Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:21, курсовая работа
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальное изучение влияния стилей детско-родительских отношений на психоэмоциональное состояние младших подростков.
Объект исследования: эмоционально-личностная сфера подростков.
Предмет исследования: влияние стилей детско-родительских отношений на психоэмоциональное состояние младших подростков.
Гипотеза исследования: предполагается, что стиль детско-родительских отношений в семье влияет на психоэмоциональное состояние младших подростков.
Наряду с положительными и отрицательными
эмоциями существует и состояние
так называемого «
Эмоциональное развитие мальчиков - подростков отличается от девочек. Считается, что девочки более эмоциональны и они интенсивнее, чем мальчики переживают по самым разным поводам, больше любят разговаривать о своих чувствах. Вот только связано это с тем, что в нашем обществе проявления и эмоций и чувств приветствуется у девочек, а у мальчиков – нет. Однако у них различаются эмоциональные реакции на сложные ситуации. У девочек чаще происходят «сбои» в эмоциональной сфере - резко меняется настроение, появляются слезы и т.п. Мальчики же в большей степени реагируют изменением поведения - например, могут вспылить, нагрубить. Эмоции же, как таковые они проявлять чаще всего избегают. Зато ведут себя более шумно, многие их действия сопровождаются ненужными движениями (не могут усидеть на месте, вертят что-нибудь в руках и т.п. Подобные бурные реакции - попытка переложить ответственность за неудачи с себя на окружающие обстоятельства или просто «сбросить» внутренне напряжение в криках и ненужных движениях [29, с.34].
По данным Л.А. Регуш, пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на возраст 11-13 лет, а у девочек – 13-15 лет. Получается, что 13 лет - возраст пика эмоциональной неустойчивости и у тех и у других. Именно в этом возрасте больше всего сложностей во взаимодействии между подростками и взрослыми. Так, учителя отмечают, что дисциплина чаще всего нарушается учениками 7-х классов, т.е. в возрасте 13 лет. Многие взрослые отмечают и всплеск своеобразного злорадства у 13-летних подростков: например, они находят смешными неприятности других людей, враждебно относятся к пожилым и инвалидам и т.п. [28, с.78].
Как считает В.Г. Казанская, подросткам свойственно застревать на своих эмоциях, как положительных, так и отрицательных. В результате подростки, особенно девочки, иногда буквально «купаются в своих переживаниях» и без особого энтузиазма реагируют на попытки окружающих помочь им, увлечь каким-нибудь конкретным делом [26, с.500].
В число наиболее значимых для подростков областей проблемных переживаний входят отношения с родителями и со сверстниками. Такие жизненные области, как досуг и школа, тоже вызывают у них беспокойство, хотя и в меньшей степени. А переживания, связанные с собственной персоной и противоположным полом обычно уступают по значимости отмеченным выше жизненным сферам. Кроме этого, как показали исследования А.И. Подольского, О.А. Идобаевой на первом месте у большинства подростков источником переживаний является жизненная сфера «будущего». Что ожидает их дальше, как сложится последующая жизнь, удастся ли осуществить свои планы и воплотить мечты. Причем больше переживаний, связанных с будущим, отмечается у тех подростков, у которых выше общая тревожность и у тех, кто более интеллектуально развит [30, с. 202].
Спектр эмоциональных особенностей в подростковом возрасте чрезвычайно велик. Дети в этом возрасте могут постоянно испытывать противоборство разнонаправленных эмоций и если боязнь, тревожность, страхи становятся ведущими, то, как правило, они начинают играть роль побудительной силы в конфликтной ситуации влиять на успешность ребенка в учебной деятельности. Постоянные негативные переживания приводят к гипертрофированному развитию мотива самосохранения, самооберегания. Устойчивые негативные переживания являются наиболее опасным для развития психики ребенка, препятствуют развитию активной внутренней позиции [19, с.513].
Условно можно выделить 3 наиболее ярко выраженных эмоции, проявляющихся в младшем подростковом возрасте:
1. Агрессия. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но, выделяя данную группу, мы обращаем внимание, прежде всего, на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.
2. Эмоциональная
3. Застенчивость, ранимость, обидчивость, робость, тревожность. Подростки, входящие в данную группу постесняются громко и явно выражать свои эмоции, будут тихо переживать свои проблемы, боясь обратить на себя внимание [28, с. 340].
Ю.И. Фролов [26] отмечает, что чаще всего у младших подростков наблюдаются такие психоэмоциональные состояния как:
Подводя итоги, необходимо отметить, что помимо усиления эмоций и чувств, и даже в противовес им, в подростковом возрасте развиваются способности к их саморегуляции. Подросток, более способный к интенсивным и разнообразным эмоциям, становится более способным к их торможению волевым усилием. Следует заметить, что кроме вышеперечисленных особенностей, влияющих на развитие и состояние личности младшего подростка, требуется рассматривать и стили воспитания в семье, которые в свою очередь оказывают не меньшее влияние на эмоциональную сферу младшего подростка.
1.3
Влияние стилей детско-
В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и подростка при совместном решении задач: сотрудничество; псевдосотрудничество; изоляция; соперничество [21, с.100].
Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности подростка учитываются, ему дают право «на автономию». Помощь оказывается в сложных ситуациях, требующих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вместе с ребенком, принимается во внимание его мнение.
Псевдо сотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминирование подростка. Для псевдо сотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдо совместные решения достигаются за счет поспешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.
При изоляции полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга.
Для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера.
Е.Т. Соколова подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как предложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игнорирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает подростка к творческой активности, формирует готовность к взаимопринятию, дает ощущение психологической безопасности [21, с.243].
Одним из главных вопросов при рассмотрении влияния детско-родительских отношений в семье на подростка является понятие «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Ее содержание определяется, главным образом, той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно: подросток может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом ребенок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то подросток занимает место кумира.
Ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие. При этом подросток, исполняет роль объекта для социальной презентации; ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушиться. В этом случае на подростка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.
Положение ребенка
в семье может быть охарактеризовано
также и той ролью, которую
ему «предписано играть»
А. Болдуин выделил
два стиля родительского
В частности, рядом авторов подчеркивается, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать-дитя» является основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Так, например, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями [30, с.453].