Психология личности юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 15:51, лекция

Краткое описание

Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции и психологии для раскрытия изучаемых ею объективных закономерностей. Эти методы можно классифицировать как по целям, так и по способам исследования.
По целям исследования методы юридической психологии делятся на три группы:
Методы научного исследования. С их помощью изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практических работников, занимающихся работой по борьбе или предупреждению преступности.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Психология личности юриста.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

д) служба в правоохранительных органах связана с высокими морально-психологическими нагрузками, выдерживать которые обязан каждый юрист, сотрудник, военнослужащий внутренних войск;

е) мораль — не только требование, не только неотъемлемая сторона, результат профессиональных действий, но всегда и характеристика сознания работника правоохранительных органов, его психологии, его личных качеств и подготовленности. Чтобы пресекать зло, утверждать добро и справедливость, работнику органов правоохраны надо быть в своих действиях на высоте моральных требований. Деятельность испытывает и моральную стойкость юриста, способность устоять перед соблазнами, воспользоваться некоторыми преимуществами и возможностями положения, властными полномочиями, не поддаваться стремлениям преступного мира подкупить или замарать его совесть, честное имя, репутацию порядочного человека. Человек, не обладающий высокими моральными качествами, всегда находит десятки оправданий для возведения «психологической крепости», ограждающей его совесть от угрызений, заставляя ее молчать или подсовывая «оправдания», облегчающие переживания «по служебной целесообразности». Морально-психологическая незрелость психологии личности приводит к допущению безнравственности, видимости работы, профессиональному предательству, нарушениям законности: использованию противоправных средств принуждения, укрытию преступлений от учета, прекращению уголовных дел в выгодных для себя случаях, принятию подношений — взяток, действий по принципу «ты — мне, я — тебе» и т.п.

Морально-психологические особенности сотрудника, военнослужащего внутренних войск, судьи, прокурора и др. — не абстрактная, а живущая в его личности и действующая мораль. Она обнаруживается постоянно и везде в поведении, действиях и службе как:

• стремление постоянно, в любых условиях следовать требованиям гражданского, патриотического, профессионального, человеческого долга;

• непоколебимая нацеленность в жизни и деятельности на утверждение должного, добра и справедливости, борьбу со злом и несправедливостью во имя человека, во благо России;

• знание моральных норм, убежденность в их ценности и необходимости подчинения им своего личного поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности на службе;

• глубокое понимание ценности человека, его достоинства, прав, интересов и жизни как высшей социальной и духовной ценности;

• понимание связи своей профессиональной деятельности и практически каждого ее элемента с вопросами морали, убежденность в необходимости достижения в ходе ее и в каждом действии не только правовых, но и высоких моральных результатов;

• умение и стремление всегда разбираться в моральных тонкостях своего профессионального поведения и действий, учитывать их при решении стоящих задач;

• обладание привычками всегда быть на высоте моральных требований и выполнять их не ради контроля, не из страха перед наказанием, а по внутренней моральной потребности;

• обладание высокой морально-психологической устойчивостью при действии факторов, подталкивающих его к отступлению от моральных норм;

• умение сохранять оптимальный, бодрый, здоровый морально-психологический настрой в любой ситуации.

Морально-психологические знания и убеждения — по существу это моральное мировоззрение юриста, обеспечивающее глубокое и правильное понимание вопросов моралей и этики профессионального поведении.

Морально-психологические установки и ценностные ориентации — компонент, выражающий превращение моральных знаний в личностное образование, во внутреннее принятие личностью моральных норм, приобретение ими личностного смысла (как обязательной нормы для себя). Это превращение означает возникновение в сознании моральных ориентиров-норм, указывающих путь личного морального решения повседневных проблем и границы его, которые личность решает не преступать.

Моральные навыки и умения высоконравственного поведения на службе и в быту — особый компонент практической умелости юриста, свидетельствующий, что знания и желания дополнены практической возможностью поступать как надо. Этот компонент морально-психологической подготовленности возникает не как автоматическое следствие действия первых двух. Его необходимо формировать специально, тем более что в правоохранительной практике воплощение моральных норм при строгом соблюдении процессуальных требует тонких специальных умений.

Привычки в широком понимании — это отдельные действия, ставшие потребностью, нуждой данного человека. Моральные привычки - продукт превращения моральных навыков и умений в личную потребность конкретного юриста, действия, ставшие для него необходимостью.

Привычки — важный шаг к моральной культуре личности.

Морально-психологические качества — устойчивые личностные детерминанты нравственного поведения, проявляющиеся везде и всегда, в любом поступке. Они — итоговый результат и интегративный продукт сформированности и взаимодействия всех рассмотренных компонентов морально-психологической подготовленности юриста и основной показатель ее уровня.

В содержательном плане все упомянутые компоненты делятся на четыре группы.

• Общетрудовые. Этот вид моральных знаний, убеждений, навыков, умений, привычек, установок, ценностных ориентации и качеств регулирует отношение личности к труду. Они определяют ответственность, трудолюбие, добросовестность, активность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, деловитость, организованность личности и т.п.

• Профессионально-трудовые. Этот вид содержательных компонентов выступает регулятором работы именно юриста-профессионала. От их сформированное™ зависит степень его обостренного отношения к справедливости, истине и правде, отношения к закону, личной правопослушности, принципиальности, неподкупности, преданности долгу, верности присяге, непримиримости к правонарушениям и правонарушителям и т.п.

Специальную значимость имеет морально-психологическая устойчивость. Ведь отдельные стороны правоохранительной деятельности, объективно присущие ей, таят в себе предпосылки противоречивого влияния на личность работника правоохраны, возникновения профессиональной деформации и подталкивают к нарушениям законности. Так, реализация властных полномочий, предоставляемых работнику, создает возможность своего рода «душевного ослепления», проявления душевной черствости, невнимания к людям, упоения властью, нетерпимости к мнению других. Сказывается и определенная противоречивость решения служебных задач, которая способствует односторонней увлеченности обвинительной деятельностью («обвинительный уклон»), игнорирования даже противоречащих фактов, некритического заимствования некоторых приемов и манер поведения у криминальных личностей и др. Ныне в особенности получили распространение случаи предложений взяток, услуг, угроз в адрес юристов и членов их семей с целью добиться от них отступлений от профессионального долга, нарушений присяги и моральных норм. Морально-психологическая неустойчивость — оборотная сторона морально-психологической подготовленности, продукт ее низкого уровня.

• Человеческие. Эта группа компонентов регулирует отношение юриста, любого работника правоохранительных органов к другим людям как на службе, так и вне ее. Профессия юриста — глубоко человеческая профессия. Юридические дела — это жизненные случаи, выступающие в качестве предметов юридического рассмотрения. Сотрудникам приходится решать разные вопросы, но их работа, все «выходы» в жизнь замыкаются на людях, всегда имеют дело с людьми, влияют на их состояние и даже жизненную судьбу. Юрист призван утверждать и защищать главные ценности общества, защищая права граждан. Поэтому так важны для него уважение к людям; понимание чувства их личного достоинства, испытанного горя, унижения, тревог; стремление отдавать себя целиком борьбе за человека, его права, духовное здоровье, сохранность личной собственности; готовность прийти на помощь, поддержать товарища, гражданина; вежливость, тактичность и этичность в общении; культура поведения в коллективе, среди людей; принципиальность и справедливость в решении человеческих проблем; требовательность, гуманность, демократичность, уважение права другого человека на свое мнение, позицию и выбор решения; честность и др.

• Самооценочные. Эти содержательные компоненты регулируют отношение юриста к самому себе. От них зависят его самокритичность, самооценка, требовательность к себе, отношение к самовоспитанию, саморазвитию и самообразованию, личные притязания, здоровое честолюбие, совестливость, скромность и др.

Совокупность морально-психологических и некоторых деловых качеств в традиционной психологии совокупно рассматриваются в свойстве характера личности, которая обычно и описывается в учебниках по общей психологии. 

 

17. Профессиональная деформация  юристов.

 

Профессиональная деформация – это проявления в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности, таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности. Так же под профессиональной деформацией понимают приобретение таких качеств, навыков и склонностей, которые отрицательно влияют на решение поставленных перед ним задач. Она обычно выражается в равнодушии, властолюбии, подозрительности, скептицизме, правовом нигилизме, ложной корпоративности (защита «чести мундира»), схематизме мышления, карьеризме, индивидуализме и т.п.

Профессиональная деформация юриста — это своеобразный негативно-правовой стиль его мышления, отношения и поведения в практической деятельности.

Классификация основных видов профессиональной деформации юриста в правовой науке в полной мере еще не сложилась. Поэтому на сегодняшний день представляется возможным выделить следующие ее разновидности:

- правовой нигилизм,

-  правовой инфантилизм, или пробельность правосознания,

-  негативно-правовой радикализм,

- спекулятивно-правовой популизм

- нравственно-правовой конформизм.  

 

Правовой нигилизм выражается в неуважительном отношении к праву, в неверии в его общеполезную роль в социальной жизни и отрицании ценности правового регулирования.

Профессиональный «юрист-нигилист» рассуждает по формуле: «Я не верю в право и его спасительные для общества возможности потому, что я знаю, что такое право, насмотрелся и разочаровался в нем». Высокомерное отношение, пренебрежение, скепсис, соединенный с жизненной усталостью и разочарованностью, определяют черты профессионального правового нигилизма. Очевидно, что в его основе лежат утраченные юридические идеалы, растраченные иллюзии, на смену которым пришел скепсис и прагматизм.

Правовой инфантилизм - пробельность и невоспитанность правового сознания, определяемые недостаточными для успешной профессиональной деятельности юридическими знаниями и навыками выполнения служебных функций; юридическое бескультурье, безграмотность и непрофессионализм, выражающийся в «зияющих» пробелах правового образования, в несформированности личности как профессионального работника. Он может объясняться как психологической и интеллектуальной неспособностью личности к восприятию правовых знаний (слабость памяти, рассеянность внимания, пассивность воображения, узость личных интересов и т. д.), так и быть результатом постепенной деградации личности.

Результатом правового инфантилизма являются ошибки, неряшливость и брак в работе, а иногда даже должностной произвол, основанный на незнании действующего законодательства и представлениях о своей служебной несвязанности правом. Отсюда и возникает довольно актуальный и практически важный вопрос об ответственности должностного лица за незнание права и неумение правильного применения его норм и принципов на практике.

Негативно-правовой радикализм - неуважение к праву у негативных радикалов трансформируется в противоправный умысел использовать должностное положение в личных корыстных, карьерных и иных антисоциальных целях.

Отсюда, взяточничество, мошенничество, должностной подлог и весь «букет» прочих злоупотреблений властным положением.

Спекулятивно-правовой популизм как особая разновидность профессиональной деформации выражается в субъективном настрое должностного лица на внешнюю аффектацию своей личности и результатов деятельности, на подчеркивание исключительной значимости своего отношения к делу и стремления на этой основе укрепить свой социальный и служебный статус. Это идейно-психологическая готовность «работать на публику», искусственно рассчитывая на популярность собственных правовых воззрений и практических действий и выигрыш в мнениях и оценках других людей.

Нравственно-правовой конформизм характеризует правосознание должностного лица, ориентирующегося в своей деятельности на образцы и стандарты ролевого поведения, культивируемого в данной социальной среде. Пассивность и безынициативность — главные черты конформизма.

Нравственно-правовой конформизм в качестве деформации профессионального сознания юриста характеризуется пассивным восприятием правовой действительности, подлаживанием под сложившиеся стандарты нравственно-правового поведения, стремлением угодить коллегам по работе и начальству, некритическим отношением к маргинальным требованиям и актам практической деятельности. Это пассивная жизненная позиция в расчете на понимание и покровительство в трудовом коллективе.

В научной литературе наряду с рассматриваемыми видами профессиональной деформации выделяются и некоторые другие, например «правовой идеализм», «состояние фрустрации»), «перерождение» и т. д. Однако думается, обоснование их самостоятельности нуждается в дополнительной аргументации. 

 

 


Информация о работе Психология личности юриста