Понятие власти домовладыки. Личные отношения между домовладыкой и подвластными

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 16:02, контрольная работа

Краткое описание

В такой семье лишь домовладыка был вполне правоспособным лицом (persona sui iuris), а остальные члены семьи полной правоспособности не имели (personae alieni iuris). Отсюда и пошло выражение, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям — loco sororis и т. д. Сыновья и внуки не получают свободы от подчинения отцовской власти даже если получают должность магистрата. Не освобождает от власти главы семьи и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле домовладыки.

Содержание

Введение 3
1. Понятие власти домовладыки. Личные отношения
между домовладыкой и подвластными 5
2. Возникновение отцовской власти 7
3. Влияние отцовской власти на имущественное
положение подвластных 9
4. Прекращение отцовской власти 11
Заключение 12
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Римское право К.Р..doc

— 64.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение                                                                                                                   3

1. Понятие власти домовладыки. Личные отношения

между домовладыкой и подвластными                                                                 5

2. Возникновение отцовской власти                                                                      7

3. Влияние отцовской власти на имущественное

положение подвластных                                                                                          9

4. Прекращение отцовской власти                                                                       11

Заключение                                                                                                             12

Список использованной литературы                                                                   15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Правовой строй римской семьи относится к числу специфических римских правовых институтов. Только римский гражданин мог вступить в римский брак и основать римскую семью.

Основные черты семейного строя были выражены в римском праве с исключительной законченностью и последовательностью, а изменения их знаменовали глубокие изменения и в условиях хозяйственной жизни Рима, и в идеологии его господствующих классов.

Итак, область семейного права в Риме начинается с моногамической семьи, в основе которой лежала власть главы семьи и домовладыки (paterfamilias). Все члены в такой семье подчиняются власти одного.

Это — агнатическая семья, в состав которой кроме главы семьи входили: его жена (in manu mariti), т. е. подчиненная мужней власти, его дети (in patria potestate), жены сыновей, состоявшие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны главе семьи, а власти последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей: внуки, правнуки и т. д. Все подвластные главе семьи члены семьи назывались sui.

В такой семье лишь домовладыка был вполне правоспособным лицом (persona sui iuris), а остальные члены семьи полной правоспособности не имели (personae alieni iuris). Отсюда и пошло выражение, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям — loco sororis и т. д. Сыновья и внуки не получают свободы от подчинения отцовской власти даже если получают должность магистрата. Не освобождает от власти главы семьи и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле домовладыки.

Домовладыка первоначально имел одинаковую власть (mаnus) над женой, детьми, рабами, вещами; всех их - и жену, и детей, и имущество - домовладыка мог истребовать с помощью одинакового (виндикационного) иска. Лишь постепенно эта власть дифференцировалась и получила разные наименования: manus mariti (над женой), patria potestas (над детьми) и т.д.

В древнейшее время власть домовладыки была безгранична и потому сопровождалась полным бесправием подвластных. Постепенно, однако, эта власть стала принимать более определенные границы; одновременно личность подвластных стала постепенно получать признание в частном праве. Ослабление власти домовладыки явилось следствием изменения производственных отношений, разложения патриархальной семьи, развития торговли, предполагавших известную самостоятельность взрослых членов семьи.

Гай называет институт отцовской власти ius proprium civium romanorum (строго национальным институтом римских граждан) и добавляет: «едва ли существуют еще другие люди, которые имели бы такую власть над своими детьми, какую имеем мы, т.е. римские граждане».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие власти домовладыки. Личные отношения между домовладыкой и подвластными

 

Отеческою властью (patria potestas) именуется особый вид господства одного лица над другим, рожденным от него в законном браке или законом приравненным к естественно рожденному. Это господство установлено не в интересах лица, которое ему подлежит, но в интересах субъекта господства - отца.

По римским воззрениям, прочность государственного строя обусловливалась прочной организацией семьи, а последняя мыслима была лишь при установлении сильной власти в пределах дома, предоставленной одному лицу. Власть эта поэтому:

1) всегда принадлежит  мужчине, но не женщине;

2) всегда принадлежит  непременно лицу sui juris (так что  ребенок, имеющий несколько восходящих, находится под властью наиболее  отдаленного восходящего, под властью которого стоят более близкие;

3) власть эта не прекращается  достижением какого-либо возраста  со стороны подвластного: она  продолжается до смерти домовладыки  или до эмансипации подвластного  домовладыкой.

Нужно заметить, что по мере упадка нравов злоупотребления отеческой властью стали встречаться все чаще и чаще, самый принцип единого и полного господства в семье домовладыки в имущественном и личном отношении перестал мало-помалу гармонировать с изменившимися воззрениями общества, и поэтому первоначально крайне широкая власть домовладыки стала подвергаться ограничениям, так что для юстинианова права мы имеем дело лишь с небольшими остатками прежде очень мощной patriae potestatis. Основной характер господства в интересах отца, а не подвластного, остается за нею до конца .

Власть домовладыки с формальной стороны есть абсолютное право на другое лицо, т.е. объектом его являются не отдельные действия другого лица, способного быть субъектом прав, но самое это лицо, и этому праву соответствует обязанность всех граждан не мешать субъекту осуществлять свое господство над другим лицом. Таким образом, отец имеет абсолютный иск против всякого третьего лица, удерживающего у себя подвластного: для этой цели служит, с одной стороны, filii vindicatio, с другой стороны interd. de libеris ducendis, подготовляемый посредством interd. de liberis exhibendis; мать, если она имеет по каким-либо особым причинам преимущественное право на воспитание детей, получает эксцепцию против этих исков отца; оба иска различаются лишь формальными особенностями. Против самого сына, отрицающего существование отеческой власти, отец имеет actio praejudicialis; подобная же aсtio дана лицу, утверждающему свою свободу от отеческой власти.

В силу отеческой власти в юстиниановом праве возникают следующие личные отношения между домовладыкой и подвластными:

- право отца продать filium filiamve sanguinolentum (т.е. тотчас по рождении) в случае крайней нужды (это  все, что осталось от прежнего  права манципировать детей);

- право отдать ребенка in adoptionem;

- право давать согласие  на брак (очень ограниченное);

- право назначать опекуна, делать substitutio pupillaris.

Остальные правомочия отца над личностью подвластного отменены: право продажи - Диоклетианом, jus vitae ас necis - Константином, noxae datio, т.е. aсtio noxalis в применении к сыновьям семейства и дочерям - Юстинианом .

На публичные права подвластного власть домовладыки не оказывает никакого влияния.

 

 

 

 

2. Возникновение отцовской власти

 

Отцовская власть возникает с рождением сына или дочери от данных родителей, состоящих в законном браке, а также путем узаконения или усыновления.

Всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано противное (pater est quern nuptiae demonstrant, отец — тот, на кого указывает факт брака).

Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей от конкубины (В римском праве постоянное (не случайное) дозволенное законом сожительство мужчины и женщины. Конкубина не разделяла социального положения мужа. Кроме того, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять и в законном браке, и в конкубинате (с разными женщинами). Узаконение есть признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака. Узаконение могло быть произведено:

а) последующим браком родителей внебрачного ребенка;

б) путем получения соответствующего императорского рескрипта;

в) путем зачисления сына в члены муниципального сената (курии), а дочери — путем выдачи замуж за члена муниципального сената (на членах муниципальных сенатов лежала обязанность пополнять из своих средств недоимки по налогам, вследствие чего это звание принималось неохотно и императорам приходилось вводить поощрительные меры; к их числу относилось и узаконение).

В отличие от узаконения, дававшего положение законных детей лицам, рожденным от данных родителей, но вне брака, усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом.

Усыновление различалось двух видов: если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью (persona sui iuris), это называлось arrogatio; если же усыновление производилось в отношении лица, находящегося под отцовской властью (persona alieni iuris), оно называлось adoptio.

По праву Юстиниана arrogatio совершалось путем получения на то императорского рескрипта; adoptio — путем занесения в судебный протокол (apud acta) соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого.

Необходимые условия усыновления: а) усыновлять может, как правило, только мужчина (женщина — в виде исключения, именно если она до усыновления имела детей и их потеряла); б) усыновитель не должен быть подвластным (должен быть persona sui iuris); в) усыновитель должен быть старше усыновляемого не меньше, чем на 18 лет (так как, по выражению римских юристов, «усыновление подражает природе», adoptio naturam imitatur).

В отношении аррогации требуется еще, чтобы магистрат произвел расследование обстоятельств дела и выяснил, не отразится ли усыновление невыгодно на интересах усыновляемого.

В результате arrogatio самостоятельное лицо поступает под отцовскую власть со всеми ее последствиями, в том числе с взаимным (между усыновителем и усыновленным) правом наследования. Последствием adoptio было прекращение родительской власти прежнего домовладыки и установление власти усыновителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Влияние отцовской власти на имущественное положение подвластных

 

Подвластный сын имел право совершать имущественные сделки, но все его приобретения переходили в собственность отца и ответственность по этим договорам нес глава семьи. Собственником всего имущества семьи считался домовладыка. Однако в ходе развития римского общества подвластные сыновья, занимающие важные государственные должности фактически имели значительные средства к существованию и проживали отдельно от отца.

Глава семьи мог предоставить часть своего имущества (т.н. пекулий (peculium)) в управление своему сыну или рабу, оставаясь собственником имущества. Сын мог заключать договоры, по которым домовладыка нес ответственность в пределах стоимости пекулия.

Император Август (I в. до н.э.) ввел военный пекулий для подвластных сыновей, находящихся на военной службе. Под военным пекулием понималось военное жалование, трофеи, премии, подарки, данные сыну при поступлении на службу. Подвластный имел право распоряжаться военным пекулием и даже завещать его, но в случае отсутствия завещания все имущество сына переходило к его отцу.

Император Константин вводит новое понятие – квазивоенный пекулий. В него входило имущество, приобретенное сыном на церковной службе, при занятии искусством, вознаграждения за адвокатские услуги. В период империи подвластному предоставляется право собственности на материнское наследство, хотя право пожизненного пользования этим имуществом принадлежало домовладыке.

В случае спора с мужем о том кому принадлежат вещи, находящиеся в руках одного из супругов, действовала особая презумпция - praesumtio Muciana, - согласно которой каждая такая вещь считается принадлежащей мужу, пока жена не докажет своей собственности на нее.

Дарение между супругами запрещалось, поскольку римляне видели в совершении подарка из-за любви легкомысленное расточение имущества в отношении себя и чтобы не утратилось стремление, прежде всего, воспитывать детей. Секст Цецилий считал, что расторжение браков происходит, если кто имел возможность, но не совершал дарения и в силу этого случалось, что браки являются продажными.

Запрет дарения должен защитить супруга от невыгодных последствий  неразумной слабости к другому супругу и  оказать защиту каждому супругу от шантажа со стороны другого (угроза развода, если не будет сделано дарение).

Разрешалось делать подарки в виде исключения: небольшие подарки в праздник, подарок жены мужу вследствие получением последним повышение по службе, между императором и его супругой, в случае развода, ради отпуска раба на волю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Прекращение отцовской власти

 

Отцовская власть прекращается:

а) смертью домовладыки (лица, состоящие под властью не непосредственно, например внуки при живом их отце, со смертью домовладыки поступают под власть того, кто стоял между домовладыкой и подвластным; в данном примере — под властью отца);

б) смертью подвластного (достижение совершеннолетия не прекращало отцовской власти);

в) утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным;

г) лишением домовладыки прав отцовской власти (за то, что он оставил подвластного без помощи, и т.п.);

д) приобретение подвластным некоторых почетных званий.

Информация о работе Понятие власти домовладыки. Личные отношения между домовладыкой и подвластными