Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:17, шпаргалка
Представление о психической регуляции деятельности. Психическая регуляция деятельности - основная форма психического отражения в деятельности оператора. Анализ структуры деятельности оператора показывает, что она невозможна без участия психики, без сознательного отражения окружающего мира. В любой деятельности оператор осознает цель своих действий, воображает их ожидаемый результат, воспринимает и оценивает условия, в которых он действует, обдумывает последовательность отдельных действий, устанавливает и поддерживает свое внимание, применяет волевые усилия, извлекает из памяти необходимую информацию, наблюдает за ходом деятельности и контролирует ее, переживает успехи и неудачи и т. п.
Мотивировка — рациональное объяснение субъектом причин действия посредством указания на социально приемлемые для него и его референтной группы (см. Группа референтная) обстоятельства, побудившие к выбору данного действия. Мотивировка отличается от действительных мотивов поведения человека и выступает как одна из форм осознания этих мотивов. С помощью мотивировки личность иногда оправдывает свои действия и поступки, приводя их в соответствие с нормативно задаваемыми обществом способами поведения в данных ситуациях и своими личностными нормами. Мотивировка может иногда сознательно использоваться субъектом для маскировки действительных мотивов его поведения (см. Защита психологическая).
Законом Йеркса-Додсона в психологии на
Ученые ещё в 1908 установили, что для того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее благоприятной является средняя интенсивность мотивации (она задавалась интенсивностью ударов тока).
Известно, что для того,
чтобы осуществлялась деятельно
Экспериментально установлено, что существует
определенный оптимум (
Например: уровень мотивации, который условно можно оценить в семь баллов, будет наиболее благоприятным. Последующее увеличение мотивации (до 10 и более) приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим.
Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
Люди, обладающие реалистическим уров
Расхождение между притязаниями
и реальными возможностями
Американскими учеными Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Согласно этой теории, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерны мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей.
Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.
Мотивация достижения — это специфический вид мотивации человека.
Первым, кто выделил подобный вид мотивации, был Г.Мюррей. Мюррей дал следующее определение:
«справляться с чем-то
трудным. Справляться с физическими
объектами, людьми или идеями, манипулировать
ими или организовывать их. Делать
это настолько быстро и независимо,
насколько это возможно. Преодолевать
препятствия и достигать
Далее разработка проблематики мотивации достижения продолжалась многими психологами. Американский ученый Д. МакКлелланд полагает, что потребность в достижении «является бессознательным побуждением к более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства» . Характерными чертами людей, с выраженной мотивацией достижения он считает: 1) предпочтение работать в условиях максимального побуждения мотива достижения (то есть решать задачи средней степени трудности) 2) мотивация достижения не всегда приводит к более высоким, чем у других результатам. А высокие результаты не всегда есть следствие актуализированного мотива достижения 3) взятие на себя личной ответственности за выполнение деятельности, но в ситуациях низкого или умеренного риска, и если успех не зависит от случайности 4) предпочтение адекватной обратной связи о результатах своих действий 5) стремятся к поиску более эффективных, новых способов решения задач, то есть склонны к новаторству
Иные представления о мотивации достижения развиваются немецким психологом Х.Хекхаузеном. Согласно его взглядам, мотивация достижения — «попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче» . Характерные признаки мотивации достижения: 1) сама идея достижения предполагает две возможности: достигнуть успеха и потерпеть неудачу. У лиц с высокой мотивацией достижения выражена ориентация на достижение успеха 2) мотивация достижения проявляется тогда, когда деятельность предоставляет возможности для совершенствования. Задачи должны быть средней степени трудности 3) мотивация достижения ориентирована на определенный конечный результат, на цель. При этом для мотивации достижения «характерен постоянный пересмотр целей» 4) для людей с высокой мотивацией достижения характерно возвращение к уже прерванным занятиям и доведение их до конца.
В отечественной психологии одним из наиболее авторитетных авторов по данной проблематике является Т. О. Гордеева. Под мотивацией достижения понимается мотивация достиженческой деятельности. Достиженческая деятельность — деятельность, связанная с целенаправленным преобразованием субъектом окружающего мира, себя, других людей и отношений с ними. Такая деятельность «мотивируется стремлением сделать что-то как можно лучше и/или быстрее, совершить прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении, росте и самосовершенствовании» .
Также в отечественной психологии мотивация достижения исследуется М. Ш. Магомед-Эминовым, который определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления. Можно выделить особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим).
Человек, писал К. Левин, живет
и развивается в «
Испытуемого, которого пригласили якобы с целью исследования его «интеллекта» или «памяти», просили минуточку подождать. «Я забыл, что мне необходимо позвонить», — говорил экспериментатор, выходил из комнаты, а сам наблюдал (через стекло Гезелла) за тем, что будет делать испытуемый, оставшись наедине. Все без исключения испытуемые (а это были не только студенты, но и сотрудники берлинского института психологии — профессора, доценты) производили какие-то манипуляции с предметами: некоторые перелистывали книгу, трогали «шкафчик», проводя пальцем по бисерной занавеске; все без исключения позванивали колокольчиком.
Защитный механизм личности — это здоровый способ адаптации к окружающей среде, они есть у всех взрослых людей. Однако в некоторых случаях защиты бывают слишком ригидными, несоответствующими уровню реальной угрозы и поэтому неадекватными. На их поддержание тратится много психической энергии, запас которой ограничен, поэтому на другие вещи — общение, положительные эмоции, получение удовольствия — ее начинает не хватать.
Защитные механизмы личности вырабатываются в детстве, и если семейная среда была агрессивной, нездоровой, у ребенка вырабатывается большое количество защит, которые делают его менее уязвимым. Став взрослым, человек не пересматривает необходимость так сильно защищаться от среды, которая давно уже перестала быть угрожающей и на которую он теперь может в значительной степени повлиять. И тогда работа с психотерапевтом и постепенная ревизия своих защитных механизмов может позволить человеку освободить часть своей энергии для других жизненных целей.
Отрицание. Это первый защитный механизм личности, используемый при травматичных, внезапных событиях. Когда случается что-то страшное, катастрофичное, человеческой психике требуется время, чтобы привыкнуть к тому, что случилось. Это время выигрывается за счет небольшого периода отрицания: «нет, этого не могло случиться, это не правда!». Отрицание становится патологическим, если человек к течение длительного времени игнорирует факты, которые, осознай он их, могли бы заставить его изменить свое поведение. На отрицание тратится много психической энергии, которая тем самым отвлекается от других действий.
Проекция. Защитный механизм, при котором те свойства характера, которые человек осуждает, отрицаются как принадлежащие ему, и приписываются окружающим людям. Например, человек может считать, что окружающие люди злы и завистливы, и всегда объясняет их действия именно такими мотивами. Разговаривая с таким человеком, можно убедиться, что он сам зло отзывается о многих своих знакомых и часто завидует чужим успехам или материальным благам, однако если обратить его внимание на это, он будет рьяно отрицать, что обладает такими чертами характера. Поскольку это неприятные качества, он отрицает их в себе и приписывает окружающим.
Интроекция — это приспособительный механизм ребенка, благодаря которому убеждения, нормы и правила родителей усваиваются ребенком без критики, в готовом виде. Неадаптивность этого механизма во взрослом возрасте выражается в том, что эти нормы и убеждения не всегда соответствуют текущим условиям жизни взрослого уже человека, но поскольку они никогда не подвергались проверке и критике, они продолжают действовать и иногда мешать человеку осуществлять его собственные планы. Наличие большого количества интроектов особенно заметно по обилию в речи слов «надо», «должен», «полагается», «всегда», «никогда».
Вытеснение — забывание неприятных воспоминаний или мыслей. Этот защитный механизм личности называется так потому, что неприятные мысли вытесняются из сознания в бессознательное. Неадаптивность этого механизма в том, что этот кусок информации продолжает оказывать свое влияние из бессознательного, но из-за того, что в сознании его нет, очень трудно понять, из-за чего возникают сложности и, соответственно, с ними невозможно бороться до тех пор, пока не вернуть информацию в сознание. Если вытеснение используется слишком часто, бессознательное знание начинает буквально сочиться из всех щелей и задействует много психической энергии для сдерживания.
Рационализация — уход от сложных эмоций в сферу интеллектуальных рассуждений. Эмоции являются самым точным указанием на желания, поэтому их подавление приводит к тому, что человек действует только исходя из своих рациональных соображений (часто интроектов) о том, что полезно. Но из-за потери контакта со своими желаниями, он не получает удовлетворения от того, что делает. Из-за избыточной рационализации многие проблемы обдумываются месяцами, но не решаются, так как для их решения нужно снова войти в контакт со своими чувствами.
Ретрофлексия. Когда ребенок чувствует, что заботящиеся о нем люди могут резко среагировать на его злость или недовольство, выражение отрицательных эмоций становится небезопасным для него. Так как психическая энергия на переживания отрицательных эмоций не может просто исчезнуть, ребенок научается либо подавлять ее, либо направлять ее против себя. У взрослого человека привычка направлять на себя эмоции (не только отрицательные, но и положительные) остается и мешает ему получать удовольствие от общения и регулировать отношения путем конструктивных конфликтов. Примеры ретрофлексии — щипать себя, кусать губы, делать себе больно различными способами в ситуациях стресса или волнения; «нечаянно» ударяться, спотыкаться при ощущении злости или недовольства другими людьми; вести мысленные диалоги с другими людьми, в которых выражаются злость, претензии к ним, и при этом не говорить об этом вслух; обвинять в первую очередь себя в любых неприятностях и неудачах