Трансактный анализ в консультировании. Его отличительные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:03, реферат

Краткое описание

Цель работы: раскрыть возможности использования трансактного анализа в консультировании, показать его особенности и отличая от других методов психотерапии

Содержание

Введение
1. Трансактный анализ как современный метод психотерапии.
2. Индивидуальная терапия трансактного анализа.
3. Выявление эго-состояний в групповой терапии трансактным
анализом, анализ взаимодействий, анализ игр.
4. Особенности трансактного анализа.
Заключение.
Литература.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Основы психолого-педагогического консультирования реферат (1).doc

— 618.50 Кб (Скачать документ)

В играх со сверстниками стремился  к лидерству или полулидерству, но, приходя домой, опять ощущал подавляющую  власть сестры и замыкался в себе. Уже учась в школе, когда отвечал урок, почувствовал страх сказать что-то не так, появились спазмы, стал заикаться.

С тех  пор эти явления повторялись  всякий раз, когда Рамиль З. пытался  вступить в диалог или выступить  на публике.

После беседы с клиентом, а сюда входит: первичное интервью, присоединение, сбор информации (общепринятые закономерности описаны в книге Р. Качюнаса «Основы психологического консультирования»), консультант определяет модель мира клиента, его фиксированную установку, жизненный сценарий, куда входят: анализ детства, сказки, фантазии клиента, детские впечатления, отношения с матерью и другими парентальными фигурами, ранние решения, запреты, разрешения.

Вместе  с Рамилем терапевт анализирует  его ранние детские впечатления, сопоставляет их с его сегодняшними переживаниями и поведением, в результате чего у клиента происходит ряд катарсисов с осознанием и пониманием корней своих проблем.

Важно также отметить, что во время сеансов  индивидуальной психотерапии применяется  недирективная эриксоновская терапия. Идет работа с метафорами изменения, при этом учитываются интересы клиента, его профессия, хобби, навыки. Применяя метафоры, терапевт использует речевые обороты клиента, его слова. С самого начала психотерапевт стремится заключить с клиентом контракт Взрослого типа, учитывая объективные потребности клиента.

Терапевт: Что Вы хотите для себя?

Р.З.: Хочу избавиться от страхов, любить жизнь, свободно выражать свои мысли, потребности, желания и уметь их реализовывать.

Терапевт: Что надо для этого сделать?

Р.З.: Разрешить себе это делать.

Терапевт: Что Вы хотите от себя?

Р.З.: Принять мир таким как он есть, быть равноправным членом общества.

Терапевт: Что Вы ожидаете от терапевта?

Р.З.: Сотрудничества, компетентных рекомендаций.

Это, по существу, контракт между Взрослым и Взрослым. И психотерапевт, и клиент знают, ради чего они работают и ясно представляют себе, каким образом должен измениться клиент.

Следующим этапом работы будет анализ жизненного сценария Рамиля З.

В.В. Макаров  внес в трансактный анализ свою модель формирования жизненного сценария, который метафорически представлен в виде дерева.

После построения «дерева Макарова», полезным способом концептуализации состояний  эго является составление диаграмм.

Психотерапевт просит клиента составить эгограмму, идея которой заключается в том, чтобы нарисовать столбик над названием каждого эго-состояния. Высота столбика указывает на то, сколько времени человек находится в каждой функциональной части.

 

 

ЭГОГРАММА РАМИЛЯ З.

Где, КР - контролирующий родитель;

ВР - воспитывающий родитель;

В - взрослый;

СД - спонтанный ребенок;

АД - адаптированный ребенок

Высота  каждого столбца говорит об относительном  времени, которое Рамиль проводит в  этой части эго-состояния в течение  суток. Точная высота каждого столбика не так уж важна. Главное относительная высота каждого столбика по сравнению с другими.

Из  эгограммы видно, что большую  часть времени Рамиль З. находится  во взрослом состоянии и адаптированном ребенке. И редко находится в  воспитывающем родителе и еще  реже в спонтанном ребенке. Здесь терапевт дает рекомендацию - увеличить поведение спонтанного ребенка. Когда одно эго-состояние увеличивается по интенсивности, другое или другие должны уменьшаться с целью компенсации. Изменение в распределении психической энергии происходит таким образом, что общее количество энергии остается константным.

В данном случае содержание эго-состояния Ребенка  принимается за содержание Взрослого, тогда считается, что Взрослый контаминирован.

При контаминации Ребенком у Рамиля З. происходит затуманивание взрослого мышления заблуждениями из детства. Они представляют собой фантазии, принимаемые за реальную действительность. Когда он слышит, что люди за его спиной смеются, он думает: «Они смеются надо мной!»

В этот момент он проигрывает один случай из своего раннего детства, когда он, не задумываясь, решил: «Я хуже других. Все знают в чем, кроме меня. Но никто мне об этом не скажет».

Он  не осознает, что это проигрывание ситуации. При контаминации Рамиль ошибочно принимает эту детскую  ситуацию за реальную действительность.

Терапевт  объясняет ему, что если даже люди смеялись над тобой, можно выйти  из контаминации, осознав следующее: «Ну и что? Если они хотят смеяться надо мной, это их дело. Я все равно  О,кей.»

В дальнейшем терапевт рекомендует Рамилю делать следующее упражнение.

Расслабьтесь, вздохните и в течение некоторого времени осматривайте комнату, в  которой вы находитесь. Для того, чтобы помочь себе войти во Взрослого, сядьте на стуле строго вертикально. Ноги поставьте плотно на пол. Возьмите листок бумаги и озаглавьте его: «Я человек, который…» Каждый вариант законченного вами предложения проверьте относительно того, является ли он отражением реальной действительности или контаминацией Ребенка. Выделите контаминированные Ребенком слова и употребите слова Взрослого.

Рамиль  З. «Я человек, который не умеет ладить с людьми», это предложение можно  переделать и написать «Я разумный и дружелюбный человек и я  вполне способен ладить с людьми»  и т.д.

Для анализа  сценария в Центре «Личность» также  применяют сценарную матрицу Клода Стайнера, которая считается одной из центральных моделей в трансактном анализе.

Анализируя  сценарий Рамиля З. по «дереву Макарова»  и сценарной матрице, можно заметить, что жизненный сценарий происходит через родительские послания, приказания. Родительская директива, запрет второго уровня по Р. Гулдингу, проявляется при взаимодействии Детского эго Родителей или парентальной фигуры (в данном случае сестры) и Детского эго Ребенка, и является более деструктивным.

В ответ  на послание матери, которое является бессознательным «Не будь близок к другим людям», ребенок принимает патологическое решение: «Я никогда не буду близок с людьми», «Я не буду верить ни одному человеку». Не получая близости в семье, он решает, что «нет смысла вступать в близкие отношения с другими людьми». Ребенком он решил следующее: «Со мной что-то не так». В детстве Рамиль часто идентифицировал себя со сказкой о «Коньке – горбунке», и фантазировал о том, как сделать жизнь как в сказке. Главная проблема состоит в том, что сказка заставляет верить в то, что для того, чтобы стать счастливым, необходимо сначала изрядно пострадать.

Все это  психотерапевт объясняет клиенту, чтобы произошло осмысление и  выход из сценария. Часть работы по выходу из сценария заключается  в отказе от веры в сказочный (идеальный) мир. Для этого нужно начать использовать для решения проблем потенциал нашего Взрослого и добиваться удовлетворения наших потребностей в нашем далеко не идеальном мире, но все же прекрасном и радостном.

Из анализа сценария видно, что  Рамиль выбрал жизненную установку  неудачника, т.е. «Я не благополучен - Вы благополучны» и весь свой сценарий он подстраивает под эту позицию. Он недостаточно уверен в себе, не претендует на успех, подвержен стрессам, часто  болеет. Задача терапевта помочь осознать эту позицию и вывести ее на более высокую ступень удачливости. Теоретически изменения происходят, когда внедренная в Ребенка информация становится осознанной и доступной для Взрослого.

В противовес родительским драйверам поведения «Будь лучшим!» психотерапевт дает разрешение – «Ты и так достаточно хорош», «Открыто говори о своих желаниях!», «Делай это!».

В процессе психотерапии происходит осознание собственных паттернов  сценария, осуществляется контроль Взрослого  над своим поведением и разрушение этих паттернов, т.е. выход из сценария и автономия.

Для закрепления результата терапевт использует самореализующиеся пророчества. Саморелизующиеся пророчества - это  один из вариантов конструирования  будущего. Для их закрепления Рамилю З. и проведена техника НЛП оформления желаемого результата, и было рекомендовано вести дневник будущего, куда бы записывались те события, которые должны произойти, а также обязательства, оговоренные в контракте.

За две недели терапии у Рамиля З. намечалось заметное улучшение, спазмы стали все реже, через месяц почти исчезли. Сам пациент говорит, что осознание собственного сценария и стремление выйти из него, подействовало на него чудесным образом, и он может сказать, что стал совсем другим человеком. Он ушел из семьи родителей, стал налаживать свою личную жизнь, стал более свободно общаться с другими людьми.

Здесь мы видим, как терапия трансактного анализа способствовала росту личности, поддержала самоуважение и дала свободу  выбора клиенту.

3. Выявление эго-состояний в групповой терапии трансактным анализом, анализ взаимодействий, анализ игр

Первый шаг руководителя группы в терапии трансактным анализом состоит в том, чтобы помочь участникам занятий научиться различать  способы поведения Родителя, Ребенка и Взрослого. Чтобы помочь членам группы научиться контролировать внутренние психические процессы в стрессовых ситуациях используется структурный анализ.

Так как каждому эго-состоянию  присущ определенный паттерн чувств, переживаний и поведения, для  облегчения работы в группе можно составить таблицу факторов «эго-состояний». Это помогает пациентам быстрее научиться различать свои эго-состояния.

Руководитель  группы для диагностики состояний  эго может применять приемы, взятые из гештальт-терапии, например, метод «пустых стульев» - участник должен «рассадить» все состояния эго по стульям и призвать их к взаимодействию. При использовании другого приема, известного как «репетиция сценария», два или более участников разыгрывают сценку, иллюстрирующую некую проблему, важную по крайней мере для одного из них. Тем временем одни члены группы стоят рядом и играют роль Родителя, другие Ребенка, а третьи делают замечания как Взрослые.

Приведем пример такого упражнения. Его цель - получить практику в диагностике состояний эго.

Итак, действующие  лица: мать, отец, дочь одиннадцати лет.

Дочь (мечтательно): У Галки родители на неделю уезжают. Они с братом целую неделю одни будут, от родителей отдохнут… (Ребенок).

Мать (поперхнувшись): От родителей? Отдохнут? (Родитель).

Дочь: Ну да! Это же так здорово - пожить самим. Им оставят еду, а что еще надо? (Ребенок).

Отец (опередив жену): Ты бы тоже хотела пожить одна? (Взрослый).

Мать: Как - одна?

Дочь: А что? Я справлюсь (Ребенок).

Отец: Вот и  отлично. (Обращается к жене): Мне  как раз сегодня предложили недорогой тур на две недели для нас с тобой. Поехали? Я уже три года в отпуске не был (Взрослый).

Мать (включившись): Знаешь, я подумала сейчас, что ты права. Нам, наверное, и правда надо друг от друга немного отдохнуть… (Взрослый - Взрослому).

Можно сыграть  все пять состояний эго личности.

Например: Студентка  обсуждает свою соседку по комнате  в общежитии: «Это глупая, безответственная, легкомысленная девчонка (Критичный  Родитель). Мне приходится вместо своих  проблем заниматься ее делами (Заботливый Родитель). Иногда мне это кажется просто глупым (Взрослый), но я ведь должна помогать другим, меня же мама этому учила (Адаптированный Ребенок). Однако иной раз мне так хочется ей сказать, чтобы она от меня отвязалась (Свободный Ребенок)» .

Из приведенных  примеров видно, что диагноз состояний  эго является начальным этапом анализа  взаимодействий. Действие начинается, когда два человека оказываются  вместе. Эго каждого индивида может  находиться в состояниях Родителя, Взрослого или Ребенка; таким образом, когда два человека находятся наедине в одной комнате, там в действительности присутствует шесть лиц, каждое из которых может внезапно появиться.

Взаимодействие  состоит из стимула со стороны  одного человека и соответствующей  реакции другого. Многие взаимодействия просты и непосредственны, например:

Начальник: Который  час? (Стимул)

Секретарша: Четыре часа. (Реакция)

Ответ может  исходить от других состояний эго, и  тогда положение меняется.

Вопрос: Который  час?

Ответ: У вас  не в порядке часы?

Этот ответ может привести к конфликту, и тогда секретарше не удастся сохранить свою должность.

Если же начальник  начнет отвечать, как Ребенок, то разговор может продолжаться сколь угодно. Например:

Начальник: Знаете, я забыл часы дома.

Секретарша: Ну и рассеянный же Вы.

Начальник: Я  так торопился

Как видно из предыдущего примера, поведение  людей не всегда соответствует их общественному положению. На социальном уровне начальник остается начальником, но психологически он может быть маленьким  мальчиком или партнером в игре. Взаимодействия могут принимать еще более сложный и скрытый характер, чем в предыдущем примере, и многие из нас могут припомнить ситуации, в которых человек ведет разговор на одном уровне и одновременно - скрытое взаимодействие на другом, например:

Социальный уровень:

Продавец: «Эта вещь хорошая, но будет для вас  слишком дорога!»

Покупатель: «Это именно то, что мне нужно!»

Психологический уровень:

Продавец: «У тебя денег не хватит на такую вещь!»

Покупатель: «Вот ее-то я и возьму!»

Информация о работе Трансактный анализ в консультировании. Его отличительные особенности