Типы национальной психики человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 15:49, доклад

Краткое описание

Многие склонности и способности индивида, а потому и ха-рактеристики его поведения предопределены устойчивыми чертами психики, составляющими его психологический тип.

Прикрепленные файлы: 1 файл

типы национальной психики человека.doc

— 49.50 Кб (Скачать документ)

типы национальной психики человека

типы национальной психики человека

а) условное отнесение  людей к группам представителей конкретных наций, народностей, объединенных общностью черт национальной психики;

б) относительно устойчивая форма  проявления национально-психологических особенностей в поведении конкретных людей;

в) относительно однородная совокупность признаков проявлений национальной психологии людей, позволяющая их классифицировать.

Типы национальной психики человека могут быть выделены по различным  формально-логическим основаниям. По степени устойчивости проявления - личности с устойчивыми, самодовлеющими, постоянно проявляющимися национально-психологическими особенностями; личности с ситуативно проявляющимися национально-психическими особенностями; личности без выраженных национально-психологических особенностей.

По степени принятия этнической культуры, влияния других наций и  народностей - лица, открыто и интенсивно выступающие против влияния других национальных культур, которые якобы  разрушают национальную самобытность данного народа (данный этнический тип нередок среди малых народов - латыши, литовцы и др.); лица, выступающие за интеграцию с другими национальными культурами; промежуточный тип.

По степени активности в распространении  своей национальной культуры на другие нации и народности -лица, стремящиеся распространить свою национальную культуру на другие нации и народности (нередко данный тип характерен для американцев, евреев и др.);лица, не стремящиеся распространить свою национальную культуру на другие нации и народности (нередко это представители малых народностей); промежуточный тип.

 

Психологические типы и примеры их роли

в общественных процессах 

 

Многие склонности и  способности индивида, а потому и  характеристики его поведения предопределены устойчивыми чертами психики, составляющими его психологический тип.

Аналогично можно утверждать, что  распространение и влияние тех или иных учений и верований среди народа, а также укоренившиеся в обществе институты и стереотипы поведения в значительной мере определяются господствующим в этом народе психологическим типом личности (или пропорциями, в которых представлены в нем разные типы). Пока почти нет серьезных исследований, раскрывающих влияние господствующего психологического типа (национального характера) на культуру, религию народа или "исторический выбор" им политического или социально-экономического строя. Еще меньше надежных данных о причинах, определяющих основные черты национального характера или его изменение (изменение пропорций, в которых представлены разные психологические типы). Тем не менее, очевидно, что без категории психологического типа не удастся объяснить факты удивительной устойчивости многих черт национального характера (или "цивилизационного кода"), которые отличают один народ от другого, или совершенно непредсказуемых последствий, к которым приводят иногда попытки "пересадки" институтов от одной страны в другую (наподобие той "реакции отторжения", которую вызвали в России "рыночные" реформы 90-х годов).

Часто человек не может воспринять тех духовных истин или культурных ценностей, которые для другого, даже живущего в том же обществе, является непосредственной очевидностью, так же как дальтоник не воспринимает различие красного и зеленого и не может оценить по достоинству живописный шедевр. Возможности развить многие психические способности человека путем воспитания и образования весьма ограничены. В практически и интеллектуально ориентированном европейском обществе наиболее острые конфликты непонимания бывают связаны с различиями по способностям парапсихологического и мистического характера, поскольку одаренные такими способностями всегда составляют малый процент от всего населения. Например, свидетельства экстрасенсов - людей, обладающих повышенной способностью восприятия биополей, что они видят ауру (нимб) над головой святого, всегда вызывали недоверие у остальных, пока супруги Кирлиан не изобрели способ фотографирования ауры. Если глубоко верующий человек говорит, что для него общение с Богом или духами ничуть не менее реально, чем свидетельства пяти органов чувств, то прагматически и чисто интеллектуально ориентированным людям (другой полюс "оси мистической одаренности") гораздо легче рассматривать такие свидетельства даже со стороны близких людей как преднамеренный или непреднамеренный обман, чем поверить в их реальность. Тем более что примеров такого обмана действительно очень много.

Наиболее фундаментальное описание психологических типов, их проявления в бытовом поведении человека и, что особенно важно для нас, в характере его мышления, художественного, философского,  духовного творчества на исторических примерах дал

К.Юнг. Его типологическая модель основана на чисто психологических феноменах, таких как психические функции - мышление, эмоции, ощущения, интуиция, преимущественная оценка (внимание, интерес) внешних или своих внутренних реальностей (экстравертивный или интровертивный тип). Собственно, он выделяет четыре основных типа - интеллектуальный, эмоциональный, сенситивный (ощущающий тип) и интуитивный - в зависимости от того, какая из основных психологических функций признается более ценной, более важной. Юнг считает, что это обычно и наиболее развитая, наиболее дифференцированная функция у данной личности.

Параллельно с работой  Юнга и особенно в дальнейшем появляются исследования, определяющие психологические типы, исходя из близости к известным психическим болезням, и изучающие связь с биохимической основой психики (дихотомия шизоидного и циклоидного типов - см. также, специальное исследование о влиянии внутреннего химизма, конкретно гормонов внутренней секреции ("гормональной формулы" - сочетания гипер- и гипофункции тех или иных желез) на внешний облик и психические особенности человека. К этой тематике можно отнести и работы о мужской и женской психике и влиянии их на духовную жизнь и культуру (в частности. В последние десятилетия в активный тезаурус многих гуманитарных дисциплин вошли понятия правополушарной и левополушарной психики, основанные на различии функций левого и правого полушарий (установленном на основе клинических и иных данных. Началось осмысление связи левополушарного и правополушарного психологических типов с духовными и культурными историческими феноменами .

Различия в численных пропорциях индивидуумов разных психологических типов в разных нациях, социально-экономических слоях одного и того же общества создают зримые различия психологического облика разных национальностей, социально-экономических классов и сословий.

Предположительно, мистические способности  человека связаны с развитием более древних затылочных и теменных отделов мозга, кора больших полушарий - наиболее поздний продукт развития мозга. Этому соответствует порядок включения в работу после периода поражения мозга сначала задних и только затем передних его отделов, возможность возбуждения галлюцинаций, аналогичных галлюцинациям мистически одаренных людей, с помощью электростимуляции затылочных областей мозга и др. данные.

С развитием задних и  передних частей полушарий мозга  связаны два периода усвоения механизмов речи в раннем возрасте: первый период - усвоение механизмов, позволяющих называть предметы внешнего мира (без глаголов), и второй - механизмов, позволяющих строить предложения. Серьезное изучение с помощью современных методов социальной психологии характеристик социальных слоев, национальных различий и т.д. началось, насколько я знаю, только в последнее время. Для проблем, обсуждаемых в данной статье, образцом может служить работа К.Касьяновой.

К.Юнг ввел также понятия  коллективного бессознательного и  архетипов - образов и символов, заряженных психологической энергией и составляющих содержание этого бессознательного. Психологический субстрат, определяющий формирование архетипической основы этноса, нации, цивилизации, - то, что Юнг назвал психологическими типами. Изменения архетипов и психологических типов в историческом времени почти не изучались. Нет сомнений, что они происходят, в частности, под воздействием складывающегося социально-экономического (институционального) устройства общества.

Историю сообщества можно  рассматривать как процесс взаимной адаптации господствующих психологических типов, системы архетипов и социально-экономического устройства. В этой тройке наиболее устойчивым и консервативным элементом, по-видимому, является система господствующих психологических типов. Поэтому стабильность, устойчивость социально-экономического устройства зависит от того, насколько это устройство соответствует психологическому типу, характерному для данного народа. Если устанавливается, навязывается система институтов, не отвечающая психологическим характеристикам, она оказывается исторически недолговечной. А серьезные попытки революционеров (или контрреволюционеров, как нынешние российские реформаторы) за короткий срок изменить "природу человека", создать "нового человека" (а не приспособить общественное устройство к наличной психологической структуре общества) всегда связаны с тяжелыми жертвами и потерями и могут приводить к деградации народа. Конечно, социально-значимые типы поведения нельзя однозначно соотнести с наличием тех или иных чисто психологических характеристик. Тем не менее, разные социальные роли и разные виды деятельности в экономике, политике, культуре требуют от человека резко различающихся способностей и склонностей. Видимо, достаточно определенно по психологическим качествам можно выделить слой людей, готовых к монашеской жизни. Сама способность к глубокой вере и потребность в вере явно составляет специальный психологический феномен, и приводят человека к религии или к коммунистическим убеждениям.

В социологических и психологических  исследованиях описано мало психологических характеристик, существенных для объяснения явных и социально-значимых различий между разными сообществами (нациями, цивилизациями, этносами) или слоями и группами населения внутри одного сообщества.

Важным примером такой характеристики служит приоритет интеллектуального и волевого начала в западной культуре и цивилизации. Этим чертам соответствует приоритетная ценность рационализма перед различными иррационалистическими теориями и идеологиями и Деятельности перед Созерцанием.

На этом языке можно определить и основные линии критики западной модели: это подавление остальных  психических функций и склонностей, а следовательно и многих общественных институтов односторонним, "одномерным" и чрезмерным развитием этих ("буржуазных") черт психики. Наглядной иллюстрацией такого подхода служит "бунт молодежи" и ее "контркультура", провозгласившие "Великий Отказ" и ненависть к самым цивилизационным основам "буржуазной", западной системы в послевоенные десятилетия - в 50-60-е годы, т.е. в период ее наиболее успешного развития. Как в декларациях создателей контркультуры, так и в практике молодежного движения провозглашались и реализовывались: освобождение инстинктов; предпочтение чувственному и мистическому опыту; интуиции и воображению, а не рациональному знанию; невербальному выражению своего опыта (т.е. не надо оформлять его в слова)

Один из идеологов контркультуры, американский психолог Норман Браун, подхватывая  полемику Руссо с Декартом, заостряет  ее: "Сущность человека состоит не в мышлении, как полагал Декарт, а в желании". Идея использования наркотиков для открытия "мистического измерения" превратило психоделию в средство преодоления своего  разумного,  сознательного  "я"  и необходимый элемент новой культуры. "Можно ли быть человеком без ЛСД? писала одна из "подпольных" хиппианских газет, - Ответ бесспорен: нет!" На алтарь религии "освобождения от всемирного паука - Разума и паутины его" (выражение Ф.Ницше) были принесены многие жертвы. Многие прославленные звезды рока и бита умерли от наркотиков, оставив как бы образцовые жития служителей нового культа.

Особое значение имеет психологический  фактор при формировании социального и культурного типа радикала. Ряд исследователей "новых левых" движений констатируют, что множество весьма разнородных по целям и установкам групп и представителей этих движений объединяет не программная или социальная, а только духовно-психологическая общность и некоторые самые общие идейные истоки . Объединяющим началом этих групп признается резкая враждебность ко всем реально существующим в мире структурам власти, "резкая враждебность к традиционному либерализму (в "отчужденном" варианте), отрицательное отношение к добродетели "терпимости", смутная вера в "Закат Европы" (И.Хау). Наряду с таким "самоопределением через отрицание" в области социально-политических "программных" установок, их объединяет "стиль действия и наличие утопической цели, ... тогда как все иные идеи и организационные формы остаются очень зыбкими" (Р.Левенталь). Дж.Джонсон так характеризует "интернациональный" тип бунтаря, экстремиста: максимализм и горячечное нетерпение в определении своих целей и путей их достижения, отсутствие достаточно четких теоретических разработок, склонность указать на конкретного виновника ситуации; ситуация часто воспринимается им как тупиковая; стремление охватить уничтожающей критикой все стороны общества и основные культурные ценности.

В этих описаниях сквозит некая  психологическая основа, объединяющая их с наиболее экстремистскими группами, как левых, так и правых, революционных и контрреволюционных движений, а также некоторых средневековых сект, - неприятие существующего мира,  стремление  к радикальным переменам,  не так уж важно, в какую сторону (по принципу "нехай Гирше,  да иньше"). Мы вернемся еще к опыту "молодежного бунта" в следующих разделах статьи.

В настоящей статье нет возможности  изложить специальную большую тему о связи длинных волн Н.Кондратьева (50-летние циклы) с периодическими повторениями циклической смены господствующей политико-идеологической ориентации и доминирующих художественных стилей в искусстве и архитектуре. Принято считать, что Кондратьевские циклы имеют экономический характер. Об этом имеется огромная литература, и в большинстве работ анализ самого феномена и его причин ограничивается только экономическими факторами. Между тем, рассмотрение изменений примерно через каждые 25 лет доминирующих тенденций в культурной и политической картине общества делает вполне правдоподобной гипотезу, что в основе этих перемен лежит замещение в его элитном слое одного психологического типа другим со сменой поколений. В работах, прослежены эти культурно-политические циклы в истории России за последние три столетия.


Информация о работе Типы национальной психики человека