Основные механизмы выбора спутника жизни. Теории выбора брачного партнера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 22:00, контрольная работа

Краткое описание

Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак 3. Фрейд. Его теория опирается на предположение о влечении, которое дети испытывают к своим родителям противоположного пола. Они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на другие объекты – на своих потенциальных супругов. Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, и очень часто девушки обращают внимание на юношей, похожих на их отцов. Ясное дело, что так происходит не у всех и не всегда. Поэтому желание объяснить механизм брачного выбора привело к созданию ряда теорий.

Содержание

Основные механизмы выбора спутника жизни. Теории выбора брачного партнера. 3
Условное и безусловное принятие ребенка. Язык «принятия» и язык «не принятия» ребенка 6
Список используемой литературы: 9

Прикрепленные файлы: 1 файл

айварова контрольная.docx

— 29.96 Кб (Скачать документ)

 

Югорский государственный  университет

Институт заочного и дополнительного  образования

 

Специальность: Психолого - Педагогическое образование

Группа ЗБ-3511

Контрольная работа по: Основы психологии семьи и семейного консультирования

Номер варианта № 9

5 семестр 2013 – 2014 учебного года

 осенний

Студентка Веселова Ксения Владимировна

Номер зачетной книжки 6351008

Дата предоставления на проверку______________________

 

 

 

 

 

 

Содержание

Основные механизмы выбора спутника жизни. Теории выбора брачного партнера. 3

Условное и безусловное принятие ребенка. Язык «принятия» и язык «не принятия» ребенка 6

Список используемой литературы: 9

 

 

Основные механизмы  выбора спутника жизни. Теории выбора брачного партнера.

«Люди встречаются, люди влюбляются, женятся....» Так поется в одной старой песне, так происходит и в жизни. Однако мы иногда начинаем задумываться, почему мы выбираем именно таких или иных спутников жизни, почему иногда наш выбор не совпадает с выбором нашего избранника.

Психологи на протяжении многих лет пытались разобраться: каким  образом люди выбирают брачного партнера? Но единственным однозначным выводом  в этом вопросе может стать  признание того, что этот процесс  намного сложнее, чем представляется на первый взгляд.

Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак 3. Фрейд. Его теория опирается на предположение о влечении, которое  дети испытывают к своим родителям  противоположного пола. Они могут  переносить любовь, испытываемую ими  к этому родителю, на другие объекты  – на своих потенциальных супругов. Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, и очень часто  девушки обращают внимание на юношей, похожих на их отцов. Ясное дело, что так происходит не у всех и  не всегда. Поэтому желание объяснить  механизм брачного выбора привело к  созданию ряда теорий.

Теории  выбора брачного партнера

Существуют различные  теории выбора брачного партнера. Некоторые исследователи, например К. Мелвилл, уподобляют процесс выбора супруга торговой сделке, причем «валютой» в обмене служат такие социальные ценности двух индивидов, как социальное происхождение, экономическое положение, образование и личные качества (возраст, внешность) [1 , 287].

1. Сторонники  теории гомогамии (Най А., Берардо Ф., Боссард Дж. и др.) утверждали, что «обменены» могут быть не любые мужчина и женщина, а лишь те, которые обладают одинаковой «социальной ценностью», или гомогамией. Фактически в число возможных избранников входят кандидаты с одинаковыми характеристиками, имеющими первостепенное значение с точки зрения брачного выбора (раса, вероисповедание, социальный класс, близость по образовательному уровню, возрасту, брачному статусу, территориальная близость проживания) [9, 174-176].

2. Теория «дополняющих  потребностей» (Уинч Р.) заключается в предположении, что принцип гомогамии может быть применен только к социально-культурным характеристикам, а на уровне личностных характеристик притягиваются противоположности. Это означает, что властного мужчину нередко привлекает кроткая женщина, а спокойного и мягкого мужчину может влечь к энергичной и прямой женщине [9, 178-180].

3. Инструментальная  теория (Сентерс) уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности (например, половая и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и что некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности сходны с его собственными или допол няют их [9, 182-184].

4. Теория «стимул—ценность—роль» (Мерстейн Б.). основывается на двух важных посылках:

1) на каждой ступени  развития взаимоотношений партнеров  прочность отношений зависит  от так называемого равенства  обмена (происходит учет плюсов  и минусов каждого индивида, каждый человек старается вступить в брак с наиболее привлекательным для себя партнером);

2) брачный выбор включает  в себя серию последовательных  стадий, или фильтров. Выделяются  три стадии: стимул (привлекательность  партнера) — ценность (сходство взглядов) — роль (соответствие ролевого  поведения избранника своим ожиданиям).

5. В «круговой теории любви» (Рейс А.) рассматривается четыре стадии: 1) установление взаимосвязи (критерий — легкость общения, зависящий от социально-культурных факторов); 2) самораскрытие — возникновение доверия, возможность раскрытия себя перед другим; 3) формирование взаимной зависимости (на основе чувства необходимости друг другу); 4) реализация базовых потребностей личности (в любви, доверии).

Общим для перечисленных  теорий является то, что все они  базируются на принципе социально-культурной гомогамии, а механизм выбора партнера рассматривается как система фильтров. Данные теории последовательно сужают круг возможных избранников, отсекая неподходящих. На заключительном этапе остаются те пары мужчин и женщин, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу как супруги [9, 186-187].

6. Представители  ролевой теории (Парсонс Т., Бейлз Р., Харбер Б., Орт Р. и др.) полагают, что удовлетворенность браком зависит от соответствия ролевых ожиданий партнеров ролевому поведению.

 

Условное и  безусловное принятие ребенка. Язык «принятия» и язык «не принятия»  ребенка

Традиционно родительское отношение  рассматривается в системе двух пар независимых признаков: «принятие (расположение) – неприятие (отвержение)»  и «гиперопека – гипоопека». И.Шеффер, описывая эти признаки, отмечает, что  на полюсе «расположение» находятся  родители, которые принимают детей  такими, какие они есть. На противоположном  полюсе находятся такие родители, которые не принимают своих детей, осознанно или неосознанно отвергают  их. Такие родители не испытывают удовольствия от общения с ребенком, видят в  нем множество недостатков, приписывают  ему личностную и социальную несостоятельность.

 Н.В. Анненкова рассматривает влияние принятия ребенка родителями на развитие его личности – ребенок только тогда принимает других людей, когда его принимают, любят и уважают в собственной семье [2, 60-62]. Эту же позицию разделяют В.А. Петровский и М.В. Полевая. Определяя суть позиции принятия, как «лояльность», они обозначают ее как тенденцию одного индивида (взрослого) поддерживать неординарные проявления активности другого индивида (ребенка) [6].

 А. Спиваковская анализирует принятие как одну из форм взаимодействия в семье (наряду с похвалой и порицанием), также, не определяя данное понятие. По ее мнению, принимать ребенка – значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. С этой точки зрения принятие тождественно истинной родительской любви и тогда формулой принятия будет - «Люблю потому, что ты есть. Люблю такого, какой ты есть». Принятие в данном случае базируется на признании развития, постоянного совершенствования ребенка, на понимании бесконечности познания человека [8].

 Этой же точки зрения придерживаются З. Матейчек, И.Ю. Кулагина, Р. Бернс, которые рассматривают принятие, как один из принципов общения взрослого с ребенком и соотносят принятие с безусловной любовью (выражение оценки конкретных действий, а не личности в целом. Р. Бернс отмечает: «Если родители внутренне принимают ребенка, а отношения в семье являются изначально здоровыми, то ценность ребенка для родителей выступает не как его заслуга, а как нечто само собой разумеющееся. Родителям достаточно того, что это – их ребенок. Они принимают его таким, какой он есть, невзирая на его умственные и физические данные» [7. 153].

 Согласно Гиппенрейтер, безусловное принятие – это любовь к собственному ребенку не за то, что он весь такой красивый, умный, способный, отличник, а просто так, просто за то, что он есть [3].

 Т. Гордон обращает внимание на то, что «с полного принятия ребенка своими родителями в детстве…начинаются успешность и благополучие во взрослой жизни». Основными источниками развития для ребенка, с его точки зрения, являются оба родителя, которые выполняют роль защиты от внешних неприятностей, облегчают решение жизненных задач [4, 67]. Т. Гордон полагает, что каждый родитель сочетает в себе чувства принятия и непринятия по отношению к собственному ребенку. Преобладание чувства принятия или непринятия ребенка родителями зависит от ряда факторов:

- личности родителей (его  характера, темперамента, ожиданий  к ребенку, стереотипов и установок  в воспитании, собственного детского  опыта и отношения к родителям  и т.д.);

- личности ребенка (его  воспитуемости, болезненности, способности  к научению, интеллекта, активности, нарушений психики и т.д.);

- особенностей ситуации (присутствия других людей, ситуации  проверки знаний, появление новых  членов семьи и т.д.).

 В отечественной и зарубежной литературе «безусловному» принятию ребенка чаще всего противопоставляется эмоциональное отвержение [10].

 Понятие «условного» принятия близко к понятию «обусловленной любви» (Э. Фромм). Ребенка любят, когда он послушен, не доставляет хлопот и неприятностей, хорошо себя ведет, т.е. отвечает требованиям и ожиданиям родителей. Условное принятие используется родителями как эмоционально положительное подкрепление правильного, с точки зрения родителей, поведения ребенка. В случае поведения ребенка, не отвечающего требованиям и ожиданиям родителей, положительный эмоциональный фон общения, «поток любви» прерывается или становится негативным («Если ты будешь вести себя хорошо, то я буду тебя любить»).

 Эмоциональное отвержение ребенка может иметь самые разнообразные проявления, выражающиеся в негативных оценочных суждениях о ребенке, в установлении значительной эмоциональной дистанции с ним, в холодном или недоверчивом отношении к нему, в жестоком обращении или, напротив, подчеркнуто оберегательных контактах с ним. Эмоциональное отвержение характеризуется разным уровнем проявления: от условного принятия, т.е. подчеркивания только тех качеств и свойств ребенка (вплоть до приписывания и навязывания их ему), которые вызывают у родителей симпатию, и отрицания наличия в нем других, нежелательных черт характера, до полного игнорирования интересов, стремлений и личностных особенностей. Как условное принятие, так и полное отвержение базируются на едином запрете ребенку быть самим собой, иметь свойственную ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе и на представления об ожидаемом ребенке, возможность жить и развиваться в соответствии со своими личностными особенностями. Такой запрет (вербальный он или невербальный, явный или латентный) становится психотравмирующим фактором в развитии личности ребенка, обусловливающим формирование патологических черт его характера.

 А.С.Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис отмечают, что причинами неприятия собственного ребенка могут быть тяжело протекающая или нежелательная беременность, болезнь или увечье ребенка, его непохожесть на других, низкие способности, особенности характера и темперамента [10].

 Принятие должно быть продемонстрировано[5]:

 Неречевые приемы: мимика, жесты, выражение лица, контакт взглядом. Пассивное слушание: молчание, контролируемая пауза.

 Речевые приемы: активное слушание, перефразирование («Правильно ли я тебя поняла, ты…»). Один из наиболее эффективных и конструктивных путей ответа на сообщения детей о своих чувствах или проблемах – это «открытая дверь» или «приглашение сказать больше («Расскажи мне об этом»).

 В «язык принятия» входят: оценка поступка, а не личности; похвала, комплимент, ласковые слова; поддержка, выражение заинтересованности; сравнение с самим собой; одобрение; согласие; позитивные телесные контакты; контакт глаз; выражение своих чувств; улыбка; отражение чувств ребёнка.

 «Язык непринятия»: отказ от объяснений; негативная оценка личности; сравнение, не в лучшую сторону; указание на несоответствие родительским ожиданиям; игнорирование; команды; приказы; подчеркивание неудачи; оскорбления; угроза, угрожающие позы; «жесткая» мимика; негативные интонации.

 При сообщении ребенку о своем недовольстве лучше использовать так называемые «Я» сообщения и избегать «Ты» сообщений. Приемлемы обращения «Я расстроена...». И стоить избегать фраз «Ты расстроил меня..» и т.п.[ 5 ].

 

Список используемой литературы:

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 2007.
  2. Анненкова Н.В. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка. / Государство и дети: реальности России (Материалы международной научно-практической конференции). – М., 1995.,
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком как?» М.: «МАСС МАДИА», 1995.
  4. Горбунова Н.Г. Образ матери в воспитании социальной компетентности дошкольника./ Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты (Материалы научно-практической конференции). МПГУ. – М., 1998.,
  5. Гордон Т. « Тренинг эффективности родителей» «Помощь родителям в воспитании детей» пер. с англ. М., 1992
  6. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – СПб.: Питер, 2002. – 640с.
  7. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2000. – 656 с., 153
  8. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватной родительской позиции // Семья и формирование личности. – М.: 1981.
  9. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии. — М., 2003., 174-176
  10. Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Речь, 2000. – 420с.

Информация о работе Основные механизмы выбора спутника жизни. Теории выбора брачного партнера