Тревожность и страхи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 21:27, реферат

Краткое описание

Диагностика и коррекция тревожности и страхов у детей весьма актуально на данном этапе развития общества, когда изменились формы социальных отношений, характер личностных взаимодействий, моральные нормы, ценности и т.д. Проблема проявления страхов и тревожности рассматривалась ранее в основном в отношении младших школьников, в плане их адаптации в начальной школе. Но проблема гораздо шире и захватывает все возрастные категории детей.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ТРЕВОЖНОСТЬ И СТРАХИ.docx

— 30.87 Кб (Скачать документ)

ТРЕВОЖНОСТЬ И СТРАХИ

 

Введение

Диагностика и коррекция тревожности и страхов у детей весьма актуально на данном этапе развития общества, когда изменились формы социальных отношений, характер личностных взаимодействий, моральные нормы, ценности и т.д. Проблема проявления страхов и тревожности рассматривалась ранее в основном в отношении младших школьников, в плане их адаптации в начальной школе. Но проблема гораздо шире и захватывает все возрастные категории детей.

Современное общество нуждается в физически здоровых людях. Ребенок развивается успешно только в том случае, если он не скован чувством страха. На сегодняшний день количество детей со страхами увеличивается. Детские страхи - это обычное явление для детского развития. Страх, как любое переживание является полезным, когда выполняет свои функции, а потом исчезает, но когда страх не исчезает долгое время, или у ребенка содержится большое количество страхов, то это может перейти в невроз страха. При этом у ребёнка возникает состояние психического напряжения, скованности, поведение становится более пассивным.

Дети, которые страдают от страха и тревоги, имеют в своей жизни факторы, которые подталкивают их к этому. Например, дети могут столкнуться с проблемой развода родителей, стресс-факторами в школе и даже давлением со стороны сверстников. Хотя большинство родителей того не осознают, но подросткам приходится находиться под давлением во многих сферах своей жизни. И иногда в ответ на такое давление, организм и мозг реагируют в форме тревоги и страха.

Проблема диагностики и профилактики детской тревожности заслуживает особого внимания, так как, складываясь в свойство и личностное качество ребенка - дошкольника, тревожность может проявляться и в школьном возрасте и во взрослой жизни, стать устойчивой личностной чертой, быть причиной неврозов и психосоматических заболеваний.

Изучением проблемы проявления тревожности и страхов у детей занимались Н.С. Жуковская, В.В. Ковалев, П.Б. Ганнушкин, Д. Ланге и В. М. Морозова, А.И Захаров и многие другие.

1.2 Особенности  проявления тревожности в детском  возрасте

К. Хорни считает, что все, что нарушает безопасность ребенка в отношениях с родителями, порождает тревогу и страх. У тревожного, не чувствующего безопасности ребенка развиваются разнообразные стратегии - для того, чтобы совладать с чувствами изоляции и беспомощности. Он может становиться враждебным, желать расплатиться с теми, кто его отвергал или дурно к нему относился. Или же он может стать сверхпослушным - чтобы вернуть любовь, потерю которой он чувствует. У него может развиться нереалистический идеализированный образ самого себя - с тем, чтобы компенсировать чувство неполноценности. Добиваясь любви, он может стараться подкупить других или пользоваться угрозами. Он может погрязнуть в жалости к себе - чтобы завоевать сочувствие (Л. Хьелл, Д. Зилер, 1997, 294).

По мнению А.И. Захарова, начиная со старшего дошкольного возраста, большинство детей боятся своей смерти и смерти родителей, нападения, пожара и войны. У мальчиков в подростковом возрасте достигает максимальной выраженности страх заболеть (а также заразиться - у 39% в 13 лет) у девочек - страхи стихии (у 52 и 50% в 11 и 12 лет), высоты (у 45% в 14 лет) и замкнутого пространства (у 35% в 14 лет). Не достигают максимума в данном возрасте, но достаточно выражены у девочек страхи животных (у 51% в 14 лет), глубины (у 50% в 11 лет) и опоздания (у 70% в 10 и 11 лет). У девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. Тем не менее, среднее число всех страхов как у них, так и у мальчиков заметно уменьшается в подростковом и младшем школьном возрасте по сравнению с дошкольным (А. И. Захаров, 1986, 146).

В младшем школьном возрасте страх смерти родителей начинает преобладать над страхом смерти себя, достигая максимума, как и страхи войны, в подростковом возрасте. У подростков выражены также страхи нападения и пожара, у мальчиков к тому же - страхи заболеть, у девочек - стихии и замкнутого пространства. Все перечисленные страхи носят главным образом характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти, напоминают о нем подчеркнутым и определенным образом сфокусированным инстинктом самосохранения.

Отдельно рассмотрена возрастная динамика смешанного, но с преимущественно социальным оттенком, страха «быть не собой». После некоторого уменьшения в 11 лет он возрастает до 14 лет у девочек (пик в 13 лет - 65%) и непрерывно - до 16 лет у мальчиков (пик в 15 лет - 83%), подчеркивая выраженную у подростков потребность самоактуализации, сохранения своеобразия личности, ее неповторимости и самобытности.

Следует заметить, что в 12 лет у мальчиков выявлены наиболее низкие показатели по таким шкалам вопросника страхов А.И. Захарова, как «эмоциональная чувствительность», «природные» и «социальные» страхи. У девочек наименее выражен в этом же возрасте страх смерти. Снижение эмоциональной чувствительности и обусловленное этим уменьшение количества страхов, прежде всего у мальчиков, объясняется началом периода полового созревания и свойственным ему заострением возбудимости, негативности и агрессивности. Последнее подтверждает и другой специально направленный опрос 800 школьников 7-16 лет. Следовательно, чем больше выражен уровень агрессивности, тем меньше страхов, и, наоборот, чем больше страхов, тем меньше способность к причинению другим физического, а часто и морального ущерба (А. И. Захаров, 1986, 151).

Все страхи можно условно разделить на природные и социальные. Природные страхи основаны на инстинкте самосохранения и помимо основополагающих страхов смерти себя и родителей включают в себя страхи: чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, стихии высоты, глубины, воды, замкнутого пространства, огня пожара, крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков и т.д. Социальные страхи - это страхи одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т.д. (А. И. Захаров, 1995, 201).

Специальный опрос (А.И. Захаров) подростков 10-16 лет показал явное преобладание природных страхов в 10-12 лет и социальных - в последующие годы, с максимальным нарастанием в 15 лет. Наблюдается своеобразный перекрест рассматриваемых страхов в подростковом возрасте - уменьшение инстинктивных и увеличение межличностно обусловленных страхов.

По сравнению с мальчиками у девочек больше число не только природных страхов, но и социальных. Это не только подтверждает большую боязливость девочек, но и указывает на более выраженную у них тревожность. Для уточнения этих данных А.И. Захаровым была использована специально разработанная шкала тревожности из 17 утверждений типа: «Часто ли тебя охватывает чувство беспокойства в связи с какими-либо предстоящими событиями?», «Беспокоит ли тебя, что ты в чем-то отличаешься от сверстников?», «Волнует ли тебя будущее своей неизвестностью и неопределенностью?», «Трудно ли тебе переносить ожидание контрольных и ответов?», «Часто ли у тебя от волнения перехватывает дыхание, появляется комок в горле, дрожь в теле или красные пятна на лице?», «Имеешь ли ты обыкновение собираться раньше большинства твоих сверстников?» и т.д.

Выяснилось, что тревожность, как и социальные страхи, достигает своего максимума у мальчиков и девочек в 15 лет, то есть к концу подросткового возраста, причем у девочек тревожность достоверно выше, чем у мальчиков. Нарастание тревожности и социальных страхов является одним из критериев формирования самосознания у подростков, повышающейся чувствительности в сфере межличностных отношений.

В 12 лет у мальчиков меньше всего выражены страхи как природные, так и социальные, и вместе с ними эмоциональная чувствительность. Девочки в этом возрасте меньше всего боятся смерти. Снижение эмоциональной чувствительности и обусловленное этим уменьшение отзывчивости и общего количества страхов, прежде всего у мальчиков, объясняется началом периода полового созревания и свойственным ему усилением возбудимости, негативизма, и агрессивности.

Наиболее распространенную группу страхов у детей и подростков составляют страхи сверхценного содержания. Их выделение связано с психопатологической дифференциацией, с одной стороны, навязчивых, а с другой -- так называемых невротических страхов. Мысль о необходимости сужения рамок навязчивых переживаний, включая навязчивые страхи, с выделением из их круга иных психопатологических феноменов, впервые была высказана П. Б. Ганнушкиным в статье «Психастенический характер» (В.В. Лебединский, 1985, 59).

Причиной тревожности всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Наиболее частыми причинами такого внутреннего конфликта являются: ссоры между людьми, равно близкими ребенку, когда он вынужден принимать сторону одного из них против другого; несовместимость разных систем требований, предъявляемых ребенку, когда, к примеру, то, что разрешают и поощряют родители, не одобряется в школе, и наоборот; противоречия между завышенными притязаниями, нередко внушенными родителями, с одной стороны, и реальными возможностями ребенка, с другой, неудовлетворение основных потребностей, таких, как потребности в любви и самостоятельности

 

1. Теоретические  основы проблемы тревожности  у детей

1.1 Страх и тревожность  как эмоциональное состояние

Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека. Можно представить, что эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. В свою очередь, понимание опасности, ее осознание формируются в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые индифферентные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. В этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта, психологическом заражении страхом от окружающих ребенка лиц и непроизвольном обучении с их стороны соответствующему типу эмоциональных реакций (А. И. Захаров, 1986, 138).

Все это дает основание говорить об условно-рефлекторной мотивации страха, поскольку в нем закодирована эмоционально переработанная информация о возможности опасности. Само же чувство страха появляется непроизвольно, помимо воли, сопровождаясь выраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса. Исходя из сказанного, страх можно определить как аффективно заостренное восприятие угрозы для жизни, самочувствия и благополучия человека. Страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловленный; острый (в том числе пароксизмальный) и хронический (постоянный); инстинктивный и социально опосредованный; боязнь и тревожность как состояния, соответствующие страху и тревоге; реальный (при конкретной угрозе) и воображаемый (на уровне представлений).

По степени выраженности страх делится на ужас, испуг, собственно страх, тревогу, опасения, беспокойство и волнение. Возрастные и клинические проявления страха дают основание для соответствующего разделения. Клинически страх может быть навязчивым и сверхценным; невротическим и психотическим. Страх и тревога - два понятия, объединяемые одними и разделяемыми другими авторами. На наш взгляд, в страхе и тревоге есть общий компонент в виде чувства беспокойства. В обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Если продолжить общую линию, то тревогу можно сравнить с глубоко запрятанным страхом диффузного характера (М.З. Неймарк, 1963, 224).

Тревога как предчувствие опасности, неопределенное чувство беспокойства наиболее часто проявляется в ожидании какого-либо события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями. Тревога имеет своим мотивом антиципацию (предвосхищение) неприятности и в своей рациональной основе содержит опасения по поводу возможности ее появления.

Как показывают наблюдения, тревога в большей мере присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, ответственности и долга, к тому же повышенно чувствительным к своему положению и признанию среди окружающих. В связи с этим тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь и благополучие себя и близких лиц.

Условно различия между тревогой и страхом можно представить следующим образом:

1) тревога - сигнал опасности, а страх - ответ на нее;

2) тревога - скорее предчувствие, а страх - чувство опасности;

3) тревога обладает в  большей степени возбуждающим, а  страх - тормозящим воздействием  на психику. Тревога более характерна  для лиц с холерическим, страх - флегматическим темпераментом;

4) стимулы тревоги имеют  более общий, неопределенный и  абстрактный характер, страх - более  определенный и конкретный, образуя  психологически замкнутое пространство;

5) тревога как ожидание  опасности проецирована в будущее, страх как воспоминание об  опасности имеет своим источником  главным образом прошлый травмирующий  опыт;

6) несмотря на свою  неопределенность, тревога в большей  степени рациональный (когнитивный), а страх - эмоциональный, иррациональный  феномен. Соответственно, тревога скорее  левополушарный, а страх - правополушарный  феномен;

7) тревога социально, а  страх - инстинктивно обусловленные  формы психического реагирования  при наличии угрозы.

Представленные различия отражают два гипотетических полюса тревоги и страха и не учитывают переходных состояний. При изложении дальнейшего мы будем придерживаться точки зрения об относительно ведущей роли тревоги или страха, помня о том, что они имеют одну и ту же основу в виде чувства беспокойства. Последнее в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта и обстоятельств может приобретать значение как тревоги, так и страха.

Возрастные страхи, т. е. страхи, присущие определенному возрасту, в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится остаться один, без поддержки близкого лица (в 7 мес.), опасается посторонних, неизвестных ему лиц (в 8 мес.). Далее он боится боли, высоты, гигантских (в его представлении) животных. Временами он преисполнен суеверного ужаса перед Бабой Ягой и Кощеем как символами зла и жестокости. Далее он боится темноты, огня и пожара, стихии, всего того, что было развито у первобытных людей, одухотворяющих многие неизвестные и опасные для них явления природы (А. И. Захаров, 1986, 143).

Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами, передаваемыми из поколения в поколение и составляющими часть его жизненного опыта. В отличие от так называемых естественных, или природных, страхов социальные страхи приобретаются путем научения в процессе формирования личности, выражая определенные ценности, принятые в той или иной общественной среде.

Информация о работе Тревожность и страхи