Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:31, реферат
Социализация личности (от лат. socialis – общественный) – формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально положительного поведения.
В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами использования социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация личности основана на познании личностью социальной действительности.
Материальное потребление для социализированной личности является прежде всего условием ее созидательной деятельности. Если животные действуют лишь для того, чтобы потреблять, то человек потребляет, чтобы действовать, созидать, обеспечивать прогресс общественного развития.
Непомерное материальное потребление, ставшее самоцелью, – признак десоциализации личности.
Потребности людей зависят от исторически сложившегося уровня производства и потребления, от условий жизни человека, традиций и господствующих вкусов в данной социальной группе.
В отличие от животных, имеющих стабильный круг потребностей, потребности человека постоянно расширяются (по мере расширения его производительных возможностей).
Для исторического процесса развития человечества характерен объективный закон возвышения человеческих потребностей. Для отдельного же индивида возможен регресс потребностей – "расползание" вширь потребностей низших уровней.
Все потребности обладают направленностью, напряженностью, цикличностью.
Потребность с нейрофизиологической точки зрения представляет собой образование доминанты – устойчивого возбуждения определенных механизмов головного мозга, которые и организуют, регулируют необходимые поведенческие акты.
Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Удовлетворенная потребность сначала угасает, но затем возникает с большей интенсивностью. Слабые потребности в процессе их многократного удовлетворения становятся более стойкими.
Потребность становится основой поведенческого акта лишь в том случае, если для ее удовлетворения имеются или могут быть созданы средства и условия (предмет деятельности, орудие деятельности, знание и способы действия). Чем разнообразнее средства удовлетворения данной потребности, тем прочнее они закрепляются.
Потребность определяет весь приспособительный механизм психики. Объекты действительности при этом отражаются как возможные условия (или препятствия) удовлетворения потребности. Как отмечает П. Милнер, потребности оснащены ее детекторами и эффекторами.
Возникновение определенных насущных потребностей, их актуализация организует психику на постановку соответствующих целей. При этом внешние воздействия избирательно охватываются доминирующей мотивационной активностью индивида.
Мотивация – это обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма. (Так, например, могут возникнуть пищевая, половая, познавательная, защитная и другие виды мотивации.)
От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных чувственных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма. (Сытый организм не реагирует на самую привлекательную пищу.) Внешние раздражители становятся стимулами, т. е. сигналами к действию лишь при соответствующем мотивационном состоянии организма. Мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы – программы поведения – могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте.
Мотивация поведения всегда эмоционально насыщена. То, к чему мы стремимся, нас эмоционально волнует. При этом одни эмоции выполняют стратегическую функцию – являются индикатором потребностей, значимости определенного класса объектов, другие связаны с определением значимости отдельных условий, обеспечивающих достижение объекта потребности. Являясь непосредственным "определителем" значимости, полезности или вредности тех или иных явлений, эмоции обеспечивают соответствующую энергетическую мобилизацию организма на соответствующее взаимодействие индивида с этими объектами.
Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационных состояний животных тем, что регулируются второй сигнальной, обобщенной системой ценностных ориентации личности. Все мотивационные состояния являются модификацией потребностных состояний.
К мотивационным состояниям человека относятся интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.
Интерес – эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека (от лат. interest – имеет значение). Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту, имеющему устойчивую значимость.
"Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интересов. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета.
Интерес – мотивационно-регуляционный механизм человеческого поведения, определяемый иерархией сформированных потребностей.
Однако связь интересов с потребностями не прямолинейна, иногда она не осознается. Интересы бывают прямые и опосредованные, возникающие в связи со средствами достижения целей.
Интерес как психическое состояние существенно влияет на психические процессы, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые).
Удовлетворение интереса не только не погашает его, но формирует еще более разветвленную систему интересов.
Выступая в качестве ориентационной основы поведения личности, интересы становятся основным психологическим механизмом поведения. Интересы не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.
Широта и глубина интересов человека определяют полноценность его жизни. Интересы асоциальной личности отличаются, как правило, узостью, эгоистической направленностью, меркантилизмом, утилитарностью. Характеристика личности включает в себя определение круга интересов данного человека. С интересами человека тесно связаны его желания, страсти и влечения.
Желание – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желание представляет собой определенный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий. Еще Эпикур подразделил все человеческие желания на три группы: 1) естественные и необходимые (желание еды, питья, сна, отдыха и т. п.), 2) естественные, но не необходимые (например, сексуальные желания), 3) желания ни естественные, ни необходимые. Перечень этой, третьей, группы желаний необъятен: желания, связанные с честолюбием, жаждой славы, власти, лидерства, первенства, превосходства над другими людьми и т. п. Однако и первые две группы желаний человека не безупречны – они могут быть гипертрофированными, непомерно интенсивными, не знающими границ своего удовлетворения. Желание связано со стремлением – повышенным эмоциональным тяготением к объекту желания.
Страсть – очень стойкое аффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека.
Страсть интегрирует волевые и эмоциональные побуждения; она может быть положительной и отрицательной в зависимости от общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (к стяжательству, азартным играм и т. п.) ведут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного поведения. Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, отдельным видам трудовой деятельности и т. п.). "Полное отсутствие страстей, если таковое могло быть достигнуто, привело бы к полному отуплению, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, страсти – это небесный огонь, оживляющий нравственный мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа – благородством".
Состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов называется влечением. Влечения могут быть естественными и сформированными в социальных условиях.
Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органическими процессами и лишь в незначительной мере могут регулироваться сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на организацию, направленность сознания. "Влечение ставит задачи интеллекту для своего удовлетворения и пользуется им как рабочим аппаратом. Оно давит на мышление, приковывает его к нахождению способов своего удовлетворения и заставляет его до тех пор работать в нужном направлении, пока не найден удачный исход".
В ряду инстинктивных, органических влечений установлена следующая последовательность в порядке возрастания силы их напряженности: 1) ориентировочные реакции, 2) сексуальное влечение, 3) голод (пищевое влечение), 4) жажда, 5) влечение материнства.
Влечения человека в отличие от инстинктов животных отличаются социальной обусловленностью. Чем более глубоко социализирован человек, тем более дисциплинированы его влечения. Ослабление психики, психическая деградация ведут к усилению инстинктивных побуждений. (Так, в структуре преступности значительное место занимают необузданные сексуальные влечения, удовлетворяемые преступным, насильственным способом.)
Одна из основных особенностей развитого человеческого сознания – способность осуществлять разумный выбор среди собственных влечений. Для этого индивид должен подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, произвести выбор между ними. Этот выбор осуществляется иерархически организованной ценностной системой личности.
Мотивация человека может быть сознательной и подсознательной.
Сознательная мотивация связана с намерением. Намерение (в юридической терминологии – "умысел") – это сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия.
В намерении объединяются побуждение к действию и его сознательное планирование. Намерения, как и потребности, обладают динамическими свойствами – силой, напряженностью и др. Намерения организуют поведение человека, обеспечивают произвольность его действий, выступают как сознательный акт поведения. Сознательным обоснованием намерения является мотив.
Термин "мотив" в переводе с латинского означает побуждение, однако не всякое побуждение является мотивом; поведение может побуждаться чувствами, установками. Одни побуждения осознаются, другие не осознаются. Мотив – это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.
Если понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения (в том числе и малоосознанные и подсознательные), то мотив – сознательно сформированные, понятийно оформленные побуждения.
Деятельность человека обычно побуждается несколькими мотивами – иерархией мотивов При этом определенные мотивы приобретают ведущее значение.
Ведущие мотивы придают деятельности, ее объектам и условиям личностное значение – смысл.
Мотивы могут вступать в противоречие с объективными возможностями их реализации, с социальной регламентированностью поведения. В таких случаях у социализированной личности происходит или подавление мотива, или его изменение – изыскание новых, социально допустимых целей деятельности. (Мотивы следует отличать от мотивировки – оправдательных высказываний по поводу совершенного действия. Они могут не совпадать с действительными мотивами, маскировать их.) Все малоосознанные импульсивные действия совершаются на основе установки (ошибочно иногда трактуемой как "бессознательные мотивы").
Установка – состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях; это нейродинамически закодированная устойчивая модель поведения. Установка – наиболее константная, устойчивая основа поведения человека.
Различаются два вида установки – общая и дифференцированная (фиксированная). Общая установка возникает в отношении больших классов явлений; дифференцированная – по отношению к индивидуализированным объектам.
Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, объединяет его сознательную и подсознательную сферы, определяет меру возможного поведения человека в различных жизненных ситуациях, "норму его реакции".
Установка лежит в основе поведенческих стереотипов, стабилизирующих поведение индивида, освобождающих его от необходимости принимать решения и произвольно контролировать осуществление деятельности в стандартных для него (обобщенных в опыте данного индивида) ситуациях В ряде случаев (при низком уровне критичности индивида) установки обусловливают инертность поведения, не учитывая изменения в обстановке, люди действуют шаблонно.
Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Различаются смысловые, целевые и операционные установки.
Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом. Смысловые установки индивида особенно интенсивно формируются в референтной (значимой) для него микросреде. В напряженных ситуациях установки начинают доминировать.
Возникнув в рамках одной деятельности, установки переходят и в другие сферы деятельности, обусловливают взаимодействие субъектов со сходными объектами в широком спектре однотипных ситуаций.
Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда ведет к ригидности, негибкости поведения.
Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для индивида средств.
В сложном механизме регуляции поведения сознательные его компоненты (цели, мотив, решения, программирование, выбор средств реализации) непрерывно взаимодействуют с подсознательными, установочно стереотипными компонентами.
Итак, побудительный и целеобразующий механизм человеческого поведения состоит из сложного комплекса взаимосвязанных личностных факторов – направленности личности, ее потребностей, модификацией которых являются интересы, желания, стремления, страсти, влечения и подсознательные установки Сознательным же компонентом волевого, целенаправленного поведения являются мотивы поведенческих актов, интегрирующие в себе общую направленность личности