Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 07:32, контрольная работа
В структурной модели семья трактуется как непрерывный эксперимент, в котором балансируют на грани стабильности и изменения, закрытости и открытости для воздействий» эксперимент, который проводится в непостоянной, полной видимых и скрытых ловушек среде. Итак, единственная не вызывающая сомнений вещь - семья будет ошибаться, из-за ошибок возникнут конфликты, они получат разрешение, и таким образом семья будет размываться. Действуя сообща, члены семьи будут создавать семейную систему, которая в свою очередь, объединена с другими общинными системами.
Другой вид треугольника
- мать по мере взросления ребенка видит
в нем негативные черты отца, с
которым она находится в
До определенного момента существования семьи треугольники выполняют в ней полезную функцию - они поддерживают баланс между близостью и отдаленностью, помогают отрицательным эмоциям у кого-либо из членов семьи не превышать «критической массы», способной разрушить семью. По мере того как треугольники становятся препятствием для развития личности кого-либо из членов семьи (как правило, это идентифицированный пациент - тот, по поводу которого семья обратилась за помощью), треугольники нуждаются в ликвидации (детриангуляции). Проблема идентифицированного пациента (который может совершить преступление, заболеть или может иметь место ранняя беременность) - это проблема модификации устаревшей структуры семьи. Потому что если идентифицированный пациент перестанет совершать подобные поступки, то старая структура семьи оказывается под угрозой (например, если субсистема пары поглощена родительской субсистемой, то взросление ребенка приведет к тому, что родителям нечего будет вместе делать).
Четкие границы между субсистемами - наиболее желательный их вариант, нечто среднее между ригидными и диффузными. Они символизируют равновесие свободы и контроля, помогают членам семьи чувствовать взаимозависимость, но не мешают проявлению их индивидуальностей [1, 176-178].
С. Минухин выделяет два типа нарушения границ: первый – их спутанность, нечеткость, размытость; второй – излишняя закрытость, приводящая к разобщенности членов семьи. Один из этих типов нарушения границ можно найти в любой неблагополучной семье. Так, выраженная размытость границ между матерью и ребенком приводит к отчуждению отца. В результате в семье начинают функционировать две автономные подсистемы: «мать – ребенок (дети)» и «отец». У детей в этом случае тормозится развитие компетентности в общении со сверстниками, а у родителей существует угроза развода. А вот у семей с разобщающими границами, наоборот, нарушена способность к формированию семейного Мы. Члены семьи настолько разобщены, что не могут удовлетворить в семье важнейшую из человеческих потребностей – в доверии, тепле и поддержке.
Спутанная семья реагирует на любые изменения быстро и интенсивно, ее члены как бы заражают друг друга своим настроением. А вот в безучастной семье преобладает отчуждение, которое ребенок ощущает как холод, безлюбость и может охарактеризовать свою семью так: «У нас никому ни до кого нет дела» [4, 120].
В структурной модели важное место отводится также изменению семьи во времени. Здесь выделяют так называемые точки перехода, в которых изменяется структура семьи. Эти точки следующие: брак, рождение детей, начало учебы детей в школе, юность детей, уход детей из дому. Утверждается, что и странах западной культуры эти переходные точки при нормальном развитии семьи являются симптомами ожидаемых кризисов. Наряду с ожидаемыми кризисами могут случаться и неожиданные кризисы, которые тоже изменяют структуру семьи и отвечающие ей роли. Это внезапное обогащение, болезнь, потеря социального статуса (безработица, арест), новые элементы в структуре семьи (присоединение к семье дедушки, бабушки, прием воспитанника, любовник(ца), развод, смерть).
С. Минухин указывает, что легче всего воздействовать на семью во время кризисов, в особенности глубоких.
Изложенные идеи позволяют охарактеризовать успешно функционирующую семью. Сторонники структурной модели полагают, что такая семья необязательно должна иметь традиционную структуру: отец, мать и дети. Состав идеальной семьи мажет быть и таким: отчим, мать и дети или даже мать (отец) и ребенок. Решающим фактором при создании успешно функционирующей семьи является сформированность соответствующих субсистем и установление границ. Идеальную семью начинают создавать с образования субсистемы пары, в которой каждый приспосабливается к другому, заботится о другом и поддерживает уникальность другого. Меру автономии и опеки супруги приносят из родительских семей. Поэтому очень важная для создания идеальной семьи предпосылка - оба супруга в родительских семьях должны были испытать опеку, поддержку я приобрести опыт независимости и ответственности. Это позволяет паре создать комплементарную структуру ролей, в которой роли постоянные, однако гибко интерпретируются. Такая структура налаживается путем согласования и приспособления. Показателями успешного хода данных процессов являются, условная закрытость и прочность субсистемы пары после возникновения субсистемы родителей, а также хорошие отношения последней с субсистемой детей. Еще несколько показателей, подтверждающих данный процесс: автономия супружеской пары от родни; чувство защищенности у детей; способность детей экспериментировать с независимостью и принять на себя созвучную их возрасту ответственность.
Идеальная семья, как и
другие семьи, сталкивается с затруднениями
- предвиденными и
Для понимания идеальной,
здоровой, благополучной семьи, а
вместе с тем и для возможностей
ее создания наиболее важной является
структура семьи родителей. Она
оказывает самое большое
Идеальная семья гарантирует
и приобретение опыта, благоприятного
для становления личностей
Успех семейной жизни кроется в способностях изменяться, совершенствоваться, перестраивать структуру семьи с учетом новых обстоятельств и зрелости членов семьи. Если структура семьи негибкая и не способна приспособиться, это приходится осуществлять одному члену семьи. В структурной модели семьи он называется идентифицированным пациентом (ИП). Роль ИП в сохранении семьи может быть проиллюстрирована таким примером: субсистема пары распадается (муж и жена мало общаются, безразлично относятся к интересам, склонностям друг друга, их интимные связи редки), а функционирование субсистемы родителей претерпевает изменение, так как дети в подростковом возрасте. Следовательно, в семье должны бы произойти структурные сдвиги, однако ни субсистема пары, ни субсистема родителей к этому не готовы, а их потенциальные возможности это сделать невелики. Проблема одного из детей (преступление, ранняя беременность, болезнь и т.п.) вынудит вернуться в предшествующие отношения большей опека. Таким образом, ИП сохраняет старую структуру семьи, а в определенном смысле и саму семью.
Имея в виду понятие ИП, семейный консультант обязан анализировать проблемы всех членов семьи, выявить все влияющие на семью стрессоры, которые могут появиться не только в ней, но и в сферах работы, учебы, общения с родственниками, добрачных отношений. В силу того, что стрессор реально существует, непосредственно его устранить консультант не может (разве только стрессор представляет собой ложно воспринятую информацию). Поэтому устранение стрессора и не является целью структурной помощи семье. Реакции на него, симптоматаческое поведение обсуждаются во время встреч с психологом как функция структуры семьи, проводятся поиск возможностей для адекватной реорганизации этой структуры. Существует мнение, что проблема решится сама собой, как только семья надлежащим образом реорганизует свою структуру. В противном случае, т.е. если бы решалась лишь проблема, если бы устранялись только ее симптомы, успешность психологической помощи семье была бы переменной и сомнительной [2].
Цели структурной помощи семье, по С. Минухину, следующие:
- создание эффективной иерархической структуры, в которой родители являются авторитетом для детей;
- образование эффективной родительской коалиции, в которой родители поддерживают друг друга при предъявлении требований к детям;
- расширение субсистемы детей в субсистему сверстников;
- создание отвечающих возрасту детей условий для эксперимента с автономией и субсистемами;
- обособление субсистемы пары от субсистемы родителей [3,293].
Основное стратегическое направление, которого должен придерживаться консультант в процессе консультирования семьи, — побуждать развитие структуры семьи. В консультировании семьи выделяется три фазы.
Первая фаза предполагает присоединение к семье (к стилю общения, к иерархии ценностей), включение себя в ее структуру на правах лидера. Вторая фаза консультирования — исследование семейной структуры. Третья фаза – изменение структуры семьи.
На первой консультант включается в семью и занимает в ней позицию лидера, что нелегко, так как наряду с этим психолог обязан оберегать автономию семьи, не навязывать ей своих ценностей, оценивать семью, строго руководствуясь этическими принципами ее членом. Это процесс врастания психолога в структуру семьи, во время которого семья признает авторитет психолога, а он - ценности семьи и также приспосабливается к стилю семьи. Этому помогают и соответствующие методы работы с семьей. Например, принятие ее иерархии (это можно продемонстрировать, начиная беседу с вопросов к родителям, а не детям и т.п.).
Вторая фаза структурной помощи семье - изучение структуры семьи. Структуру можно выявить двумя способами - через взаимодействие ее членов в ходе встречи с консультантом, спонтанное поведение и обсуждение семейных «законов», ролевых границ. В том и другом случае специалист наблюдает ряд взаимодействий и обеспечивает условия для спонтанного самовыражения.
За изучением семейной структуры следует третья фаза психологического консультирования семьи - трансформация данной структуры. Трансформация осуществляется несколькими способами. Если специалист успешно включился в семью, то новую, более эффективную структуру, четкие границы он демонстрирует в ходе общения с семьей и предлагает перенять такой стиль общения. Он также может выяснить связь оценок ситуации в семье, высказанных каждым ее членом, увязать эти оценки между собой и представить семье наглядную интерпретацию ее структуры, что подчас побуждает к самостоятельному совершенствованию. Психолог имеет возможность, наблюдая в ходе встречи действия, отражающие структуру семьи, рекомендовать изменить действия и сразу же их повторить. Предлагая, он не критикует предшествующего поведения, а поощряет испытать новые способы взаимодействия.
Здесь указаны более общие направления работы с семьей по трансформации ее структуры. Как будет происходить их реализация, зависит от компетенции и опыта специалиста. Каких-либо специфических методов воздействия на семью структурная модель консультирования семьи не предлагает. Общая идея С. Минухина относительно работы с семьей состоит в некоем призыве, с которым консультант обращается в конечном итоге к членам семьи: «Помогите другому измениться, и это позволит измениться вам во взаимоотношениях с ним, и изменит вас обоих в рамках субсистемы» [3,293].
Таким образом, выявление ключевой проблемы семьи происходит после выявления «поля проблем», от решения которой будет зависеть решение оставшихся проблем. Та или иная отдельная проблема часто оказывается лишь симптомом или причиной других отклонений от нормы. От того, насколько грамотно специалист по социальной работе проведет выявление ключевой проблемы, зависит итог всей последующей работы. Всякое неблагополучие, вызванное опасной, травмирующей личность ситуацией, квалифицируется как многомерный феномен, порождаемый взаимодействием сразу нескольких элементов; особенностями родителей и детей, внутрисемейными процессами, стрессами, вызванными социально-экономической жизнью, в которых находится семья, общественной ситуацией в широком смысле слова.
Заключение
Структуру семьи образует сеть требований и функций, формирующих способы взаимодействия в семье. Система семьи состоит из следующих подсистем: супружеской пары, родителей, детей. Субсистема родителей появляется в результате трансформации супружеской пары после рождения ребенка. Однако супружеская пара не исчезает, а изменяется. Каждый из супругов имеет свое понятие об отцовстве и материнстве. Субсистема родителей изменяется, приспосабливаясь к возрастным особенностям детей. Кроме того, модифицируется субсистема детей. Вся семья связана с внешним миром. Границы между субсистемами должны быть четкими, но не ригидными и не диффузными.
Границы системы и каждой из подсистем представляют собой правила, определяющие, кто и как участвует во взаимодействии. Границы могут быть чересчур ригидными или гибкими, что, соответственно, влияет на проницаемость систем. Излишняя гибкость приводит к диффузии границ, т.е. к нечеткости паттернов взаимодействия, и делает семейную систему или подсистему уязвимой для вмешательства извне. Вмешивающееся из-за размытости семейных границ поведение приводит к утрате членами семьи автономии и способности самостоятельно решать свои проблемы. Напротив, чрезмерно ригидные границы затрудняют контакты семьи с внешним миром, делают ее изолированной, разобщенной, с ограниченными возможностями контактов и взаимной поддержки.
Информация о работе Структурная модель семейного консультирования