Посттравматическое стрессовое расстройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 22:00, реферат

Краткое описание

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР, «вьетнамский синдром», «афганский синдром» и т. п.) — тяжёлое психическое состояние, которое возникает в результате единичной или повторяющихся психотравмирующих ситуаций, как, например, участие в военных действиях, тяжёлая физическая травма, сексуальное насилие, либо угроза смерти. При ПТСР группа характерных симптомов, таких как психопатологические переживания, избегание либо выпадение памяти о травмирующих событиях и высокий уровень тревожности сохраняется на протяжении более месяца после психологической травмы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 21.12 Кб (Скачать документ)

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР, «вьетнамский синдром», «афганский синдром» и т. п.) — тяжёлое психическое состояние, которое возникает в результате единичной или повторяющихся психотравмирующих ситуаций, как, например, участие в военных действиях, тяжёлая физическая травма, сексуальное насилие, либо угроза смерти. При ПТСР группа характерных симптомов, таких как психопатологические переживания, избегание либо выпадение памяти о травмирующих событиях и высокий уровень тревожности сохраняется на протяжении более месяца после психологической травмы.

У большинства людей после психотравмирующих событий ПТСР не развивается

Причины ПТСР

Травмирующие воздействия могут быть вызваны военными действиями, природными катастрофами, террористическими актами (например, взятием в заложники, насилием, пытками) а также длительными и тяжёлыми болезнями или смертью близких людей. В большинстве случаев, если психологическая травма является тяжёлой, она вызывает переживание интенсивного страха, беспомощности и крайнего ужаса.

Клинические проявления

Течение ПТСР проявляется повторяющимся и навязчивым воспроизведением в сознании психотравмирующего события. При этом испытываемый пациентом стресс часто является чрезвычайно интенсивным переживанием и иногда даже вызывает мысли о суициде с целью прекратить приступ. Также характерны повторяющиеся кошмарные сны и непроизвольные воспоминания.

При этом пациент усиленно избегает мыслей, чувств или разговоров, связанных с травмой, а также действий, мест или людей, которые инициируют эти воспоминания. Характерна психогенная амнезия, пациент не способен воспроизвести в памяти психотравмирующее событие в подробностях. Имеет место также постоянная бдительность и состояние постоянного ожидания угрозы. Состояние часто осложняется соматическими расстройствами и заболеваниями — в основном со стороны нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем.

Триггер

Триггер (от англ. trigger) — событие, вызывающее у человека, больного ПТСР, внезапное репереживание психологической травмы, само по себе не являющееся пугающим или травматичным. Больные посттравматическим стрессовым расстройством обычно всеми силами избегают встреч с триггером, стремясь избежать нового приступа. Чаще всего триггер является частью травмирующего переживания — плач ребёнка, шум машины, нахождение на высоте, изображение, текст, телепередача и т.д.

 

Лечение

Лечение ПТСР является комплексным, в начале болезни медикаментозным и психотерапевтическим, после — преимущественно психотерапевтическим. В терапии ПТСР могут быть использованы практически все группы психотропных средств: транквилизаторы, гипнотики, антидепрессанты, нейролептики, в отдельных случаях — антиконвульсанты и психостимуляторы. Но наиболее эффективны антидепрессанты группы СИОЗС, препараты, воздействующие на МТ­рецепторы и транквилизаторы. Хорошие результаты даёт методика, в ходе которой пациента учат в момент начала приступа концентрировать внимание на ярком отвлекающем воспоминании, что со временем формирует привычку к автоматическому переходу сознания к нейтральным или положительным эмоциям в обход травмирующего опыта в случае появления триггера. Одним из психотерапевтических методов лечения ПТСР является метод десенсибилизации и переработки с помощью движений глаз (ДПДГ).

Для пациентов, которым не помогли другие типы лечения, может быть эффективной психоделическая психотерапия с использованием МДМА(полусинтетическое психоактивное соединение амфетаминового ряда, широко известного под сленговым названием «э́кстази» , которое имеет уникальную характеристику ввиду своей способности вызывать чувства доверия по отношению к другим людям, а также снижать чувства страха и беспокойства )

Недавние исследования показали возможность положительного эффекта в лечении ПТСР от сочетания метода реактивации памяти и игры в «Тетрис». Применявшаяся методика ослабляет навязчивые воспоминания участников, у которых воспоминания были повторно активированы перед игрой в «Тетрис». Впоследствии их меньше беспокоили навязчивые воспоминания по сравнению с контрольной группой

По словам Эмили Холмс, руководителя исследования:

«В настоящее время лечение ПТСР начинают только после установления диагноза, то есть, как правило, спустя месяц после травмирующего события. Нам не хватает профилактических методов, которые мы могли бы использовать на более ранних сроках».

Реактивация воспоминаний достигалась с помощью просмотра 12-минутной видеозаписи травмирующего события. Затем в течение 10 минут участники выполняли отвлекающие задания, необходимые для реконсолидации памяти, после чего им предлагали 12 минут играть в «Тетрис». По сравнению с контрольной группой, участники которой просто спокойно сидели 12 минут после просмотра видеозаписи, а потом 12 минут выполняли отвлекающие задания, пациенты, игравшие в «Тетрис», имели значительно меньшее число навязчивых воспоминаний в течение недели после процедуры.

 

Примеры:

В России локальные военные конфликты, природные и техногенные катастрофы привели к широкому распространению посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). К сожалению, специальных, широкомасштабных эпидемических исследований распространенности ПТСР в нашей стране не проводилось, однако, выборочные клинические работы определяют показатель этой патологии среди ветеранов афганской войны в 30 %, а среди участников ликвидации аварии в Чернобыле – 15 %. По предварительным данным, среди участников военной операции в Чечне количество таких пациентов больше до 50-55% страдают ПТСР.

Как описывает проблему для себя страдающий:

Жить с посттравматическим стрессовым расстройством - серьезный вызов, который бросает жизнь. Я страдал от этого расстройства почти всю мою жизнь. Сейчас я оглядываюсь назад смеюсь над теми, кто считал мою жизнь прекрасной. Я был молодой, красивый и талантливый, но даже и не знал этого, потому что был затероризирован каким-то недиагностированным психологическим расстройством.

С тех пор как мне корректно диагностировали ПТСР расстройство в мои 35 лет, я понял, что не было ни одной сферы моей жизни, которую бы не затронуло расстройство. ПТСР запустилось несколькими событиями, включая события детства, нашпигованного физическим, психологическим и сексуальным насилием, равно как и моментом, когда меня атаковали ножом, и я думал, что я умираю. Я никогда не смогу стать таким же, что и до атаки. Для меня больше нет безопасного места ни в мире, ни дома. Я пришел в полицию и написал заявление. Полицейский приходил ко мне, когда я был в больнице, но тогда я отклонил его помощь, веря, что она мне не нужна.

В течение нескольких месяцев после атаки я не мог закрыть глаза, чтобы не видеть лицо атакующего. Я страдал ужасными кошмарами и мне вдруг могло показаться, что меня снова атакуют ножом. В течение четырех лет после атаки я был неспособен спать один в собственном доме. Я навязчиво проверял окна, двери, замки. К возрасту 17 лет я испытал первую паническую атаку. Вскоре я стал неспособным покинуть квартиру и так и сидел в ней в течение нескольких недель подряд - а это значило конец моей карьере модельера. А это было моей жизнью. Прошли годы прежде чем мои симптомы смягчились или же исчезли вовсе и я стал жить так, что можно было бы назвать нормальной жизнью, просто думая, что у меня была проблема паники.

Но потом снова произошло событие, которое снова запустило ПТСР. Это было словно мое прошлое запихнули в настоящее в концентрированном виде и я снова очутился в месте, где меня атаковали. Только сейчас у меня неконтролируемые мысли о том, что кто-то входит в мой дом и наносит вред моей дочери. Я видел жестокие образы каждый раз, когда закрывал глаза. Я потерял способность концентрироваться на совершении даже простых действий. Будучи социально нормальным, я прекратил встречи с друзьями. Я часто чувствовал себя потерянным, забывая, где я и кто я. Я мог запаниковать на дороге или вдруг понять, что я не могу вести машину. Вновь моя карьера закончилась. Состояние было такое, будто я полностью потерял рассудок. Со временем, я научился создавать видимость нормальности, но я вновь стал неспособен покинуть свой дом.

Примерно в это время мне поставили диагноз ПТСР. Я не могу выразить то невероятное облегчение, которое я испытал, когда мне рассказали о моей проблеме, которая, во-первых, действительно есть (и это не мои вымыслы) и, во-вторых, она решаема. Впервые я почувствовал себя в безопасности за 32 года. Принимая таблетки и проходя поведенческую психотерапию, мое состояние стало налаживаться в плане способности контролировать события своей жизни. Я перестроил свою жизнь на карьерные рельсы артиста, и я вполне доволен своей жизнью. Теперь мир выглядит для меня по-новому и не ограничен рамками моей тревоги. Меня поражает, какой моя жизнь была еще год назад и как далек я сейчас от всего этого.

Я не вижу для себя “излечения” или “полного восстановления”. Но есть вещи, про которые я могу гарантированно сказать, что не буду никогда больше страдать от них, как страдал до того, как мне диагностировали  ПТСР. Я больше не нуждаюсь в милосердии со стороны своего расстройства и я бы не рассказывал эту историю, если бы не правильный диагноз и лечение. Самое главное - знать, что никогда не поздно попросить помощи.


Информация о работе Посттравматическое стрессовое расстройство