Обратная связь как важнейшая образующая СПТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 17:15, реферат

Краткое описание

Психологический тренинг не просто позволяет выработать и проанализировать новый опыт, он ориентирует человека на чувствование себя, своего “Я”, дает возможность прикоснуться и частично осознать в себе то, что обычно спрятано и исподтишка навязывает свои решения.
Целью работы является изучение сущности социально – психологического тренинга.

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Социально – психологический тренинг…………………………...стр.4
1.1. Определение понятия «общение» в СПТ…………………………….стр.4
1.2. Тренинг как обучение и развитие…………………………………….стр.5
Глава 2. Методические приемы и техники в СПТ……………………….....стр.7
2.1. Создание доверия в группе……………………………………………...стр.7
2.2. Обратная связь как важнейшая образующая СПТ……………………..стр.9

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 35.24 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА: «ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ: «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ОБРАЗУЮЩАЯ СПТ»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ В МАЛЫХ ГРУППАХ»

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ: ГПС 411

СМИРНОВА С.С.

ПРОВЕРИЛ:

ФЕТИСОВА

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2014

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………………стр.3

Глава 1. Социально – психологический тренинг…………………………...стр.4

    1. Определение понятия «общение» в СПТ…………………………….стр.4
    2. Тренинг как обучение и развитие…………………………………….стр.5

Глава 2. Методические приемы и техники в СПТ……………………….....стр.7

2.1. Создание доверия в группе……………………………………………...стр.7

2.2. Обратная связь как  важнейшая образующая СПТ……………………..стр.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Как сказал С.И. Макшанов в своей работе «Психология тренинга», тренинг помогает преодолеть ограничения, накладываемые на профессиональную деятельность традиционными методами обучения, и может выступать в качестве мостика, между безусловно необходимыми, но тем не менее «перцептивно пустыми» теоретическими знаниями, с одной стороны, и практикой, с другой стороны. В традиционных формах профессиональной подготовки предполагается, что сначала специалист получает информацию и только через неопределенное время возможность ее использовать. Только тогда происходит реальная оценка субъектом применимости полученного знания и закрепление того, что от них еще осталось.

В тренинге создается возможность незамедлительного соотнесения полученной информации и деятельности, эмоционального проживания новых моделей поведения и связанных с ними результатов, что обеспечивается действием каналов обратной связи. Проходящий подготовку в тренинге специалист при получении обратной связи обнаруживает имеющиеся у него дефициты умений и навыков, а также неадекватность установок и стереотипов.

Также психологический тренинг позволяет работать с личностью, затрагивая глубинные внутренние структуры, трудно поддающиеся коррекции другими методами.

Психологический тренинг не просто позволяет выработать и проанализировать новый опыт, он ориентирует человека на чувствование себя, своего “Я”, дает возможность прикоснуться и частично осознать в себе то, что обычно спрятано и исподтишка навязывает свои решения.

Объектом - является тренинг. Предметом - общение как сложный, многоплановый процесс установления контакта между людьми. Целью является изучение сущности социально – психологического тренинга.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социально – психологический тренинг.

    1. Определение понятия «общение» в СПТ.

Автор термина «социально-психологический тренинг» М. Форверг. В литературе кроме этого, существует ряд других названий - группы открытого общения, активное социальное общение, группы интенсивного общения т.д. Но СПТ сегодня является самым употребляемым и наиболее устойчивым термином.

Тренинг социально – психологический – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Конкретизация понятия «компетентность в общении» зависит, прежде всего от того, каким образом интерпретируется и понимается само общение. В отечественной психологии было много попыток очертить границы феномена общения, но пока не существует общепринятого определения этого явления.

Проблема общения, активно разрабатывалась рядом известных психологов как Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалевым и др.

Л.А. Петровская пишет, что «развитое общение всегда включает в себя две тесно связанные грани – общение, основанное на субъект-объектной грани, при котором... партерам, по существу, отводятся роли манипулятора и манипулируемого объекта ( это общение по типу приказов, указаний, предписаний различного рода и т.п.), и общение, основанное на субъект-субъектной схеме. Определяя субъект-объектное общение как «поверхностное», она сводит компетентность в таком общении к знаниям и опыту репродуктивного, стандартного характера, а при субъект-субъектном общении («глубинном») «...продуктивные аспекты и задачи составляют нестандартную, неформализуемую, неалгоритмизуемую сторону общения и характеризуется порождением новых мотивов, целей, операций и их последовательностей, подключения творческого потенциала личности». 

Большая заслуга введения в социально – психологическую теорию анализа субъек-субъектного и субъек-объектного паттернов общения в качестве самостоятельной проблемы принадлежит А.У. Харашу. Он отметил, что в присутствии других у человека реализуются два смысловых полюса – «смысл для себя» ( не требующий никаких объяснений и мотивировок ) и «смысл для других» ( предполагает наличие за каждым элементом поведения определенного общедоступного значения, презентируемого воспринимающему).

А.У. Хараш по акценту на каждый полюс выделяет два типа человеческих контактов: «закрытые» (конвенциональны ), где партнеры довольствуются предъявлением текстов, построенных по нормативно кодируемым правилам и теми «смыслами для других», которые в них заключены. Здесь смыслы «для себя» скрываются за поведенческим фасадом и конвенционально игнорируются. «Открытое» (диалогическое) общение происходит на уровне «смыслов для себя».

Наблюдения в ходе СПТ позволили А.У. Харашу выделить следующие формы перехода «закрытого» общения в «открытое», т.е. от субъект-объектного к субъект-субъектному:

1. «ролевая защита». Здесь общение стоится по принципу «быть как все»;

2. «дискуссионная защита». Это состояние «псевдораскрытия». Такая защита дополняет и оправдывает дефекты, возникающие при исполнении субъектом его социальных ролей. Здесь человек выставляет себя как бы «объектом» внешних обстоятельств;

3. «открытая защита». Это состояние отказа от кодированных средств защиты самооценки и перехода к открытой стратегии «затыкания рта» - запугивание потенциального источника отрицательных эмоций;

4. «самораскрытие». Произвольный отказ от защиты и переход к стратегии доверительного диалога. Здесь происходит добровольное превращения себя в «объект» изучения.

В качестве важного отличия субъект-субъктного общения А.У. Хараш выделил в первую очередь самораскрытие партнеров. Оно предполагает взаимное посвящение партнеров в действительные мотивы общения: они собеседники, объединенные общностью и связанные отношениями соавторства, взаимной поддержки и взаимопомощи.

    1. Тренинг как обучение и развитие

Тренинг порой воспринимается как нечто, связанное с работой – тренинг на рабочем месте, тренинг не на рабочем месте, схему обучения найму персонала. Часто тренинг считают формальным процессом, чьи составляющие: присутствие тренера и наличие раздаточных материалов – у участников «на руках». Лежащие в основе активного обучения принципы научения людей, индивидуальные стили обучения, навыки активного слушания, задавания вопросов и представления обратной связи применяются в тренинге так же, как и в обычном обучении, в чтении лекций, при проведении инструктажа и оценке индивидуальных качеств.

Тренинг предполагает бесчисленное количество вариантов проведения, в зависимости от тренерского стиля и подхода и предпосылок проводимого обучения. Если все варианты расположить вдоль одной прямой, на одном ее конце будут находиться так называемые тренеры-фасилитаторы, использующие небольшое количество формальных упражнений и полагающиеся на собственный опыт генерации идей внутренней группы. Они в большей степени, чем другие, направлены на достижение результата. На другом конце шкалы находятся более традиционные тренеры, занимающиеся «постановкой навыка», которые могут чувствовать себя очень свободно в ораторской среде. Присущий им стиль – это в первую очередь информирование. И те и другие проводят тренинги. Однако опыт, полученный участниками, будет сильно различаться.

Тренеры-фасилитаторы хорошо работают с группами. С помощью собственного творчества и энергии они облегчают включение всех членов группы в работу и поощряют это включение.

Более традиционные тренеры могут найти этот подход очень сложным для воспроизведения. Они стремятся обучить других определенным поведенческим манерам. Их стиль ведения может быть более директивным, многие из них привыкли выступать в роли экспертов.

Для эффективного осуществления обучения в современных условиях необходимо сочетать активное включение участников с дозированным преподнесением информации. Членам группы важно чувствовать, что тренер передал им лично нечто очень ценное. Этим может быть модель поведения, процесс или информация. Участники не хотят приходить к выводу, что тренер не открыл для них ничего нового.

Уже сегодня на смену принятому ранее словосочетанию «тренинг и развитие» все чаще приходит понятие «обучение» или «обучение и развитие».

Обучение людей требует ответственности каждого специалиста, сначала – чтобы позволить обучающимся делать самостоятельные шаги к своему развитию, а затем – чтобы поддержать этот процесс инструктажем, обратной связью и последующим управлением достижениями. Тренеры играют ключевую роль в создании обучающей среды. Секрет успеха при создании обучающей среды заключается в понимании сути процесса научения.

Психологический тренинг строится в соответствии с определенными принципами, под которыми следует понимать основные положения, особенности руководства и правила реализации тренинга как метода.

С.И. Макшанов разделяет принципы тренинга на несколько групп:

1.         организационные принципы;

2.         принципы создания среды тренинга;

3.         принципы поведения участников;

4.         этические принципы.

Организационные принципы определяют особенности подготовки и проведения тренинга и включает:

а) принцип комплектования группы тренинга учитывает такие характеристики, как возраст, пол, профессиональную принадлежность, уровень должностной иерархии, а также некоторые психические свойства личности.

б) принцип физической закрытости – тренинговая группа работает в одном и том же составе от начала до конца тренинга.

в) принцип пространственно – временной организации тренинга определяет временные и пространственные характеристики группы.

Глава 2.

2.1. Создание доверия в группе

 

Большинство авторов работ по теории и практике активных групповых методов соглашаются, что установление доверия очень важно для успешной работы группы. Без доверия групповое взаимодействие будет поверхностным, будет мало самоизучения. Не будет исходить вызов от одного члена группы к другому, и работа в группе будет подвержена влиянию затаенных чувств.

Ошибочно полагать, что люди «естественно» доверяют друг другу, как только они становятся членами какой-то группы. И почему они должны доверять, не задавая вопросов? Откуда они знают, что группа будет иметь более располагающий и безопасный климат, чем общество вообще? Я считаю, что люди принимают решение доверять группе или нет. Такое решение зависит частично от способности ведущего продемонстрировать то, что группа может быть безопасным местом, в котором человек может быть самим собой и открыться, кто он и что он есть. Следует добавить, что, поощряя членов группы к разговору, о каких-то факторах, которые мешают доверию, ведущий поддерживает терапевтическую атмосферу, которая необходима для открытости и принятия риска со стороны членов группы.

Приходя в тренинговую группу, участники чаще всего испытывают потребность в эмоциональных контактах (при условии добровольности участия). В то же время все участники характеризуются теми или иными психологическими защитными механизмами. Включение в группу сопровождается переживанием тревоги. Участники пытаются определить, проявление каких чувств может быть безопасным в ходе их общения друг с другом. Групповая работа связана с переживанием разнообразных эмоций. Важной частью работы группы должно являться переживание членами группы общих чувств, их принятие и понимание, а не неприязнь или иные отрицательные эмоциональные проявления. Для плодотворной работы группы необходимо создание атмосферы, в которой максимальный набор переживаемых чувств раскрывался для других участников без опасения негативной оценки. Развитие атмосферы доверия должно на наш взгляд соответствовать этапам групповой динамики. В отличии от осторожности в выражении чувств, характерной для начала групповой работы, эмоциональная открытость в зрелых группах более выражена и не сопровождается стремлением преждевременно ее ограничить.

Как итог, можно констатировать, что указанные аспекты групповой формы работы в СПТ будут являться благоприятиными условиями для проявления воздействующих факторов только в том случае, если тренер будет внимательно относится к необходимости заблаговременного планирования хода тренинговых сессий и будет развивать наблюдательность, сензитивность и прогностические навыки.

Тренинговые занятия должны помогать группе пройти все стадии развития отношений с выходом на позитивную «терминацию» группового взаимодействия. Для этого на этапе конструирования программы тренинга необходимо подбирать методы, провоцирующие ситуации, работа с которыми подтолкнет группу перейти на новый уровень развития.

Информация о работе Обратная связь как важнейшая образующая СПТ