Потребность в общении личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 00:15, реферат

Краткое описание

Существует несколько подходов в изучении общения:
- субъект-субъектный - партнер по общению остается для собеседника значимой, уникальной, неповторимой личностью,
- моносубьективный опирается на представление о том, что человек в этом мире практически одинок и общение для него является эпизодом в жизни.

Содержание

Введение стр.3
1. Потребность и мотив общения стр.5 2. Потребность в общении и развитие стр.7
3. Появление потребности общения стр.12
Литература

Прикрепленные файлы: 1 файл

Потребность в общении личности.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

      Проблема общения выступает в психологии еще в одном аспекте. Он связан с тем, что общение как межличностное взаимодействие выступает содержанием одной из фундаментальных человеческих потребностей — потребности человека в личности другого индивида.

    И если при рассмотрении первого из обозначенных аспектов главным в развитии личности выступает момент внешней детерминации, идущей со стороны объективных условий и форм жизнедеятельности человека, то при рассмотрении второго аспекта центр тяжести перемещается в сторону самой личности, к ее собственной активности и возможностям, т. е. к внутренним детерминантам развития.

      Этот аспект проблемы общения выступает как собственно психологический, поскольку предметом рассмотрения оказывается мотивационно - побудительная сфера личности. Для психологии, имеющей дело с конкретным человеком, важно, конечно, определить внутренние побудительные силы развития индивида как личности, раскрыть реальное психологическое основание этого процесса.

     Вопрос о побудительных силах и источниках развития имеет, как известно, принципиальное значение в диалектической теории. Его решение связывается, прежде всего, с наличием внутренних борющихся противоречий в явлениях и процессах реального мира. В отношении формирования личности это методологическое положение приобретает реальный смысл, когда мы, прежде всего, обращаемся к духовным потребностям человека, выражающим в своей совокупности его родовую общественную сущность.

      Общепсихологическая природа потребности раскрывает себя как «сгусток» противоречий, заложенных в самой сущности этих специфических образований человеческой психики.

        Со стороны механизмов своего функционирования, своей внутренней динамики потребности — это единство постоянно сменяющих друг друга, с одной стороны, состояний напряжения, «нуждаемости», неудовлетворенности, а с другой стороны, состояний «насыщения» и удовлетворенности. Испытываемая в потребности нужда индивида в чем-то ему противостоящем выступает одновременно и как его зависимость от чего-то, и как стремление к нему.

    Со стороны своей предметной направленности потребности — это единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного, идеального и «опредмеченного».

    Со стороны своей деятельностной природы потребности — это не только обусловленное, но и обусловливающее начало деятельности человека, не только предпосылка, но и результат человеческой деятельности.

     И, наконец, со стороны своих внутренних, эмоциональных характеристик как принадлежащих реальному индивиду потребности — это одновременно и желаемое, т. е. то, чего пока нет, и виртуальная реальность, действительная в своей значимости и субъективной данности индивиду.

     Учет противоречивой природы человеческих потребностей помогает понять то главное, что делает их источником активности во всех сферах жизнедеятельности личности, в том числе и в своем собственном развитии.

    Духовные потребности, к которым, кроме потребности в общении и трудовой деятельности, относятся также нравственные, эстетические, познавательные и другие, выражают основные тенденции развития личности, представляя внутренний потенциал ее целостного самоосуществления. При таком понимании процесс развития личности раскрывается не как совокупность пассивных изменений в структуре ее психологической организации под влиянием внешних воздействий, а как активный процесс самоорганизации и самодетерминации, где сама личность выступает деятельным, творческим началом этих изменений.

      Потребности как личностные образования человеческой психики выражают основные тенденции ее развития как самоорганизующейся системы, в которой внешняя детерминация опосредуется внутренней. Более того, с точки зрения марксистской концепции, само развитие личности выступает ее внутренней необходимостью, ее потребностью. И чем более зрелой и духовно богатой оказывается личность, тем ярче и полнее проявляется в ней эта необходимость. «Богатый человек,— писал К. Маркс,— это в то же время человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда»  Потребность в самоосуществлении и развитии, о которой говорит К. Маркс, связывая ее с богатством и всесторонним развитием индивида, находит свое выражение, прежде всего, в духовных потребностях личности, среди которых, в числе первых, должна быть названа потребность в общении.

     Потребность человека в общении, предметом которой выступает личность другого человека в качестве ему подобного, но обладающего богатством собственной субъективности реализуется прежде всего как межличностное взаимодействие. В процессе этого взаимодействия происходит обмен идеями, мыслями, чувствами, размышлениями, переживаниями, интересами, настроениями, чертами характера и т. д., т. е. всем тем, что выступает достоянием внутреннего мира общающихся индивидов и определяет богатство их субъективного опыта.

    В межличностном взаимодействии устанавливается «диалогическая» связь равноправных партнеров, в которой нет поляризаций сторон в том смысле, что один «производит», а другой «потребляет». Это всегда двустороннее, взаимное обогащение, поскольку, делясь своими чувствами, мыслями, знаниями с другими, «отдавая» себя другим, человек сам становится духовно богаче, достигает более высоких уровней нравственной и психологической зрелости. Со всей наглядностью и очевидностью эта закономерность выступает в чувствах любви, дружбы, товарищества, которые представляют наиболее глубокие и индивидуализированные формы проявления потребности человека в другом человеке.

    В процессе удовлетворения потребности в общении через специфические механизмы идентификации, сопереживания, чувствования, синхронизации, внушения, подражания и т. д. возникает возможность, оставаясь в рамках своего «Я», как бы шагнуть в субъективный мир другого человека, приобщиться к общечеловеческому опыту (например, в процессе «потребления» произведений искусства, литературы). Вот почему в потребности общения содержится ключ к пониманию того, как осуществляется переход человека, носителя индивидуальной субъективности, индивидуальной сущности, в человека, носителя общественной сущности, и наоборот.

     Экспериментальные исследования различных аспектов возникновения и развития потребности в общении на разных стадиях онтогенеза, и прежде всего на ранних его этапах, убедительно показывают огромную роль потребности в общении в общем прогрессе личности — в развитии важнейших личностных структур и форм поведения.

       Прежде всего, отмечается чрезвычайно раннее проявление этой потребности в онтогенезе человека, когда ни о каких других формах духовных потребностей не может быть и речи. Хотя потребность в общении нельзя считать врожденной, трудно отрицать наличие некоторых ее предпосылок. Не вызывает сомнений, например, факт избирательного отношения новорожденных к воздействиям, исходящим непосредственно от человека, главным образом звуковым (человеческий голос) и зрительным (человеческое лицо). Можно предполагать, что ребенок рождается с определенной предрасположенностью к восприятию чисто человеческих раздражителей, прежде всего речевых. Есть основание допустить, что уже в дородовой период обеспечивается некоторая психологическая подготовленность будущего младенца к человеческой среде обитания — к совместной жизни с другими индивидами, поскольку для новорожденного мир сразу же выступает как мир человека и человеческих отношений.

Большинство специалистов относят время зарождения у детей  потребности в общении с взрослыми  к концу первого месяца жизни, считая формой ее проявления так называемый комплекс оживления.

     Разумеется, для развития и формирования потребности в общении, как, впрочем, и других психологических образований личности растущего ребенка, решающее значение приобретает система его практических действий с окружающими взрослыми людьми. И хотя в генезисе потребности в общении активно проявляют себя врожденные предпосылки, она возникает и формируется на основе и благодаря практическим действиям, деловой активности младенца, организуемой и направляемой со стороны взрослого.

      Это положение представляется принципиальным, поскольку только с этих позиций общение как основополагающая для всего психического развития ребенка потребность выступает не имманентно присущей человеку силой, а отражением в форме психического объективной необходимости самого способа бытия индивида как общественного существа, все связи и отношения которого к окружающему миру опосредованы отношениями к другому человеку. Кроме того, в свете этого положения становится также очевидной взаимосвязь выделенных нами выше для анализа двух аспектов проблемы общения — как личностной потребности и как материально-практического взаимодействия между индивидами. Причем ведущим выступает второй аспект, поскольку потребность человека в другом человеке не только проявляется, но и формируется, развивается в процессе реальных человеческих взаимоотношений.

 

      Эта закономерность имеет силу не только на начальных этапах онтогенеза, но и на всем его протяжении. В свою очередь, содержание, формы, эмоциональная насыщенность, личностная значимость и, главное, результативность практических взаимоотношений во многом определяются тем, в какой мере их реализация связана с удовлетворением потребности человека в общении, а также с уровнем развития последней.

     Материалы психологических исследований и жизненных наблюдений дают основание считать потребность в общении одним из самых динамичных и потенциально богатых психических образований человека, качественно меняющихся на протяжении всей его жизни. Изменения затрагивают и ее содержательно-мотивационные характеристики, и формы и средства удовлетворения, и возможности влияния на другие стороны и структуры личности.

     Первоначально эти практические действия сконцентрированы вокруг удовлетворения естественных жизненно необходимых нужд младенца (в пище, тепле, удобстве и т. п.).

     На разных этапах онтогенеза возникают новые дифференцировки и разнообразные модификации потребности в общении, а также новые соотношения между ними, что определяет переход ее на более высокий уровень организации. Начиная свой «путь» от потребности младенца во внимании и доброжелательности взрослого, она в дальнейшем проявляет себя и в стремлении ребенка к самоутверждению, самостоятельности, признанию и уважению, к высокой оценке своего «Я» со стороны других, а в более старшем возрасте также и в стремлении достичь взаимопонимания с другими, найти душевную близость с избранным кругом людей, ощутить свою причастность ко всему человечеству, единение с ним. Отсюда понятно, что развитием потребности в общении во многом определяется становление таких интегральных личностных образований человеческой психики, определяющих целостность и устойчивость ее системы, как самосознание и индивидуальность. Кроме того, именно с этой потребностью непосредственно связано зарождение и развитие других, специфически человеческих форм поведения и соответствующих им потребностей — нравственных, эстетических, познавательных, потребностей в трудовой, общественно-организационной деятельности и др. Содержательный анализ этих духовных потребностей человека отчетливо выявляет в них специфические формы проявления потребности индивида в другом индивиде.

     

 

 

 

 

3. Появление потребности в общении.

     Как же  и когда появляется потребность  в общении? В поисках ответа  на этот вопрос было проведено  систематическое наблюдение за детьми начиная с 16-го дня жизни.

     Результаты  наблюдений свидетельствуют о  том, что сразу после рождения  ребенок никак не общается  с взрослым: он не отвечает  на обращения старших и, конечно,  сам к ним не адресуется. А  после 2 мес. младенцы вступают во взаимодействие с взрослыми, которое можно считать общением; они развивают особую активность, объектом которой является взрослый, и стремятся привлечь внимание взрослого, чтобы самим стать объектом такой же активности с его стороны. Но как точнее определить, есть ли уже у младенца коммуникативная потребность, а если нет, то на каком этапе становления она находится? Наблюдая за ребенком первых двух-трех недель жизни, не обнаруживается никаких признаков общения. Новорожденный не проявляет никакого интереса к людям: его беспорядочный взор никого не ищет и его крики ни к кому не обращаются. На происхождение потребности младенца в общении с взрослыми существуют разные точки зрения. Одни авторы считают ее целиком врожденной, другие полагают, что она складывается прижизненно, в ходе общения с другими людьми. Отсутствие направленности ребенка на взрослого в первые недели жизни можно считать свидетельством того, что потребность в общении не врожденна и приобретается только прижизненно.

         М.И.Лисина высказала гипотезу о том, что потребность в общении складывается на основе других потребностей, но не сводится к ним. Одним из источников потребности в общении являются органические потребности ребенка (в пище, тепле и. т.д.). 
       Первую половину года можно назвать периодом эмоционального общения ребенка с взрослым. Начиная со 2-го месяца жизни, ребенок активно общается с взрослым. Существует 4 критерия, на основании которых можно утверждать наличие у младенцев потребности в общении: 
   1. взгляд в глаза взрослого: этот признак свидетельствует об интересе ребенка к взрослому, его готовности воспринимать его воздействия, обнаруживает направленность ребенка на познание взрослого и тот факт, что взрослый стал объектом особой активности детей. 
   2. Ответная улыбка на воздействия взрослого, которая отражает эмоциональную реакцию, выражающую удовольствие младенца от обращенности взрослого, обнаруживается оценка взрослого ребенком, наличие у ребенка отношения к взрослому, которое неразрывно связано со знанием о нем. 
   3. Инициативные улыбки и двигательное оживление, выражающие активные попытки младенца привлечь к себе внимание взрослого через демонстрацию себя, привлечь интерес взрослого, проявить себя перед старшим партнером; в этом поведении обнаруживается стремление ребенка познакомить взрослого с собой и самому как бы еще раз увидеть свои возможности через реакцию другого человека. 
   4. Ответ на отношение взрослого, который проявляется в готовности перестроить свое поведение в соответствии с поведением взрослого и тем самым побудить к повторным выражениям положительного отношения. 

Информация о работе Потребность в общении личности