Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 22:21, реферат
Это понятие было широко известно в психиатрии уже в 20—30-х годах текущего столетия. После работ С.Г.Жислина (1934, 1956) представление об этом феномене расширилось, наряду с понятием «патологически измененной почвы» стали применять понятие «временно измененной реагирующей почвы». Автор подчеркивал не только частоту возникновения психогенных реакций у лиц с функциональной или органической недостаточностью нервной системы, но и сложные, меняющиеся соотношения этих явлений (клиника психогений и сама «почва») в процессе заболевания.
«Патологическая почва»
Это понятие было широко известно в психиатрии уже в 20—30-х годах текущего столетия. После работ С.Г.Жислина (1934, 1956) представление об этом феномене расширилось, наряду с понятием «патологически измененной почвы» стали применять понятие «временно измененной реагирующей почвы». Автор подчеркивал не только частоту возникновения психогенных реакций у лиц с функциональной или органической недостаточностью нервной системы, но и сложные, меняющиеся соотношения этих явлений (клиника психогений и сама «почва») в процессе заболевания.
К настоящему времени стало совершенно очевидно, что понять своеобразие каждого конкретного случая психогении невозможно без анализа «почвы», на которой она возникает. «Патологическая почва» может играть роль фактора, не только облегчающего возникновение психогении, но и трансформирующего и утяжеляющей) клиническую картину, течение и исход заболевания.
«Патологическая почва» чаще всего проявляется в виде последствий ранних резадуальных церебрально-органических поражений головного мозга инфекционного и травматического генеза, невропатии, разных клинических вариантов дизонтогений (задержка интеллектуального развития) или асинхроний развития инфантилизм), хронических соматических заболеваний, девиантного протекания возрастных кризов, особенно пубертатного, с многообразными эндокринопатическими и психоэндокринными нарушениями.
Невропатия
Понятие «невропатии» было выделено еще в конце прошлого столетия, но до сих пор лишено четкости.
Термин «невропатия» (синонимы — «конституциональная нервность», «нервозность», «врожденная нервность») долго использовался в клинике внутренних болезней, и особенно педиатрической, поскольку основные жалобы этих детей носят соматический характер, а клинические проявления обязательно включают в себя многообразные соматовегетативные компоненты.
Лишь значительно позже невропатии попали в поле зрения психиатров. При этом некоторые из них относили невропатии к своеобразным диатезам, другие — к конституциональным эндокринопатиям, вегетативной дистонии. В целом невропатия не рассматривается детскими психиатрами как «болезнь в настоящем смысле слова», а лишь как функциональное состояние, как «патологическая почва» для возникновения другой психической патологии — в первую очередь, психогенных заболеваний.
Характерные признаки врожденной детской нервности обнаруживаются уже в первые месяцы жизни. Ребенок проявляет двигательное беспокойство, плаксивость, капризность, У него отмечаются нарушения сна с пробуждениями, вскрикиваниями, кошмарными сновидениями. Почти все такие дети склонны к функциональным расстройствам желудочно-кишечного аппарата: спазмам, срыгиваниям, рвоте, поносам, запорам, частым мигрирующим диффузным болям в животе.
В дошкольном возрасте наблюдаются нарушение аппетита вплоть до анорексии, избирательность в еде, предпочтение жидкой пищи, склонность к поеданию мела, угля, извести.
В школьном возрасте преобладают функциональные сосудистые нарушения, у некоторых они являются ведущими. Обычно это бледные дети, но с острыми, резкими колебаниями сосудистого тонуса, при малейшем волнении возникают красные пятна на лице. Отмечается также склонность к обморокам. В двигательной сфере имеют место беспокойство, суетливость, наклонность к лишним движениям (гиперкинезам, тикам). Нередко бывает ночное недержание мочи. Частый симптом невропатии - склонность к заиканию. Отмечается также повышенная сексуальность. Дети повышенно чувствительны к неожиданным вспышкам света, громким звукам, окрикам, к колебаниям погоды. Характерны расстройства сна, головные боли, головокружения, непереносимость езды в транспорте.
Как правило, отмечается вегетативная дистония: резкие колебания пульса и артериального давления при перемене положения тела, склонность к ортостатическому коллапсу.
Наряду с соматовегетативными проявлениями наблюдаются такие особенности психики, как раздражительная слабость, повышенная впечатлительность, легкая возбудимость и быстрая утомляемость, истощаемость. В зависимости от преобладания тормозимости или возбудимости различают два варианта невропатии. При преобладании истощаемости, неспособности к тигельному психическому усилию, невыносливости к любым раздражителям дета отличаются робостью, неуверенностью в себе, трудностью быстрого принятия решений, приспособления к новым и меняющимся ситуациям. Легкая ранимость приводит к частым столкновениям q. окружающими, неуспех переживается тяжело. Они стремятся к контактам, легко привязываются, ищут в людях опору. Этот вариант встречается чаще.
При преобладании повышенной возбудимости и раздражительной слабости дети отличаются вспыльчивостью, гневливостью, однако аффект не бывает стойким, быстро спадает. Аффективные вспышки обычно кончаются истощением:
Школьная успеваемость у невропатических детей крайне неровная, успехи Чередуются с неудачами.
Легко возникающие у невропатов психогенные расстройства носят чаще всего характер невротических реакций с вегетативно-соматическими или двигательными расстройствами. В ясельном возрасте это чаще всего нервная диспепсия, расстройства сна, анорексия. После 2 лет нередки невротические страхи, боязнь темноты, одиночества, мелких животных. В дошкольном возрасте невротические реакции разнообразнее. Кроме описанных синдромов, легко возникают заикание, мутизм, энурез, тики.
Факт поступления в школу для таких детей может играть роль психогенной травмы, возникают энурез, рвота, страхи, бессонница.
По мере приближения к пубертату (к 12 годам) невротические реакции становятся сложнее и разнообразнее. Усиливаются личностные компоненты невротического реагирования (неуверенность в себе, заниженная самооценка, боязнь не справиться с заданием, повышенный драматизм при переживании неуспеха, возникновение различных невротических реакций).
В период пубертатного криза при психогенных воздействиях нередко присоединяются ипохондрические симптомы (страх за жизнь и здоровье, многочисленные соматические жалобы, фиксация на них, появление навязчивых страхов — фобий — и таких личностных особенностей, как тревожная мнительность).
Невротические реакции на невропатической почве легко принимают затяжной характер и трансформируются в развернутые формы неврозов и невротические развития личности. Своевременное врачебное вмешательство может способствовать компенсации личностных, невротических (в том числе соматовегетативных) расстройств.
Ранние церебральные резидуально-органические нарушения
В анамнезе детей с психореактивными состояниями и неврозами очень часто отмечаются перенесенные во внутриутробном, натальном, перинатальном или раннем детском возрасте экзогенно-органические вредности (травмы головы, мозговые инфекции, интоксикации, асфиксия мозга). Указание на перенесенную вредность еще не означает, что у ребенка обязательно должно возникнуть органическое поражение головного мозга. Но если даже оно имело место, диапазон выраженности последствий очень широк: от субклинических нечетких проявлений до глубокого органического дефекта со слабоумием или текущего органического заболевания головного мозга.
Наиболее легкие органические поражения обозначаются как «минимальная мозговая дисфункция» — ММД («синдром незначительного поражения головного мозга» — R.S.Rayne, 1966; «экзогенный психосиндром раннего детского возраста» —R.Lemp; «синдром дефицита внимания» (гиперкинетические синдромы) — DSM-III-R). При определении этих понятий обязателен ряд условий: органическое поражение должно быть ранним (от нуля до 7 лет), текущим, и по выраженности расстройств - легким.
Эти остаточные явления детских органических поражений в отечественной психиатрии обозначаются как «ранние церебральные резидуально-органические расстройства». Именно такие состояния чаще всего и играют роль патологической почвы.
К особенностям резидуально-органических состояний у детей и подростков относятся, наряду с легкими психоорганическими и церебрастеническими проявлениями, искажение, замедление или задержка психического развития, имеющие клиническое выражение. Иными словами, легкий органический дефект возникает в условиях продолжающегося психического развитий и может влиять на него, искажать его. Органическая недостаточность с возрастом уменьшается, нивелируется, но становится более отчетливой в периоды возрастных кризов. Так, в период пубертатного криза могут формироваться картины отчетливых психоорганических расстройств. В целом резидуально-органическая недостаточность не только облегчает возникновение психогений, но и может определять выбор невротического (психореактивного) синдрома, оказывать влияние на длительность психогений, способствовать неблагоприятному характеру динамики состояния и участвовать (наряду с другими факторами) в переходе в психогенное (невротическое) развитие личности.
При ранних резидуально-органических состояниях психоорганический синдром представлен в редуцированном (усеченном) виде и отличается легкими регистрами нарушений. У детей и подростков клиническое выражение психоорганических расстройств соотносится с уровнем возрастного психофизического развития, что определяет клиническую неочерченность и фрагментарность этой симптоматики.
В раннем детском возрасте психоорганические расстройства могут исчерпываться симптоматикой невропатии, но с большим акцентом на церебрастенических проявлениях, задержках развития каких-либо психических функций.
У детей преддошкольного возраста психоорганический синдром проявляется также атипично. Расстройства интеллектуальных функций состоят в некоторой задержке речевого развития, бедном запасе слов, недостаточной выраженности интеллектуальных интересов. Наряду с этим значительное место занимают явления церебрастенического синдрома, вегетативная лабильность, двигательная расторможенность и рассеянная неврологическая симптоматика.
С 5 лет на первый план в структуре психоорганического синдрома выступают эмоционально-волевые и двигательные расстройства: возбудимость, импульсивность, недостаточное чувство дистанции, назойливость, частые смены настроения, выраженная двигательная расторможенность со множественными лишними движениями. Вместе с тем церебрастенические и вегетативные проявления выражены значительно. Отчетливо выявляется трудность концентрации внимания, недостаточность тонких движений, трудность выработки двигательных навыков.
В школьном и подростковом возрасте клиника психоорганического синдрома становится еще разнообразнее. Более заметными становятся такие личностные особенности, как импульсивность, склонность к реакциям по механизму «короткого замыкания», нарушение критики к своим особенностям. Наиболее часты при этом дефекты в эмоционально-волевой сфере, в сферах темперамента и влечений: нарушения инстинкта самосохранения, аффективная возбудимость с агрессивными вспышками или слабость аффективных побуждений, расторможенность примитивных влечений — сексуальность, прожорливость; внушаемость, подчиняемость, зависимость от взрослых, а также тугоподвижность психических процессов (инертность), застревание на несущественных рассуждениях, склонность к накоплению аффекта, истощаемость, спонтанные расстройства настроения по типу укороченных фаз (от нескольких часов до нескольких дней).
В то же время могут выявляться сезонные (весенне-осенние) ухудшения симптоматики с усилением сосудисто-вегетативных расстройств. В подростковом возрасте на первый план выступают расстройства влечений, эндокринные расстройства, а церебрастенические нарушения могут приобретать настолько доминирующий характер, что вкладываются в самостоятельный синдром. В случаях с неблагоприятным протеканием криза астенические проявления могут приближаться к состоянию, описанному как «астеническая юношеская несостоятельность».
Задержка психического развития
Понятие «задержки» интеллектуального развития было выделено H.Stutte как альтернативное олигофрении. Под олигофренией понимается врожденное недоразвитие интеллекта от легких степеней до полного малоумия (дебильность, имбецильность, идиотия, охватывающее все сферы психики, т.е. носящее тотальный характер. Значительно чаще встречаются парциальные (частичные) нарушения интеллектуального развития, которые и обозначены как «задержки». В отличие от инфантилизма («задержанное» развитие) задержки развития рассматриваются не как аномалия, а как легкий психический дефект. Причины их возникновения, как и инфантилизма, могут быть различными, включая ранние инфекционные и травматические поражения головного мозга и социально-психологические влияния. В частности, длительная депривация и психотравматизирование также могут быть причиной «задержек». Легкие задержки интеллектуального развития, которые не исключают возможности внутренней переработки психотравмирующих обстоятельств, могут определять значительное своеобразие психогенного реагирования. Сам факт обнаружения в семье ребенка с задержкой развития нередко воспринимается родителями как несчастье, как причина для семейного разлада.
Особенности психики таких детей обычно замечают рано, особенно если ребенок вынужден находиться вне семьи (сад, школа). Если ребенок отличается непонятливостью, тугодумством, отсутствием тонких эмоций, над ним начинают посмеиваться, дают прозвища, отстраняются от общения с ним. А для ребенка с недостаточностью интеллекта, который не может понять причины такого отношения, все представляется опасным, враждебным, сопровождается появлением тревоги, подавленности, замкнутости.
Изгойное положение сопровождает ребенка и в школе, и на улице, и дома, становится причиной тяжелых и длительных переживаний, способных принимать болезненный характер. Психогенные расстройства могут временно усугублять интеллектуальную недостаточность (состояние декомпенсации).
Особенности реагирования таких детей зависят не только от глубины задержки развития, но, что очень важно, от реакции окружающих на их неполноценность. Чем заметнее, карикатурнее эта реакция, тем тяжелее и длительнее болезненное состояние. Возникающие при этом психогении чаще оформляются по наиболее элементарному типу, начинают сопровождаться изменениями личностных особенностей с появлением таких черт, как возбудимость, тормозимость, истероидность.
Особенно тягостные последствия наблюдаются у детей с задержкой развития при сочетании психогенных, психосоциальных и депривационных влияний.
Информация о работе Виды психологических расстройств у детей