Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 01:23, контрольная работа
Выдающийся австрийский психиатр, психолог и невролог Виктор Франкл является создателем логотерапии и экзистенциального анализа, представляющих собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу человека и механизмы развития личности.
Введение 2
1. Основные понятия логотерапии 3
2. Ноогенный невроз 7
3. Логотерапия как техника 9
Заключение 12
Список использованной литературы
14
Содержание.
Введение |
2 |
|
3 |
2. Ноогенный невроз |
7 |
3. Логотерапия как техника |
9 |
Заключение |
12 |
Список использованной литературы |
14 |
Введение.
Выдающийся австрийский психиатр, психолог и невролог Виктор Франкл является создателем логотерапии и экзистенциального анализа, представляющих собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу человека и механизмы развития личности.
Термин «логотерапия» В. Франкл предложил ещё в 20–е годы прошлого века. Он опирался на более широкое понимание греческой основы слова: «логос» по-гречески также означает смысл. Логотерапия фокусируется на смысле человеческого существования, на поиске человеком такого смысла.
В своём основополагающем труде «Человек в поисках смысла», В. Франкл описывает личный опыт выживания в фашистском концлагере и излагает свой психотерапевтический метод нахождения смысла во всех проявлениях жизни, даже самых страшных. В концлагерях получил проверку и подтверждение его взгляд на человека и вряд ли существует психологическая теория личности, которая была бы выстрадана и оплачена такой дорогой ценой.
З. Фрейд создал первую Венскую школу психотерапии, индивидуальная психология А. Адлера стала второй Венской школой, третьей Венской школой психотерапии назовут впоследствии школу В. Франкла. Логотерапия направлена на помощь человеку в решении проблем философской или духовной природы. Вопрос о том, как человек находит смысл своей жизни, является ключевым для практики логотерапии.
Концепция Виктора Франкла внесла уникальный вклад в психотерапию, оказала большое влияние на развитие современной психологии.
Теория личности Виктора Франкла включает три составляющие: учение о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли.
Стремление к смыслу Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющейся основной движущей силой поведения и развития личности. Основной тезис учения о стремлении к смыслу гласит: человек стремится обрести смысл и ощущает экзистенциальную фрустрацию или вакуум, если его попытки останутся нереализованными. Воля к смыслу – наиболее человеческий феномен, так как животное не бывает озабочено смыслом своего существования [5].
Поиск смысла жизни представляет собой побудительный мотив жизни каждого человека. Смысл жизни уникален для каждого человека, и может быть реализован только им и никем другим. По мнению Франкла, лишь такой смысл обретает значимость, способную удовлетворить человеческую потребность в смысле. Человек может жить и даже умереть ради своих идеалов и ценностей [4].
Главный тезис учения о смысле жизни – жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл жизни всегда может быть найден. По мнению Виктора Франкла, человек не изобретает смысл, а находит его в окружающей действительности. Франкл предлагает пути, с помощью которых человек может сделать свою жизнь осмысленной:
1. с помощью того, что мы даём жизни (в смысле нашей творческой работы);
2. с помощью того, что мы берём от мира (в смысле переживания ценностей);
3. посредством позиции,
которую мы занимаем по
Соответственно, выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения [2; 5].
Основной тезис учения о свободе воли гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятельствами. Имеется ввиду свобода человека по отношению к наследственности, факторам и обстоятельствам внешней среды, к своим влечениям. По мнению Франкла, человек свободен потому, что обладает двумя фундаментальными психологическими характеристиками: способностью к самотрансценденции и к самоотстранению, то есть возможности выйти за пределы самого себя, подняться над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Хотя люди и подвержены влиянию внешних факторов, они, тем не менее, имеют свободу принимать или отвергать эти условия. Таким образом, люди не просто живут, они решают, какой будет их жизнь.
Свобода тесно связана с ответственностью, прежде всего за правильное нахождение и реализацию смысла своей жизни.
Свобода и необходимость расположены на разных уровнях. По мнению Франкла, свобода возвышается над любой необходимостью. Человек, в определенном смысле, самодетерминирующееся существо. Он свободен реализовать смысл жизни.
Франкл критикует такое представление психоанализа о человеке, которое игнорирует его способность занимать личную позицию по отношению к любым наличным обстоятельствам. Человек не обусловлен и не детерминирован полностью. Он сам определяет, сдаться ли ему перед лицом обстоятельств или противостоять им. Иными словами, человек в конечном счете – существо самоопределяющееся. Человек не просто существует, но решает, каким будет его существование, каким он станет в следующий момент [2].
Виктор Франкл отмечает, что не может быть смысла жизни вообще, а имеет значение смысл жизни данной личности в данный момент. Смысл жизни может меняться от человека к человеку, от ситуации к ситуации и никто, кроме самого человека, не сможет ответить, в чём смысл его жизни. Для себя Виктор Франкл видел смысл жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл своей жизни [4].
Отвечая на вопрос о смысле жизни, человек принимает на себя ответственность за свою судьбу. И в этой ответственности логотерапия усматривает ключевой момент, суть человеческого существования. Как отмечалось выше, смысл жизни, согласно логотерапии, можно осуществить тремя разными способами:
1) через деятельность;
2) через переживание ценностей;
3) через страдание.
Комментируя первый способ, Виктор Франкл отмечает, что не имеет большого значения, какой именно работой занимается человек, имеет значение способ выполнения этой работы. Не сам по себе род занятий, а выражение уникальности человека в работе придают деятельности смысл.
Второй путь отыскания смысла жизни
состоит в соприкосновении с
переживаниями природы или
Виктор Франкл считает, что любовь – единственный способ постижения другого человека во всей глубине его личности. Никто не может полностью понять самую сущность другого человеческого существа до тех пор, пока не полюбит его. Посредством духовного акта любви человек обретает способность видеть сущностные черты и свойства любимого человека; и даже более того, он начинает видеть то, что содержится в нем потенциально, – то, что еще не выявлено, но подлежит осуществлению. Кроме того, своей любовью любящий создает условия, которые помогают любимому воплотить эти возможности в действительность [3; 4].
Один из основных принципов логотерапии состоит в том, что человек, прежде всего, стремится к выявлению смысла своей жизни, а не к получению удовольствия или избеганию боли. Вот почему человек готов даже страдать при условии, что его страдание имеет смысл. Люди осознают ценности за счет отношения к выпавшим на их долю неизбежным страданиям. Именно в тех случаях, когда человек сталкивается с невыносимой и неизбежной ситуацией, которую невозможно изменить, например, с неизлечимой болезнью, стихийным бедствием или утратой близкого, ему дается шанс осуществить высшую ценность, постичь глубочайший смысл, смысл страдания. Ибо самое важное – это наше отношение к страданию, отношение, благодаря которому мы принимаем это страдание, берём его на себя. Страдание, таким образом, имеет смысл. Более того, могут возникнуть случаи, когда с помощью экзистенциального анализа необходимо будет сделать человека способным к страданию. Бывают такие ситуации, когда человек может реализовать себя только в искреннем страдании и никак иначе [4].
Франкл считает, что поддержание гомеостаза, снятие напряжения или психоаналитический принцип удовольствия не могут полностью объяснить человеческое поведение. Влечение к статусу в индивидуальной психологии А. Адлера, самореализация и самоактуализация также не являются удовлетворительным объяснением. Всё это скорее следствия, чем причины. Каждый из этих подходов односторонен и они дополняют друг друга. Логотерапия идёт дальше этих подходов, проникая в духовное. Ответственность соотносится с сознанием через совесть [3].
Таким образом, с точки зрения экзистенциального анализа, человек представляет собой единое целое с тремя аспектами: физическим (соматическим), психическим или психологическим и духовным. Благодаря З. Фрейду, К. Юнгу и А. Адлеру психоанализ внес значительный вклад в понимание физического и особенно психологического аспекта, но практически не уделил внимания духовному аспекту личности. Логотерапия акцентирует внимание на духовном измерении человеческой личности. Духовность является главным атрибутом человека, который отличает человека от животного. Из духовности происходят совесть, любовь и эстетическое сознание.
Отсутствие смысла порождает у человека состояние экзистенциального вакуума, являющегося причиной так называемых ноогенных неврозов. Последние коренятся не в психической, а в духовной сфере существования человека. Логотерапия называет неврозы, вызванные экзистенциальной фрустрацией, ноогенными, чтобы отличать их от обычных неврозов. Ноогенный невроз имеет место не в психической, а ноогенной (от греческого "ноос", "нус" – ум как носитель смыслов) сфере человеческого существования [3].
Ноогеные неврозы возникают из-за конфликтов между различными ценностями, то есть они являются результатом проблем духовного порядка.
Стремление к реализации смысла жизни может быть фрустрировано. Фрустрированная потребность в смысле жизни может компенсироваться стремлением к власти, к удовольствию (часто в виде сильного сексуального влечения), психогенными неврозами.
В случае ноогенных неврозов соответствующей им адекватной терапией оказывается логотерапия, которая не низводит их до уровня инстинктов, подобно психоанализу, а, наоборот, затрагивает духовное измерение человеческого существования. Такие духовные проблемы как стремление человека к осмысленному существованию или фрустрация этого стремления, трактуется логотерапией в духовном ключе.
Поиск смысла жизни и ценностей вызывает у человека внутреннее напряжение. Однако именно это напряжение, по мнению В. Франкла, служит необходимым условием психического здоровья. Человек нуждается не в гомеостазе, а в том, что Франкл назвал «ноодинамикой», то есть в духовной движущей силе, которая порождается в поле напряжения, возникающего между человеком и его смыслом [2; 3].
Таким образом, можно считать, что душевное здоровье основано на определённом напряжении между тем, чего человек достиг, и тем, что ему ещё предстоит осуществить, между тем, кто он есть и тем, кем ему предстоит стать.
В. Франкл отмечает, что многие его пациенты жалуются на чувство полной и очевидной бессмысленности их существования, они не осознают никакого смысла, ради которого стоило бы жить. Их преследует ощущение внутренней пустоты, пустоты собственного бытия. Такое состояние Виктор Франкл назвал «экзистенциальным вакуумом» [1; 5].
В ХХ веке экзистенциальный вакуум стал распространенным явлением. Он проявляется, прежде всего, в ощущении скуки. Франкл отмечает, что скука создаёт для психиатров больше проблем, чем нужда. При автоматизации производства и повышении уровня жизни у людей появилось гораздо больше свободного времени. Беда только в том, что большинство не знает, что с этим временем делать. Одним из проявлений скуки Виктор Франкл называет «воскресный невроз», специфическую форму депрессии, которой страдают люди, сознающие бессодержательность своей жизни: когда рабочая суета прекращается, для них становится очевидна их внутренняя пустота. Экзистенциальным вакуумом можно объяснить многие случаи самоубийств [5].
Таким образом, на основе богатого клинического опыта Виктор Франкл пришел к выводу, что причиной целого ряда неврозов является экзистенциальный вакуум – ощущение человеком бессмысленности своего существования. Экзистенциальная фрустрация, хотя сама по себе не патогенна, может привести к ноогенному неврозу, коренящемуся в духовной сфере существования человека. Методы логотерапии могут помочь как в случае ноогенных, так и во многих случаях психогенных неврозов.
Логотерапия не является лечением, конкурирующим с остальными методами. Как одно из направлений современной психотерапии, логотерапия занимает в ней особое место, так как обнаруживает изъяны в мировоззрении. Франкл отмечает, что традиционная психотерапия не способна решать философские вопросы. Мировоззрение страдающего неврозом может быть ложным, однако коррекция его входит в задачи логотерапии, а не психотерапии, так как философские вопросы невозможно свести к психологическим терминам. Терапевт, который игнорирует духовную сторону человека и, следовательно, вынужден игнорировать волю к смыслу, отрицает одно из самых ценных его достоинств [3].
Вместе с тем в
реальной практике психотерапия и логотерапия
не могут быть разделены, так как
психологический и духовный аспекты
человека неразрывно связаны и могут
быть разделены на уровне логики. У
некоторых пациентов имеет
Информация о работе В. Франкл как основатель Третьей Венской школы психотерапии