Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 00:08, контрольная работа
Цель данной работы – рассмотреть и исследовать особенности восприятия человека человеком в юношеском возрасте.
Объектом исследования являются особенности межличностного восприятия в юношеском возрасте. Предмет исследования - степень зависимости уровня эмпатии от возраста.
Введение 2
1. Восприятие и понимание людьми друг друга 4
1.1. Природа эмпатии и ее роль в межличностных отношениях 4
1.2. Механизм восприятия человека человеком 7
Заключение 17
Список литературы 18
Содержание
Юношество – это возраст, когда происходит значительное расширение круга общения. По окончании периода юности личность ориентирована на усвоение профессии, создание семьи, воспитание ребенка. По утверждению авторов Мухиной В.С., Гамезо М.В., Петровой Е.А., Хухлаевой О.В. на юность приходится так называемый пик межличностного общения.
Важнейшая специфическая черта межличностных отношений –эмоциональная основа. Это означает, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми благодаря тому, что предстают как сложная форма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям.
Актуальность проблемы
межличностных отношений в
Теория межличностных отношений включает в себя множество положений и понятий. Наиболее интересным для данной работы представляется такое понятие как эмпатия и уровень эмпатических тенденций в юношеском возрасте.
Цель данной работы –
рассмотреть и исследовать
Объектом исследования являются особенности межличностного восприятия в юношеском возрасте. Предмет исследования - степень зависимости уровня эмпатии от возраста.
Задачи работы:
- охарактеризовать понятие «эмпатия», а также роль эмпатии в человеческих взаимоотношениях;
- описать механизм
- провести исследование
Гипотеза исследования: уровень
эмпатии уменьшается при
Исследование проводилось с помощью такого метода как тестирование (модифицированный тест на исследование эмоциональной отзывчивости А.Меграбиэна и Н.Эпштейна).
Эмпатия (греч. еn — в, внутри + раthos — страдание, болезнь) - это сложное явление, которое с трудом поддается определению. В связи с этим имеет смысл начать с такого определения, которое разделяется большинством авторов. Начальной точкой может послужить утверждение Мид о том, что эмпатия предполагает способность занимать позицию другого. Иначе говоря, эмпатия подразумевает принятие роли другого и понимание чувств, мыслей и установок другого человека [2, 86].
Некоторые ранние европейские и американские психологи и философы, такие как М. Шелер и У. Мак-Дугалл, рассматривали эмпатию как основу всех положительных социальных отношений. В контексте этого широкого определения различные теоретики и исследователи определяли этот термин совершенно по-разному, подчеркивая в нем различные аспекты или смысловые значения.
Клинические психологи и другие исследователи терапевтических ситуаций, такие как Ч. Труа, склонны трактовать этот термин наиболее широко, включая в него интеллектуальное понимание терапевтом клиента, разделение терапевтом чувств клиента, непринужденность и эффективность коммуникации, и положительный аттитюд терапевта в отношении пациента. Такое широкое понимание эмпатии выглядит интуитивно привлекательным, однако смешение различных аспектов и значений эмпатии приводит к теоретической путанице, поскольку становится непонятным какой из аспектов является центральным, по определению или каузально, с остальными аспектами в качестве следствий или производных [2, 94].
Другие психологи, такие как Р. Даймонд, выделяют когнитивные аспекты, фокусируясь на способности одного субъекта к интеллектуальному пониманию внутреннего опыта другого. Значение когнитивной эмпатии, по-видимому, состоит в ее способности облегчать процесс коммуникации между двумя людьми. Предполагается также, что испытывающий эмпатию человек, вследствие этого, будет в большей степени склонен к выражению симпатии, оказанию помощи [2, 103].
Третий подход к эмпатии определяет ее как переживание субъектом эмпатии определенной эмоции вследствие осознания им, что другой человек переживает именно эту эмоцию. Некоторые теоретики, работающие в рамках психологии развития, полагают, что подобное взаимопроникновение чувств родителя и ребенка является ключевым звеном в процессе созревания [1, 213].
Эмпатическое эмоциональное
Однако, в отличие от чисто когнитивно-
Философы и социологи-
Стотленд и его коллеги показали, что эмпатия, когда она измеряется как индивидуальная характеристика, также ведет к альтруизму, особенно когда помогающие действия легко осуществимы. Хоффман и Г. Зальцштейн сообщают, что если родители имеют теплые взаимоотношения со своими детьми и обращают их внимание на то, как последствия их поведения сказываются на благополучии другого, такие дети с большей вероятностью будут хорошо относиться к другим людям, чем при отсутствии этих условий [5, 193].
В противоположность этому, Стотленд и его коллеги обнаружили, что в ситуациях, когда помочь страдающему другому оказывается не просто или даже невозможно, испытывающий эмпатию может попытаться вырваться из этой неприятной ситуации - физически или психологически - путем «замораживания» своих чувств. Если боль другого достигает крайней степени или проявляется в виде сильной агонии, субъект эмпатии может физически или психологически устраниться из этой ситуации.
Хоффман показал, что, независимо от используемого теоретического похода к эмпатии, методики ее измерения на основе самоотчетов всегда дают более высокие показатели для женщин по сравнению с мужчинами [4, 118-119].
В человеческих взаимоотношениях важное значение имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Оно всегда присутствует при контактах людей и является для них столь же естественным, как и удовлетворение повседневных органических потребностей. «Трудно придумать более дьявольское наказание», - писал У.Джемс, - «как если бы кто-нибудь попал в общество людей, где никто на него не обращал бы внимания. Если бы никто не оборачивался при нашем появлении, не отвечал на наши вопросы, если бы всякий при встрече с нами намеренно не узнавал нас и обходился с нами, как с неодушевленными предметами, то нами овладело бы известного рода бешенство, бессильное отчаяние, от которого были бы облегчением жесточайшие телесные муки, лишь бы при этих муках мы чувствовали, что при всей безвыходности нашего положения мы все-таки не пали столь низко, чтобы не заслуживать внимания» [7, 210-211].
В этом психологически глубоком и жизненно правдивом высказывании одного из лучших знатоков практической психологии человека и межлюдских отношений очень точно схвачена не только потребность человека во внимании к себе людей, но и в определенном отношении. Оно же не в последнюю очередь зависит от того, насколько правильно нас воспринимают и оценивают люди.
Каковы же истоки понимания человека человеком?
Таких истоков по современным научным представлениям немало, и все они способны поставлять нам не только истинные знания о людях, но и заблуждения.
Один из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга получил название имплицитная теория личности. Она представляет собой представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Имплицитная теория личности складывается в индивидуальном опыте общения с людьми и становится достаточно устойчивой структурой, определяющей восприятие человека человеком. Пользуясь ею, индивид на основе внешнего облика человека судит о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее преднастраивается на определенные формы поведения по отношению к соответствующему человеку. Имплицитная теория личности формирует установку человека по отношению к людям, имеющим определенные особенности внешности. Она же позволяет на основе ограниченной информации о другом судить о том, что ему присуще. Например, если в структуру имплицитной теории личности входит знание о том, что смелость как черта личности обычно сочетается с порядочностью, то индивид, обладающий соответствующим знанием, будет автоматически считать порядочными всех смелых людей (на самом деле связь между этими чертами личности может оказаться случайной) [5, 196].
Процесс формирования имплицитной теории личности у человека можно представить себе следующим образом. Встречаясь в жизни с разными людьми, человек откладывает в своей памяти впечатления о них, которые в основном касаются внешних данных, поступков и черт характера. Множество жизненных наблюдений, накладываясь друг на друга, образуют в сознании нечто вроде гальтоновской фотографии: в долговременной памяти от встреч с этими людьми остается только самое общее и устойчивое. Оно-то и образует ту тройственную структуру, которая лежит в основе имплицитной теории личности: взаимосвязи характера, поведения и внешнего облика человека. Контактируя впоследствии с людьми, которые внешне чем-то напоминают индивиду тех, о ком впечатления отложились в его памяти, он бессознательно начинает приписывать этим людям те черты характера, которые входят в сложившуюся структуру имплицитной теории личности [6, 89].
Если она правильна, имплицитная теория личности способствует быстрому формированию точного образа другого человека, причем даже в отсутствие достаточной информации о нем. В этом состоит положительная социально-психологическая роль данного явления. Однако если имплицитная теория личности неверна, а такое случается нередко, то это может привести к построению ошибочного априорного (предполагаемого) образа другого человека, породить неправильное отношение к нему и, как следствие, отрицательную ответную реакцию с его стороны. Поскольку все это происходит обычно на подсознательном уровне, между людьми могут возникнуть неконтролируемые и неуправляемые взаимные антипатии. Именно искаженная имплицитная теория личности является часто встречающейся причиной разного рода расовых, национальных, социальных, религиозных и других предрассудков.
Следующим фактом, который определенно влияет на правильность восприятия и понимания людьми друг друга, является эффект первичности. Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Иногда соответствующее явление, обнаруживающееся в сфере восприятия и оценки людьми друг друга, называют эффектом ореола.
Если, например, первое впечатление
о другом человеке в силу сложившихся
обстоятельств оказалось
Но нередко эффект ореола проявляется тогда, когда первое впечатление или первая личностная информация о человеке оказалась правильной. Тогда он начинает играть в межличностных отношениях положительную роль, способствует быстрой и эффективной преднастройке людей в общении друг с другом.
С эффектом первичности логически связан противоположный ему эффект новизны. Он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о человеке. Та информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, также способна сильнее влиять на последующие восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая (за исключением самого первого впечатления). Над последними по порядку сведениями о другом человеке индивид может поразмышлять, спокойно обдумать и взвесить их. Они как бы заменяют, вытесняют на время из памяти то, что раньше было известно о данном человеке и в текущий момент времени выходит на первый план.
Информация о работе Особенности восприятия юношеского возраста