Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 12:47, доклад
Нейролингвистическое программирование (НЛП) (англ. Neuro-linguistic programming) (также встречается вариант «нейро-лингвистическое программирование») — комплекс техник, аксиом и убеждений, применяемых главным образом как подход к личностному развитию. НЛП основывыется на идее того, что сознание, тело и язык индивиидуума формируют картину его мировосприятия, и это восприятие, а, следовательно, и поведение можно изменить с помощью различных техник. Одна из основных техник, "моделирование", включает тщательное воспроизведение поведения и взглядов тех, кто достиг "совершенства".
Определение НЛП
Нейролингвистическое
программирование (НЛП) (англ. Neuro-linguistic
programming) (также встречается вариант «нейро-лингвистическое
программирование») — комплекс техник,
аксиом и убеждений, применяемых главным
образом как подход к личностному развитию.
НЛП основывыется на идее того, что сознание,
тело и язык индивиидуума формируют картину
его мировосприятия, и это восприятие,
а, следовательно, и поведение можно изменить
с помощью различных техник. Одна из основных
техник, "моделирование", включает
тщательное воспроизведение поведения
и взглядов тех, кто достиг "совершенства".
Объектом изучения раннего НЛП были методы
использования языка и техники выдающихся
терапевтов в области гипнотерапии, гештальт-терапии
и психологии семьи. Полученные знания
были адаптированы к области повседнедневного
общения.
Нейролингвистическое
программирование, более известное под
аббревиатурой НЛП, есть практическая
психология, инструменты и методы которой
могут быть применены для улучшения нашей
жизни . НЛП это средство измерения, использования
и изменения психических программ. Разработанное
в семидесятых годах Ричардом Бендлером
и Джоном Гриндером, НЛП в настоящее время
является распространённой практикой
среди психологов, психотерапевтов, коучей
и большинства людей интересующихся саморазвитием.
В этой статье я постараюсь как можно проще
объяснить вам, что такое НЛП.
Для начала давайте определим значение входящих в аббревиатуру НЛП слов.
Нейро: Мы взаимодействуем с реальностью посредством пяти наших органов чувств и нервной системы. Всё что мы видим, слышим, обоняем, осязаем и чувствуем на вкус – есть опыт, у человека нет других способов взаимодействия с окружающим миром.
Лингвистическое: Наш опыт закодирован, организован и осмыслен языком и не вербальными средствами коммуникации. Мы можем передавать информацию только посредством слов, жестов и неосознанного языка тела. Мы можем оперировать информацией, осмыслять и понимать её только через слова.
Программирование: Мы исследуем, используем и по мере необходимости изменяем нашу систему поведения, язык и невербальные средства связи. Наше поведение и действия определяют результаты, которые мы получаем в своей жизни, поэтому, если мы хотим изменить что-то в своей жизни, мы должны для начала изменить своё поведение и способ действий.
С помощью НЛП мы ведём наблюдения, выявляем и изучаем закономерности в поведении человека и результатах, которые он получает с помощью этого поведения, в дальнейшем копируем полезные модели поведения и получаем желаемые результаты. Кроме того, НЛП позволяет нам изменять наше отношение к вещам, обстоятельствам и ситуациям, а также наше внутреннее состояние. Изменяя внутреннее, мы изменяем внешнее – наш жизненный опыт определяет наше отношение и убеждения, а наше отношение и убеждения определяют наш жизненный опыт, и наоборот.
НЛП в рекламе: всё не так просто
Несколько лет назад папа НЛП Джон Гриндер утверждал, что использование классического НЛП в рекламе невозможно, так как НЛП в своей сути основано на феномене обратной связи.
«Все дело в том, что в любом воздействии, которое подразумевает жесткую обратную связь, ваш второй шаг зависит от того, какую реакцию выдал клиент на ваш первый шаг. Если вы этого не знаете, то ваше действие основано исключительно на веровании, что тот или иной рекламный ход, или гипнотический трюизм, или фоносемантическая вылизанность текста - они должны сработать, они обязательно сработают. И в то время, пока некоторые ретивцы убеждают нас в том, что реклама зомбирует и гипнотизирует, в самом настоящем гипнозе находятся или ее производители, или же ее заказчики.
Ну, скажите, разве не под гипнозом тот, кто начинает верить, будто какая-то буквочка или штрих в рекламном ролике или макете рекламного сообщения, который и не разглядишь, если лупой не вооружишься или микроскопом, вдруг окажет какое-то сильное закадровое или подпороговое влияние?! 25 кадр, технологии полутеней, аудиальные субсенсорные вставки, подпороговые стимулы, и много других красивых слов, которые вводят клиента в уверенное состояние гипноза. И сидит он, заметьте, по эту, а не по ту сторону экрана!
В книжках, конечно, говорят обратное. В одном примере выложили из кубиков льда слово секс, в другом - чуть ли не фаллическую символику из помидоров и огурцов. Эффектно и наглядно. Правда, ни слова о том, насколько это эффективно, но разве это так важно? Для рекламы это, похоже, не имеет никакого значения: главное, чтобы из колбасы у зрителя невольно и подсознательно половой член вышел, и он тут же отправится на охоту за этой колбасой.
Я думаю, что все это ерунда. И чем сильнее в рекламе акцент сделан на бессознательном аспекте влияния, тем хуже реклама. Людей же, по теории которых вся концепция рекламы строится на подпороговом влиянии, нужно держать подальше от рекламного бюджета» (Вит Ценёв).
С автором этих строк можно согласится. Существует ряд правил, которые объективно доказывают, что НЛП в рекламе - это не всегда основа, а всего лишь составная часть.
Правило первое: хорошая реклама строится на осмысленном обращении к потребителю.
В качестве довода могу привести в пример понимание языка телодвижений. Попробуйте на переговорах общаться без слов или бессодержательно, но при этом грамотно владеть и демонстрировать всю батарею самых оптимистичных и располагающих жестов и поз. Не надо иметь семь пядей в заду, чтобы понять, что это провальный вариант.
Хорошие позы, правильная речь и располагающие жесты дополняют переговоры (дополняют рекламу), а не являются их основой.
Правило второе: любые подпороговые и бессознательные влияния дополняют рекламу, но не являются ее основой.
В идеале любая рекламная конструкция должна разрабатываться без учета подсознания (а проблема современного понимания в том, что она делается без учета сознания), и лишь потом ее следует дополнить подпороговым содержанием - 25 кадром, неявными инструкциями, косвенными сообщениями, якорями и многими другими приемами из арсенала современных психотехнологий.
У создателя рекламы или у покупателя креатива могут возникнуть на этот счет целых два вопроса. Первый из них такой: для каких товаров подпороговое воздействие и всякие там 25-ые кадры будут более эффективны, и для каких - менее. Кого лучше глушить этими таинственными субсенсорными вставками: потенциальных покупателей хрусталя, носков или средства от тараканов? И второй вопрос: а какие подсознательные технологии лучше всего использовать в рекламе, а то их в последнее время так много развелось, не знаешь, на чем и остановиться.
Правило третье: интенсивность любого подпорогового влияния соотносится со шкалой, на одном полюсе которой стоят импульсивные покупки, а на другой - осмысленные.
Конечно, возникает вопрос: есть ли такие, но если их нет, то тогда их нужно придумать. И чем выше индекс импульсивности товара, тем больше вольностей можно допускать в подсознательном влиянии на потребителя. И, напротив, чем выше индекс осмысленности покупки (машину или холодильник очень сложно купить импульсивно - кстати, я уверен, что в этом месте кому-то из вас обязательно захочется заметить, что это сделать очень даже легко), тем бестолковее будет использование подпороговых трюков.
Правило четвертое: использование любых психотехнологий основывается на уже имеющемся фактическом рекламном материале, который обращен к потребителю.
Что это значит? А значит это, что сначала вы покупаете кожаный плащ, и лишь потом к нему подбираете перчатки по цвету. У нас же часто поступают наоборот: сначала купят перчатки, а потом начинают искать к нему плащ. Часто чисто субъективное мнение одного человека оказывается определяющим фактором при использовании психотехнологии: «Слушайте, а я вот прочитал, что зеленые буквы психологически более выгодны, чем коричневые - вот и давайте напишем текст огромными зелеными буквами. Это будет круто». И пишут. И кто-то им деньги за это платит.
Правило пятое: реклама товара (брэнда) может усиливать свою подпороговую компоненту лишь по мере узнаваемости этого товара на рынке.
И даже если 25-кадр действительно работает - выбрасывая на рынок пиво «Козюльское» или еще какое-нибудь, вы хоть тысячу раз наполните всю телерекламу 25-ым кадром про это самое «Козюльское», - всё равно все будут пить «Балтику» или «Клинское».
В связи с выше сказанным можно сделать вывод, что, так как психологи достигли наивысших результатов в плане исследований разнообразных влияний и воздействий одного субъекта на другого, то многие всерьез начинают думать, будто наикрутейшую рекламу смогут создать именно психологи. Это - не просто миф, но и опасное заблуждение (перечитайте правила с первого по пятое). Психолога не нужно подпускать к рекламе, его задача совсем иная - дать психологическую оценку рекламному тексту, сообщению, ролику. Функция психолога в рекламе - экспертная. Этот вывод имеет право на существование, как и все, что вызывает спор. За этим просто напрашивается правило шестое.
Правило шестое: не подпускайте психолога к созданию вашей рекламы - он не знает ваш бизнес, и поэтому внедрит везде зеленые буквы, архетипы, иерархию потребностей по Абрахаму Маслоу. Задача психолога - экспертиза вашей рекламы и устранение ошибок психологического толка.
Я считаю, что если просто пользоваться выведенными выше правилами, то появится возможность делать более эффективную рекламу, которая так необходима сегодня среди такого количества конкурентов.
НЛП - информационное оружие?
Информационно-психологические воздействия скрытого типа направлены на прямую манипуляцию сознанием человека через его подсознание, путем применения скрытых психотехнологий, когда субъект воздействия не осознает факт самого воздействия. Указанные скрытые воздействия включают психотрпные (техногенные) средства, а также суггестивные (внушение, массовый гипноз) и психотропные (фармакологические) воздействия, сотни видов их сочетаний и представляют собой опасность «нелетального» оружия исхода XXI века!
Подчеркнем, что психофизические воздействия или воздействия скрытого типа имеют скрытую насильственную направленность на психику и подсознание человека с целью безусловной модификации сознания, поведения и здоровья в нужном для воздействующей стороны направлении. Стремление скрыто воздействовать напрямую, через подсознание человека осуществляется современными изощренными скрытыми психотехнологиями, в том числе, с применением сверхслабых энергоинформационных взаимодействий. Следует подчеркнуть наличие сенсационных и скандальных публикаций о воздействиях на психику человека для решения военно-политических задач. Они грешат отсутствием фактических данных и выводами от «этого не может быть никогда!» до «так это же очевидно!»
Результаты же серьезных исследований, как правило, не публикуются.
До последнего времени главным объектом такого воздействия утверждалось сознание человека. Считалось непреложной истиной, что осязаемые эффекты могут быть восприняты нашим сознанием тогда и только тогда, когда они могут быть критически осмыслены нашим сознанием, пройдут через фильтр нашей оперативной памяти, а лишь потом отложиться в хранилище памяти - в нашем подсознании, прямой доступ к которому категорически закрыт.
Подсознание рассматривается скорее как нечто мифическое, эфемерное, во всяком случае, как нечто спящее, не активное, не способное влиять на «здравые» мысли и поступки личности. Новейшие исследования убедительно доказали, что наша оперативная память, формирующая наш «здравый смысл», - это всего лишь малая часть от нашей «суммарной» памяти, которой обладает человек. Главный ее «резерв и хранилище» - наше подсознание. В подсознании содержится от 70 до 99 процентов объема нашей памяти (всех знаний). Отсюда такой огромный интерес к раскрытию «резервных» возможностей человека, путем прямого воздействия на его подсознание.
Подобные «раскопки» влекут за собой фундаментальные сдвиги не только в подсознании психики людей, но и в изменении их мировоззренческих позиций, в достижении возможности создания невиданных средств порабощения. Стремление воздействовать на человека напрямую, через его подсознание, выражено в разработке самых различных методов, возникающих на основе современных изощренных скрытых психотехнологий, когда субъект воздействия не осознает ни цель, ни даже факт самого воздействия. Их коренное отличие от информационных воздействий открытого типа заключается в том, что они скрытно (скорее даже тайно), т.е. без ведома субъекта воздействия, лишают его права самостоятельного выбора логически обоснованных решений, свободы выбора своего поведения, исполнения желаний, выражения эмоций и даже психофизиологического состояния организма (настроения, здоровья).
Это достигается либо предварительным введением субъекта воздействия в измененное состояние сознания, либо внедрением манипулирующей информации на фоне отвлекающих сообщений прямо в подсознание, минуя этап критического восприятия ее сознанием человека. В востребованное время эта информация по условному сигналу (паролю) с уровня подсознания всплывает в сознании и воспринимается человеком как его собственные мысли и убеждения. В соответствии с заложенной программой человек - субъект воздействия организует свое поведение, принимая решения.
В предельном варианте этот человек в результате информационно-психологического воздействия скрытого типа превращается в зомби, который безотказно выполняет волю своего повелителя. Человек, подвергшийся «программированию», внешне ведет себя, так как обычный человек и не подозревает о том, что он «запрограммирован». Он среагирует только на ключевую команду, переданную ему в нужное время. После выполнения задания человек - «зомби» даже не осознает, что он сделал по этой команде - программой ему «приказали» забыть этот факт.
Подобные «раскопки» влекут за собой фундаментальные сдвиги не только в подсознании психики людей, но и в изменении их мировоззренческих позиций, в достижении возможности создания невиданных средств порабощения. Стремление воздействовать на человека напрямую, через его подсознание, выражено в разработке самых различных методов, возникающих на основе современных изощренных скрытых психотехнологий, когда субъект воздействия не осознает ни цель, ни даже факт самого воздействия. Их коренное отличие от информационных воздействий открытого типа заключается в том, что они скрытно (скорее даже тайно), т.е. без ведома субъекта воздействия, лишают его права самостоятельного выбора логически обоснованных решений, свободы выбора своего поведения, исполнения желаний, выражения эмоций и даже психофизиологического состояния организма (настроения, здоровья).
Информация о работе Нейролингвистическое программирование в СМИ