Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 09:56, курсовая работа
В настоящее время перед психологией детей с глубоким нарушением зрения среди ряда задач на первый план выступает подготовка проблемы управление психическим развитием аномального ребенка. До недавнего времени вопросы развития аномальных детей решались преимущественно в плане коррекции и компенсации дефекта. На современном уровне развития тифлопсихологии и тифлопедагогики во главу угла следует, очевидно, ставить задаче управление развитием личности аномального ребенка в целях предупреждения возникновения вторичных дефектов.
Введение
Раздел 1 Роль зрения в жизнедеятельности человека и последствия нарушения.
1.1. Необходимость зрения для полноценной жизни и последствия нарушений зрения.
Раздел 2 Особенности психического развития детей с глубоким нарушением зрения.
2.1. Влияние нарушениях зрения на развитие детей
2.2. Состояние психики при нарушениях зрения
2.3. Активность личности при нарушениях зрения
2.4.Межличностные отношения при глубоких нарушениях зрения 2.5.Социально-психологическая адаптация и реадаптация инвалидов
по зрению
2.6. Социальная установка на общение.
Заключение
Использованные источники.
Иванова В.С.
16.11.2013г.
Город Ржев (ГБОУ НПО №8)
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тверской государственный университет»
Кафедра психологии труда, организационной и клинической психологии
Работа адресована студентам факультета психологии и социальной работы.
Особенности психического развития детей с глубокими нарушениями зрения и его коррекция.
Содержание
Введение
Раздел 1 Роль зрения в жизнедеятельности человека и последствия нарушения.
1.1. Необходимость зрения для полноценной жизни и последствия нарушений зрения.
2.2. Состояние психики при нарушениях зрения
2.3. Активность личности при нарушениях зрения
2.4.Межличностные отношения при глубоких нарушениях зрения 2.5.Социально-психологическая адаптация и реадаптация инвалидов
по зрению
2.6. Социальная установка на общение.
Заключение
Использованные источники.
Введение
В настоящее время перед психологией
детей с глубоким нарушением зрения среди
ряда задач на первый план выступает подготовка
проблемы управление психическим развитием
аномального ребенка. До недавнего времени
вопросы развития аномальных детей решались
преимущественно в плане коррекции и компенсации
дефекта. На современном уровне развития
тифлопсихологии и тифлопедагогики во
главу угла следует, очевидно, ставить
задаче управление развитием личности
аномального ребенка в целях предупреждения
возникновения вторичных дефектов. Такое
управление, как показывают многочисленные
исследования, вполне возможно. Такая
постановка вопроса не снимает проблемы
коррекции и компенсации нарушенных функций,
однако в случае успешного решения проблемы
развития аномального ребенка центр тяжести
коррекционно-компенсаторных воздействий
может переместиться в область первичных
дефектов, значительно облегчив тем самым
работу педагогов, так как спонтанное
влияние соматического дефекта (нарушение
зрительного анализатора) будет в значительной
части блокировано. И, что еще более важно
это поможет сблизить, свести пути развития
аномального и нормального ребенка. Такой
подход будет способствовать реабилитации
инвалидов по зрению, их интеграцию в обществе
зрячих. В основе такого утверждения лежит
высказанная еще в начале века идея известного
русского дифектолога Г. И. Трошина, согласно
которой между нормальными и аномальными
детьми нет принципиальной разницы. Развитие
тех и других подчинено одни и тем же закономерностям,
разница заключается в способе развития.
Глава 1. Роль зрения в жизнедеятельности человека и последствия нарушения.
1.1. Необходимость зрения для полноценной жизни
Роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика. В процессе филогенеза человек сформировался как “существо оптическое” (С.Л. Рубинштейн), что обусловлено, с одной стороны, значением света для существования жизни на Земле, а с другой - рядом факторов, начиная с прямохождения, которые привели к выделению человека из животного мира.
Психическая деятельность - это деятельность по сути своей отражательная, причем в ходе антропогенеза у человека сформировалась сложная система анализаторов, обеспечивающая поступление необходимой для нормальной жизнедеятельности информации из внешнего мира. В этой системе на первый план выступают зрительная, слуховая и тактильно-кинестезическая системы, лежащие в основе так называемых гностических, то есть имеющих наибольшую познавательную ценность, ощущений и восприятий. При этом следует иметь в виду, что в данном комплексе анализаторов ведущая роль в процессе чувственного отражения принадлежит зрению.
Для того чтобы понять, в какой мере страдает сфера чувственного нотаций, и, естественно, последующие уровни отражательной деятельности в результате полного или частичного нарушения функций зрительного анализатора, рассмотрим, каковы функции зрения в отражательной деятельности человека
Человеческий глаз, приспособившийся к рецепции световой энергии, обладает замечательной способностью ориентироваться в окружающем его мире, выделяя отдельные предметы и пространственные отношения между ними по их освещенности. В то же время зрительный анализатор обладает необыкновенно высокой чувствительностью. Зрительные рецепторы являются наиболее совершенными детекторами света. Для возникновения светового ощущения необходимо всего лишь несколько квантов, и если бы можно было создать идеальные условия для восприятия (абсолютно прозрачный воздух и др.), то человек мог бы видеть горящую свечу на расстоянии около 27000 м.
Зрительные ощущения и восприятия дают человеку наибольшее количество тонко дифференцированных данных широчайшего диапазона. Достаточно сказать, что количество зрительных фиксаций только за один день достигает у человека примерно 100000, хотя, конечно, далеко не все из них становятся фактами сознания и являются информационными, что объясняется избирательностью восприятия.
Немаловажным является и то обстоятельство, что поле зрительного восприятия практически неограниченно.
И.М. Сеченов писал о том, что глаз различает восемь категорий признаков: цвет, форму, величину, удаление, направление, телесность, покой и движение, что позволяет зрению адекватно отражать действительные пространственные отношения.
Разумеется, зрение не является единственной структурной единицей чувственного познания, правильно отражающей окружающий мир, однако, писал С.Л. Рубинштейн, “зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее отдифференцированы от эффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия - наиболее “опредмеченные”, объективированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия”. (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989. С. 227.)
Зрительные ощущения и восприятия имеют большое значение не только для познания и практической деятельности, но и являются неисчерпаемым источником эстетических переживаний. Это особенно характерно для цветного зрения, способствующего лучшему восприятию предметов. “Люди, - писал Гёте, - в общем, очень радуются цветам. Глаз чувствует потребность видеть цвет. Вспомним о том приятном оживлении, которое мы испытываем, когда в пасмурный день лучи солнца упадут на часть видимого пейзажа и цвета освещенных предметов делаются дня нас хорошо видимыми”.
Здесь же следует отменить и ту важную роль, которую зрение играет практически во всех видах деятельности. С помощью зрения человек следит за правильностью выполняемых действий. Так, например, при формировании навыка письма контроль за движениями руки нормально видящий ребенок осуществляет визуально. Слепой в этом случае следит за правильностью движений с помощью руки. Это обстоятельство существенно усложняет и затрудняет выработку навыка письма.
Совершенно очевидно, что частичная, а тем более полная потеря зрения влечет за собой наиболее серьезные и зачастую ничем не возместимые потери в области чувственного отражения. Влияние сокращения чувственного опыта на психическую жизнь отмечалось многими психологами. С.Л. Рубинштейн писал, но этому поводу следующее: “Ни из какого описания, как бы ярко оно ни было, слепой не познает красочности мира, а глухой - музыкальности его звучания так, как если бы он их непосредственно принял; никакой психологический трактат не заменит самому не испытавшему любви, увлечения борьбы и радости творчества, того, что он испытал бы, если бы сам их пережил”. (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989. С. 5.)
Невозможность или существенные ограничения получения зрительных стимулов влечет за собой отклонения в психическом развитии, которые, в современной психологической литературе обозначаются как депривационное поражение. “Психическая депривация является психическим состоянием, возникшем в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени”. (Лангмейер Й., Матейчек З. Психологическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984, С.19) Авторы приведенного определения указывают, что такими потребностями являются перцептивная потребность, то есть потребность в определенном количестве и качестве внешних раздражителей (стимулов), потребность в социальных связях с родителями, сверстниками и т.д., обеспечивающих интеграцию личности, и, наконец, потребности в наличии условий для учения и последующей самореализации, овладении определенными общественными ролями.
Исходя из сказанного, следует считать, что нарушения зрения влекут за собой не только сенсорную (зрительную) депривацию, но и депривацию эмоциональную (аффективную) и социальную. При этом следует также иметь в виду, что при врожденной или рано приобретенной слепоте дети оказываются лишенными не только зрительных стимулов - у них резко сокращается стимуляция других модальностей в связи с недостаточным развитием сохранных анализаторов, ограниченной мобильностью, бедностью социальных связей и отношений. Все это влечет за собой заметные и весьма разнообразные сдвиги в повелении, соматическом состоянии, достаточно часто при слепоте и слабовидении наблюдаются нервно-психические нарушения.
Патология зрительного восприятия (снижение остроты зрения, сужение поля зрения, нарушения цвета и цветоразличения) отрицательно влияет на психическое развитие слепых и слабовидящих.
Количественные изменения наблюдаются главным образом в сфере чувственного познания: у слепых и слабовидящих значительно сокращаются или полностью выпадают зрительные ощущения и восприятия, соответственно уменьшается количество представлений, которые ограничивают возможности формирования образов воображения.
Что касается качественных особенностей психики лиц с дефектами зрения, то они проявляются, хотя и в различной степени, почти во всех областях психической деятельности: изменяется система взаимодействия анализаторов, возникают определенные специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, нарушается соотношение образного и понятийного в мыслительной деятельности, наблюдаются отдельные изменения в эмоционально-волевой сфере и некоторых свойствах личности, специфический характер приобретает ориентировочная деятельность и т.д.
Полное или частичное нарушение функций зрения отражается и на физическом развитии, что обусловлено сложностью пространственной ориентации и вызванным этим ограничением слепых в свободе передвижения. Малоподвижный образ жизни в свою очередь вызывает мышечную вялость, деформацию скелет, гипофункции внутренних
органов и т.д.
В целом у слепых и слабовидящих (при спонтанном, не корригируемом развитии) наблюдается соматическая ослабленность (функциональная недостаточность сердечно-сосудистой системы, соматовегетативные отклонения), нарушается осанка и походка, наблюдаются изменения в моторчике - появляются навязчивые движения (например, давление на глазные яблоки покачивания головой, чудовищем). Широко распространена гипокинезия, то есть снижение двигательной активности. Часто отмечаются нарушения нервной системы, особенно вегетативной. В ряде случаев в связи с резким сокращением сенсорной афферентации возможны психопатологические изменения личности.
Перечисленные даже в самых общих чертах изменения в психическом и физическом развитии слепых и слабовидящих с достаточной убедительностью показывают необходимость специальною изучения их психики для более полного и быстрого преодоления и профилактики последствии дефектов зрения.
Нарушения зрительных
функций оказывают серьезное
влияние на развитие индивида
в связи с той огромной ролью,
которую играет зрение в
Постановка вопроса о развитии психики в условиях сенсорной недостаточности обусловлена чем, что у подавляющего большинства (слепых и слабовидящих, дефекты зрения являются врожденными или рано приобретенными.
Выпадение или глубокое нарушение функций зрения, прежде всего, сказывается на фундаментальном свойстве отражательной деятельности человека - активности, которая определяется как биологическими, так и социальными факторами. Первоначально эта активность имеет биологический характер и направлена, как показал основоположник биологии и физиологии активности П.А. Бернштейн, на приспособление к окружающей среде. Первоначальная активность реализуется во время онтогенетического развития человека в ряде безусловных рефлексов, лежащих в основе органических потребностей (пищевая и др.) и ориентировочно-поисковой деятельности. Последняя имеет в своей основе тоже безусловные рефлексы.
Особенно существенно нарушения зрения затрудняют ориентировочно-поисковую деятельность, так как первоначально активность имеет исследовательский характер (рефлекс “Что это такое?”). Развитие активности зависит не только oт возможности удовлетворить желание узнать, что окружает индивида, но и от внешних воздействий, определяющих возникновение самого желания - мотива ориентировочной деятельности. Количество же внешних воздействий на слабовидящих и особенно слепых детей в связи с нарушением зрительных функции и обусловленной этим ограниченной возможностью перемещения в пространстве резко снижается.