Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 23:26, реферат
У лиц психопатизированных, интеллектуально незрелых, инфантильных мотивами дачи ложных показаний могут оказаться: стремление к самоутверждению, уверенность в своей якобы исключительности, негативизм по отношению ко всему происходящему, что проявляется в малопонятном на первых порах упрямстве.
Состояние психической напряженности, возникающее при этом, может явиться мощным побудительным фактором, занять доминирующее положение в структуре его мотивационной сферы, определяющей его дальнейшее поведение.
Психологические особенности
допроса в конфликтной
Мотивы ложных показаний. Мотивами сообщения допрашиваемым ложных сведений нередко являются:
· боязнь оказаться разоблаченным в совершенном преступлении, в каких-либо неблаговидных поступках и получить за это наказание, нравственное осуждение;
· опасение быть отвергнутым личностно значимой для него референтной группой из-за допущенного по отношению к кому-либо из ее членов «предательства»;
· боязнь мести со стороны соучастников преступления; стыд за содеянное, желание скрыть интимные стороны жизни;
· явная или скрытая антипатия к следователю и т.п.
У лиц психопатизированных, интеллектуально незрелых, инфантильных мотивами дачи ложных показаний могут оказаться: стремление к самоутверждению, уверенность в своей якобы исключительности, негативизм по отношению ко всему происходящему, что проявляется в малопонятном на первых порах упрямстве.
Состояние психической напряженности, возникающее при этом, может явиться мощным побудительным фактором, занять доминирующее положение в структуре его мотивационной сферы, определяющей его дальнейшее поведение.
В состоянии психической напряженности таким лицам труднее критически осмысливать происходящее. Они легче уступают, отказываясь от собственного мнения. Одним из опасных результатов поведения таких лиц на допросе может явиться оговор ими других граждан. Мотивами оговора могут быть такие чувства, как месть, зависть, страх.
Мотивы самооговора.
Гораздо труднее разобраться в мотивационной сфере, в поведении допрашиваемого, прибегающего к самооговору. Формированию мотивов самооговора у допрашиваемого могут способствовать состояние безнадежности, своеобразной безысходности, обусловленное утратой человеком веры в справедливость, гуманность правоохранительных органов, законность их деятельности, под влиянием заключения его под стражу в качестве меры пресечения, ареста в связи с задержанием по подозрению в совершении преступления, а также под воздействием той негативной социальной среды, в которой он сразу же оказывается, будучи арестованным.
Однако, оговаривая себя, допрашиваемый может преследовать и сугубо эгоистические, корыстные цели:
· признав себя «виновным» в менее тяжком преступлении, быстрее получить за него наказание и таким способом уйти из поля зрения правоохранительных органов, ведущих расследование более тяжкого преступления, которое совершил допрашиваемый;
· приняв на себя всю вину за совершение группового преступления, добиться освобождения от ответственности других соучастников, в конечном итоге и самому получить менее строгое наказание.
Кроме того, надо иметь в виду, что причинами самооговора могут оказаться: временное расстройство психической деятельности допрашиваемого, его душевная болезнь, слабоумие.
Психология лжесвидетельства. В любых показаниях допрашиваемого, умышленно искажающего истину, содержится ложь, которая полностью или частично формирует то или иное высказывание.
С точки зрения структуры можно выделить следующие виды показаний, содержащих ложь: показания, полностью состоящие из вымысла; показания, частично содержащие ложные утверждения, которые либо прикрывают правду, которую допрашиваемый скрывает, либо являются дополнением к ней.
В подобных случаях следователю необходимо превзойти допрашиваемого в ранге рефлексии, суметь воссоздать последовательность его возможных рассуждений и результат, к которому тот стремится. А затем, имитируя ход мыслей допрашиваемого, продумать серию уточняющих, дополняющих вопросов, которые побуждали бы его продолжать начатый им цикл мыслительных операций, часть из которых строится на ложных посылках. И чем последовательнее будут развертываться следователем в виде вопросов первоначально сконструированные ложные утверждения допрашиваемого, тем меньше у того будет оставаться шансов добиться с помощью лжи поставленной цели. На это и рассчитан разработанный в криминалистике метод развертывания лжи.
В конечном итоге со всей очевидностью ложь будет обнаружена не зависимо оттого, признает данный факт допрашиваемый или все еще будет упорствовать и предпринимать тщетные попытки придумать более «доброкачественную» ложь, оправдывая обнажившиеся во время допроса противоречия обычными в подобных случаях малоубедительными объяснениями о том, что его якобы «неправильно поняли» и т.п.
В литературе можно встретить достаточно широкий перечень признаков речевого (вербального) поведения, с помощью которых оценивается лживость показаний. В частности, о том, что показания могут быть ложными, нередко свидетельствуют:
· несоответствие показаний (полностью или частично) бесспорно установленным доказательствам по делу;
· схематизм сообщаемых сведений, однотипность, «заученность» различных подробностей, сопутствующих событиям;
· употребление несвойственных допрашиваемому речевых форм, оценочных суждений, которые использовались ранее другими лицами на допросах;
· «забывание» обстоятельств, которые вряд ли могли быть забыты данным субъектом с учетом времени, прошедшего с момента событий, его возрастных, мнемических, профессиональных способностей;
· дезадаптивные формы поведения на допросе, не связанные с самим фактом вызова на допрос, возникающие в качестве ответной реакции на уточняющие вопросы, на предъявление доказательств по делу.
Информация о работе Психологические особенности допроса в конфликтной ситуации