Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 21:18, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: охарактеризовать специфику творческого мышления и раскрыть основные условия развития творческого мышления студентов в процессе обучения и воспитания в высшей школе.

Содержание

Введение
1. Эволюция понятия творческое мышление
2. Условия, стимулирующие развития творческого мышления студента
3. Практические задания для развития творческого мышления в процессе обучения в высшей школе
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания в высшей школе.doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров

 

 

 

 

 

 

Тема: «Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания в высшей школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орел – 2010

 

Содержание

 

Введение

1. Эволюция понятия творческое мышление

2. Условия, стимулирующие развития творческого мышления студента

3. Практические задания для развития творческого мышления в процессе обучения в высшей школе

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

В настоящее время задача развития творческих способностей основной массы студентов является социальным заказом общества, что обуславливает перенос акцента с передачи учащимся преимущественно готовых предметно-дисциплинарных знаний на организацию их совместной активной познавательной деятельности в учебе и труде.

Общеизвестно, что в памяти обучающихся закрепляется от 10 до 20% того, что он слышит, 50% того, что он видит, и 90% того, что он делает. Поэтому необходимо, как говорил К.Д.Ушинский, «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу и могла бы наполнять его вечно, - вот истинная цель воспитания, цель живая, потому что цель эта – сама жизнь».

Процесс обучения часто представляет собой передачу информации от преподавателя к студенту и, по словам Осмолова, «превращается в снабжение ответами без поставленных учениками вопросов». Со временем у студента вырабатывается не только стереотип деятельности, но и характер мышления.

Тесты на творческую активность, составленные психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых около 2%, у семилетних – 17% и у шестилеток – 37% опрошенных1.

Иными словами система образования не только не развивает, но и в 98 случаях их 100 губит наши творческие способности.

По результатам проведенного анкетирования и разноуровнего контроля знаний студентов 1 курса 95% опрошенных владеют только репродуктивным уровнем усвоения знаний и только 5% имеют способности к творческому труду2.

В дидактике высшей школы веками складывался догматический тип обучения. Его продуктом, как правило, являются формальные знания. Наряду с этим получил развитие объяснительный тип преподавания, преимущество которого состоит в том, что у обучающегося развивают не только память, но и мышление, наблюдательность, значительное внимание уделяют также применению знаний, широко используя упражнения, практические работы. Однако среди всех упражнений преобладает выполнение заданий по инструкции, готовому образцу, хотя в реальной ситуации действия «по инструкции» носят приближенный характер. Таким образом, широко применяемое в современной высшей школе объяснительное обучение имеет много неоспоримых преимуществ, но оно делает акцент на воспроизводящее (репродуктивное) и не способствует развитию творческого (продуктивного) мышления у студентов. Разумеется, не следует противопоставлять воспроизводящее мышление творческому. Но если в вузе станет господствовать только объяснительное обучение, то будет выпуск специалистов созерцательного типа. Это будут специалисты, умеющие усваивать знания и воспроизводить научные истины, но пасующие в ситуациях, требующих самостоятельного мышления, не способные самостоятельно добывать знания и творчески относиться к делу. Такие специалисты нуждаются в рецептах для решения любой задачи, что потребует постоянного обращения к услугам экспертов

На смену догматическому объяснительному преподаванию в высшую школу приходит система обучения, в основе которой лежит не информационное сообщение знаний, а организация самостоятельного «добывания» их студентом. Как сказал физик Мак Лауэ, «Не так важно приобретенное знание, как развитие способности учиться. Образование есть то образование, что остается, когда все выученное забыто».

Цель работы: охарактеризовать специфику творческого мышления и раскрыть основные условия развития творческого мышления студентов в процессе обучения и воспитания в высшей школе.

1. Эволюция понятия творческое  мышление

 

Проследим развитие понятия творческое мышление. Еще античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон) пытались объяснить природу творчества, поставив человека в центр философского изучения. Для этого периода характерно разделение творчества на Божественное (акт рождения, творения космоса) и человеческого (ремесло, искусство). «Божественное творчество», плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания. Аналогично этому и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку «умного» созерцания», которое совершается под влиянием божественного наития.

Таким образом, творчеству античная философия отводит подчиненное значение созерцания вечного и неизменного бытия.

Углубленное изучение человека продолжили мыслители эпохи Возрождения (Ф.Петрарка, Д.П.Мирандола), развивавшие идеи гуманизма, согласно которым благо человека – главная цель социального и культурного развития. Гуманисты подходят к пониманию человека с точки зрения деятельности; ценность человеческой личности определяется ее заслугами и плодотворностью деятельности. Человек сам рассматривается как творец. Творчество понимается как искусство в широком смысле, гении – как носители творческого начала, а акт творчества – как «субъективный процесс в душе художника».

Сменившая Возрождение Реформация рассматривала творчество уже не в его эстетическом содержании, а как действие, делая акцент на предметно-практическую деятельность и, проводя своеобразную аналогию между творчеством и изобретательством, Ф.Бэкон, Гоббс, Локк трактовали творчество как удачную, но в большей мере случайную комбинацию различных, уже существующих, элементов.

Более конкретно проблемой творчества занимаются представители немецкой классической философии: И. Кант, Ф.В.Й. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах. И. Кант в 18 веке создает стройную концепцию творчества, называя творческую деятельность продуктивной способностью воображения. Он приходит к выводу, что творческий процесс является важнейшим компонентом структуры сознания и лежит в основе познавательной деятельности.

Ф.В.Й. Шеллинг развил идеи И.Канта, объясняя творческую способность воображения единством сознательной и бессознательной деятельности. По мнению философа, гении, как наиболее одаренные этой способностью люди, творят бессознательно, однако данный объективный процесс протекает в субъективности человека. Творчество с этих позиций представляется в виде неодолимой, бессознательной стихии, являющейся выражением активности «мировой души», которая в «земных делах» проявляется при рождении произведений искусства. Поэтому высшей формой человеческой жизнедеятельности признается творчество художников и философов.

Г. Гегель нарисовал общую схему творческой деятельности «мирового духа», назвав ее «абсолютной идеей»; он же впервые указал на противоречия как основу всякой деятельности, основу развития.

Подход к пониманию творчества как деятельности, направленной на формирование и преобразование окружающей действительности, нашел свое отражение в марксистской концепции творчества. У К.Маркса творчество выступает как деятельность человека, преобразующего мир в соответствии со своими потребностями и созидающего самого себя в ходе истории.

По мере выделения психологии в самостоятельную науку, творческое мышление становится объектом ее изучения. А. Бен высказал ценную для понимания творчества мысль, что для творческого мышления необходима борьба устоявшихся ассоциаций, то есть, ломка стереотипов.

Начало систематическому изучению механизмов творческого процесса положила гештальтпсихология. Гештальтисты сформировали понимание мышления как деятельности по последовательному переконструированию, продолжающейся вплоть до нахождения необходимого гештальта (структуры). Этот момент получил название «инсайт», озарение. Представители данной психологической школы абсолютизировали принцип системности, целостности и, понимая под творчеством процесс синтеза целостной картины мира, впервые обосновали в нем роль прошлого когнитивного опыта субъекта, преломленного через актуальную проблемную ситуацию. Они подчеркивали необходимость предварительного и сознательного решения проблемы и роль личностных характеристик в процессе творчества.

Исследование данного вопроса продолжили представители Вюрцбургской школы «психологии мышления» (О. Кюльпе, К. Марбе, Н. Ах), которые рассматривали мышление как внутреннюю деятельность по решению задач; изучили динамику переживаний состояний на каждой стадии решения творческих задач; выделили этапы творческой деятельности:

1 этап – сознательная работа: подготовка, предпосылка для интуитивного поиска новой идеи;

2 этап – бессознательная работа: созревание идеи;

3 этап – переход бессознательного  в сознание: вдохновение, инсайт;

4 этап –сознательная работа: развитие идеи и ее оформление и проверка.

Дж.Дьюи рассматривал творческое мышление как удачную комбинацию идей, приводящую к решению задачи, как интеллектуально выраженную форму социальной деятельности и определил «состояние нерешимости, колебания, сомнения» как предпосылку для начала сознательной мыслительной работы, своего рода фактор творческой активности человека3.

Впервые попытка выделить фактор, лежащий в основе творческой активности, была сделана в рамках психоаналитического подхода к исследованию творческого мышления. Так, З.Фрейд считал, что творчество является результатом подавленной сексуальной и агрессивной энергии; А. Адлер трактовал его как способ компенсации комплекса неполноценности. К. Юнг в феномене творчества видел проявление архетипов коллективного бессознательного, опосредованного индивидуальным опытом и восприятием творца. Таким образом, психоанализ впервые выделил проблемы мотивов и роль бессознательного в мышлении в качестве аспектов изучения данного вопроса.

Мотивы творчества изучались психологами-гуманистами. Первоначальным источником творчества назывался мотив личностного роста или, (по А.Маслоу), потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.

Крупнейшими отечественными исследователями творческого мышления являются Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев и др. Однако, толчок зарождению отечественной психологии творчества в конце 19 – начале 20 века был дан, прежде всего, филологами, литераторами, искусствоведами, в числе которых: Д.Н. Овсянико-Куликовский, Б.А. Лезин, П.К. Энгельмейр, М.А. Блох, О.С. Грузенберг и др. Б.А. Лезин, в частности, выявил качества личности творца (внимание и восприятие, способность к фантазии и выдумке, оригинальность, наблюдательность и субъективность, дар интуиции и предчувствия) и стадии творческого процесса: труд, бессознательная работа, вдохновение.

Чрезвычайно яркое, красочное метафорическое описание возникновения идеи (замысла) принадлежит перу К. Паустовского: - «Замысел – это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра – молния. Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень. Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами, заметками памяти. Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию – замысел. Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок».4

А.Н. Леонтьев в докладе «Опыт экспериментального исследования мышления» (1954г) также уделял внимание стадиям творческого процесса: 1) нахождение адекватного способа решения, 2) его применение, не вдаваясь, однако, в подробности собственно процесса поиска, который и составляет сущность творческого мышления.

И.В. Сумбаев впервые в советской психологии выделил в психике человека сознание и подсознание и определил роль подсознания в творческом процессе. Его точка зрения относительно стадий творческого процесса перекликается с мнением П.К. Энгельмейра и М.А. Блоха: 1) вдохновение (деятельность воображения, возникновение идеи), 2) логическая обработка идеи, 3) выполнение творческого замысла. Помимо этого, автор выделил следующие характеристики научного творчества: сосредоточенность внимания на определенной теме, накопление и систематизация материала, обобщение и получение выводов.

Д.Б. Богоявленская выделяет в качестве единицы исследования творчества интеллектуальную активность; вводит понятия «креативной активности личности» как определенной психологической структуры, присущей креативному типу личности. Данный тип личности, по ее мнению, присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности.

В настоящее время существует три основных подхода соотнесения творчества с интеллектом. Согласно первому мнению, как таковых творческих способностей нет, а интеллектуальная одаренность – необходимое, но недостаточное условие творческой активности личности. Детерминантами творческого поведения являются мотивация, ценности и некоторые личностные черты (когнитивная одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях) – так считают А. Танненбаум, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу.

Те, кто придерживается второй точки зрения, считают творческую способность (креативность) самостоятельным, независящим от интеллекта фактором. То есть, между уровнем развития интеллекта и уровнем креативности если и существует взаимосвязь, то незначительная. Данное мнение разделяют Дж. Гилфорд, Г. Грубер.

И, наконец, Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк и др. полагают, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. В этой связи интересна концепция Р. Стернберга, в рамках которой интеллектуальная деятельность рассматривается в трех аспектах: механизмы функционирования интеллекта (отражение решения, когнитивные стили, знания); связи интеллекта с типами задач (интеллект участвует и при решении новых задач, и при автоматизации действий) и отношения интеллекта с внешним миром. Когда высокий интеллект сочетается с высоким уровнем креативности, творческий человек хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен и независим.

Информация о работе Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания в высшей школе