Но отдавая должность социальным факторам В. Эфроимсон утверждает, что есть факторы биологические. Он отказывается от утверждения, что роль генотипа в становлении гения ничтожно мала, а все будто бы «определяется воспитанием, средой, обстоятельствами». В ином случае достаточно создать детворе и юношеству соответствующие условия — и гениев будет хоть отбавляй?! Ответ был бы положительным только в одном случае: если бы не существовало наследственных механизмов творческой одаренности.
Отсюда вывод: гениями рождаются. Гениальность всегда единична, индивидуальна и неповторима.
Согласно данным приведенным Эфроимсоном до 40% гениальных людей страдали подагрой. На необычайно высокий интеллект подагриков обратили внимание достаточно давно. Подагра Марка Агриппы установлена достоверно. Известно, что он перенес три тяжелейших ее приступа и во время четвертого покончил с собой.
Четверо из знаменитых в истории полководцев командовали походами и руководили сражениями с носилок, к которым их приковала подагра, — это Септимий Север, Александр Фарнезе Пармский, Валленштейн и Леннарт Торстенсон. Об этом полководце Тридцатилетней войны в «Британской энциклопедии» сказано: «Четыре года его командования представляют одну из самых замечательных страниц военной истории Швеции». Подвиги Торстенсона прославил Шиллер: «Парализованный подагрой и прикованный к носилкам, он побеждал своих противников быстротой, хотя его тело было сковано страшными узами».
Список великих полководцев-подагриков начинают с правителя Сиракуз Гиерона Старшего (умер в 467 г. до н. э.), Александра Македонского, Марка Агриппы, продолжают Карлом Великим, Генрихом IV, Тюренном, Конде, Вильгельмом III Оранским. В нем — флотоводец Нельсон, наполеоновский маршал Бертье, который из-за подагры не мог подписывать бумаги, и генерал Ермолов, отбивший в Бородинском бою у французов батарею Раевского. Пушкинскую строку «Смирись, Кавказ, идет Ермолов» нужно дополнить отрывком из биографии о нем М. Погодина, написанной в 1863 году: «Деятельность его была неимоверная: в одно время он и сражался, и строил, и распоряжался, награждал и наказывал, заводил, поверял, свидетельствовал. Спал он по четыре — пять часов в день, на простом войлоке, где случалось. Так провел он десять лет, всегда преданный службе, не зная семейных наслаждений, не пользуясь обществом, никакими удобствами, с единой мыслью об общей пользе, о славе и могуществе России».
О подагрическом припадке спрашивает у него в письме знаменитый герой 1812 года Денис Давыдов, бывший по матери двоюродным братом А. П. Ермолова.
Разгадку повышенной частоты подагриков среди гениев нашел Орован. Он указал на то, что формула мочевой кислоты очень сходна по структуре с формулами кофеина и теобромина, известных стимуляторов умственной деятельности и подчеркнул, что только у приматов мочевая кислота сохраняется в крови и действует на клетки мозга из-за отсутствия уриказы, тогда как у других животных мочевая кислота расщепляется под ее действием. Вероятно, что именно с этим связана повышенная активность мозга.
Поскольку подагра и гиперурикемия (повышенный уровень мочевой кислоты) довольно четко наследуются, возникла рабочая гипотеза.
Первое: это нарушение обмена является одним из возможных механизмов возникновения и передачи потомству повышенного интеллекта.
Второе: подагрическая стимуляция мозга служит одним из тех механизмов, которые способны повысить его деятельность до уровня талантливости и гениальности.(В. Эфроимсон).
Изучая патографии различных замечательных личностей В. Эфроимсон обратил так же внимание на другие биологические факторы такого рода стимуляций.
Синдром Марфана. Редкое заболевание, один случай на 50 тысяч. Причина — системный дефект соеденительной ткани. Это особая форма диспропорционального гигантизма, в разных своих проявлениях передающаяся по наследству. Однако выступает синдром Марфана в роли того внутреннего допинга, того генетического свойства, которое приводит к стимуляции жизненной и творческой энергии. Может быть, такое повышение активности связано с физиолого-генетической особенностью синдрома Марфана — усиленным выбросом в кровоток катехоламинов, медиаторов нервной системы, поддерживающих высокий физический и психический тонус.
Эта редкая аномалия подарила человечеству по крайней мере пять поразительных личностей, которые при всем своеобразии их дарований, характеров, условий жизни имели немало общего: то, что давал им синдром Марфана.
Авраам линкольн, Ганс Христиан Андерсон, Шарль де Голль, К. И. Чуковский, Г. В. Никольский.
Все пятеро невероятно работоспособны, Обладали ярко выраженным чувством юмора. И все пятеро высокие, с относительно коротким туловищем, огромными конечностями и длинными ”паукообразными” пальцами. Это классические формы проявления синдрома Марфана. И при таких физических данных эти люди обладали завидной физической силой и выносливостью. И это тоже действие 'биологического фактора, постоянного внутреннего допинга, так определенно сказавшегося не только на физическом, но и на творческом облике разных людей.
Так же обращает на себя внимание нередкое свойство людей талантливых, лидеров в своей области деятельности — высоколобость. Объективна общая тенденция — сильно повышенная частота высоколобия у выдающихся людей. Пример: гигантолобый Гойя, президент США Рузвельт.
Итак биологические факторы повышенной умственной активности, механизмы гениальности многих великих людей В. Эфроимсон смог доказать.
Таким образом, после ознакомления статьи Эфроимсона можно прийти к выводу, что чуть ли не 100 % гениальных людей обязательно были больны. Непонятно, правда, причем здесь Александр Македонский. Окруженный полководцами, набравшими опыт в сражения его отца, который завоевал почти всю Грецию. Завоевал Персию. Да. Только не учитывается то, что Персия была в то время еще в бронзовом веке, тогда как Греция уже перешла в железный век. Кроме того, знаменитая фаланга с ее пятиметровыми копьями, неуязвимая для вражеской конницы. Скорее можно назвать гениальным его отца Филиппа, который утверждал что, может завоевать любой город с помощью одного лишь мула при условии, что на муле будет мешок с золотом.
У Эфроимсона описано большое количество гениев-больных. Часть подагрики, часть с заболеванием синдрома Марфина. Так же пишется про «…общую тенденцию — сильно повышенную частоту высоколобия». Возникает встречный вопрос, а как же быть с Тургеневым И. С. Низкий лоб, не больной, а гений. Хотя, может быть, исключение подтверждает правило. Не могу согласиться с автором на все 100% о причинах гениальности, сам, слава Богу, не гений. После такой статьи и не хочется. Скорее, следуя подборке автора и упомянутому выше в заключении, сформулирую так: согласен на 50%.
Информация о работе Взгляд В. Эфроимсона на проблему гениальности