Психо-эмоцианальный анализ произведения Ф.М. Достоевског "Преступление и наказание"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:44, реферат

Краткое описание

У Достоевского “произведения так связаны с жизнью, с личностью писателя, что нельзя говорить об одном без другого: прежде чем изучать Достоевского, как художника, мыслителя, проповедника, надо знать, что это за человек” – Мережковский.

Прикрепленные файлы: 1 файл

У Достоевского.docx

— 31.48 Кб (Скачать документ)
  1. Введение.
 

 У Достоевского “произведения так связаны с жизнью, с личностью писателя, что нельзя говорить об одном без другого: прежде чем изучать Достоевского, как художника, мыслителя, проповедника, надо знать, что это за человек” – Мережковский.

     Если прибавить к этому слова самого Страхова, что все написанное Достоевским “было им переживаемо и чувствуемо, даже с великим порывом и увлечением. Достоевский—су6ъективнейший из романистов, почти всегда создававший лица по образу и подобию своему. Полной объективности он редко достигал”,— то станет вполне понятной необходимость самого детального изучения личности, психического облика Достоевского для всякого желающего изучить с той или иной точки зрения его произведения. 

  1. Психологический портрет Ф.М. Достоевского
 

     В детстве это живой, очень впечатлительный и увлекающийся ребенок, проявляющий интерес к окружающему его миру людей, умеющий заражать своими идеями и имеющий значительное влияние на окружающих. Его психика отличалась большой подвижностью и восприимчивостью. С возрастом взрывчатость и импульсивность, характерные для Достоевского в детстве, постепенно уходят во внутренний план, проявляясь в ситуациях особо значимых, а на поверхности остается сдержанность и задумчивость, под влиянием жизненных обстоятельств перерастающая в скрытность и замкнутость. Для Ф.М. Достоевского характерны: амбивалентность чувств, переживаний и стремлений, повышенная чувствительность к неудачам, тщеславие, честолюбие, но в тоже время наивность, доверчивость, непрактичность, глубочайшее сострадание к людям и склонность к мучению как себя, так и других людей, реалистичность в восприятии окружающего мира и страстное увлечение игрой, самобичевание и постоянное недовольство окружающими, подозрительность, щепетильность. Жизненные неудачи делают его желчным, злым и несдержанным, особенно к собратьям по перу. Эти качества в совокупности с самоуверенностью и огромным талантом позволили писателю оставаться в кругу самых известных литераторов даже после десятилетнего молчания. Для писателя свойственна мнительность в отношении собственного здоровья, а также в отношении к людям его окружающим. Но благодаря своему таланту, ставшему источником большой сопротивляемости гениального художника и мыслителя, он до конца жизни сохраняет «ядро личности», творческие способности, осознание своей болезни и критическое отношение к себе. Основным увлечением в жизни писателя было изучение человека во всех аспектах его жизнедеятельности и его душевных исканиях.На мой взгляд, это то и объясняет то, что в романе «Преступление и наказание» менее пяти страниц отведено сцене убийства и почти пятьсот – последующим душевным терзаниям убийцы.

 Для писателя  характерна работа в постоянном  «накале» и напряжении. Достоевский  был глубоко чувствующий, эмоциональный  человек. Ему была присуща сострадательность к ближнему, особенно к детям, готовность помогать всем нуждающимся несмотря на свое постоянно стесненное положение.

- На творчество  и личность писателя огромное  влияние оказала социальная среда  - как общество в целом, так  и близкое семейное окружение. 

    

  1. Биография Ф.М. Достоевского как определяющий фактор его творчества.
 

   3.1. Психологический гений Достоевского обусловлен не только специфической врожденной одаренностью, особо чуткой нервно-психической организацией, но и особенностями биографии писателя, широтой жизненного опыта, уникальностью пережитых экстремальных ситуаций (известие об убийстве крепостными крестьянами отца, тяжелая и загадочная болезнь – эпилепсия, ранняя слава, арест и инсценировка его казни вместе с петрашевцами, каторга – «мёртвый дом», любовные драмы, «запойная» игра в рулетку, крайняя бедность и т. д.). В результате возник исключительный феномен психологической проницательности, эмпатии, демократичности-всепонимания были важными вехами в направлении творчества и формировании личности Достоевского.

     Возможно, именно эти обстоятельства и объясняют характер главного героя «Преступления и наказания», Раскольникого, - ярко выраженный апатический синдром; он впадает в агрессию, в том числе направленную против самого себя, становится жертвой навязчивых состояний(возомнил себя Наполеоном и решил, что может решать чужие судьбы…), совершает девиантные - антисоциальные - поступки.

3.2.  Особенно, на что хотелось обратить внимание, – детские годы Федора Михайловича Достоевского, так как известно, что в детстве формируется характер и мировоззрение человека, и именно детские впечатления накладывают самый яркий отпечаток на дальнейшую судьбу человека.

     Ф. М. Достоевский рос в довольно суровой обстановке, над которой витал угрюмый дух отца — человека "нервного, раздражительно-самолюбивого", вечно занятого заботой о благосостоянии семьи. Дети воспитывались в страхе и повиновении, по традициям старины, проводя большую часть времени на глазах родителей. Редко выходя за стены больничного здания, они с внешним миром очень мало сообщались, разве только через больных, с которыми Федор Михайлович, тайком от отца, иногда заговаривал, да еще через бывших кормилиц, обыкновенно по субботам появлявшихся в их доме (от них Достоевский ознакомился со сказочным миром). Самые светлые воспоминания уже позднего детства связаны у Достоевского с деревней. Семья проводила там летние месяцы, обыкновенно без отца, и дети пользовались почти полной свободой.

     Все это оказало несомненное влияние на творчество писателя. Так уже в ранних произведениях Достоевского наметилась проблема неудовлетворенной потребности в самореализации, подменяемой самоутверждением в уродливых, противоестественных формах, прежде всего в форме бегства от действительности: в безумие, раздвоение личности, самозванство, подпольное существование, в мечту…

     3.3. Кризисы стали поворотным моментом в жизни Ф.М. Достоевского, катализатором формирования внутреннего стержня, той внутренней силы, которая будет источником новых средств к жизни, послуживших изменению мировоззрения писателя, формированию новых ценностей и идеалов, ставших основой его творческой самореализации.

     3.4. Наличие у Достоевского эпилепсии стало главным фактором в развитии очень тонкой и болезненной психической организации, способной воспринять окружающий мир людей с большой глубиной и достоверностью.

     Многое в болезненных состояниях души уяснила Достоевскому и его собственная болезнь. В том-то и дело, что Достоевский дал свои гениальные, тончайшие описания различного рода болезненных уклонений со стороны психической сферы не на основании приобретенных им сведений по психопатологии а описывал свои пережитые им лично болезненные душевные переживания.

     Болезненные явления со стороны нервной системы у самого Достоевского проявлялись даже в детстве. В дневнике писателя за 1876 год, в рассказе “Мужик Марей”, Достоевский описывает, как он, будучи 9-ти лет, испытал слуховые галлюцинации; ему послышался, во время прогулки в деревне, крик “волк бежит”.

     Центральным пунктом, имевшим громадное влияние и на творчество, в состоянии здоровья Достоевского несомненно является его падучая болезнь. Последняя наложила резкий отпечаток и на психический облик, на характер Достоевского и на его произведения.

     Несомненно, наряду с явлениями характерными для психастении уже в молодом возрасте, до Сибири, у Достоевского наблюдались со стороны психической сферы и явления, характерные для эпилепсии. Эта угрюмость, замкнутость и в особенности беспричинная злобность по отношению к окружающим, часто принимавшая садический оттенок: “нарочно злился на Федю, которого любил в то же время даже больше”, чем брата. Все это, конечно, черты, свойственные эпилепсии, а не психастении.

    1. На мой взгляд, нельзя оставить без внимания и факты о сексуальных наклонностях писателя, так как они оказывают не последнее, а даже одно из сильнейших влияний на психику и внутренние переживания любого человека. Наиболее важным документом по вопросу о сексуальности Достоевского является несомненно письмо Страхова к Л.Толстому, Петербург. Страхов пишет: “... вы верно уже получили теперь биографию Достоевского — прошу Вашего внимания и снисхождения—скажите, как Вы ее находите…Я не могу считать Достоевского ни хорошим, ни счастливым человеком. Он был зол, завистлив, развратен, и он всю жизнь провел в таких волнениях, которые делали его жалким и делали бы смешным, если бы он не был при этом так зол и так умен. Сам же он, как Руссо, считал себя лучшим из людей, и самым счастливым…. он не мог удержать своей злости. Но, разумеется, в отношении к обидам он вообще имел перевес над обыкновенными людьми, и всего хуже то, что он этим услаждался, что он никогда не каялся до конца во всех своих пакостях. Его тянуло к пакостим и он хвалился ими. Висковатов стал мне рассказывать, как он похвалялся, что... в бане с маленькой девочкой, которую привела ему гувернантка. Заметьте при этом что при животном сладострастии, у него не было никакого вкуса, никакого чувства женской красоты и прелести. Это видно в его романах. Лица, наиболее на него похожие,—это герой Свидригайлов в “Преступлении и Наказании” и др.; Это был истинно несчастный и дурной человек, который воображал себя счастливцем, героем и нежно любил одного себя”. Письмо исчерпывающее по полноте и определенности сведений. Достаточно было бы одного этого письма, чтобы можно было составить себе определенное мнение о патологичности характера Достоевского. Тут характерные для эпилептика злобность, завистливость, болезненное самолюбие, эгоцентризм, импульсивность поступков, которые он делал “совершенно по бабьи, неожиданно”, и наряду с этим резко выраженная наклонность к “сладкой сантиментальности, к высоким и гуманным мечтаниям”. Затем в области сексуальной “услаждение” обидами, наклонность хвалиться “пакостями”, что Блох очень удачно называет “словесным эксгибиционизмом”, “животное сладострастие” при отсутствии вкуса, “чувства женской красоты и прелести” и наконец случай “в бане с маленькой девочкой”, которым Достоевский “похвалялся” перед Висковатовым. Правда, Булгаков говорит по поводу письма Страхова, что рассказ Достоевского Вискойатову (представляющий аналогию с рассказом Тургеневу) о растлении девочки во всяком случае требует проверки, ибо мог быть “надрывом самоуничижения,—при болезненной сложности характера Достоевского возможна и прямая клевета на себя”. Но даже сам Булгаков прибавляет—“нет сомнения, что всеми “бесами”, о которых рассказывает Достоевский в своем романе, был одержим он сам, во всей антиномичности своего духа”. Но если бы даже и не было всех только приведенных биографических данных, то в самих произведениях Достоевского имеется такая масса описаний различного рода болезненных уклонений в сексуальной области, эти описания сделаны так тонко, верно в научном отношении, что только личное переживание их, страдание этими аномалиями и побуждало автора к описанию их и дало возможность выполнить это так гениально.
    2. Хочется также сказать несколько слов об отношении Достоевского к врачам. Сам сын врача, Достоевский в разные периоды своей жизни неодинаково относился к врачам. С течением времени, с возрастом, это отношение заметно менялось и из положительного, доброжелательного постепенно делалось все более и более отрицательным, враждебным. Этот факт нашел яркое отражение в “Преступлении и Наказание”: врач Зосимов, “высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным; гладко выбритым лицом, с белобрысыми прямыми волосами, в очках, с большим золотым перстнем на припухшем от жиру пальце”, и все это в двадцать семь лет, обрисовывается уже более отрицательными, чем положительными чертами. У него и манера была “медленная”, как будто вялая и в то же время изученно-развязная; претензия, впрочем, усиленно скрываемая, проглядывала поминутно.

  Все вышеперечисленные  факты, несомненно нашли свое отражение в «Преступлении и наказании»: скитания, мучения, неопределенность, страх главного героя; угнетающая атмосфера на протяжении всего произведения; жестокие красочные подробные сцены убийств… 

  1. Цветопись в романе «Преступление и наказание».
 

     Очень важна в романе цветопись. Наиболее часто используемые автором цвета: желтый, коричневый, голубой, черный. “Желтый Петербург”, — говорит о городе, в котором происходит основное действие. Желтый — цвет сумасшествия и власти, в него окрашены и дома, и обои в каморке Раскольникова и в квартире старухи-процентщицы, и мебель в квартире Порфирия Петровича. Соня живет по “желтому билету”. Этот цвет создает фон города, становится частью внутреннего мира главного героя. Кроме того, в романе очень важен зеленый цвет, не случайно сон Раскольникова об избитой лошади, символизирующий то, что суть героя — защищать, а не убивать, этот сон Родион Романович видит за городом, в роще, на фоне свежей зелени, где нет удушающей, давящей атмосферы городской жизни. Когда Раскольников идет совершать преступление, его мысли, неподвластные контролю героя, связаны с зеленым цветом. Появляется он и в эпилоге романа. У Сони Мармеладовой — зеленый платок. 
     Обильное использование желтого цвета, цвет сумасшествия и власти может лишь подтвердить, что Ф.М. Достоевский создавал свои произведения под действием тяжелых болезней и постоянного противоборства в нутрии себя, бесконечного «метания», неопределенности в своих мыслях, чувствах, внутренней неопределенности… Последнее, в большей степени, подтверждается контрастом  таких цветов как голубой цвет — символ чистоты и устремленности к Богу; зеленый цвет, символизирующий то, что суть героя — защищать, а не убивать; Желтый — цвет сумасшествия и власти.

   

  1. Символы в «Преступлении и наказании»
 

      Вообще, “Преступление и наказание” наполнено мельчайшими деталями, которые на первый взгляд не воспринимаем, но которые находят отражение в нашем подсознании. Примером таких деталей могут стать числа "семь" и "одиннадцать", которые на протяжении всего романа “преследуют” Раскольникова. Это также очень важный момент в нашем анализе, так как символика чисел является одним из важнейших психологических характеристик. 
    Так, «Магическое -число 7» (по словам Дж. Миллера) характеризует общую идею Вселенной, константу в описании мирового дерева, полный состав пантеона, число сказочных героев - братьев (ср. «Семь братьев», «Семь Симеонов» и сестер и т. п.), число дней недели, число дней праздников, количество цветов спектра, тонов в музыке, основных запахов стереохимической теории, константу, определяющую объем человеческой памяти, и т. п. Число 7 символизирует тайну, а также изучение и знание как путь исследования неизвестного и невидимого.

Люди  семерки - отстраненность, стремление к уединению. Нередко Семерка обладает талантом находить потерянные вещи, развязывать затянувшиеся узлы, находить решение запутанных проблем. В то же время суета внешней жизни мало интересна Семеркам, и нередко они пренебрегают финансовой стороной жизни, считают недостойным занятием погоню за копейкой.

 Позитивные черты: мудрость, анализ, задумчивость, вдумчивость, умение разбираться в сложных концепциях, критичность, разборчивость, внимание к деталям; интуитивность, знание, вера, стремление к совершенству; чувствительность, загадочность, невысказанность, глубина, одухотворение, преображение, сдержанность, духовность, скептицизм, изобретение, мышление, открытие, тайна.

Негативные черты: сверхкритичность, мятежность, неспособность, безнадежность, скептицизм, унижение, нервозность, необычность, смущение.

    11 - мистическое число, управляемое фиктивной планетой Прозерпиной.

Это число характеризует  личности следующим образом:

Достоинства. Люди, управляемые числом 11, обладают очень сильными психическими способностями. Они умеют влиять на окружающий мир, изменять его. Представители этого числа склонны к четкому анализу. Они могут все раздробить, разобрать на мельчайшие детали, и из них сконструировать нечто качественно новое. Их призвание – трансформировать действительность. Они являются носителями и проводниками энергий других миров. Среди этих людей нередко встречаются экстрасенсы и ясновидящие. Питомцы Прозерпины отлично разбираются в оккультизме, имеют склонность к гипнозу, алхимии.

Недостатки. Иногда «двум единицам» присуща излишняя мелочность и любовь к деталям. Причем, усиленная, эта их особенность может доходить до абсурда. «Двум единицам» важно научиться воспринимать мир целостно, не пытаясь разложить свои мысли и чувства по полочкам. Не все нужно пытаться структурировать.

Таким образом использование этих чисел, характеризуют биографичность произведение, влияние на сюжет и героев психологического состояния и портрета автора.

    В этой связи хочется также обратить внимание на два сильных психологических приема воздействия на читателя, характерных для творческого метода Достоевского. Во-первых, это болевой шок (сон Раскольникова о забиваемой лошади). Во-вторых, внезапное разрушение предварительно созданной у читателя психологической установки, отношения к персонажу. 

Информация о работе Психо-эмоцианальный анализ произведения Ф.М. Достоевског "Преступление и наказание"