Психологический портрет врача

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из этого, крайне необходимым является своевременное рассмотрение основных подходов по изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача, их специфики взаимоотношений, а также индивидуально-психологические особенности личности врача.
Актуальность обусловила выбор темы исследования «Психологический портрет врача».
Разработанность проблемы. В настоящее время степень изученности психологического портрета врача изучена не достаточно хорошо. Однако она нашла свое отражение в некоторых научных публикациях и исследованиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ВРАЧА
1.1 Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача
1.2 Специфика взаимоотношений больного и врача
1.3 Психологический портрет врача
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ВРАЧА
2.1 Эмоционально-ценностные составляющие и его влияние на личности врача
2.2 Влияние профессионально-этических требований на личность врача
2.3 Гендерные особенности психологического портрета врача
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ВРАЧА
3.1 Задачи, методы и организация исследования
3.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
3.3 Корреляционный анализ полученных данных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ

Прикрепленные файлы: 1 файл

диплом псих порттрет врача.doc

— 1.56 Мб (Скачать документ)

Величайший врач древности  Гиппократ был первым, кто попытался  систематизировать правила медицинской  этики на основании многовекового  опыта медицины. В своей знаменитой "Клятве", в книгах "О враче" и "О благоприличном поведении", "Об искусстве", в "Афоризмах", написанных около двух с половиной тысяч лет тому назад он создал кодекс моральных норм, обязательных для тех, кто на всю жизнь избрал врачевание своей профессией. В основе этики Гиппократа лежит идея уважения к больному, пациенту, обязательность требования, чтобы всякое лечение не причиняло ему вреда. Известнейшей заповедью этики Гиппократа является его запрет разглашать врачебную тайну. Кодекс профессиональной медицинской этики, сложившийся в Древней Греции две с половиной тысячи лет тому назад в так называемой школе Гиппократа на острове Кос, может быть сведен к четырем этическим императивам:

  1. исцелить;
  2. не навреди;
  3. принцип равного отношения к пациентам вне зависимости от их возраста, пола, материального положения («принцип справедливости»);
  4. принцип абсолютного приоритета жизни (восприятие жизни больного как высшей ценности) [90, с.111].

Своеобразным мостом от античной к современной европейской  медицине оказалось наследие великих  арабских врачей. В отношении многих из них как нельзя лучше подходит знаменитая мысль Гиппократа, что врач-философ подобен богу. Прежде всего, это Авиценна который перенес в Европу высокую культуру Востока. "Канон врачебной науки" Авиценны - это энциклопедия научных знаний по общей и частной патологии, значение которых сохранялось в течение многих столетий в известном смысле, вплоть до первой половины XIX века. Авиценна подчеркивал, что врач, кроме всего прочего, должен обладать даром красноречия, вообще слово врача он ставил рядом со словом поэта. Авиценна, в частности, придавал большое значение необходимости успокоить больного, снять чувство страха, поднять его настроение [54, с. 184].

Наиболее четко принципы врачебной этики были изложены врачом – целителем Парацельсом. В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога [90, с. 264 – 265].

Подобное глубокое гуманистическое  понимание роли медицины в укреплении здоровья человека сохраняется и до сих пор, так М.М. Абдуллаева подчеркивает важность некоторых способностей и умений врача, которыми должен руководствоваться в своей практической деятельности каждый, это:

  • необходимость внушать больному уверенность в его выздоровлении;
  • использовать индивидуальный подход к заболевшему с учетом его характерологических способностей, среди них не допускать чрезмерных реакций, правильно реагировать на различные жизненные ситуации [1, с. 32].

В эпоху Просвещения  врачебная этика получила сильный импульс к своему дальнейшему развитию. Она оформляется как система развернутых конкретных моральных обязанностей врача, регулирующих его профессиональную деятельность. Важную роль при этом сыграли труды английского философа и правоведа И. Бентама, который первым ввел термин «деонтология», обозначающий у него философскую теорию нравственности в целом [104, с. 226].

В настоящее время  в медицине деонтология понимается как учение о долге, наука о  моральном, эстетическом, и интеллектуальном облике человека, посвятившего себя благородному делу – заботе о здоровье человека, о том, каковы должны быть взаимоотношения между медиками, больными и их родственниками, а также между коллегами в медицинском коллективе и целыми учреждениями, участвующими в борьбе за жизнь и здоровье людей [59, с. 57].

В России идеи гуманизма  в медицине были широко распространены. Еще первые русские клиницисты С.Г. Зыбелин, М.Я. Мудров, И.Е. Дядьковский  писали о проблемах врачебного долга  и обязанностях врача. Н.И. Пирогов, В.А. Манассеин, С.П. Боткин и многие другие выдающиеся медики XIX века выступали в студенческих аудиториях с лекциями о нравственном облике врача, о том, как он должен работать, какие обязанности накладывает на него профессия.

По мнению И.В. Мохиной, русским клиницистам удалось обосновать основные принципы индивидуального подхода к больным, как в научном, так и в морально-психологическом плане. Эти принципы лежат в основе всего отечественного медицинского образования [62, с. 18].

Исходя из основных положений медицины, деонтологии деятельности врача и психологии К.К. Платоновым была предпринята эмпирическая типология личности врача, в основу которой положена степень совпадения функций, соответствующих статусу врача, с его реальными личностно-характерологическими особенностями. В зависимости от направленности личности автор определил три типа врачей-специалистов:

  • врач, ориентированный на разнообразные ценности;
  • врач, для которого ориентация на профессиональные, морально-этические ценности носит внешний, формальный характер;
  • врач, дезориентированный в отношении личностных ценностей, в силу низкого духовного и нравственного уровня.

Также им была предпринята  попытка определения направленности личности врачей исходя из их индивидуально-психологических  характеристик:

  • врач, ориентированный на разнообразные ценности;
  • врач, для которого ориентация на профессиональные, морально-этические ценности носит внешний, формальный характер;
  • врач, дезориентированный в отношении личностных ценностей, в силу низкого духовного и нравственного уровня.

Предложенная К.К. Платоновым типология личности врача основана на преобладавшем в советской  психологии периода 70-х годов методологическом принципе исследования и оценки личности как носителя определенных морально-этических  норм, активность которой определяется ее социально-идеологической направленностью. В целом, следует отметить, что его работа была первой научной попыткой исследовать специфику психологических особенностей врача как субъекта профессиональной деятельности с позиций личностного подхода [71, с. 172 – 176].

И.И. Косарев подчеркивает, что подвиг, самопожертвование, служение долгу расценивались в отечественной  медицине как норма поведения  врача [46, с. 36]. С.Л. Соловьева также  подчеркивает, что к специфическому содержанию профессиональной врачебной деятельности добавляется характерная для России особенность, связанная с тем, что врач вынужден выполнять профессиональные обязанности не только находясь на работе, в отведенном для этого месте, в отведенное для этого время, но практически всегда и везде, где окружающие информированы о его профессиональной принадлежности. При этом к наиболее профессионально значимым психологическим качествам врача относятся следующие его свойства: коммуникативная компетентность, аффилиация, эмоциональная стабильность, способность к эмпатии, сенситивность отвержению и уверенность в себе [88, с. 28].

Таким образом, на протяжении многих веков и по сей день, профессия  врача остается самой почитаемой и необходимой. Между тем, она  предъявляет к медицинскому работнику свод этических принципов и требований, так как на нем лежит огромная ответственность за жизнь и охрану здоровья людей. А это, в свою очередь, подразумевает под собой наличие у врача определенных индивидуально-психологических особенностей, таких как сострадание, терпение и спокойствие, умение найти правильный подход к каждому больному.

 

    1. Специфика взаимоотношений больного и врача

 

Выполнение профессиональных обязанностей во врачебной деятельности по утверждениям С.Л. Соловьева требует  «вхождения» в ситуацию болезни и ее переживания больным. Болезнь ситуация неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом, первой эмоциональной реакцией на которую является страх, та пускающий, в свою очередь, целый спектр эмоционально-негативных переживаний отчаяние, безнадежность, депрессия, печаль. В этой ситуации находится больной, в эту ситуацию «входит» врач, чтобы, пусть временно, разделить ее с пациентом [88, с. 10]. Именно поэтому рассмотрение специфики взаимоотношений больного и врача и их основных положений даст наиболее полную картину представлений об основных составляющих психологического портрета врача, что позволит наиболее эффективно построить и скорректировать оптимальный процесс лечения пациентов.

Так, Н.А. Магазаник различает два типа взаимоотношений в диаде «врач – больной»:

  1. авторитарный – директивной позиции врача, являющегося для пациента компетентным руководителем, занимающим активную позицию (принцип доминирования), а больной является ведомой, сравнительно малоактивной личностью. Такие взаимоотношения иногда целесообразны, ибо облегчают некоторые психотерапевтические акции врача, особенно если нужен авторитет для их проведения и повышенная вера в чудодейственность психокоррекционных воздействий (гипносуггестия, эффект плацебо) и другие. В то же время такое доминирование врача над пациентом, которое обычно предпочитают незрелые личности и истероидные акцентуаты, приводит к пассив<span c

Информация о работе Психологический портрет врача