Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 18:15, реферат
Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.
Уотсон экспериментально доказал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул. В опытах, которые он проводил, детям показывали кролика, которого они брали в руки и хотели погладить, но в этот момент получали разряд электрического тока. Ребенок испуганно бросал кролика и начинал плакать. Опыт повторялся, и на 3-4-ый раз появление кролика даже на расстоянии вызывало у большинства детей страх.
После того как эта эмоция закреплялась, Уотсон пытался еще раз изменить эмоциональное отношение детей, сформировав у них интерес и любовь к кролику. В данном случае ребенку показывали кролика во время вкусной еды. Сначала дети прекращали еду и начинали плакать. Но так как кролик не приближался к ним, а вкусная еда (шоколадка или мороженое) была рядом, то ребенок успокаивался. После того как дети переставали реагировать плачем на появление кролика в конце комнаты, экспериментатор придвигал его все ближе к ребенку, одновременно добавляя вкусных вещей ему на тарелку. Постепенно дети переставали обращать внимание на кролика и под конец спокойно реагировали, когда он располагался уже около их тарелки, и даже брали его на руки и старались накормить. Таким образом, доказывал Уотсон, эмоциональным поведением можно управлять.
Принцип управления поведением получил в американской психологии после работ Уотсона огромную популярность. Концепцию Уотсона (как и весь бихевиоризм) стали называть «психологией без психики». Эта оценка базировалась на мнении, будто к психическим явлениям относятся только свидетельства самого субъекта о том, что он считает происходящим в его сознании при «внутреннем наблюдении».
Однако область психики значительно шире и глубже того, что непосредственно осознается. Она включает также и действия человека, его поведенческие акты, его поступки. Заслуга Уотсона, прежде всего, состоит в том, что он расширил сферу психического, включив в него телесные действия животных и человека. Но он добился этого только путем отвержения как предмета науки огромных богатств психики, которые нельзя свести к внешне наблюдаемому поведению.
В бихевиоризме неадекватно отразилась потребность в расширении предмета психологических исследований, выдвинутая логикой развития научного знания. Данное направление выступило как антипод субъективной (интроспективной) концепции, которая сводила психическую жизнь к «фактам сознания» и полагала, что за пределами этих фактов лежит чуждый психологии мир.
Таким образом, в качестве основных положений бихевиоризма можно выделить следующие аспекты:
В качестве предмета психологии выступают поведение и поведенческие реакции, потому что именно эти явления могут быть объективно изучены опытным путем;
Поведение включает в себя все психологические и физиологические аспекты жизни каждого человека;
Поведение животных и человека рассматривается как совокупность двигательных реакций (R) в ответ на внешние воздействия - стимулы (S). Здесь действует схема стимул - реакция (S - R);
Задачей бихевиоризма как психологического направления является умение правильно предугадать поведение человека, ориентируясь на стимулы внешней среды. Можно предсказать реакцию или поведение, зная характер стимула.
Все реакции человека имеют либо приобретенную внешнюю природу (условные рефлексы), либо внутреннее происхождение (безусловные рефлексы).
Поведение является результатом обучения. Удачные реакции в результате повторения автоматизируются и закрепляются.
Таким образом, бихевиоризм отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологической науки и предлагает считать таковым поведение (как животных, так и человека) от рождения до смерти.
Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) - это крупное психологическое направление, основными представителями которого считаются Э. Торндайк, Д. Уотсон, Б. Скиннер. Одним из пионеров бихевиоризма является Эдвард Торндайк, который существенно расширил область психологии и показал, что она распространяется далеко за пределы сознания. Он значительно изменил ориентацию, в результате чего сферой психологии оказалось взаимодействие между организмом и средой. Связь между реакцией и ситуацией Э. Торндайк называет коннексией. Если говорить языком последующей психологии, коннексия - это элемент поведения. Таким образом, Э. Торндайк в большей степени, чем кто-либо другой, подготовил возникновение бихевиоризма.
Признанным лидером бихевиористического направления в психологии является Д. Уотсон, который высказал идею о необходимости проведения поведенческих исследований, предположив, что поведение необходимо рассматривать как реакцию организма на внешние стимулы.
Уотсон, находясь под влиянием позитивизма, доказывал, что реальным является лишь то, что можно непосредственно наблюдать, поэтому все поведение должно объясняться исходя из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями). Отсюда и главная формула бихевиоризма «стимул - реакция» (S-R). Заслуга Уотсона, прежде всего, состоит в том, что он расширил сферу психического, включив в него телесные действия животных и человека. Но он добился этого только путем отвержения как предмета науки огромных богатств психики, которые нельзя свести к внешне наблюдаемому поведению.
ГЛАВА 2. НЕОБИХЕВИОРИЗМ В ПСИХОЛОГИИ
1 Характерные черты необихевиоризма
Движение необихевиоризма возглавили такие американские психологи как Э. Толмен и К. Холл.
Э. Толмен свои основные идеи изложил в книге «Целевое поведение у животных и человека». Как и другие бихевиористы, он вел свою экспериментальную работу в основном на животных (белых крысах) и считал, что законы поведения одни и те же для всех живых существ и могут быть наиболее четко и досконально прослежены на элементарных уровнях поведения.
Толмен, как и все его предшественники «классические бихевиористы», отстаивал положение о том, что исследования поведения должны проводиться строго объективным методом, без всякого рода допущений о недоступном этому методу внутреннем мире сознания. Однако он возражал против того, что необходимо ограничиваться при анализе поведения только формулой «стимул-реакция», а также игнорировать те факторы, которые играют крайне важную роль в промежутке между ними. Эти факторы он называет «промежуточными переменными».
До исследований Э. Толмена считалось, что эти факторы являются чисто внутренними, открытыми только лишь для индивидуального субъекта, который способен наблюдать за собственным сознанием. Толмен доказывал, что внутренние процессы можно «вывести наружу» и придать их исследованию точно такую же точность, как и исследованию любых физических вещей. Для этого поведение необходимо рассматривать с точки зрения его целостной организации, а не как цепь отдельных реакций. Целостное поведение было описано Толменом как система, которая связана со своим окружением сетью познавательных отношений. Организм ориентируется в тех ситуациях, к которым приспосабливается, благодаря выделению определенных признаков, которые позволяют различать «что ведет к чему». Он не просто сталкивается со средой, а как бы идет ей навстречу с собственными ожиданиями, строит гипотезы и даже проявляет некоторую изобретательность в процессе поиска оптимального т наиболее целесообразного выхода из проблемной ситуации.
Толмен считал, что поведение нельзя сводить к выработке двигательных навыков. Это и отличало его от других бихевиористов. Его экспериментальные данные показывали, что организм в процессе постепенного освоения обстановки строит познавательную («когнитивную») карту того пути, которого необходимо придерживаться для решения определенной задачи. Толмен уделял огромное значение процессам научения и выделил особый тип научения, которое было впоследствии названо латентным (скрытым). Это скрытое научение играет роль тогда, когда отсутствует подкрепление, и характеризуется способностью изменять поведение.
Теория Толмена привела к пересмотру прежних взглядов бихевиористов на те факторы, которые регулируют адаптацию организма к окружающей среде. Среди всех этих факторов особенно выделяется целевая регуляция действий живых существ, их способность к активной познавательной работе даже в тех случаях, в которых речь идет о выработке двигательных навыков.
После экспериментов, проведенных Э. Толменом, стала очевидной недостаточность прежних воззрений на поведение, и потребовался их тщательный пересмотр.
К. Холл в основном опирался на учение Павлова об условных рефлексах и считал, что наиболее важную роль при использовании этого понятия необходимо придавать силе навыка. Для проявления этой силы нужны определенные физиологические потребности. Из всех факторов самое большое влияние на силу навыка оказывает редукция потребности. Чем чаще она редуцируется, тем более высокой будет сила навыка. Таким образом, величина редукции потребности определяется количеством, а также качеством подкреплений. Кроме того, необходимо отметить то, что сила навыка зависит от интервала между реакцией и ее подкреплением, а также и от интервала между условным раздражителем и реакцией. Холл разделял первичное и вторичное подкрепление. Первичным подкреплением, например, является пища для голодного организма или удар электрическим током, который вызывает прыжок у крысы. Потребность соединяется с раздражителями, реакция на которые, в свою очередь, играет роль подкрепления, но уже вторичного.
Холл считал, что поведение организма может строго научно объясняться без использования обращений к психическим образам, понятиям и другим интеллектуальным компонентам. По его мнению, достаточно такого образования, как потребность, для различения объектов. Если в одном из коридоров лабиринта животное может отыскать пищу, а в другом - воду, то характер его движений однозначно определяется потребностью и ничем иным.
Холл впервые поставил вопрос о том, возможно ли моделирование условно-рефлекторной деятельности. Он высказал предположение, что если сконструировать из неорганического материала устройство, которое способно воспроизвести все наиболее существенные функции условного рефлекса, то, организовав из такого рода устройств системы, можно было бы продемонстрировать настоящее научение методом «проб и ошибок». Эти предвосхищались будущие кибернетические модели саморегуляции поведения.
К. Холл создал большую школу, которая стимулировала разработку физико-математических методов применительно к теории поведения, а также использование аппарата математической логики и построение моделей, на которых проверялись гипотезы о разнообразных способах приобретения навыков.
Новым импульсом в развитии данного психологического направления стала теория Б. Скиннера, который разработал концепцию «оперантного бихевиоризма».
2.2 Б. Скиннер и его теория «оперантного бихевиоризма»
Б. Скиннер - один из наиболее ярких представителей бихевиоризма (необихевиоризма). Его теория получила название «оперантного бихевиоризма».
Скиннер стремился переработать классический бихевиоризм и исходил в первую очередь из необходимости систематического подхода к пониманию поведения человека. Одной из центральных идей Скиннера является стремление понять причины поведения и научится им управлять. Он переходит от констатации к разработке методов целенаправленного обучения и управления поведением.
Исходя из представления о том, что не только умения, но и знания представляют собой вариации по ведения, Скиннер разрабатывает его особый вид - оперантное поведение. Он исходил из того, что психика человека основана на рефлексах разного рода и разной степени сложности. Однако, сравнивая свой подход к формированию рефлексов с подходом Павлова, Скиннер подчеркивал существенные различия между ними.
Условный рефлекс, который формируется в экспериментах Павлова, он называл стимульным поведением, так как его формирование связано с ассоциацией между разными стимулами и не зависит от собственной активности субъекта. Такая реакция, как подчеркивал Скиннер, быстро формируется, но и быстро исчезает без подкрепления: она не может быть основой постоянного поведения субъекта.
Респондентное поведение подразумевает под собой характерную реакцию, которая вызвана известным стимулом. Стимул всегда по времени предшествует реакции. Хорошо знакомыми всем примеры респондентного поведения - это сужение либо расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по сухожилию колена, дрожь при холоде. В каждом из приведенных примеров взаимоотношение между стимулом и реакцией невольное и происходит всегда спонтанно.
В противовес этому подходу, при оперантном обучении подкрепляется только то поведение и операции, которые совершает субъект в данный момент. Большое значение имеет и тот факт, что сложная реакция разбивается на ряд простых, следующих друг за другом и приводящих к нужной цели.
Так, при обучении голубя сложной реакции - выходу из клетки с помощью нажатия клювом на рычаг Скиннер подкреплял каждое движение голубя в необходимом направлении, добиваясь того, что он без ошибок выполнял эту сложную операцию. Такой подход к формированию нужной реакции имел большие преимущества по сравнению с традиционным. Прежде всего, это поведение было гораздо более устойчивым, оно очень медленно угасало даже при отсутствии подкрепления. Скиннер обратил внимание на то, что даже одноразовое подкрепление может быть эффективным, так как устанавливается хотя бы случайная связь между реакцией и появлением стимула.