Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 19:15, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что чувство страха присуще всем высшим животным и еще в большей мере свойственно человеку. Животное может бояться лишь конкретных опасностей, человек же благодаря своему воображению страшится еще и мнимых бед, большинство из которых создает он сам. Создать новый страх легко, убить же его трудно именно из-за его нематериальности. Страх – это эмоциональное состояние, которое любой человек едва ли не каждый день может наблюдать в себе самом. Тем не менее, совсем не просто объяснить, что же такое страх по своей сути.
Введение 3
Глава 1. Определение понятия страх 5
Глава 2. Классификация страхов 8
Глава 3. Теоретические направления исследования страха 11
3.1. Психоаналитическое направление 11
3.2 Экзистенциальная логотерапия 13
3.3 Бихевиористическое направление 15
Глава 4. Возрастные особенности переживания страха 17
4.1. Страхи в детском возрасте 17
4.2. Страхи у подростков 21
4.3. Страхи у взрослых 22
4.4. Страхи у пожилых людей 23
Глава 5. Факторы, влияющие на возникновение страха 24
Глава 6. Методы коррекции страха. 29
Заключение 32
Список литературы
В подавляющем числе случаев люди боятся не конкретного встреченного ими животного, а того страшного образа, который они сами же и создали в своём сознании ещё в детстве» (Ю.В. Щербатых, 2007).
Фобия является более сильной и стойкой, чем просто страх и желание избегать предмета или ситуации более велико. Фобии – это навязчивые страхи, интенсивная и непреодолимая боязнь, охватывающая человека, несмотря на понимание бессмысленности и попытки с ней справиться.
Люди, страдающие фобией, испытывают страх даже при мысли о предмете или ситуации, пугающих их, но обычно они чувствуют себя вполне комфортно до тех пор, пока им удается избегать этого предмета и мыслей о нем. Большинство из них хорошо понимают, что их страхи чрезмерны и необоснованны. Некоторые не имеют представления о происхождении своих страхов.
В представленииЗ.Фрейда, развитие страха тесно связано с системой бессознательного, с либидо. Превращение либидо в страх осуществляется благодаря процессу вытеснения. Вытесненные сексуальные влечения как бы находят свою разрядку в форме страха, причем невротического страха. Так, рассматривая фобии, З.Фрейд выделил две фазы невротического процесса. Первая фаза характеризуется осуществлением вытеснения и переводом сексуальных влечений в страх, соотнесенный с внешней опасностью. Во второй фазе наблюдается организация системы защиты, способствующей предотвращению столкновения с этой опасностью, когда вытеснение является не чем иным, как попыткой бегства «Я» от сексуальных влечений. При других невротических заболеваниях используются иные системы защиты против возможного развития страха (Фрейд З.2001). Но в любом случае, согласно З.Фрейду, проблема страха занимает центральное место в психологии неврозов.
В работе «По ту сторону принципа удовольствия» З.Фрейд заявил, что понятия «страх», «боязнь», «испуг» неправильно употребляются как синонимы. Проводя различия между страхом, боязнью и испугом с точки зрения отношения к опасности, Фрейд высказал по этому поводу следующие соображения. По его мнению, страх означает определенное состояние ожидания опасности и приготовление к последней, если она даже и неизвестна; боязнь предполагает определенный объект, которого боятся; испуг отражает момент неожиданности и представляет собой состояние, возникающее при опасности, когда субъект оказывается к ней неподготовлен.
В работе « Торможение, симптом и страх», посвященной проблематике страха, З.Фрейд подчеркнул, что лежащая в основе реального страха опасность исходит от внешнего объекта, в то время как невротическая опасность – от требования влечения. Но требование влечения не представляется чем-то надуманным, является реальным, и, следовательно, можно считать, что невротический страх имеет не менее реальные основания, чем реальный страх. Это означает, что взаимоотношение между страхом и неврозом объясняется защитой «Я» в форме реакции страха на исходящую от влечения опасность. С точки зрения Фрейда, требование влечения часто становится внутренней опасностью именно потому, что его удовлетворение может привести к внешней опасности. В то же время для того, чтобы стать значимой для «Я», внешняя, реальная опасность должна превратиться во внутреннее переживание человек (Фрейд З.2001). В этой работе Фрейд выразил такое понимание природы страха, которое свидетельствовало об уточнении и пересмотре ранее выдвинутых им представлений о страхе. Пересмотр ранее сформулированных им в лекциях по введению в психоанализ идей о страхе был связан с тем подходом к анализу душевной жизни человека, который был осуществлен в работе «Я и Оно». В ней Фрейд подчеркнул, что бедное, несчастное «Я» подвержено опасности с трех сторон и может быть охвачено тройственным страхом – реальным страхом перед внешним миром, страхом совести перед «Сверх-Я» и невротическим страхом перед «Оно». И действительно, структуризация психики подводила Фрейда к психоаналитическому пониманию того, что бессознательное Оно не испытывает страха, поскольку не может судить о ситуациях опасности, и именно «Я», а не «Оно» является местом сосредоточения страха. Не случайно в работе «Я и Оно» он подчеркнул, что «Я» представляет собой «подлинный очаг боязни» и ввиду угрозы трех опасностей развивает «рефлекс бегства», в результате чего происходит образование невротических симптомов и защитных механизмов, ведущих к фобиям. «Мы приветствовали как желательное то соответствие, что три основных вида страха: реальный страх, невротический и страх совести – без всякой натяжки согласуются с тремя зависимостями «Я» – от внешнего мира, от «Оно» и от «Сверх-Я» (З.Фрейд., 2011).
Дальнейшее развитие некоторые идеи Фрейда получили в работах К.Хорни, внесшей много нового в понимание тревоги и природы страха в психологии.
«Все виды страха возникают из неразрешенных конфликтов. Но так как мы должны подвергнуться их действию, если хотим все-таки достигнуть целостности своей личности, то они выглядят необходимым препятствием в нашем движении к самим себе. Они представляют, так сказать, чистилище, через которое нам следует пройти, прежде чем сможем достигнуть спасения» (К.Хорни.,2007).
Причиной возникновения конфликтов личности, по К.Хорни, становится, в первую очередь, воздействие социальных факторов, культурных ценностей (соперничество, враждебность со стороны других, страх неудачи, и др.).
В результате этих
В начале развития бихевиоризма Джон Уотсон называл несколько стимулов, вызыващих страх: внезапные громкие звуки, внезапная потеря опоры, толчки и удары в момент засыпания. Прочие стимулы, запускающие реакции страха, с его точки зрения, являются комбинацией уже названных.
На основе врожденных (безусловных) реакций страха в ходе жизни появляются новые стимулы, вызывающие страх. В своих опытах Уотсон установил, что многие стимулы, например, животные, темнота, огонь, в младенческом возрасте не вызывают страха.
Изучая эмоции младенцев, Джон Б. Уотсон, среди прочего, заинтересовался возможностью формирования реакции страха применительно к объектам, которые ранее страх не вызывали. Вместе с Розалией Рейнер (Watson, Rayner, 1920) Уотсон проверил возможность формирования эмоциональной реакции страха белой крысы у 11-ти месячного младенца, который ранее крысу вполне терпел в своей кроватке и даже играл с ней. Альберт - сын кормилицы, работавшей в больнице, был вполне здоровым мальчиком, и до начала эксперимента (в возрасте 9 месяцев) не боялся белых крыс, кролика, собак, ваты, обезьян и других животных. Не боялись этих объектов и три других ребенка, которые в тот момент находились в больнице.
Эксперимент был предпринят, чтобы ответить на три вопроса:
1. Можно ли младенца научить бояться животных в том случае, если животное будет предъявляться одновременно со стимулом, вызывающим страх (звуком от удара по металлической пластине)?
2. Будет
ли этот страх
3. Как
долго будет сохраняться
В качестве безусловного раздражителя, вызывающего страх, в эксперименте использовались громкие звуки (стучали молотком по железной полосе за спиной у младенца).
В первой серии по пластине ударили всего лишь дважды каждый раз, когда Альберт прикасался к белой крысе, помещенной к нему в колыбельку. Уже после двух попыток Альберт начал избегать контакта с крысой. Спустя неделю опыт повторили - в этот раз по полосе ударили пять раз, просто помещая мышку в колыбель. Младенец начал демонстрировать реакцию избегания и плакал уже лишь при виде белой крысы.
Еще через пять дней Уотсон решил проверить, будет ли реакция страха перенесена на другие объекты. Был зафиксирован страх при предъявлении кролика, собаки, меховой шубы. Альберт избегал также контактов с ватой и маской Деда Мороза. Поскольку громкие звуки эти объекты не сопровождали, Уотсон сделал вывод о переносе реакций страха на похожие объекты. Для контроля Альберту дали поиграть с деревянными кубиками. Кубики страха не вызывали (Уотсон Д.Б., 1998). Уотсон предположил, что по аналогии с этим очень многие страхи, антипатии и тревожные состояния взрослых формируются еще в раннем детстве.
Далее Уотсон обнаружил, что обусловленные страхи у человека отличаются удивительной стойкостью, легкостью переноса на смежные ситуации и требуют часто довольно длительной терапии,. Связано это с тем, что обусловленные страхи легко распространяются на похожие ситуации, но вот угашение страхов, достигнутое в ходе терапии, на похожие ситуации не распространяется.
С развитием Б.Ф. Скиннером теории оперантного обусловливания появилась еще одна (оперантная) модель обусловливания страхов. В соответствии с этой моделью страхи могут возникать, поддерживаться и укрепляться под воздействием подкрепления, случающегося после боязливого поведения.
Здесь принято различать позитивное подкрепление и негативное подкрепление.
Возможность возникновения страха в результате позитивного подкрепления приятными последствиями можно проиллюстрировать следующим примером.
Ребенок, испугавшийся чего-либо и прибежавший за защитой к родителям, получает от них заботу, ласку и защиту. При любых потенциально страшных или неприятных событиях он теперь охотнее обращается к родителям за поддержкой, демонстрируя стойкую стратегию бегства.
Иногда ребенок даже может в этом случае симулировать страх, чтобы лишний раз получить подкрепление. Страх приобретает то, что в поведенческой терапии принято называть скрытой выгодой. Особенно прочны такого рода страхи в том случае, если испугаться для ребенка - единственный способ привлечь внимание родителей. Подкрепляемая таким образом реакция бегства встречается чаще впредь и часто генерализуется. Ребенок, например, просится в постель к родителям, мотивируя это страхом темноты.
Поскольку сам страх является неприятным стимулом, то человек стремиться предотвратить страх. Каждый раз, когда это удается, происходит оперантное (негативное) подкрепление. Таким образом, страх начинает подкреплять сам себя, чем и объясняется стойкость страха к угасанию при отсутствии условного стимула.
В. Франкл так описывает механизм образования реакции страха: у человека появляется страх перед каким-либо явлением (сердечный приступ, инфаркт, онкозаболевания и т.п.), реакция ожидания – страх, что это явление или состояние наступит. Могут проявиться отдельные симптомы ожидаемого состояния, что усиливает страх, и круг напряжения замыкается: страх ожидания события становится сильнее, чем опасения, непосредственно связанные с событием. На свой страх человек начинает реагировать бегством от действительности (от жизни).
В этой ситуации В.Франкл предлагает использовать самоотстранение. Наиболее ярко способность к самоотстранению проявляется в юморе. Юмор позволяет дистанциироваться от чего угодно (в том числе и от самого себя) и тем самым обрести контроль над самим собой и ситуацией.
Страх является биологической реакцией, позволяющей избегать тех ситуаций, которые представляются опасными. Если человек будет сам активно искать эти ситуации, то он научится действовать «мимо» страха, и страх постепенно исчезнет, как бы «атрофируется от безделья» (Франкл В., 2001).
В коррекционной работе со страхами В.Франкл использует метод парадоксальной интенции. Данный метод предполагает, что психолог направляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. Справиться со своими страхами помогает парадоксальная интенция – психотерапевтический метод, который был предложен Альфредом Адлером, а затем разработан Виктором Франклом. Термин «интенция» (от лат. intentio – «стремление», «внимание») означает внутреннее стремление, направленность сознания на какой-либо предмет или явление, а «парадоксальная» – буквально «сделанная наоборот». (Франкл В., 2001).
Страхи часто возникают когда случается некое происшествие и связанные с ним неприятные переживания. Например, у кого-топубличное выступление, он очень волнуется и вдруг замечает, что у него дрожат руки. Когда ему в очередной раз приходится выступать, к обычному волнению добавляется страх, что руки снова задрожат, – и это опасение сбывается. Тогда человек начинает отказываться от выступлений: он думает о том, как руки опять будут трястись и скрыть это не удастся. Если вовремя не преодолеть страх, ситуация может усугубиться. Так формируется фобия, которая приводит к тому, что симптом действительно повторяется, а в результате первоначальные опасения еще более усиливаются.
В таких ситуациях помогает парадоксальная интенция. В.Франкл описывал такой случай: к к психотерапевту обратились родители девятилетнего мальчика, который несмотря на все наказания и укоры, каждую ночь мочился в постель. Психотерапевт удивил ребенка неожиданным предложением: всякий раз, как постель окажется мокрой, он будет получать за это 50 центов. Мальчик был очень доволен, рассчитывая заработать на своем недостатке деньги. Но хотя он делал все возможное, чтобы получить награду, ничего у него не получалось. Невротический симптом исчез, как только на первый план вышло желание его повторения.
Например, если человек испытывает страх закрытых помещений, ему предлагается заставить себя находиться в таком помещении. И в результате длительного нахождения, как правило, страх исчезает, а человек обретает уверенность в себе, перестает бояться того, чего раньше избегал (Франкл В., 2001).
Детские страхи - эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальную или воображаемую), или на опасный в представлении детей объект, переживаемые ими как дискомфорт, возбуждение, желание убежать или спрятаться.
Маленькие дети имеют больше страхов и фобий, чем взрослые, и испытывают эмоцию страха болееинтенсивно. Уних страхи могут запускаться и останавливаться без видимых причин , в процессе развития ребенка. Новинка, непредсказуемость и внезапные изменения могут вызывать страхи у детей. Взрослые учат детей бояться определенных вещей, прежде чем ребенок столкнется с ними. Дети могут «забрать» страхи взрослых в семье (I M Marks,1987).
Первый год жизни
Повышенное беспокойство у детей первых месяцев жизни чаще всего возникает тогда, когда не удовлетворяются жизненно важные физиологические потребности в пище, сне, активности, освобождении кишечника, тепле, т.е., во всем том, что определяет физический и эмоциональный комфорт младенца. Если же физиологические потребности полностью не удовлетворяются, возможно длительное сохранение вызванного ими беспокойства, например, в момент засыпания, принятия пищи (А.И.Захаров,2004).
Психологические потребности как источники беспокойства проявляют себя не сразу. Первым проявлением эмоционального контакта является ответная улыбка малыша между 1-м и 2-м месяцами, говорящая не только о потребности в положительных человеческих эмоциях, но и выделении из окружающих людей матери, а вскоре и других взрослых. В возрасте 2 мес. появляется беспокойство при отсутствии матери и нахождения в новой обстановке (А.И.Захаров,2004).