Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 17:14, реферат
Цель: определить психологические особенности детей 6-7 лет. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: дать понятие возрастному кризису. Изучить особенности психосоциального развития ребенка в младшем школьном возрасте. Выяснить какие рекомендации могут быть предложены родителям и педагогам в поведении с ребенком 6-7, переживающим возрастной кризис.
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Что происходит с ребенком в этот период………………………………………….4
2. Психологический механизм кризиса семи лет……………………………………..7
3. Переживания ребенка и механизмы психологической защиты....………………..14
4. Личностное и психосоциальное развитие ребенка в младшем
школьном возрасте......................................................................................................15
5. Как вести себя родителям …………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………………..20
Список использованной литературы………………………………………………….21
Ребенок противопоставляет свое собственное занятие требованию родителей и упрямится, хотя предмет противопоставления уже исчерпан. Например, ребенок отказывается идти спать. Возникший в этот момент спор, затем упрямство приводит к прекращению собственного занятия, но спор продолжается.
Родительское упрямство: часто мамам и папам трудно приспособиться к «взрослости» своего ребенка. Его самостоятельность заставляет родителей пересматривать свои представления, план действий, мечты. Гораздо легче воспитывать ребенка управляемого, зависимого. Но то, что легче вначале, оборачивается большими трудностями во взрослой жизни. Привычка доверять родителям во всем, отсутствие своего взгляда, своей позиции, а в конечном счете - отсутствие самостоятельности становится проклятием человека, не умеющего распознавать и решать свои проблемы [8, с. 114].
Требовательность. Настаивание на своем,
навязчивое напоминание об обещанном.
Возникает вначале как напоминание об
обещанном родителями или как просьба
о чем-то желаемом. Неосторожное обещание
родителей или просто недостаточно твердый
отказ выполнить требуемое провоцирует
настойчивое напоминание, «занудство»,
упреки. Если вспомнить ситуацию, описанную
Астрид Линдгрен, когда Малыш, не получив
обещанного, давно ожидаемого подарка,
с упреком спросил: «А что, собаки не будет?»
Подобное поведение возникает не столь
часто и, видимо, связано с конкретными
семейными условиями. Но в данный перечень
требовательность как характеристика
возрастного поведения включалась только
в тех случаях, когда квалифицировалась
родителями как никогда ранее не наблюдавшаяся.
Данный симптом представляет собой индивидуальную
форму возрастного поведения.
Капризы. Здесь важно, что ребенок «вдруг»
стал капризным, до определенного момента
таких проблем не наблюдалось. Капризы
- один из наиболее редких симптомов. Они
возникают как реакция на неуспех, как
продолжение (или частный случай) требовательности
и упрямства. В определенном смысле их
можно считать попыткой ребенка привлечь
внимание родителей к своим проблемам,
к своим трудностям. Возможно, возникновение
капризов связано с индивидуально высокой
тревожностью.
Реакция на критику. Также один из наименее часто встречающихся симптомов. Имеются в виду неадекватные реакции на высказанное или продемонстрированное иным образом отношение родителей к поведению, действиям, продуктам деятельности ребенка. Дети, как отмечают родители, демонстрируя им нечто, ждут похвалы, а если получают критические замечания, обижаются, начинают обвинять родителей в невнимательности, в некомпетентности. Особенно ярко данный симптом проявляется в случае критики относительно «школьных» занятий. Когда ребенок начинает «учиться» (выполнять некоторые задания, пробовать писать, считать и т. п.), он показывает результаты своей работы родителям, ожидая похвалы. Если же ребенка в этом случае не хвалят, а указывают на недочеты его работы, он бурно реагирует: плачет, заявляет, что мать (отец) ничего в этом не понимает [3, с. 94].
Общие вопросы. В общении ребенка и родителей возникают новые темы, не связанные с реальными бытовыми событиями, с ежедневной жизнью ребенка и семьи в целом. Ключевые темы: политика, происхождение планет, жизнь на Земле и других планетах, эволюция живого, жизнь в других странах, морально-этические вопросы (на примере виденных фильмов).
Сам перечень ключевых тем разговоров детей шести-семи лет свидетельствует о выходе за пределы конкретной ситуации взаимодействия ребенка и взрослого. Возникновение интереса к общим вопросам свидетельствует о расширении сферы интересов ребенка седьмого года жизни, о его стремлении найти свое место в мире. Отсюда и обращение к родителям за информацией, стремление сделать их экспертами в ситуации обсуждения общих вопросов. Характерной чертой обсуждения является стремление ребенка к собственному анализу информации. Получив первые ответы на свои вопросы, ребенок начинает сам долго и пространно рассуждать и анализировать информацию. При этом он делает это в присутствии взрослого, как бы обращаясь к нему как к эксперту. Ребенок «проверяет» правильность своих рассуждений, следя за реакцией взрослого. Кроме того, в этом типе поведения есть и черты ранее описанной рассудительности. Хотя рассуждения ребенка и бывают порой достаточно наивными, попытка самостоятельно проанализировать полученные от взрослого сведения составляет отличие от вопрошания в более младшем возрасте.
Особым случаем общих вопросов на седьмом году жизни является интерес ребенка к истории семьи, к семейным связям. Это вопросы о дальних родственниках, о детстве родителей, о живущих далеко (или покойных) дедушках и бабушках. Отмечается также интерес к семейному архиву. Увидев старые семейные фотографии (а часто и попросив их достать), ребенок начинает спрашивать о том, кем приходится ему или родителям изображенный на фотографии человек. Можно заключить, что так проявляется стремление ребенка найти свое место в широкой сети семейных связей.
Самостоятельность. Желание делать что-то (как правило, по дому) самостоятельно в роли взрослого. Важным показателем возникающей на седьмом году самостоятельности является то, что ребенок выбирает дела и сферы обязанностей, ранее ему не принадлежавших. Например, «с удовольствием стирает свои вещи». Или «просит разрешения самому сходить за хлебом». Характерны следующие высказывания родителей: «Просишь - не делает, если сам вызвался, делает с охотой» или «Любит выполнять некоторые домашние дела, но самостоятельно, без указания».
Ребенок стремится к самостоятельности, но она возникает как целостная, независимая от взрослого ситуация, а не как действие внутри «чужой» ситуации, поэтому касается в основном дел, в которых ребенок ранее не участвовал. Можно отметить противоречивость возникающей самостоятельности: стремление к независимому действованию и одновременно отказ от выполнения чего-то, о чем попросили родители.
Самостоятельные занятия. В начале седьмого года жизни у детей появляется стремление к продуктивной деятельности или иным занятиям, постепенно замещающим (по времени) игру. К таким занятиям относятся шитье, вязание, конструирование, поделки из бумаги и т. п. За подобными занятиями дети проводят все больше времени.
Характерна для ребенка ценность получаемого им в самостоятельных занятиях результата. Связанное или сшитое, сделанное из деталей конструктора демонстрируется родителям. Ребенок обязательно ждет похвалы, болезненно реагирует на критику своего произведения. Характерно, что в этом же возрасте происходит и отказ от ранее привычных видов продуктивной деятельности. Например, типично следующее высказывание родителей: «Перестала рисовать, говорит, что у нее нет способностей».
Саша (шесть лет десять месяцев) всегда очень любила рисовать и с гордостью показывала свои рисунки родителям. Мама попросила нарисовать ее рисунок, чтобы подарить бабушке на день рождения. Неожиданно в ответ она получила отказ: «У меня не получится».
У ребенка возникает представление об объективной ценности созданного. Правда, это касается ранее возникших видов самостоятельной продуктивной деятельности, в новых видах детского творчества ребенок до определенного времени остается некритичным. Возникшее ранее (рисование) оценивается строго на основе появляющихся к этому возрасту эталонов, вновь возникающее ценно пока еще само по себе, как результат собственных усилий, как самостоятельно избранный вид работы.
Школа. Ребенок на седьмом году жизни начинает интересоваться школой и беспокоиться относительно своей успешности в ней. Детский сад (даже если подготовительная группа в нем называется «мини-школа») не воспринимается как школа даже теми детьми, которые пришли туда лишь в последний год именно готовиться к школе.
Разговоры о школе начинаются после того или непосредственно перед тем, как ребенка туда сводили записываться. Посетив школу, дети начинают беспокоиться: как пойдут в школу, будут ли там ставить оценки, все ли готово к школе, нужна ли форма и т. д. Темы обсуждения касаются формальной стороны школьной жизни, особый интерес вызывает фигура учителя - строгая ли, наказывает ли и т. д.
Таким образом, отношение ребенка к близкому взрослому на седьмом году жизни коренным образом изменяется. Родители отмечают возникновение новых форм поведения детей в семье, касающихся отношений с близкими взрослыми. Все перечисленные поведенческие характеристики можно условно разбить на три категории:
Все отнесенные к первой категории симптомы в той или иной мере центрируются вокруг некоторого правила, заданного взрослым, некоторых домашних установок. Один из наиболее часто упоминаемых примеров ситуации, в которой возникает спор, пауза или иная форма нового поведения, - выполнение некоторых режимных моментов: мытье рук перед едой, своевременный отход ко сну, чистка зубов. Именно эти привычные действия вызывают различные формы протеста со стороны ребенка.
Почему так происходит? Все подобные ситуации касаются некоторого раз и навсегда заведенного правила, установленного некогда родителями. Понятно, почему необходимо мыть руки, чистить зубы или вовремя ложиться спать. Но кому понятно? Понятно установившему это правило взрослому. До определенного времени данные правила были само собой разумеющимися, едиными и неделимыми для всех - для матери (отца, других членов семьи) и ребенка. Но «вдруг» они стали выделяться ребенком в самостоятельные правила, не им установленные. И эти правила, ребенок стремится нарушить доступным ему в силу конкретной домашней ситуации способом. Он начинает спорить по поводу необходимости их выполнения, делает вид, что не слышит обращенного к нему требования и т. д.
Во всех этих случаях ребенок противопоставляет собственную позицию позиции родителей. На седьмом году жизни в целостном отношении к близкому взрослому выделяется отношение к правилу, заданному родителями. В первый момент своего возникновения отношение к правилу, заданному близким взрослым, оказывается отрицательным, первая реакция на его выделение - нарушение. Параллельно с этим возникает и отрицание иных требований родителей - сиюминутных просьб, приказаний [4, с.70].
Почти одновременно возникают собственные
занятия (новые продуктивные виды деятельности)
и стремление к выполнению некоторых новых домашних обязанностей, ранее не принадлежавших
ребенку. Это свидетельствует об изменении
места ребенка в семейных отношениях.
Принятие на себя новых обязанностей может
быть рассмотрено как попытка встать в
новую взрослую позицию по отношению к
семье. В ситуациях проявления этого нового
отношения ребенок не возражает против
напоминания о его вновь взятых на себя
обязанностях. Он с готовностью выполняет
то, о чем ему напомнили. Подобная готовность,
однако, может быть очень кратковременной.
Как только новая обязанность превращается
в рутинную, отношение к ней приобретает
все черты отношения к правилам, заданным
родителями.
Ребенок пробует взять на себя новые обязанности,
тем самым как бы исполняя роль взрослого.
Он, как взрослый, сам решает, что, как и
когда сделать, и затем исполняет задуманное.
При исполнении новых обязанностей ребенок
сам обращается к близкому взрослому за
советом, помощью, за экспертной оценкой
сделанного.
Симптомы второй категории носят нейтральный
характер. Родители сообщают об интересе
к внешнему виду, о новом «взрослом» поведении
ребенка с некоторой иронией. Действительно,
подобное поведение ребенка может вызвать
улыбку. Ребенок пробует себя в роли взрослого.
И в этих ситуациях ребенок с готовностью
обсуждает с родителями, со старшими братьями
и сестрами, что ему надеть завтра, как
причесаться и т. п. Рассуждая о политике,
ребенок обсуждает услышанное именно
с родителями, таким образом демонстрируя
им свою взрослость. Обращаясь к младшей
сестре с требованием вести себя прилично,
тем ставя себя в позицию взрослого члена
семьи, ребенок также делает это или буквально
на глазах родителей или в их условном
присутствии. Он вновь демонстрирует свою
взрослость.
Таким образом, выделяются следующие особенности отношения детей седьмого года жизни к близким взрослым.
1. В целостном отношении к
взрослому выделяется
2. Возникают новые самостоятельные занятия.
Выполняя самостоятельную деятельность,
ребенок обращается к близкому взрослому как к эксперту.
Это обращение также свидетельствует
о выделении в целостном прежде отношении
нового аспекта.
3. Ребенок демонстрирует взрослому свою
взрослость, подчеркивая тем самым свою
возросшую самостоятельность.
3. Переживания ребенка и механизмы психологической защиты
Как уже отмечалось, противоречивые переживания ребенка могут усугублять его внутреннюю напряженность. Внутренний дискомфорт вызывает и другое противоречие, с одной стороны, стремление к независимости в действиях и поступках, с другой - отказ от выполнения того, о чем попросили родители. Несмотря на непослушание, споры с родителями, ребенку очень важно их мнение, оценка его достижений. И конечно, как и в любой кризисный период, ребенок становится более уязвимым, чувствительным к различным неблагоприятным воздействиям. Ему необходима эмоциональная поддержка и чувство стабильности, защищенности в семейной ситуации.
В тех случаях, когда ребенок не может прямо выразить свое состояние, начинают действовать механизмы психологической защиты.
Отчуждение (или изоляция) - это защитный механизм, связанный с отделением чувства от ситуации. Нередко изоляция проявляется у ребенка достаточно рано при восприятии эмоционально травмирующих ситуаций или при воспоминаниях о них с чувством тревоги, этими событиями спровоцированным. Ребенок отключается от внешнего мира и погружается в собственный мир. В связи с активным развитием воображения в старшем дошкольном возрасте этот защитный механизм может особенно часто включаться у впечатлительных, ранимых детей.
После пяти лет, вследствие формирования
половой идентичности и потребности в
самопринятии, появляется сублимация
- вытеснение сексуальности, особенно
детского сексуального любопытства. Вначале
оно сублимируется из частного в общую
любознательность, а затем перерастает в мощное
влечение к исследовательской деятельности.
Сублимация неразрывно связана с усвоением
нравственных ценностей.
Развитие речи и логического мышления
позднее, уже в младшем школьном возрасте,
приводит к возникновению компенсации
(«У меня много ошибок при письме, зато
я хорошо плаваю»). Таким образом, постепенно
включаются интеллектуальные защиты.
Сновидение. Большинство родителей понимают,
что, проявив внимание к снам ребенка,
можно обнаружить источник его тревог.
Тем более что у детей достаточно рано
включаются формы психологической защиты,
связанные с фабулой сновидения. Пониманию
проблем, обнаруживающихся в фабуле сновидения,
помогает и появление в них разнообразных
животных, смысл которых проясняется из
их ролей в содержании сказок [8, с. 171]. Ситуации
преследования угрожающими существами
нередко инициированы проблемами отношений
в детском коллективе или семье, а беспокойство
и тревога в детских снах часто говорят
о неготовности к уроку.