Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 18:25, реферат
Высшая нервная деятельность ребенка раннего возраста имеет свои особенности, знание которых поможет избежать многих ошибок в воспитании малыша. Какие же это особенности?
Условные рефлексы возникают у детей сравнительно быстро, но закрепляются медленно. Многие условные рефлексы, а, следовательно, умения, привычки, усвоенные правила поведения даже к трем годам не являются достаточно устойчивыми. И если их не подкреплять, они легко разрушаются.
Концепция А.Р. Лурия о системной динамической локализации высших психических функций открыла новые возможности для изучения проблемы “мозг и психика” с чисто материалистических позиций. Если прежде (до А.Р. Лурия) никто не сомневался в возможности локализации (т.е. в четком соотнесении с определенными мозговыми образованиями) так называемых элементарных сенсорных и моторных процессов (зрительных, слуховых ощущений, моторных реакций и т.д.), однако оставался открытым вопрос о возможностях локализации высших психических функций (восприятия, памяти, речи и др.), то после работ А.Р. Лурия этот вопрос был в принципе решен. Факторный анализ нарушений высших психических функций позволил по-новому объяснить их мозговую организацию и открыл широкие перспективы дальнейших исследований в этой области.
А.Р. Лурия, разрабатывая нейропсихологию как новую отрасль психологической науки, намеренно ограничивал сферу своих интересов высшими психическими функциями (когнитивными, двигательными), что отразилось и на названии теории, объясняющей соотношение мозга и психики (“теория системной динамической локализации вьющих психических функций”). Эмоционально-личностные явления и сознание, как предметы специальных нейропсихологических исследований в его трудах, если и встречаются, то только в контексте общего описания нейропсихологических синдромов. Их изучение должно стать следующим этапом развития нейропсихологии. Однако А.Р. Лурия не сомневался в безусловной необходимости и принципиальной возможности изучения проблем личности и сознания с позиций нейропсихологии.
Относительно нейропсихологии личности (или эмоционально-личностной сферы) А.Р. Лурия говорил, что в истории науки известны неудачные попытки связать понятия “личность” и “мозг” в виде “неоклейстизма” (одного из вариантов узкого локализационизма) или апелляции к исключительно надматериальной духовной природе личности. Решение этой проблемы он видел лишь в рамках теории системной динамической локализации психических функций, считая, что признание прижизненного формирования личности и поиски системной динамической мозговой организации ее различных составляющих (параметров, компонентов, аспектов) являются необходимыми условиями нейропсихологического рассмотрения проблемы. Учитывая большой вклад Б.В. Зейгарник в изучение проблемы личности, патологии мотивов деятельности и их иерархии, А.Р. Лурия указывал на необходимость строго дифференцировать в личности то, что связано с органической патологией мозга, и то, что обусловлено социальными факторами жизни, преломленными через ситуацию болезни. К личностным дефектам, как известно, А.Р. Лурия относил нарушения саморегуляции поведения, расстройства произвольного контроля, нарушения критики, которые он связывал с патологией третьего блока мозга, а также эмоциональные и мотивационные нарушения, возникающие при поражении и третьего, и первого блоков. Он считал, что “вопрос об отношении нейропсихологии к проблеме личности является очень сложным, однако крайне актуальным... Его решения требует само развитие и нейропсихологии, и общей психологии”.
Эти и другие высказывания А.Р. Лурия относительно нейропсихологического анализа эмоционально-личностной сферы не оставляют сомнения в том, что он был убежден в возможностях решения этого круга проблем с естественнонаучных позиций.
Заключение
На современном этапе развития нейропсихологии весьма актуальными становятся вопросы о мозговой организации наиболее сложных форм психической реальности – эмоционально-личностной сферы и сознания. И вновь раздаются голоса о принципиальной недопустимости самой постановки вопроса об их мозговой организации (или локализации), о невозможности связывать эти сложные психические явления с какими-либо конкретными мозговыми образованиями. Вновь дискутируются вопросы об общественно-исторических, социальных и биологических, генетических детерминантах психики, причем в процессе таких дискуссий нередко смешиваются вопросы о содержании психических явлений (определяемом социальными факторами) и способах их реализации (с помощью конкретных мозговых механизмов). При решении этих проблем в рамках нейронаук на современном уровне вновь всплывают упрощенные представления о материальных основах психики (идеи о мозговых “центрах” эмоций, центрэнцефалическая теория сознания), с одной стороны, и современные “эквипотенциальные” теории (голографические концепции работы мозга) – с другой. Наряду с этими концепциями достаточно распространены и представления о принципиальной невозможности естественнонаучного объяснения таких сложных психических явлений, как личность и сознание в естественнонаучной материалистической парадигме.
Список литературы
Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ. 1976.
Леонтьев А.И. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: В 2 ч. Ч. 2. М.: Педагогика, 1970.
Нейропсихология: Тексты / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: Изд-во МГУ. 1984.
5. Индивидуально - типологические особенности – это своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте. Они образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения. Считается, что темперамент обозначает динамические и содержательные аспекты поведения.
Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Так о природе темперамента высказывались различные точки зрения, начиная с Гиппократа и Галена, которые выделили 4 типа темперамента (эти типы практически неизменно дошли и до наших дней и используются в исследованиях современных психологов); Э.Кречмер связывал природу темперамента с химическим составом крови, его теорию поддержали У. Мак-Дауголл и японский психолог Т. Фурукова; Альбрехт Галлер ввел понятия возбудимости и чувствительности, а его ученик Г. Врисберг связал темперамент с особенностями нервной системы; И.П. Павлов экспериментально подтвердил теорию о физиологической основе темперамента; К.Сиго связал различие темпераментальных особенностей с телосложением, а В. Вундт с силой и скоростью изменения эмоций.
Но наибольшее внимание привлекла к себе в 20 г. ХХ в., после того, как И.П. Павлов совершил поворот в сторону изучения свойств и типа нервной системы и сопоставил их с типологией, предложенной Гиппократом. Он теоретически обосновал и экспериментально подтвердил взаимосвязь темперамента и динамических свойств центральной нервной системы. Им было выделено три основных свойства нервной системы: сила (возбуждения – торможения), уравновешенность и подвижность нервных процессов.
Теплов Б. М. сформулировал предположение о том, что темперамент определяется свойствами нервной системы. Он предложил трехфакторную структуру темперамента, которая состоит из следующих компонентов:
1) эмоциональная возбудимость;
2) выражение эмоций; 3) общая быстрота
движений. При этом Б.М. Теплов
отмечал, что достаточные основания
для синтеза имеющегося знания
относительно
В. Д. Небылицын, а позднее и его ученик В. М. Русалов (1985) две подструктуры: общую активность и эмоциональность. Первая представляет, по В. М. Русалову, компонент более высокоорганизованной структуры — интеллекта, а вторая — компонент характера.
Темперамент, по Мерлину, не может изучаться только как генотипическое явление. Он является средством, которым можно управлять, и которое до определенных пределов можно компенсировать. Концепцию В.С. Мерлина относят к психологическим теориям темперамента. Темперамент представляет собой отдельный уровень в общей системе интегральной индивидуальности.
Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы современных логопсихологов – Л.Н. Собчик, Е. М. Мастюкова, Н.В.Черепкова, и др.
Из исследований Л.Н. Собчика следует, что уже с первых дней существования ребенка можно говорить о темпераменте, который проявляется темпом психических процессов, их эмоциональной окраской и обращенностью активности преимущественно на окружение или внутрь самого себя. На самых ранних этапах развития можно отметить быстроту или медлительность действий, самостоятельность или неуверенность в принятии решений, преобладание смешливости или плаксивости, общительность или замкнутость, сообразительность или тугодумие, способность осваивать новую информацию постепенно, последовательно, «по кирпичику» выстраивать схему знаний или схватывать целое сразу, не очень заботясь о детальной проработке. Также рано проявляются такие свойства как теплота или холодность эмоциональных проявлений, легко возникающая привязанность к окружающим или отгороженность. Эти ранние и очень прочные проявления обычно причисляются к темпераменту человека, связанному с его конституциональными особенностями, т.е. тем свойствам психики человека, которые проявляются на базе врожденных, переданных по наследству, биологических свойств индивида. Таким образом, базовые свойства личности произрастают из биологических условий и проявляются на первых этапах тем, что обычно называют темпераментом.
В основе индивидуальности ребенка лежат его природные особенности, обусловленные всевозможными комбинациями человеческих генов, некоторыми анатомо - физиологическими особенностями организма, головного мозга, органов чувств, а также типологическими свойствами нервной системы, т.е. типом высшей нервной деятельности. Тип высшей нервной деятельности в психологии рассматривается как физиологическая основа темперамента
Е.М. Мастюкова считает, что психофизиологические и психолого-педагогические исследования, а также наблюдения специалистов по речи свидетельствует о том, что детям с речевой патологией свойственны особенности и своеобразие индивидуально-типологических особенностей.
Согласно взглядам темперамент не определяет возникновение того или иного дефекта, а именно дефект вызывает такие изменения характеристик темперамента, при которых их общая комбинация укладывается в рамки нового стиля поведения.
Исследования Черепковой Н.В.
показывают, что умеренно-выраженная конституционально-
Индивидуальные особенности развития ребенка, которые могут существенно влиять на поведение и эмоциональное состояние, в значительной степени взаимосвязаны с речевым развитием индивида.
Следовательно, проблема влияния речевого дефекта на индивидуально - типологические особенности детей является актуальной.
При проведении исследования необходимо было выяснить, отличаются ли индивидуально-типологические особенности детей, развивающихся в норме от индивидуально-типологических особенностей детей с речевыми нарушениями. Для этого были подобраны методики и на основе их результатов подведены итоги, дан количественный и качественный анализ проявлений индивидуально-типологических особенностей детей с нарушениями речи и детей с нормальным речевым развитием.
С помощью методики «Перенос кубиков» мы выяснили, что у детей с речевыми нарушениями по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием повышена интенсивность - это говорит о том, что у этих детей реакции более выражены, что обусловлено нарушением нейродинамики и эмоционально - волевой сферы; менее отвлекаемы, что говорит о ригидности детей с речевыми дефектами. Нормально развивающиеся дети более предсказуемы, внимательнее, быстрее приспосабливаются к новым условиям, у них преобладает положительное настроение и положительная реакция на новый раздражитель. Чувствительность и активность детей с нарушением речи и нормальным речевым развитием почти не отличаются друг от друга.
При проведении методики «Наконечник» мы обнаружили, что в контрольной группе нет меланхоликов, а в экспериментальной группе двое детей с меланхолическим типом темперамента, так как дети имеющие речевые нарушения более стеснительны, скованы.
В контрольной группе сангвиники образовали 25%, они охотно включались в игру, рвались выполнять задания в числе первых. Первые неудачи не смущали их. Они были энергичны и веселы, охвачены азартом, уверены в успехе. После 2-3 неудачных попыток азарт пропадал, а с ним исчезало и желание продолжать борьбу. Ребенок терял интерес, дальнейшее участие в игре кажется ему ненужным и бессмысленным. А у детей экспериментальной группы сангвиники составили, 25%, такие дети не зациклены на своем дефекте, они психически уравновешенны.
В экспериментальной группе преобладают флегматики. В начале проведения методики они не сразу включались в игру. Они присматривались, как играют другие ребята, не суетились, не стремились выполнить задание быстрее всех. На неудачи не обращали внимания, продолжали делать новые попытки так же усердно и сосредоточенно и добивались положительного результата. Это все потому что они имеют нарушения речи. А у детей контрольной группы флегматический тип темперамента составил 25%, что может говорить о том, что они могут выдерживать значительные психические нагрузки. Однако отличаются большой неустойчивостью и повышенной раздражительностью.
Холерический тип темперамента преобладает в контрольной группе, так как они наиболее настойчивы и азартны, первыми включаются в игру, но дольше всех в ней задерживаются. В экспериментальной же группе, дети имеющие нарушения речи, холерики были выявлены у 25 % испытуемых, это можно объяснить тем, что дети с нарушениями речи более застенчивы.
«Чистые» типы темперамента встречаются довольно редко. Чаще всего у ребенка сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного, что прослеживается в нашем исследовании.
Так же в ходе исследования был проведен теппинг- тест О. Черниковой, исходя из полученных дающий вывод, что типы нервной системы детей с речевыми нарушениями отличаются от свойств детей с нормальным развитием речи меньшей силой корковых процессов - они более чувствительны, у них наблюдается низкая подвижность. Дети экспериментальной группы не проявляют высокой целеустремленности, количество безразличных и заинтересованных детей оказалось равным, а значит, многие дети равнодушны к своему дефекту и не проявляют достаточных активности и стремления для его преодоления. Сниженные адаптивность, предсказуемость физиологических процессов, интерес к новому, частая смена настроения в сочетании с достаточной интенсивностью реакций. Им необходима постоянная стимуляция деятельности.
Информация о работе Особенностям высшей нервной деятельности детей