Правовые последствия и отмена усыновления ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 00:07, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной курсовой работы является осуществление всестороннего комплексного научного анализа правовых отношений, связанных с усыновления (удочерения) ребенка, исследование нормативно правового регулирования порядка усыновления, выявление имеющихся проблем в рассматриваемой области и разработка предложений по совершенствованию соответствующей законодательной базы.
Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:
выявить степень актуальности развития и правового регулирования отношений;
проанализировать понятие усыновления;
рассмотреть условия усыновления;
раскрыть основания усыновления, закрепленные в семейном законодательстве России;
исследовать процессуальный порядок отмены усыновления (удочерения);

Содержание

Введение 3
Общая характеристика усыновления 5
1.1. История развития усыновления в Российской Федерации
1.2. Понятие и значение усыновления. Субъекты отношений по усыновлению 7
1.3. Порядок и условия усыновления 11
2. Правовые последствия и отмена усыновления ребенка 15
2.1. Правовые последствия усыновления
2.2. Отмена усыновления ребенка и ее правовые последствия 18
Заключение 23
Список использованных источников 25

Прикрепленные файлы: 1 файл

Soderzhanie.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)

В-пятых, женщина, усыновившая ребенка в возрасте до 3-х месяцев, имеет право на получение отпуска по беременности и родам 
и пособия по беременности и родам. 

В-шестых, в  соответствии со ст. 47 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», работники органов загса не вправе без согласия усыновителей сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители не являются родителями усыновленного ребенка [6, с. 140].

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Отмена усыновления ребенка и ее правовые последствия

 

Согласно  п. 3 ст. 140 СК РФ отмена усыновления является юридическим фактом, прекращающим отношения усыновления на будущее время. Отмена усыновления ребенка производится в судебном порядке. Заявление об отмене усыновления рассматривается судом в порядке искового производства с обязательным участием органа опеки и попечительства и прокурора (п. 1 ст. 78, п. 1, 2 ст. 140 СК РФ) [9, с. 255].

Правом требовать  отмены усыновления обладают (ст. 142 СК РФ):

  • родители ребенка;
  • его усыновители;
  • усыновленный ребенок, достигший возраста 14 лет;
  • орган опеки и попечительства;
  • прокурор.

Если требование об отмене усыновления заявлено усыновителя 
ми (усыновителем), надлежащим ответчиком по делу является усыновленный ребенок, защита прав и законных интересов которого 
осуществляется родителями, органом опеки и попечительства или 
прокурором (п. 1 ст. 56 СК РФ, п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997. г. № 9).

Основаниями для отмены усыновления в соответствии со ст. 141 СК РФ являются:

  • уклонение усыновителей от выполнения возложенных на 
    них обязанностей родителей; 
  • злоупотребление усыновителей родительскими правами;
  • жестокое обращение усыновителей с усыновленным ребенком;
  • хронический алкоголизм или наркомания усыновителей;
  • другие основания исходя из интересов ребенка и с учетом его 
    мнения. Выявление согласия ребенка на отмену усыновления в указанных случаях не требуется.

Суд исходя из п. 2 ст. 141 СК РФ вправе отменить усыновление ребенка и при отсутствии виновного поведения усыновителя, когда по обстоятельствам, как зависящим, так и не зависящим от усыновителя, не сложились отношения, необходимые для нормального развития и воспитания ребенка. К таким обстоятельствам, в частности, можно отнести отсутствие взаимопонимания в силу личных качеств усыновителя и (или) усыновленного, в результате чего усыновитель не пользуется авторитетом у ребенка либо ребенок не ощущает себя членом семьи усыновителя; выявление после усыновления неполноценности или наследственных отклонений в состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющих либо делающих невозможным процесс воспитания, о наличии которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении; восстановление дееспособности родителей ребенка, к которым он сильно привязан и не может забыть их после усыновления, что отрицательно сказывается на его эмоциональном состоянии и т. п. В указанных случаях суд вправе отменить усыновление исходя из интересов ребенка и с учетом мнения самого ребенка, если он достиг возраста 10 лет (ст. 57, п. 2 ст. 141 СК РФ, п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июли 1997 г. № 9) [6, с. 149].

Отмена усыновления в соответствии с п. 1 ст. 144 СК РФ не допускается, если ко времени подачи искового заявления усыновленный достиг возраста 18 лет, за исключением случаев, когда на отмену усыновления имеется взаимное согласие усыновителя и совершеннолетнего усыновленного, а также его родителей, если они живы, не лишены родительских прав или не признаны судом недееспособными [11, с. 273].

Правовые  последствия отмены усыновления  предусмотрены п. 1 ст. 143 СК РФ и заключаются в следующем.

 Во-первых, прекращаются взаимные права и обязанности усыновленного и усыновителей (родственников усыновителей) на будущее время.

Во-вторых, восстанавливаются  правовые связи ребенка с родителями и родственниками, если этого требуют интересы ребенка.

 В-третьих, после отмены усыновления ребенок может быть передан родителям, а если они отсутствуют или такая передача противоречит интересам ребенка, то ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.

  В-четвертых, суд решает вопрос о сохранении имени, отчества и 
фамилии, присвоенных ребенку при усыновлении. Изменение фамилии, имени, отчества ребенка, достигшего 10 лет, допускается только с его согласия. О сохранении за ребенком фамилии, имени, отчества, присвоенных при усыновлении, должно быть указано в решении суда об отмене усыновления.

 В-пятых, суд исходя  из интересов ребенка может  взыскать  средства на его содержание с бывшего усыновителя в размере, установленном п. 1 ст. 81 и 83 СК РФ (в долях к заработку или иному доходу бывшего усыновителя или в твердой денежной сумме) [9, с. 285].

В. обратилась в суд  с иском к органам опеки  и попечительства об отмене усыновления, ссылаясь на то, что в 2001 году усыновила несовершеннолетнюю М., 1996 года рождения. В 2004 году отношения с девочкой испортились, девочка обманывает ее. Она вынуждена была поместить девочку в психиатрическую больницу.

Органы опеки и попечительства признали иск, просили отменить усыновление по причине несоблюдения В. прав ребенка.

Исследовав материалы  дела, заслушав объяснения лиц, участвующих  в деле, заключение прокурора, полагавшего  иск удовлетворить и взыскать с В. алименты на содержание ребенка, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 141 СК РФ усыновление ребенка может  быть отменено в случаях, если усыновители  уклоняются от выполнения возложенных  на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией. Суд вправе отменить усыновление ребенка и по другим основаниям, исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

В судебном заседании было установлено, что решением П. районного суда г. Москвы от 15 ноября 2001 года несовершеннолетняя М., 03 июня 1996 года рождения была удочерена В. В 2004 году В. поместила несовершеннолетнюю М. в психиатрическую больницу, ссылаясь на ее неадекватное поведение, постоянную ложь.

Из заключения специалистов психиатрической больницы следует, что несовершеннолетняя не нуждается  в лечении, психически здорова, утверждения  В. о неадекватном поведении М. не нашли подтверждения по результатам  медицинского обследования. Несовершеннолетняя М. специалистами детского сада № 6 г. Москвы характеризуется как чуткий, добрый, отзывчивый ребенок. В. по месту работы характеризуется положительно. Несовершеннолетняя М. не желает проживать  с В., ссылаясь на то, что В. ее не любит. В. не желает воспитывать М.

Изложенное свидетельствует  о том, что, исходя из интересов ребенка, усыновление подлежит отмене. Ребенок  подлежит передаче на попечение органа опеки и попечительства. В. обязана  выплачивать на содержание несовершеннолетней М. алименты. ФИО М. при усыновлении изменению не подвергались [7, с. 118].

 Судам необходимо иметь в виду, что СК РФ, в отличие от КоБС РСФСР (ст. 112), не предусматривает оснований для признания усыновления недействительным. Учитывая это, суд вправе признать недействительным на основании ст. 412 КоБС РСФСР усыновление, произведенное до введения в действие СК РФ, в случае, когда решение об усыновлении было основано на подложных  документах или когда усыновителем являлось лицо, лишенное родительских прав либо признанное в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, а также при фиктивности усыновления. Усыновление, произведенное с указанными выше нарушениями после введения в действие СК РФ, но до введения в действие судебного порядка усыновления (то есть с 1 марта по 26 сентября 1996 г.), может быть признано судом недействительным, если это отвечает интересам ребенка. Если указанные нарушения были допущены при усыновлении ребенка в судебном порядке, то они могут явиться основанием к отмене судебного решения и отказу в удовлетворении заявления об усыновлении, а не для признания усыновления недействительным. Этот вопрос также решается судом исходя из интересов ребенка [9, с. 300].

Если при  рассмотрении дела об отмене усыновления суд обнаружит в действиях стороны, должностного или иного лица признаки преступлений, предусмотренных главой 20 УК РФ «Преступления против семьи и несовершеннолетних», то он, исходя из ч. 3 ст. 226 ГПК РФ, должен сообщить об этом прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 21, 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9).

Усыновление прекращается со дня вступления в  законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка. В течение трех дней со дня вступления этого решения в законную силу суд обязан на править выписку из решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации усыновления (п. 3 ст. 140 СК РФ).

На основании  решения суда об отмене усыновления в запись акта об усыновлении вносятся сведения об отмене усыновления и восстанавливаются первоначальные сведения о фамилии, имени, отчестве (если по решению суда за ребенком не сохраняются фамилия, имя, отчество, присвоенные при усыновлении ребенка), о месте и дате рождения ребенка, а также сведения о родителях в записи акта о рождении, свидетельство о рождении, выданное в связи с усыновлением, аннулируется и выдается новое свидетельство о рождении с учетом изменений, внесенных в запись акта о рождении (ст. 46 
ФЗ «Об актах гражданского состояния») [6, с. 177].

 

 

 

 

Заключение

 

Постепенно происходит все большее сближение семьи, основанной на родстве, и семьи, основанной на усыновлении. Ранее это сближение  в основном происходило за счет приближения  правового регулирования отношений между усыновленными и усыновителями к правовому регулированию отношений между родителями и детьми, а само усыновление конструировалось по модели кровнородственной семьи.

В настоящее время  правовые основания отношений между  родителями и детьми все более приближаются к правовым основаниям усыновления. Если ранее кровнородственная семья всегда основывалась на биологическом происхождении, то в настоящее время, как уже отмечалось ранее, в случаях, установленных законом, родителями ребенка считаются лица, не имеющие с ним генетической связи. Например, при применении технологии искусственного оплодотворения, суррогатного материнства, при признании отцовства лицом, знающим, что в действительности он не является отцом ребенка [10, с. 302].

Таким образом, социальное отцовство и материнство получает такое же право на существование, как биологическое. С точки зрения социологии усыновление также является одной из разновидностей социального  отцовства или материнства. Однако, если права и обязанности усыновителей практически идентичны родительским, то фактические отношения, возникающие в процессе усыновления, не всегда напоминают родительские.

В тех случаях, когда  ребенок считает усыновителей своими родителями, их отношения ничем не отличаются от родственных. Если же ребенок знает о том, что усыновители не его родители, фактические отношения между ними могут быть несколько иными. Безусловно, знание об отсутствии биологической связи приобретает в настоящее время все меньшее значение.

Если усыновители воспитывали ребенка в течение всей его жизни, само по себе обнаружение факта отсутствия кровного родства, как правило, ничего не изменяет в отношениях между ними и ребенком. Однако, если ребенок усыновлен уже в подростковом возрасте, естественно, что он не может считать таких усыновителей своими родителями. Поэтому законодательство должно, с одной стороны, путем сохранения тайны усыновления обеспечить возможность там, где это возможно, создания видимости кровнородственной семьи. С другой стороны, там, где отсутствие родственной связи очевидно, законодательство не должно искусственно моделировать отношения усыновления по образу и подобию кровной семьи.

Сохранение тайны усыновления  в подавляющем большинстве случаев  отвечает интересам и усыновителей, и ребенка. Усыновляя ребенка, усыновители часто заинтересованы в том, чтобы у ребенка и у всех окружающих не возникало сомнений в том, что они его родители. Раскрытие этих сведений помимо их воли может причинить непоправимый вред их отношениям с ребенком и причинить им и ребенку тяжелую травму [11, с. 320].

Но несмотря ни на что, усыновление является наилучшим  видом семейного воспитания детей, поскольку тогда дети оказываются  в условиях, наиболее близких к  тем, которые складываются в семье, основанной на родстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

Нормативно-правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации и государственная символика. – М.: ООО «Рид Групп», 2011. – 48с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – Москва: Проспект, КноРус, 2011. – 544с.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации. – Москва: Омега-Л, 2012. – 57с.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации. – Москва: Омега-Л, 2012. – 175с.

 

Учебная и специальная  литература

 

  1. Абашин, Э.А. Семейное право [Текст]: учебное пособие / Э.А. Абашин. – М.: ФОРУМ, 2003. – 128с.
  2. Антокольская, М.В. Семейное право [Текст]: учебник / М.В. Антокольская. – М.: Юристъ, 2003. – 333с.
  3. Беспалов, Ю.Ф. Комментарий к судебной практике по семейным делам [Текст]: учебное пособие / Ю.Ф. Беспалов, Д.В. Гордеюк. – М.: Ось-89, 2006. – 128с.
  4. Дзугаева А.З. Усыновление российских детей иностранными гражданами // Защита прав ребенка в современной семье. М.: ИГПРАН, 2004. С. 123 -132.
  5. Муратова, С.А. Семейное право [Текст]: учебник / С.А. Муратова. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 448с.
  6. Нечаева, А.М. Семейное право [Текст]: учебник / А.М. Нечаева. – М.: Юристъ, 2006. – 329с.
  7. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России [Текст]: учебное пособие / Л.М. Пчелинцева. – М.: Норма, 2003. – 368с.

Информация о работе Правовые последствия и отмена усыновления ребенка