Развитие речи в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 06:46, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Содержание

Введение

Глава 1. Развитие речи дошкольников как процесс овладения родного языка

1.1 Закономерности усвоения речи

1.2 Развитие функций речи в дошкольном возрасте

Глава 2. Особенности развития речи в разные периоды детства

2.1 Развитие речи в раннем детстве

2.2 Процесс развития речи в дошкольном возрасте

Заключение

Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)

 

Возникая у малышей как средство общения, контакта со взрослыми, слушание у дошкольника становится могучим средством познания окружающего в его настоящем, прошлом и будущем. В процессе слушания совершенствуются различные психические процессы и качества ребенка: умение сосредоточиваться, воспринимать речь, запоминать, переживать.

 

Развитие разговорной речи

 

Активная, или разговорная, речь не развивается параллельно и синхронно с развитием понимаемой речи. Для овладения разговорной речью необходимо образование специальных слухоречедвигательных ассоциаций.

 

Эти ассоциации возникают впервые в конце первого полугодия жизни младенца, когда он начинает воспроизводить некоторые звуки речи. Когда четырех-, пятимесячный ребенок бодрствует, когда удовлетворены его органические потребности, он беспорядочно двигает руками, шевелит пальцами, поворачивает голову и произносит отдельные звуки: а-а-а, у-у-у, э-э-э. Несколько позже младенец произносит некоторые звукосочетания типа: в-э-э-э, б-э-э-э, кых...бр. Такая игра звуками, или гуление, является непроизвольной бессознательной пробой своих сил. Она основана на самоподражании и па подражании слышимым звукам речи.

 

У семи-, десятимесячных детей звукопроизношепие становится более точным. В нем ясно различимы отдельные слоги часто слышимых слов. Это лепет, в котором ребенок воспроизводит многократно целые цепи слогов: аба-ба или ма-ма-ма-ма. По данным Н. А. Менчинской, ее сын (7 мес.) за одно утро повторил: «бе» — 32 раза, «ве» — 14 раз и «ге» — 12 раз. Такие слоги являются как бы заготовками будущих слов, которые ребенок будет произносить позже. В процессе лепета младенец воспроизводит чаще всего ударный слог знакомого слова. Так, он говорит «ко» — молоко, «бок» — грибок, «ку» — кукла.

 

В конце первого года подражание звукам происходит на другой основе. Если в 10—11 месяцев на предложение сказать «папа» или «мама» ребенок отвечает общим возбуждением и произношением любого звука «па» или «бэ», то к концу года это подражание становится более точным и принимает все более организованный характер. Ребенок слышит «да-да» и точно повторяет «да-да», слышит «да-да-да» и столько же раз воспроизводит эти слоги.

 

Дальнейшее развитие речи ребенка также обеспечивается слушанием и подражанием речи взрослых. Однако, воспроизводя отдельные слова, ребенок 2—5 лет часто резко искажает их фонетический образ, переставляя или пропуская отдельные звуки. Так, он говорит «чуклы» (чулки), «кабласа» (колбаса), «телижо» (тяжело), «стлавочка» (вставочка), «кочегра» (кочерга). Подобные ошибки встречаются нередко и у детей младшего школьного возраста, особенно часто их можно обнаружить в письме. Они свидетельствуют о недостаточно тонкой и четкой дифференци-ровке ребенком слышимых и произносимых звуков.

 

Однако овладение языком не сводится к правильному произношению отдельных слов и даже словосочетаний. Каждое слово необходимо отнести к определенному предмету (действию, признаку, отношению), а как показывают наблюдения, ребенку второго года жизни эту задачу решить трудно. Саша (1 г. 1 мес.) позвал маму, сказав «яяня». Мать не обернулась. Когда мальчик сказал «мама», мать повернулась и подошла к нему. Ребенок радостно улыбнулся и после этого много раз повторял слово «мама», относя его к матери.

 

Наиболее трудно ребенку второго года жизни обобщать, т. е. обозначать одним словом однородные, но разные предметы.

 

По данным Т. Е. Конниковой, ребенок в начале второго года жизни обобщает предметы по разным признакам:

 

1. По функциональному  назначению. «Апа» — шляпа, косынка, чепчик, кепка, даже таз (если его  человек надел на голову). «Ффффу-у»  — спички, примус, печка, папироса, лампа. «Адига» — рыбий жир (который ребенок очень любит), конфеты, пирожное, вообще все вкусное.

 

2. По местонахождению. «Аболя» — яблоко, масло, зеркало (все, что находится обычно на  одном столике). «Люк» — морковь, капуста, мясо, лук (все, что в супе), тарелка. «Лад-дя» — часы на стене, громкоговоритель, голос соседки, поющей за стеной, радио.

 

3. По внешнему  сходству. «Га-га» — гуси, ботинки  с узкими носами, птицы, вытянутый  в виде клюва кусочек глины. «Кх-кх»— мех, кошка, муфта, воротник, пушистые волосы,

 

4. По звукоподражанию. «Пи-пи» — птичка, мышь. «Ла-ла»  — пение, музыка, радио.

 

Такие слова Т. Е. Конникова назвала многозначными. Слово в этих случаях сигнализирует любые предметы, которые ребенок обобщает на основе выделения какого-нибудь случайного, несущественного признака и ситуативной связанности.[18]

 

Разновидностью такой ситуативной отнесенности слова являются и однозначные слова. Так, слово «Катя» девочка (2 г. 1 мес.) относит к одной своей кукле, но только тогда, когда игрушка лежит в кроватке. На просьбу принести Катю (когда кукла лежит на полу) девочка относит игрушку в кроватку, а затем подает куклу вместе с кроваткой взрослому. Слово «тина» обозначает картину, но только тогда, когда она висит на стене. Когда же она стоит на полу, прислоненная к стене (ребенок ее видит), на вопрос «где картина?» разводит руками и говорит «ма» (нет). Саша (II мес.) установил связь слов «где мама?» с портретом матери, на этот вопрос поворачивал голову и указывал на фотографию, стоявшую на письменном столе.

 

У многих маленьких детей появляется так называемая автономная речь. По мнению некоторых представителей идеалистической психологии (Д. Элиасберг, Э. Клапаред, К. Бюлер), развитие речи совершается спонтанно. Неудовлетворенные имеющимся в родном языке словарем, двухлетние дети якобы создают свои собственные слова. Они понятны лишь нескольким близким ребенку людям.[22]

 

Несостоятельность такой теории была доказана психологами (Ф. И. Фрадкина, Т.Е. Конникова, Г.Л. Розенгарт-Пупко). Их исследования убеждают в том, что единственным механизмом освоения детьми раннего возраста новых слов является подражание, хотя взрослому не всегда удается сразу определить образец, который ребенок пытается копировать. Поэтому термин «автономная речь» должен быть отброшен как неверный по существу.[18]

 

«Автономные» слова являются на самом деле лишь искаженным воспроизведением слышанных ребенком слов, сказанных взрослыми.

 

В последующие годы ребенок часто занимается «словообразованием», однако и у дошкольника новые слова появляются на основе слов, которые он слышит в речи окружающих людей.

 

Освоение словаря Речевое общение со взрослыми очень быстро обогащает словарь ребенка (после 1 г. 6 мес.). Расширение объема понимаемых и произносимых слов непосредственно зависит от (практических действий ребенка с предметами и от его общения со взрослыми — к ним он обращается за помощью, им высказывает свои желания. Отвечая на вопросы старших, ребенок (1 г. 8 мес.— 2 г. 2 мес.) сам начинает спрашивать. Первые его вопросы «что это?» или «это как называется?» воспроизводят аналогичное обращение к нему старших. На каждый свой вопрос ребенок получает ответ — слово, которым обозначена та или другая вещь. Так дети на практике узнают, что у каждого предмета есть свое имя.

 

После 1 года 8 месяцев — 2 лет словарь ребенка быстро растет. Если к полутора годам запас активно используемых слов составлял 18—25, то к концу третьего года жизни он включает до 1000—1200 слов. При этом основную часть словаря составляют существительные (до 60%), около 25—27% — глаголы и лишь 10—12% —прилагательные.

 

По данным Н.А. Рыбникова, Н.А. Менчинской, А.Н. Гвоздева, за период от 1 г. 6 мес. до 2 л. 6 мес. количество существительных вырастает в 4 раза, глаголов — в 8 раз, прилагательных— в 5—6 раз. Все авторы отмечают при этом большие индивидуальные различия как в объеме словаря на каждом возрастном этапе, так и в темпе его приобретения и широте использования разными детьми.[9]

 

Ребенок преддошкольного возраста овладевает элементами грамматического строя родного языка.

 

По мнению В. Штерна, когда ребенок (1 г. 6 мес.—1 г. 8 мес.) произносит лишь одно какое-нибудь слово, например «стул», «мама», «киса», он выражает в нем целое предложение типа «Мама, посади меня на стул». Поэтому В. Штерн и назвал такие слова однословными предложениями. Однако такое объяснение основано на ошибочном понимании отношений мышления и речи, на предположении, что оба эти процесса развиваются независимо друг от друга. Штерн ошибочно допускает, что маленький ребенок, еще не владея речью, может иметь уже заранее оформленную мысль.[18]

 

Внимательное изучение ранних слов детей исследователями (Г Л. Розенгарт-Пупко, Ф.И. Фрадкина, Е. Г. Бибанова, А.Н. Гвоздев, Н.А. Менчинская, М.М. Кольцова) показывает, что, воспроизводя запомнившееся слово «стул» и похлопывая рукой по его сидению, ребенок на втором году жизни пытается воспроизвести знакомую и привлекательную для него ситуацию принятия пищи, он хочет сидеть на стуле, держать ложку и есть кашу.

 

За однословными предложениями появляются двусловные, а затем и многословные: «Моко пить» (молоко пить), «Ляля хеб точит» (Ляля хлеба хочет), «Киса мяу» и др. К концу второго года высказанное ребенком предложение часто представляет собой цепочку слов, грамматически совершенно не связанных между собой, например: «Нян кука геть моко тонька» (няня пошла на кухню греть молоко для Толеньки).

 

Освоение грамматического строя языка требует изменения окончания слов в предложении и введения соединительных слов (в русском языке). По данным Н.А. Рыбникова, такие предложения появляются у детей в период от 1 г. 3 мес. до 1 г. 9 мес. Специальные исследования этого вопроса (А.Н. Гвоздев, Ф.А: Сохин, Н.П. Серебренникова, М.И. Попова) показали, что процесс освоения ребенком грамматического строя языка имеет определенные закономерности: [9]

 

1. Внимание ребенка к структуре простого предложения, т.е. к грамматическому строю языка, может быть вызвано после того, как он уже овладел некоторым запасом слов (около 60—70).

 

2. Освоение  ребенком первоначальных грамматических  форм, а именно согласования слов  в предложении, совершается по общим законам выработки динамического стереотипа. Ребенок усваивает их, слушая и повторяя одни и те же грамматические структуры, которые обозначают однородные отношения, существующие между разными предметами в определенной жизненной ситуации. Ведь в каждой грамматической форме отражены определенные отношения между предметами или отношение человека к предмету. Творительный падеж обозначает «орудийные» отношения, родительный — отношения принадлежности и т. д. Поэтому освоение различных грамматических форм требует от ребенка, прежде всего отвлечения отношений, существующих между разными предметами, и их обобщения. В данном случае «отношение и действует как раздражитель» (И. П. Павлов). Но и в дошкольном возрасте недостаточно лишь многократно воспроизводить согласования слов, слышимые в речи взрослых. В специальных дидактических играх и на речевых занятиях (О.И. Соловьева, М.Я. Покровская, Н.П. Серебренникова) дети осваивают основы грамматического строя родного языка.

 

3. Усвоенные  детьми грамматические формы длительное время остаются подчиненными конкретной ситуации.

 

4. Освоение  грамматики языка в еще более  значительной степени, чем освоение  словаря, связано с общим развитием  ребенка: расширением умственного  кругозора, развитием самостоятельности. Поэтому организация содержательной жизни и разнообразных форм деятельности и общения детей со взрослыми заметно влияет па развитие их речи: обогащается словарь, усваиваются начальные грамматические формы.

 

Значение речи

 

Освоение речи детьми в период от 1 года 6 месяцев до 3 лет вносит важные изменения во взаимоотношения ребенка с окружающим миром, меняет его позицию среди людей и отношение к самому себе. Значение речи очень велико.

 

1. Слово  как обозначение чего-то служит  средством выделения, вычленения предметов, их признаков, действий или связей, Вычленять (анализировать) явления путем словесного обозначения быстрее, легче и намного прочнее, чем вычленять те же явления на основе образования обычных условнорефлекторных (первосигнальных) связей.

 

2. Слово  как обобщение служит средством  объединения многих предметов  в группы, категории (синтез). Отвлекаясь  от мелких, второстепенных, признаков (порой достаточно ярких, броских, например от цвета предмета), ребенок  учится выделять и объединять  разные явления на основе общности их существенных признаков. В двухлетнем возрасте он подбирает матрешки к матрешкам, шарики к шарикам и даже незнакомые тела — конусы — объединяет в одну группу. Его восприятие становится категориальным.

 

3. Обозначая  не только предметы, но и связи, отношения, существующие между ними, слово служит средством восприятия окружающих предметов и явлений в их разнообразных взаимозависимостях (прежде всего пространственных, затем функциональных, причинных, целевых). Поиски этих отношений, их установление позволяют ребенку ставить вопросы, выражать короткими предложениями эти отношения: «Мишка там лежит, в ящике» (2 г. 4 мес.), «Киска на пол прыгнула», «Мама дома, вот хорошо как». Направленность на раскрытие связей является необходимым условием развития детского мышления.

 

4. Освоение  языка изменяет действия ребенка. Обозначенная словом, цель придает  действию четкую направленность  и разумность. Действия ребенка  на третьем году жизни становятся  нацеленными и приобретают произвольный  характер.

 

5. Взрослый  формулирует словами правила  поведения. Среди них особую роль  играют требования «надо», «нельзя», «можно». Постоянное деловое подкрепление  каждого такого слова-сигнала  обеспечивает воспитателю возможность  управлять поведением ребенка. Обобщающий характер таких сигналов открывает широкие возможности для развития у ребенка саморегуляции и самостоятельности поведения.

 

6. В речи  взрослый выражает свою оценку, отношение к чему-то. Такой оценкой  он подкрепляет требования к  поведению ребенка. Слова «хорошо», «молодец», «красиво», «плохо» становятся основой тех моральных оценок, из которых у ребенка в дальнейшем формируются первоначальные моральные представления, а позже понятия. Они лежат и в основе формирующегося у ребенка отношения к окружающему.

Информация о работе Развитие речи в дошкольном возрасте