Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:23, лекция
Речевая система — это целая совокупность речевых функций, объединенных в единое целое.
Все эти формы речи представляют собой сложную, но единую функциональную систему (вернее —
суперсистему), обладающую многими характеристиками, отличающими ее от других функциональных
систем. Сложность этой системы связана прежде всего с тем, что каждая
из четырех входящих в нее подсистем имеет определенную автономность и различные сроки формирования в онтогенезе.
Больные с семантической афазией не понимают многих грамматических конструкций, в которых отражаются пространственные или «квазипространственные» отношения. Предлоги, сравнения, временные конструкции, пространственные.
Основной дефект - нарушение пространственного фактора в речи, пространственные и квазипространственные отношения в речи. Проявление афазии - больной выглядит довольно сохранным. Простые предложения больной понимает и говорит простыми предложениями. Если грамматически конструкция отражает пространственные или квази-пространственные отношения, то больной ничего не поймет и сказать не сможет. Затруднено понимание предложений с логическими связями, нарушение симультанного синтеза, нарушается понимание чтения. Письмо - как механический акт не нарушено, а понимание написанного - недоступно.
все описанные выше формы афазий основаны на нарушениях разного типа афферентаций: слуховой, зрительной, кинестетической и той комплексной афферентации (пространственной и «квазипространственной»), которая лежит в основе симультанного анализа и синтеза. Другую группу составляют афазии, связанные с нарушением эфферентных звеньев речевой системы.
6)) Моторная эфферентная афазия возникает при поражении нижних отделов коры премоторной области (передней оперкулярной зоны) — 44-го и частично 45-го полей (рис. 40, Д). Это зона Брока, полном разрушении зоны Брока больные не могут произнести почти ни одного слова. При попытке что-либо сказать они произносят нечленораздельные звуки. В то же время они в определенной степени понимают обращенную к ним речь (и отдельные слова, и целые фразы). Часто в устной речи таких больных остается одно слово (или сочетание слов). Этот словесный стереотип («эмбол») «застревает» и становится заменой всех других слов. Больные произносят его с разной интонацией и таким образом пытаются выразить свою мысль. Однако страдает собственно двигательная (или кинетическая) организация речевого акта, четкая временная последовательность речевых движений. Данная форма афазий входит в синдром премоторных нарушений движений (кинетической апраксии), когда центральным дефектом являются трудности переключения с одного движения на другое, т. е. невозможность выполнения серийных двигательных актов. Существует большое сходство между нарушениями речевой моторики и нарушениями движений рук, которые возникают при поражении премоторной области левого полушария мозга (у правшей). В этих случаях нарушения как речевой, так и мануальной моторики характеризуются двигательными персеверациями, инертным повторением движений.
При попытках произнести слово больные не могут переключиться от одного слога к другому — это проявляются и в активной спонтанной речи, и в повторной речи, и в письме. Это — генеральный симптом, характеризующий нарушение речевой системы при моторной эфферентной афазии.
Нарушения плавного протекания активной устной речи (дефекты ее автоматизированности) приводят к вторичному нарушению других форм речевой деятельности: письма, чтения и даже понимания речи (при определенных сенсибилизированных условиях). Как известно, зона Брока имеет тесные двухсторонние связи с височными структурами мозга, и эти области работают вместе как единая система. Поэтому поражение зоны Брока отражается и на работе височных структур левого полушария, что приводит к трудностям восприятия устной речи (вторичный симптом). Таким образом, эфферентная моторная афазия, как и другие формы афазий, представляет собой системное нарушение всех видов и форм речевой деятельности при ведущей роли нарушения одного (кинетического) аспекта речи.
7))Динамическая афазия связана с поражением областей, расположенных вблизи от зоны Брока. Это 9, 10, 46-е поля премоторной области коры, непосредственно примыкающие к зоне Брока спереди и сверху (рис. 40, Е). Поражение этих средне- и заднелобных (премоторных) отделов коры конвекситальной поверхности левого полушария (у правшей) приводит к речевой адинамии. моторных областей, которые примыкают спереди сверху к зоне Брока.
Центральные фактор - фактор регуляции. У больного нарушена речь с помощью, которой мы строим высказывания, координируем речь. Основной механизм - нарушение построения целостного высказывания. Нарушение активной продуктивной речи.
Появление дефекта: отсутствие речевой инициативы. Спонтанной самостоятельной речи у больного нет. Больной говорит тогда, когда его о чем-либо спросят. Ответ будет односложным, в краткой пассивной форме. Часто возникают эхолалии - то есть повтор последнего слова, которое больной слышит. Больному будет недоступно написать сочинение. Речевые штампы могут сохраниться.
Нарушена предикативность речи во внутреннем плане. Страдает экспрессивная речь.
А. Р. Лурия (1947, 1962 и др.) впервые доказал, что «дефект речевой инициативы» представляет собой системное речевое расстройство и должен рассматриваться как особая форма афазий. Основой этой формы афазий являются нарушения сукцессивной организации речевого высказывания. У больных страдает способность дать развернутое речевое высказывание (устное или письменное). Это не просто затруднения в построении своей речи, а более глубокие нарушения, связанные с трудностями ее порождения: больные не могут составить элементарную фразу, не в состоянии развернуто (в двух-трех фразах) ответить даже на простые вопросы (например, рассказать о своем здоровье). Как правило, они дают односложные ответы на любые вопросы. И уже совсем недоступно для них написать сочинение на заданную тему (или рассказать его).
Один из методов, выявляющих этот дефект, — это метод заданных ассоциаций, когда больного просят назвать несколько (5-7) однотипных предметов (например, красного цвета, кислых, острых и т. п.) или перечислить животных, обитающих на севере, и т. п. В этих случаях больные могут назвать 1-2 предмета и замолкают. Подбадривание, подсказка им не помогают. Нередко при выполнении заданий типа «назовите семь красных предметов» больные называют только те, которые находятся непосредственно перед ними («Красная книга, красная кофточка». — «Еще?» — «Красная кофточка». — «Еще?» — «Красная кофточка» и т. д.). Особенно плохо такие больные актуализируют слова, обозначающие действия.
*****Особое место в нейропсихологии
занимает проблема псевдоафазий, возника
Как известно, вентролатеральные ядра таламуса являются частой «мишенью» стереотаксических операций, которые производятся при лечении паркинсонизма. При воздействии на эти ядра таламуса левого полушария мозга одновременно с уменьшением моторных дефектов (гиперкинезов) возникают изменения в речевой сфере. Сразу после операции у таких больных наблюдаются симптомы речевой адинамии — в активной и повторной речи. Снижается объем слухоречевой памяти, иногда возникают трудности в понимании речи, особенно при увеличении объема речевого материала. Эти симптомы неустойчивы, колеблются и вскоре подвергаются обратному развитию. Подобный набор симптомов не свойствен ни одной форме афазий, что и дало основание А. Р. Лурия отнести эти речевые нарушения к псевдоафазическим.
Псевдоафазические дефекты речи могут возникнуть и при опухолях или сосудистых очагах поражения, располагающихся в глубине левого полушария (в средних его отделах) и не затрагивающих кору больших полушарий. В этих случаях возможны явления вторичной дисфункции корковых структур мозга, входящих в «речевую зону».
******************************
Мы могли убедиться в том решающе важном факторе, что локальные поражения мозга не вызывают общего, диффузного
нарушения речевой деятельности, а затрагивают лишь различные входящие в ее состав элементы, что и приводит к
дифференцированным формам речевых нарушений. Все эти факты убеждают в том, что данные нейропсихологии могут
быть использованы для лучшего понимания строения нормальной речевой деятельности.
Наблюдения показали, что те нарушения, которые возникают при локальных поражениях мозга, очень неоднородны.
При поражениях лобных отделов мозга или передних отделов речевой зоны нарушения проявляются в процессе
порождения речевого сообщения нарушение связности высказывания. В этих случаях могут страдать либо мотивы высказывания, либо формирование общего
замысла, либо перевод этого общего замысла (или исходной семантической записи) в схему последовательного речевого
высказывания (что указывает на нарушение внутренней речи), либо, наконец, синтагматическое строение развернутого
речевого высказывания в целом.
Наоборот, поражение... «гностических» отделов коры оставляет незатронутым мотивы, исходную семантическую запись и
предикативную структуру связной синтагматически построенной речи, которая характерна для речевого высказывания
человека. В этих случаях
страдает процесс овладения
Процесс понимания речи, или декодирования, воспринимаемого речевого сообщения идет обратным путем. Он начинается с восприятия готового развернутого высказывания. Локальные поражения задних отделов мозга могут приводить либо к распаду овладения фонематическим строением речи, либо к нарушению ее лексического состава, либо, наконец, к трудностям понимания тех сложных логико-грамматических структур, в основе которых лежит процесс превращения последовательно предъявляемой информации в симультанные схемы, требующие квазипространственной организации отношений элементов воспринимаемого высказывания. При поражении передних отделов мозга, которые принимают непосредственное участие в формировании мотива, замысла высказывания, страдает понимание предикативной, синтагматически построенной речи, но может никак не измениться процесс овладения кодами языка: его фонематическим, лексическим, семантическим и логико-грамматическим строем. Все эти факты свидетельствуют о том, что отдельные системы коры головного мозга левого полушария, и прежде всего тех зон, которые принято называть речевыми зонами коры головного мозга, участвуют в обеспечении сложного процесса речевой деятельности на различных ролях.
******************************
Правое полушарие и
речь. Проведенные исследования
показали, что в обычном состоянии правое
полушарие оказывает тоническое (имеющее
отношение к мышечному тонусу, — прим.
мое) тормозящее влияние на деятельность
сенсорных и моторных речевых центров
левого, доминантного, полушария. Они также
свидетельствует о том, что в обычном состоянии
это полушарие регулирует помехоустойчивость
речевого слуха независимо от характера
помех.
Восприятие интонационно-голосовых компонентов
звуков речи и формирование просодических
особенностей (ударение, высота тона, изменение
высоты тона, интонация, ссылки, паузы
и т. д., — прим. мое) собственной речи также
являются функциями правого полушария.
Итак, правое, недоминантное полушарие
играет существенную роль в восприятии
звуков речи, обеспечивая анализ ее интонационно-голосовых
компонентов, и в речеобразовании, обеспечивая
интонирование собственной речи и регуляцию
голоса. Кроме того, правое полушарие играет
роль регулирующего механизма для речевых
центров левого доминантного полушария.
Этот механизм в обычных состояниях угнетает
избыточную активность речевых центров,
но в условиях их затрудненного функционирования
облегчает их деятельность, обеспечивая
помехоустойчивость речевого слуха. До
сих пор принято считать, что правое, недоминантное,
полушарие не участвует в организации
речевой деятельности и восприятии звуков
речи или лишь в малой степени дублирует
речевые функции левого полушария. По-видимому,
это не так. Правое полушарие играет свою
совершенно самостоятельную и самобытную
роль и в восприятии звуков, и в речеобразовании.