Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 13:27, доклад
Политическая психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности политической деятельности, проблемы отбора и подготовки политических лидеров, а также роль практических психологов в оптимизации политической деятельности.
Предметом политической психологии является особый ряд явлений, рождаемых деятельностью людей в сфере политики и власти.
Идентификация социально-политического статуса личности в качестве одной из сторон социального статуса позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, следует подчеркнуть тесную взаимосвязь социально-экономического, социально-культурного и социально-политического статусов индивида. Высокие показатели социально-экономического статуса данной личности скорее всего будут способствовать достижению ею высоких показателей социально-политического статуса, и наоборот. А высокие показатели социально-культурного статуса явятся непременным условием, своеобразным фундаментом подобного взаимовлияния социально-экономического и социально-политического статусов. Недостаточные показатели социально-экономического и социально-культурного статусов могут стать серьезным препятствием данной личности в достижении ею высокого социально-политического статуса.
Во-вторых, среди трех составляющих статуса личности один может быть доминирующим, оставляя два других на социальной и психологической периферии. Например, у крупного бизнесмена ведущим может быть социально-экономический статус, а у депутата или иного политического лидера - социально-политический. При этом следует отметить, что иерархия статусов может меняться в зависимости от сложившихся конкретных условий деятельности и отношений личности.
Кроме того, не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество в данной личности, совпадает с тем статусом, какой выделяет в себе в качестве такового сам субъект политики. На этой почве возникает немало драматических противоречий внутреннего плана личности политика, неадекватно представляющего свое место в обществе, в общественном мнении, СМИ и др. Так, предприниматель может надеяться, что главное в его социальном статусе - социально-экономическая составляющая, имущественное, материальное положение. Но в общественном мнении решающее значение может приобрести его нравственный облик, уровень образования, культуры, полезность для общества и прочее. Высококвалифицированный специалист - представитель национальных меньшинств - будет надеяться, что в первую очередь оценят его профессионализм, но при решении определенного круга проблем могут обратить внимание именно на национальную принадлежность, придав ей приоритетное политическое звучание в социальном статусе.
В-третьих, рассогласование социально-экономического, социально-культурного, социально-политического статусов личности политика, деформация их иерархии чреваты негативными последствиями не только для самого политика, но и для общества. В стабильном, социально сбалансированном обществе разные измерения статуса личности в социально-политической системе взаимосвязаны. Изменяя показатели одного из них, субъект политики, соответственно, меняет характеристики другого. С. Липсет в связи с этим отмечает: “Человек, восходящий на другую ступень социальной иерархии, как правило, меняет круг друзей, присоединяется к новым организациям, меняет место жительства. Иногда он изменяет даже свою религиозную принадлежность и имя Очень часто претерпевают изменения и его политические взгляды”. Степень согласованности статусов выражает социальную определенность личности и является важнейшим фактором стабильности общества в целом и перспектив успешной самореализации самого политика.
В-четвертых, механизмом реализации всех трех статусов, их интеграции и успешной реализации выступает социально-психологический статус. Его сущность проявляется через мотивированное целенаправленное развитие творческого потенциала субъекта политики, гармонизацию его притязаний с интересами и ожиданиями общества, а также в достижении соответствия личностно-профессиональных качеств объективным требованиям общества, предъявляемым к конкретному статусу политика.
По своему содержанию социально-психологический статус представляет собой многомерную архитектонику, синтезирующую: в качестве приоритета - политика как целостности его индивидных, личностных, субъектно-деятельностных характеристик, которые делают его самобытной индивидуальностью, которая в соответствии с принимаемым моделью, алгоритмом и технологией реализует востребованный обществом собственный статус, взаимосвязи и отношения политика с социальной средой, политическими институтами, которые реализуются через различные каналы взаимодействия, деятельности, общения и пр , многомерное социальное окружение, которое выдвигает требования, создает условия и оказывает иное активное и пассивное воздействие на облик, деятельность и поведение политика Именно социально-психологический статус определяет продуктивность его социально-политического статуса
Структурными компонентами социально-политического статуса личности являются социально-политическое положение, социально-политическая позиция, социально-политический престиж и мотивация политической деятельности, профессионализм в выполнении политических функций
Социально-политическое положение определяется сложившейся системой политических отношений, в которую включены субъект политики и его взаимосвязи в обществе Формируемые в ней политические отношения имеют объективный характер и складываются на продолжительный период времени в ходе совместной политической деятельности Социально-политическое положение личности можно выяснить, опираясь на ряд объективных показателей, характер включения политика в управление общественными процессами, механизм связи с политическими институтами общества, социально-политическую роль в обществе, политические права и обязанности, степень политического влияния, уровень авторитета.
В системе установок личности те из них, которые относятся к сфере социально-политической психологии, выполняют специфические функции. Во-первых, они фиксируют определенный образ общественной действительности, те «законы жизни» в данном обществе, которые служат индивиду ориентиром в осуществляемой им оценке возможностей, в определении своих собственных мотивов и целей. Во-вторых, они являются источником ценностей, которые либо непосредственно формулируют эти мотивы и цели, придают им осознанный характер, либо обосновывают и оправдывают их в глазах индивида. Если ориентировочную функцию выполняет преимущественно познавательный компонент социально-политических установок, то в их ценностной функции существенную роль играет эмоциональный компонент: эмоциональная привлекательность, «комфортность» избираемых целей и ценностей.
Индивидуальные системы социально-политических установок различаются по удельному весу в них познавательно-ориентационных и ценностно-эмоциональных компонентов. У большинства людей в большинстве «нормальных» жизненных ситуаций, по-видимому, преобладает ориентационный компонент этих установок; они играют в основном служебную роль в функционировании мотивационно-волевой сферы. Ценностные и эмоциональные их компоненты особенно важны для людей, активно включенных психологически в общественно-политическую жизнь: для них избранная ими общественная или политическая цель и ценность сами становятся личным мотивом. Социально-политические установки представляют собой один из важнейших механизмов приобщения личности к культуре общества или социальной группы. Ибо те ценности, верования, идеи, в которых запечатлены исторически сложившиеся типы общественно-политического сознания, органически входят в национальные, региональные (например, западноевропейскую, латиноамериканскую и т.п.) и социально-групповые культуры.
В целом можно утверждать, что психологический общественно-политический выбор происходит так или иначе при всех политических системах (т.е. таких общественных отношений, которым присуще наличие институтов власти). От характера системы и политической культуры зависят возможные формы и уровни такого выбора. В одних исторических ситуациях он ограничивается принятием дисперсных аффективных и поведенческих установок, в других выбором отдельных социально-политических ценностей, например, в рамках альтернативы: является ли воля монарха-властителя высшим законом или он должен сам подчиняться правовым нормам. В этих случаях имеют место доили предориентационные формы выбора. Высшей его формой является идентифицирующая ориентация, означающая, что человек сознательно отождествляет себя с какими-то системами ценностей, неформальными или институционализированными типами воззрений и политического поведения. Для идентификации могут использоваться как реально существующие, так и воображаемые, мифологические идейно-политические системы.
Общественно-политический выбор характеризуется не только своими исторически обусловленными формами, но и уровнем проявляемой в нем индивидуальной и групповой активности осуществляющих выбор людей. С этой точки зрения его можно оценивать по двум типам критериев. Во-первых, по отсутствию или наличию творческого компонента в политическом самоопределении индивидов и групп: осуществляется ли выбор из уже имеющегося набора ориентации и позиций или дополняется их модификацией, развитием, внесением новых элементов. Во-вторых, выбор может быть групповым или индивидуальным. В тех случаях, когда индивид тесно связан психологически с социально-культурной группой, имеющей определенные идеологические и политические предпочтения, он часто автоматически, не размышляя, принимает свойственные ей ориентации. Этот автоматизм закладывается в период ранней политической социализации, когда ребенок на веру принимает все, чему его учат окружающие взрослые, и воспроизводится в случае сохранения устойчивых связей человека со средой происхождения. Он не обязательно равнозначен консерватизму - верности унаследованным от прошлого воззрениям. Групповые ориентации нередко меняются под влиянием перемен, происходящих в обществе, и многие психологически интегрированные в группу индивиды как бы незаметно для себя, автоматически усваивают эти изменения.
Политический конфликт - это столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями.
В качестве основной, универсальной причины конфликта можно назвать несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения.
Среди узловых вопросов теории конфликтов важное место принадлежит их типологии.
Известны разные классификации политических конфликтов, они строятся по различным основаниям. Например:
По субъектам.
межгосударственный;
межнациональный (этнический);
межклассовый;
между социальными группами и общественными организациями;
между расами (расовый) и др.
По сферам отношений между конфликтующими сторонами (военный, финансовый, таможенный, правовой и др.).
По масштабности:
мировой;
региональный;
локальный.
По уровню формирования:
на межличностном уровне;
на групповом уровне;
на уровне подсистем общества или государства;
на региональном и глобальном уровне.
Кроме того, конфликты классифицируют: по содержанию, по времени, по форме и др.
С точки зрения динамики конфликта он обычно описывается по следующей схеме :
накопление противоречий и формирование отношений сторон;
нарастание и эскалация подготовки;
собственно конфликт;
разрешение конфликта.
Функции конфликта могут быть позитивными и негативными.
К позитивным можно отнести:
функция разрядки напряженности между антагонистами. Конфликт играет роль "последнего клапана", "отводного канала" напряженности. Общественная жизнь освобождается от накопившихся страстей;
коммуникативно-информационная и связующая функция. В ходе столкновения стороны больше узнают друг друга, могут сближаться на какой-либо общей платформе;
стимулирующая функция. Конфликт выступает движущей силой социальных изменений;
содействие формированию социально необходимого равновесия. Своими внутренними конфликтами общество постоянно "сшивается воедино";
функция переоценки и изменения прежних ценностей и норм общества.
К негативным функциям
угроза раскола общества;
неблагоприятные изменения во властных отношениях;
раскол в малоустойчивых социальных группах и международных организациях;
неблагоприятные демографические процессы и др.
Задача управления и разрешения конфликта как раз и состоит в том, чтобы не допустить его разрастания или снизить негативные последствия.
Тип конфликта, как правило, предопределяет
пути его развития. Так, внутригосударственный
конфликт может разрешиться
революцией;
государственным переворотом;
урегулированием путем переговоров конфликтующих сторон;
иностранной интервенцией;
политическим согласием конфликтующих сторон перед лицом внешней угрозы;
компромиссом;
консенсусом и др.
Путями разрешения
дипломатическое урегулирование путем переговоров;
смена политических лидеров или режимов;
достижение временного компромисса;
война.
Основными методами предотвращения и разрешения конфликтов являются:
"Избегание ", что означает:
игнорирование противника, отсутствие реакции на действия противоположной стороны; уход (добровольный или в силу обстоятельств) с политической арены того или иного национального лидера;
эмиграция из государства (республики, штата) представителей отдельных этнических групп.
"Откладывание
" - своего рода уход от
Переговоры - стороны сами избирают наиболее предпочтительную процедуру. Число участников не обязательно зависит от числа втянутых в конфликт сторон.
Третейское разбирательство (арбитраж) - добровольная передача спора для разбирательства третьей стороне, решение которой является обязательным для конфликтующих сторон.
Примирение - сближение позиций и интересов противоборствующих сторон через посредника или примирительную комиссию. В этом случае создаются: следственные комиссии, которые устанавливают и обследуют факты, вызвавшие конфликт; согласительные комиссии, которые вырабатывают конкретные рекомендации сторонам по преодолению возникающих противоречий.