Психоаналитическое учение Фрейда о культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 13:42, доклад

Краткое описание

Психоаналитическое учение о культуре представляет собой способ истолкования знаков, семиотику или даже симптоматику культуры. Взгляд Фрейда на искусство, религию, мораль, социальные институты - это взгляд врача, определяющего по симптомам причины, характер и протекание заболевания.
Психоаналитическая концепция культуры содержится уже в «Толковании сновидений»(1900 г.) - одной из первых серьезных работ Фрейда. Фрейд находил первоисток всех проявлений человеческой души во влечениях, залегающих в бессознательном, в глубинах психики. Диалектик повсюду ищет и находит следы влечений, той психической энергии, либидо, которая «инвестирует» произведения искусства и религиозные верования.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Психоаналитическое учение Фрейда о культуре.docx

— 19.59 Кб (Скачать документ)

Психоаналитическое учение Фрейда о культуре  
Психоаналитическое учение о культуре представляет собой способ истолкования знаков, семиотику или даже симптоматику культуры. Взгляд Фрейда на искусство, религию, мораль, социальные институты - это взгляд врача, определяющего по симптомам причины, характер и протекание заболевания. 
Психоаналитическая концепция культуры содержится уже в «Толковании сновидений»(1900 г.) - одной из первых серьезных работ Фрейда. Фрейд находил первоисток всех проявлений человеческой души во влечениях, залегающих в бессознательном, в глубинах психики. Диалектик повсюду ищет и находит следы влечений, той психической энергии, либидо, которая «инвестирует» произведения искусства и религиозные верования. Человек у Фрейда - это не «человек разумный», а «человек желающий», у которого влечения и страсти предшествуют сознательному поведению и мышлению. «Разумность» человека весьма ограничена, за ясными идеями и образами скрываются темные и спутанные представления из сновидений и галлюцинаций, отображения инстинктивных влечений и неосознаваемых запретов. Если такова природа человека, если фундаментом его существования являются влечения, то исчезают все различия между детскими влечениями, неврозами, сновидениями - и произведениями искусства. Поле применения психоанализа тогда беспредельно, равно всей культуре, всему человеческому бытию. 
Фрейда в равной степени можно считать наследником Просвещения, естественнонаучного материализма и позитивизма XIX века. Метод Фрейда - сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актером является желание. Не зря Фрейд сразу заинтересовал писателей и художников, хотя встретил немалое сопротивление со стороны медицинских кругов. В поле внимания Фрейда оказываются сначала искусство и религия, затем культура в целом. 
Самым загадочным в психоанализе является понятие сублимации, отклонения влечения от своей цели, такая его «возгонка», когда эротическое стремление становится произведением искусства. Художник у Фрейда напоминает свободно играющего ребенка, беспрепятственно реализующего свои фантазии, но в замещенной форме. Если искусство является для Фрейда чудесным даром природы, на время облегчающим человеку тяжелое бремя бытия, то совсем иным было его отношение к религии. Атеистом Фрейд стал задолго до того, как создал психоанализ. Иллюстрацией взглядов Фрейда в этом вопросе может служить книга «Тотем и табу», а также статья 1908 года, в которой сравниваются некоторые стороны невроза навязчивых состояний и религиозных ритуалов. В книге «Тотем и табу» Фрейд проводил сравнение между развитием детской психики (т.е. эволюцию сексуального инстинкта) и развитием человеческого общества. Этих воззрений Фрейд придерживался до конца своих дней. В последней своей книге «Моисей и монотеизм» он прямо утверждает, что основы культуры передаются не через воспитание, общественные институты, устную и письменную традиции, а с помощью биологического механизма наследственности. (Все размышления Фрейда о культуре и религии имеют своим начальным пунктом совокупность взглядов, к которым он пришел при написании работы «Тотем и табу»). 
Раскрытие природы морально-этических норм осуществляется Фрейдом не само по себе, а в контексте культуры и общества с их структурами и институтами. Так, постоянно возрастающее чувство вины человека рассматривается им через призму развития культуры, возникновение совести - посредством становления Сверх-Я, появление страха - с точки зрения формирования социальных связей. Социокультурная проблематика преломлялась у Фрейда, как правило, лишь через семейно-сексуальные отношения людей. 
Прежде всего, Фрейд исходил из противопоставления индивида - культуре, личности - обществу. С фрейдовской точки зрения культура всецело покоится на результатах вытеснения бессознательных влечений человека. Она выступает в форме определенных ограничений и запретов, налагаемых на индивида и сдерживающих проявления его естественно-природных желаний, страстей. Цель культуры - внешнее и внутреннее (через Сверх-Я) подавление первичных влечений сексуального характера. Отсюда понятно, почему Фрейд выдвигает положение, согласно которому «каждый человек на деле является противником культуры, и это в то время, когда, казалось бы, она имеет общечеловеческое значение». Фрейд З. «Будущность одной иллюзии», стр.8 
В психоаналитической теории культура выступает неким чужеродным образованием, не только противостоящим человеку, но и обусловливающим возникновение конфликтных ситуаций, нередко перерастающих в психические заболевания. Именно культура с ее непомерными требованиями обуздания сексуальных влечений является источником психических расстройств. «Наши культурные требования делают жизнь слишком тяжелой для большинства человеческих организмов; эти требования способствуют отстранению от действительности и возникновению неврозов, причем слишком большим вытеснением вовсе еще не достигается какой-либо чрезвычайно большой выигрыш в культурном отношении». Фрейд З. «О психоанализе. Пять лекций» Хрестоматия по истории психологии, стр.183 
Но это - лишь один аспект психоаналитического понимания культуры. Другой, не менее важный его аспект состоит в том, что требования культуры одновременно трактуются Фрейдом как источник позитивных результатов человеческой деятельности. Те же сексуальные влечения, подавление которых культурой чревато неврозами, участвуют, согласно Фрейду, в создании высших духовных ценностей художественного и эстетического порядка. Благодаря сублимации, т.е. замене сексуальной цели другой, бессознательные влечения людей направляются в русло творческого созидания, способствуя тем самым обогащению духовного мира человека. Более того, творческая деятельность рассматривается Фрейдом как один из способов примирения конфликтов в жизни людей и поддержания их психического равновесия. Таково, в понимании основателя психоанализа, позитивное значение культуры, ибо он считает, что «именно эта неспособность полового влечения давать полное удовлетворение, как только это влечение подчинилось первым требованиям культуры, становится источником величайших культурных достижений, осуществляемых благодаря все дальше идущему сублимированию компонентов этого влечения ». Фрейд З. «Очерки по психологии сексуальности» стр. 165-166 
Такую двойственную функцию культуры можно было бы объяснить многосмысленностью фрейдовского понятия бессознательного с его акцентом на сексуальных влечениях человека. Но данное объяснение является формальным, не вскрывающим содержательные характеристики психоаналитического понимания взаимоотношений между индивидом и культурой. Дело в том, что с формальной точки зрения двойственная трактовка культуры действительно ведет как бы к порочному кругу, подмеченному, кстати сказать, уже ближайшими коллегами Фрейда. Так, Адлер, первоначально разделявший психоаналитические идеи Фрейда, но позднее выступивший со своим собственным учением, получившим название «индивидуальной психологии», не без основания заметил, что на вопрос, откуда появляется культура, в психологии дается ответ - от вытеснения, в то время как на вопрос, откуда берется вытеснение, ответ - от культуры. Назвав высказанную Адлером мысль «осколком остроумия», Фрейд был вынужден дать разъяснение по поводу такого замкнутого в себе толкования культуры и вытеснения. «Тут кроется только то, - подчеркивал он, - что культура покоится на результатах вытеснений прежних поколений, и что каждому новому поколению приходится оберегать культуру, совершая те же самые вытеснения». Фрейд З. «Очерк истории психоанализа», стр.42 
С формальной стороны Фрейд разъяснил свою позицию по этому вопросу. В содержательном же плане подобная двойственность уходила своими корнями в психоаналитическую трактовку человека как существа, наделенного бессознательными сексуальными влечениями. Чтобы связать концы с концами, Фрейду не оставалось ничего другого, как выдвинуть идею дуалистического видения человека. Речь идет не о разделении двух сфер человеческой психики на сознание и бессознательное, а о различии в самом бессознательном противоположных друг другу стремлений, составляющих, по Фрейду, основу человеческого бытия. Таковыми в психоанализе являются эротические и деструктивные влечения человека, склонность его к проявлению любви и ненависти. По Фрейду, вся история развития человеческой цивилизации «вне всякого сомнения доказывает, что жестокость и половое влечение связаны самым тесным образом». Именно эти две склонности, свойственные будто бы каждому человеку, рассматриваются им как изначально заданные, предопределяющие «человеческую природу» и объясняющие двойственную суть культуры с ее функциями одновременного подавления бессознательных влечений индивида и развертывания его творческого потенциала. 
После поправок, внесенных Фрейдом в толкование «человеческой природы», его психоаналитическая теория, в своем завершенном виде стала основываться на признании эротических и разрушительных влечений, Эроса и Танатоса, «инстинкта жизни» и «инстинкта смерти» как находящихся в постоянной борьбе между собой, предопределяющих человеческую деятельность и направленность развития культуры. Кроме того, клинический опыт свидетельствовал, что любовь и ненависть являются непостоянными психическими состояниями, поскольку у одного и того же человека любовь способна превращаться в ненависть, а ненависть - в любовь. 
Несмотря на введение гипотезы об «инстинкте жизни» и «инстинкте смерти», Фрейду так и не удалось избавиться от двусмысленности и противоречий, имевших место при психоаналитической трактовке культуры. Двойственность существования человека соотносилась им не с социальными условиями жизни людей, рассмотренными под углом зрения конкретно-исторического их бытия, а с присущими человеческому существу противоположными стремлениями к самосохранению и разрушению. В соответствии с этой трактовкой развитие культуры исследовалось Фрейдом с точки зрения обуздания агрессивных наклонностей человека, непрекращающейся борьбы между Эросом и Танатосом.


Информация о работе Психоаналитическое учение Фрейда о культуре