Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 18:27, реферат
Кризисные состояния — это особые выходящие за рамки повседневной жизни состояния, бывающие в жизни каждого человека и возникающие как реакция на какие-либо внешние или внутренние причины и обстоятельства.
Часто говорят о внешних и внутренних причинах кризиса. Однако разделение на внешние и внутренние кризисы не совсем корректно, поскольку кризисное состояние, несмотря на то, что пусковой причиной может быть, действительно, какое-либо внешнее или внутреннее обстоятельство, — это практически всегда результат взаимодействия внешних (ситуативных, социальных, экономических, экологических и пр.) и внутренних (личностных, физиологических и пр.) факторов.
Существует множество тем, считающихся «запретными» и «маргинальными». В социуме не поощряются, например, разговоры о смерти, насилии, тяжелых заболеваниях. Также подвержена моральному осуждению тема самоубийства. Социально неприемлемыми являются некоторые желания и чувства, связанные, например, с агрессией, обидой, завистью, сексуальными потребностями и др. Консультант должен уметь чувствовать присутствие этих «маргинальных» тем, а также уметь говорить на эти темы. При этом умение говорить на «запретные темы» означает не только то, что консультант психологически готов поддержать разговор, если клиент затрагивает какую-либо «запретную тему», — очень важно, чтобы консультант сам умел начинать этот трудный разговор, поскольку клиент на это может никогда не решиться.
Избегание консультантом «запретных тем» может быть связано, во-первых, с психологической неготовностью самого консультанта обсуждать и даже размышлять на эти темы, а во-вторых — с представлением о том, что сосредоточение внимания на этих темах усугубит состояние клиента. Однако практика кризисного консультирования показывает, что если консультант будет открыто и свободно говорить о том, что есть, даже если это какая-то «негативная» тематика, то он не сделает хуже, напротив, он сделает лучше, поскольку он поможет человеку выйти из состояния замкнутости, в которое он себя загоняет из-за страха быть непонятым и отвергнутым. В то же время, если консультант избегает говорить на «маргинальные темы», то он не обязательно делает что-то плохое, просто он уходит от такого шанса в данный момент.
Принятие — вот ключевое слово настоящего правила. Как уже говорилось, принятие заключается в том, что консультант предоставляет человеку, пришедшему к нему на консультацию ряд прав:
• право на любые чувства и желания,
• право на свое мировоззрение,
• право на выбор собственной судьбы.
В связи с этим споры, убеждения типа «Что такое хорошо, и что такое плохо», а также попытки оградить человека от неправильного поведения, «спасение», отвлечение и т.д. — неуместны, так как свидетельствуют о том, что консультант не принимает ни эмоциональной реакции клиента, ни его представления о мире и своем месте в этом мире и, вообще, старается повести его по пути, который кажется для него, консультанта, более благоприятным для другого человека. Способность принять чужие законы, другое видение мира —признак профессионализма в гуманистической психологии. Навязывание своей точки зрения тем или иным способом — это результат высокомерной позиции консультанта: «Я лучше тебя знаю, что тебе надо делать и чувствовать». Если перед нами не ребенок, а взрослый человек, вряд ли эта позиция может считаться правомерной.
Успех кризисной консультации зависит от того, насколько будет создана атмосфера, соответствующая ситуации «человек — человек», а не «клиент — консультант». Это означает, что консультант не должен оставаться только специалистом, он может проявить свое человеческое отношение к собеседнику и его ситуации. Почему консультанту бывает трудно это сделать? Вот некоторые причины:
• консультант чувствует профессиональную и моральную ответственность за эмоциональное состояние клиента,
• консультант боится снять с себя одежду специалиста и остаться обнаженным со своими слабостями, неуверенностью, боязнью, беспомощностью,
• консультант не имеет профессиональных навыков предоставления обратной связи.
Этапы кризисного консультирования:
Установление контакта.
Сбор информации.
Первый принцип кризисного консультирования: в состоянии кризиса не следует решать давние проблемы, бередить старые раны, та как в этот момент у клиента нет сил справиться с этим.
Формулирование проблемы.
Исследование возможностей.
Второй принцип - следует оставаться в рамках прояснения текущих событий.
Пока человек находится в ситуации острого кризиса, его решения могут быть нереалистичными. А чаще всего "тоннельное мышление", сопровождающее кризисное состояние, непозволяющее видеть выход из создавшегося положения.
Поиск альтернатив.
Третий принцип кризисного консультирования: консультант не должен пытаться изменить чувства клиента. Он может только реорганизовать их в более конструктивное целое. Боль, которую испытывает человек в кризисе, мотивирует его на поиск новых путей решения, ресурсов, на приобретение новых навыков.
Контракт.
Заключительный этап.
Принципы ведения беседы:
При общении с клиентом
в кризисном состоянии
Необходимо сохранять внешнее спокойствие.
Следует избегать
Необходимо избегать
В настоящее время спектр методов, применяемых психологами для помощи в кризисных ситуациях довольно широк, приведем основные из них:
1. телесная терапия и
2. психодрама и гештальттерапия
- основаны на проживании
3. символдрама и эмоционально-
4. арттерапия - метод основан на
разрешении психологических
5. ребефинг и холотропное дыхание
- методы основаны на решении
психологических проблем с
Дебрифинг — это групповая форма кризисной интервенции; это особо организованное и четко структурированное обсуждение в группах людей, совместно переживших катастрофу или трагическое событие.
Дебрифинг относится к мерам экстренной психологической помощи. Его автором является американский психолог Джефри Митчел, прежде работавший пожарным. Команда дебриферов, состоящая из двух-трех человек, выезжает на место происшествия через 24 часа (но в течение первых трех суток) после трагического события. Дебрифинг может проводиться в любом изолированном помещении со свидетелями одного события или людьми одного коллектива не позднее 72 часов после окончания трагедии.
Экстренная психологическая помощь характерна тем, что проводится с людьми в остром стрессовом состоянии (ОСР — острое стрессовое расстройство). Это состояние представляет собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации. Процедура дебрифинга позволяет участникам в условиях безопасности и конфиденциальности отреагировать впечатления, реакции и чувства, связанные с событием. Встречая похожие переживания у других людей, участники получают облегчение, — у них снижается ощущение уникальности и ненормальности собственных реакций, уменьшается внутреннее напряжение. В группе появляется возможность получить поддержку от других участников. Действия ведущих направлены к тому, чтобы мобилизовать внутренние ресурсы участников, помочь им подготовиться к переживанию тех симптомов или реакций ПТСР (посттравматического стрессового расстройства), которые могут возникнуть впоследствии. Обязательно участникам сообщается о том, где они впоследствии могут получить помощь.
Главная цель дебрифинга — снизить тяжесть психологических последствий после пережитого стресса. Участие в дебрифинге не может предупредить возникновение последствий трагических событий, но препятствует их развитию и усилению, способствует пониманию причин своего состояния и осознанию действий, которые необходимо предпринять, чтобы облегчить его. Поэтому одновременно это и метод кризисной интервенции и профилактика.
• Отреагирование впечатлений, реакций, чувств.
• Способствование когнитивной организации переживаемого опыта путем понимания как событий, так и реакций.
• Уменьшение индивидуального и группового напряжения.
• Уменьшение ощущения уникальности и патологичности собственных реакций.
• Мобилизация внутренних и внешних групповых ресурсов, усиление групповой поддержки, солидарности, понимания.
• Подготовка к переживанию тех симптомов или реакций, которые могут возникнуть.
• Информирование участников о том, где они в дальнейшем могут получить помощь.
Проводить дебрифинг возможно в любом месте, но нужно стремиться к тому, чтобы помещение было удобным, доступным и изолированным. Оптимальное количество участников в группе от 10 до 15 человек. Проводится дебрифинг под руководством двух подготовленных специалистов-дебриферов. Не допускается присутствие посторонних лиц, не имеющих непосредственного отношения к событию. Время проведения четко обозначается вначале и составляет 2-2,5 часа; без перерыва. Ограничение вводится по той причине, что за это время происходит очень интенсивная переработка опыта, в которой задействованы достаточно сильные эмоции.
Дебрифинг очень четко структурирован и включает в себя семь последовательных фаз:
1) вводная фаза;
2) фаза описания фактов;
3) фаза описания мыслей;
4) фаза описания переживаний;
5) фаза описания симптомов;
6) фаза обучения;
7) завершающая фаза.
Начинается процедура со знакомства — дебриферы и участники представляются. Ведущие выражают сожаление по поводу случившегося.
Затем устанавливаются цели дебрифинга — помочь справиться с последствиями травмирующего события. Следует подчеркнуть, что дебрифинг — это не психотерапия, эта процедура позволяет поделиться своими чувствами и реакциями, помочь себе и другим, узнать о том, какие бывают обычно реакции на подобные события и как с ними справляться.
Для создания атмосферы безопасности принимаются правила:
• Оставаться в течение всего времени (два часа);
• Говорить только от себя (не обобщать высказывания);
• Не уходить от темы;
• Право не высказываться;
• Относиться друг к другу с уважением, не высказывать оценочных суждений;
• Сохранение конфиденциальности.
Это рекомендуемые правила, но участники могут дополнить этот список.
Могут задать уточняющие вопросы.
Правила обозначаются для того, чтобы уменьшить тревогу, которая естественным образом может возникать у участников.
Декларируется, что ни одного из членов группы не могут принуждать говорить что-либо против его воли. Единственное условие участия — они должны назвать свое имя и выразить свое отношение к катастрофе или тому событию, участником или свидетелем которого они были. Однако от них требуется умение выслушивать, не перебивая и давая возможность высказаться всем желающим.
Члены группы должны быть уверены в соблюдении конфиденциальности содержания встречи. Ведущий дает гарантию, что все сказанное не выйдет за рамки этого круга. Членов группы также просят соблюдать конфиденциальность. Однако, можно обсудить возможность публикации обобщенных фактов. Возможно, что тогда они смогут помочь другим людям, вовлеченным в данную ситуацию или подобные, избавиться от ощущения уникальности собственных переживаний, которое ведет к замкнутости в себе и изоляции.
Нужно, чтобы участники знали, что дебрифинг не предполагает оценок, критики, споров.
Имеет смысл проговорить то, что во время процедуры возможно оживление сильных переживаний. Из-за этого участники могут почувствовать себя хуже. Но это необходимый этап проработки травматического опыта, без которого невозможно от этих переживаний освободиться. Однако это этап, и он будет иметь завершение.
Ведущие должны убедиться, что в помещении нет никого из посторонних — например, любопытствующих журналистов или представителей администрации, не имеющих непосредственного отношения к событию.
Участникам предлагается по кругу ответить на следующие вопросы:
• Кто вы и как связаны с событием (или с жертвой)?
• Где вы были, когда случилось событие?
• Что случилось?
• Что вы видели? Слышали?
Таким образом, каждый человек кратко описывает то, что произошло с ним во время инцидента: как он увидел событие, и какова была последовательность произошедшего.
Здесь возможны перекрестные вопросы участников друг другу, помогающие прояснить и сформировать объективную картину произошедшего. Это дает возможность восстановить ощущение ориентации в ситуации, что может способствовать упорядочиванию мыслей и чувств. Знание всех событий и их последовательности создает ощущение когнитивной организации.
Продолжительность фазы фактов может варьироваться. Чем дольше длился инцидент, тем длиннее должна быть эта фаза. Однако следует помнить, что это лишь этап работы. Стремление создать единое представление может привести к застреванию на ней. Так или иначе, человек может иметь собственное видение ситуации, которое определяется разными факторами: его местоположением в этот момент, длительностью участия, замеченными мелочами и др. Собственное видение определяет личный смысл случившегося для данного конкретного человека и становится впоследствии источником страданий.
На этой фазе дебрифинг фокусируется на процессах принятия решений и мышления.
Участники отвечают на вопросы:
• Какова была ваша первая мысль, когда вы осознали, что произошло? (вопрос для свидетелей события, спасателей, пострадавших).
• Какова была ваша первая мысль, когда вы узнали, что произошло? (вариант для тех, кто не был непосредственным свидетелем).